Алмазы слёз, обильных, непокорных, — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Алмазы слёз, обильных, непокорных,

2021-10-05 28
Алмазы слёз, обильных, непокорных, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И вновь огонь небесных глаз –

Счастливых, радостных, смиренных.

Всё помню я, но нет уж в мире вас,

Когда-то юных и блаженных.


Воспоминание, память, поминовение – это нерушимая связь людей, времён, разных реальностей бытия. Один мудрый человек сказал, что память – «вечная жизнь для неверующих». Конечно, нельзя говорить о неверии лирического героя приведённых выше произведений. Но совершенно очевидно, что писатель в большинстве произведений обращается именно к человеческой памяти и, наверное, можно говорить о «переживании» этой памяти. А духовный уровень этого «переживания»,    в разных произведениях, конечно тоже разный.

К.Д.Паустовский, случайно нашедший никому на тот момент неизвестное стихотворение И.А.Бунина «Печаль ресниц, сияющих и чёрных»,  сказал, что оно          по красоте не уступает любовной лирике А.А.Фета. И хотелось бы сказать                                  о преемственности двух великих поэтов именно в контексте данной статьи. Вот строки хорошо известного произведения, при чтении которого нельзя не сострадать разлучённым жизнью возлюбленным:


Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь –

И веет, как тогда во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна – любовь.

(Стихотворение «Сияла ночь…».)


Сходство переживаний очевидно, только у А.А.Фета больше трагизма, как и самой           его жизни; а ещё у него присутствует образ музыки, объемлющий всё произведение,     к которому следует ещё возвратиться.

Невольно вспоминаются слова героя из рассказа «Натали» И.А.Бунина: «…забывал только так, как забываешь, что живешь, дышишь», и даже тогда, когда возлюбленной уже нет в этом мире.

Разделяет эти чувства и лирический герой А.А.Фета в другом произведении:


И поющим отдаваться мукам

Было слаще обаянья дня –

Умереть хотелось с каждым звуком,

Сердцу грудь казалася тесна.

Но с зарёй потухнул жар напевный,

И душа затихнула до дна…


(Стихотворение Романс «Злая песнь…»)

Снова музыка, обостряющая воспоминания - и снова слова рассказа главной героини «Натали», только произносит их главная героиня: «Хотя разве бывает несчастная любовь?... Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» Наверное, эта мысль в той или иной мере звучит в произведениях обоих писателей.

Говоря о преемственности поэзии И.А.Бунина с классической русской литературой, можно вспомнить и пронзительные строки Ф.И.Тютчева, созданные после смерти Елены Денисьевой и обращённые к ушедшей возлюбленной:

Ангел мой, где б души ни витали,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

И, конечно, при осмыслении неразрывной связи людей, разделённых временем         и пространством, нельзя не вспомнить стихотворения в прозе И.С.Тургенева, особенно         «Как хороши, как свежи были розы». Лирический герой - пожилой человек, глядя на догорающую свечу, вспоминает всю свою жизнь, всех ушедших близких, любимых людей: «Мне холодно, я зябну… И все они умерли, умерли…». Очевидно, свеча символизирует жизнь, а, может быть, единение близких людей в окружающей мгле.

И само название символизирует память и единение, а точнее - единение через память. Вообще, мне кажется, что между творчеством двух писателей много общего, что выходит за рамки данной статьи.

Но, завершая разговор о преемственности поэзии 19-20 веков, хочется ещё раз сказать о единении душ в вечности, о любви, которая, по слова апостола Павла, «никогда не перестанет».  

В озарённой глубине душевной

Лишь улыбка уст твоих видна –

Эти завершающие строки упоминаемого выше стихотворения А.А.Фета «Романс», наверное, удивительное единство образа быстротечной любви земной                           и ожидания встречи там – в вечности. И это единство присутствует во многих произведениях классической русской поэзии, независимо от эпохи.

Очевидно, присутствует это единство и в финале другого упоминаемого, более трагического произведения А.А.Фета «Сияла ночь»:

   


…Что нет судьбы обид,

 а сердца жгучей муки,

А жизни нет конца – и цели

нет иной,

Как только веровать

В рыдающие звуки –

 Тебя любить, обнять

и плакать над тобой.


  А вот финал упоминаемого уже стихотворения И.А.Бунина «Печаль ресниц, сияющих и чёрных»:  

…И дивно повторяется восторг -

Та встреча, краткая, земная,


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.