Правое всегда право: правило большинства — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Правое всегда право: правило большинства

2022-05-12 20
Правое всегда право: правило большинства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Разнорукость» проявляется не только на индивидуальном, но и на социальном уровне. Вы обратили внимание, что мы живем в правостороннем мире? Но почему? На пороге XX столетия выдающийся антрополог Роберт Гертц заметил:

«...во всем мире именно правая рука, а не левая, является доминантной, и так повсюду, будь то любая из высокоразвитых цивилизаций Европы, Индия или самое примитивное и изолированное племя дикарей. Эту проблему можно изучать на примерах из всевозможных областей — поэм Гомера, алхимии или религиозного искусства Франции XIII в., индуистской иконографии или классических государственных церемоний Китая, книжных эмблем и средневековых бестиариев, ритуалов маори, методов гадания, бытующих у жителей Борнео, и мифов, сложившихся в самых разных культурах».

Но хотя ныне большинство людей — правши, это не всегда было так. Орудия труда и пещерная живопись каменного века свидетельствуют, что правшей и левшей среди наших древних предков было примерно поровну. Правая рука стала доминантной только в бронзовом веке.

Отдельные случаи леворуких культур встречаются и в более близкие к нам времена. В Ветхом Завете повествуется о том, что царю Давиду помогала армия левшей. Сообщалось о том, что Александр Македонский обнаружил племя леворуких людей. В некоторых современных нам культурах, оставшихся на первобытном уровне развития, отмечается сравнительно большая доля леворуких по сравнению с остальным миром. Таковы готтентоты, бушмены, пигмеи и представители африканского племени банту, аборигены Австралии и Новой Гвинеи.

И все-таки большинство людей — правши. По данным некоторых кросс-культурных исследовании, праворуких во всем мире — не менее 90 процентов. Однако справедливости ради следует сказать, что подобная статистика ненадежна, так как полученные результаты зависят от собственно определения праворукости. Какой именно смысл мы вкладываем в это понятие? Что, собственно, мы оцениваем: пишет ли исследуемый исключительно доминантной рукой? Только ли эта рука работает с инструментами? Именно ли она бьет по мячу? Именно ли она сильнее? Именно ли она используется чаще? Некоторые люди одни задачи выполняют правой рукой, а другие — левой. Кроме того, как уже говорилось, существуют амбидекстры — люди с одинаково развитыми руками.

Есть и еще одна интересная группа — переученные люди: они были от рождения левшами, однако родители или учителя заставляли их писать правой рукой. Сколько в мире таких переученных, мы не знаем. Многие из них и не помнят уже, что некогда были левшами. Я постоянно встречаюсь с такими людьми на своих семинарах и в частной практике. Когда они начинают писать левой рукой, то переполняются детскими воспоминаниями о том, как их заставляли, и зачастую весьма жестоко, следовать правилу большинства. Это навсегда отпечаталось в их юных умах: мол, левая рука — не для письма, неправильно писать левой рукой и т. п. Они уже давно подавили в себе этот детский опыт и забыли, что являются от природы левшами. Мой опыт клинической практики свидетельствует о пагубном воздействии подобного принуждения на психику. Часто такие люди сами находили меня и просили о помощи. На многих примерах я убедилась, что переученные левши сталкиваются в жизни со многими проблемами. Нередко им бывает трудно выбрать профессию, они страдают от некоммуникабельности или конфликтности, от неправильного выбора места жительства и т. п. По моему глубокому убеждению, это происходит от того, что в раннем возрасте в них нарушили какие-то очень важные, базовые основы, заложенные самой природой. Однако методики, описанные в этой книге, помогли им восстановить органически присущий им тип разнорукости.

Бенджамин Франклин — государственный деятель, философ, писатель и изобретатель — был сторонником развития обеих рук. Он предлагал учителям не обращать внимания на то, какой рукой пишут или рисуют ученики, и разрешать им работать любой рукой. Вот какое письмо Франклин опубликовал в защиту своей точки зрения.

Ходатайство к тем,
кто управляет образованием

 

Я обращаюсь ко всем доброжелателям и заклинаю их направить свое сострадательное внимание к моей злосчастной судьбе для того, чтобы устранить предубеждение, жертвой которого я стала. Нас двое, сестер-близнецов, и два глаза человека не больше походят друг на друга и не лучше уживаются друг с другом, чем мы. Все могло бы быть прекрасно, если бы не предубежденность наших родителей, которые делают болезненные, различия между нами.

С детства меня заставляли смотреть на мою сестру как на существо из другого, лучшего, более образованного мира, чем я. Я страдала от того, что росла, не получая даже минимального образования, в то время как для моей сестры родители не жалели ничего. У нее были преподаватели, которые обучали ее каллиграфии, рисунку, музыке и другим предметам, а когда мне доводилось случайно коснуться ее ручки, карандаша или иголки, я получала жесточайший нагоняй. Много раз меня били за то, что я неловкая и у меня нет хороших манер.

Что может извинить наших родителей за то, что они столь различают нас, хотя по сути мы совершенно одинаковы? Увы! Я, должно быть, погибну от этой беды, потому что меня ничему не учили и не в моих силах даже каракулями написать прошение о помощи: я попросила написать его за меня... Умоляю вас, господа, снизойти до меня и объяснить моим родителям несправедливость такого отношения к нам и необходимость одинаковой заботы о своих детях. Остаюсь с огромным уважением к вам, господа,

Ваша покорная слуга

ЛЕВАЯ РУКА

 

Почему же общество предпочитает одну руку другой? И почему во всем мире во все времена правая рука считалась «лучшей»?

ТЕОРИИ АСИММЕТРИИ РУК

На Западе сложились две школы, объясняющие доминантность одной руки: биологическая и культурологическая. Одни объясняют асимметрию рук природой, а другие — социальными факторами, в частности воспитанием. Так, например, Платон полагал, что человек был задуман природой как амбидекстр и что превосходство какой-либо руки — результат дурных привычек, нажитых ребенком в процессе воспитания. Аристотель же придерживался биологической точки зрения и считал, что правая сторона тела от природы сильнее левой.

В ходе столетий возникло множество теорий разнорукости. Я предлагаю читателям познакомиться лишь с некоторыми, наиболее популярными и, на мой взгляд, наиболее интересными.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Генетическая теория

Передается ли разнорукость по наследству? Многие левши происходят из семей, в которых леворукость передается от поколения к поколению. То, что разнорукость предопределяется генетически и объясняется законом Менделя, — довольно распространенное мнение. Однако исследования близнецов не позволяют объяснить это явление с позиций теории наследования. Кроме того, закон Менделя о наследстве не может опровергнуть и такое предположение: если леворукость наблюдается у многих, а то и у всех членов семьи, не связанных между собой кровными узами, то не является ли она просто привычкой, навязанной в процессе воспитания, как предполагал Платон?


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.