Курс № 10: Каббалистическая антропология — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Курс № 10: Каббалистическая антропология

2021-04-18 83
Курс № 10: Каббалистическая антропология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курс № 10: Каббалистическая антропология

 

В курсе рассматривается одна из самых спорных тем в мире – соотношение души и тела. В первом уроке разбираются наиболее распространенные теории души и тела, которые великий каббалист прошлого века, Бааль Сулам, объединил в три группы: теория веры, теория дуализма, теория отрицания. В зависимости от своего мировоззрения, каждый человек является приверженцем одной из этих теорий.

В последующих уроках даются определения души и тела, как каббалистических понятий, и разбираются этапы развития души. Предлагаются вопросы и ответы по теме, которые помогут правильно ориентироваться в дальнейшем материале. Вы узнаете, что представляет собой душа, разберетесь в ее устройстве и предназначении.

 

                                    Содержание

Урок№1 Тело и душа

Теория веры

Теория дуализма

Теория отрицания

Тело и душа как научные понятия в каббале

Открытое и скрытое

Запрет на использование абстрактной философии

Критика теории отрицания

Выводы

1.9 Вопросы и ответы

Тест

Урок№2 Строение души

Условия развития души

2.2 Что значит иметь душу?

Три этапа развития души

Цель кругооборотов душ

Тест

Дополнительный материал

Урок№3 Душа Адама как духовная конструкция

Введение

Условия развития творения

Подобие свойств

Движущая сила развития человека

Строение общей души «Адам»

Процесс разбиения

Причина разбиения

Кругооборот изменения формы

Заключение

Тест

Дополнительный материал

Словарь

                                          Урок №1

                                         Тело и душа

Теория веры

Теория дуализма

Теория отрицания

Тело и душа как научные понятия в каббале

Открытое и скрытое

Запрет на использование абстрактной философии

Критика теории отрицания

Выводы

1.9 Вопросы и ответы

Тест

Примечание: Материал основан на лекциях доктора М. Лайтмана, прочитанных студентам Международной академии каббалы. Жирным шрифтом выделен перевод статьи Бааль Сулама «Тело и душа», а обычным даны комментарии М. Лайтмана в обработке преподавателей Института исследования каббалы имени Й. Ашлага.

 

Прежде чем приступить к разъяснению этой возвышенной темы, важно отметить следующее. Любому читателю кажется, что определить понятия тела и души можно лишь при помощи абстрактных философских теорий, обычных для такого рода объяснений. Однако с того дня, как я нашел смысл в науке каббала и посвятил себя ей, я удалился от абстрактной философии и всех ее атрибутов, и теперь я столь же далек от нее, как восток далек от запада. Всё, что я здесь напишу, будет излагаться с чисто научной точки зрения, с предельной точностью, согласно простому осознанию практических вещей. И хотя в дальнейшем я буду время от времени употреблять слова и термины абстрактной философии, я буду делать это лишь для того, чтобы показать разницу между тем, что может представить себе теоретизирующий человеческий разум, и тем, что раскрывается в науке каббала. Таким образом, я разъясню, что такое тело и душа в действительности, и они станут понятными для каждого, поскольку истина и здравый рассудок едины, и истина готова для любого человека. Я буду следовать лишь указаниям каббалистических источников, избегая употребления укоренившихся в массах искаженных понятий, взятых, в основном, из абстрактных методик.

 

«Тело» и «душа» - едва ли не самые волнующие для человеческого ума понятия. Человек думает о своём существовании, о том, кто его создал, как он устроен и что от него останется после смерти. Все имеющиеся по этому поводу мнения Бааль Сулам разделил на три основные группы: теория веры, теория дуализма и теория отрицания.

 

 

                                  1.1. Теория веры

 

Теория веры утверждает, что нет ничего, кроме души или духа. По мнению сторонников этой теории, существуют духовные сущности, качественно отличные друг от друга. Они называются «человеческими душами» и обладают самостоятельной реальностью еще до того, как спускаются в мир и воплощаются в теле человека. Впоследствии, когда тело умирает, его смерть не распространяется на них, поскольку они являются простыми духовными сущностями. Ведь смерть, по мнению сторонников теории веры – это не более, чем разделение между основами, из которых состоит сущность. Поэтому смерть может относиться лишь к материальному телу, являющемуся конструкцией из нескольких основ, которые и разделяются смертью. Душа же, как духовная категория, представляет собой простую сущность, в которой нет составляющих, и поэтому она не может разделиться так, чтобы это повлияло на ее строение. Соответственно, душа бессмертна и существует вечно. А тело, по мнению сторонников этой теории, есть некое одеяние души, этой духовной сущности. В тело облачается душа. Через него она проявляет свои силы, качества и различные способности. Таким образом, душа дает жизнь и движение телу, а также предохраняет его от любых повреждений. У самого тела нет ни жизни, ни движения – нет ничего, кроме мертвой материи, которая и остается от него, когда душа покидает его. Признаки жизни, которые мы наблюдаем в теле человека – это лишь проявления сил души.

 

Такова первая теория, согласно которой душа является вечной, бессмертной сущностью, облачающейся в тело и оживляющей его. Тело – всего-навсего материя, которую душа надевает на себя и которой управляет согласно своим качествам. У самого тела нет никаких индивидуальных свойств, никакой самостоятельности. Душа поселяется в теле, и благодаря этому мы живём в течение какого-то времени. Потом тело умирает, а душа, как существовала прежде, до своего облачения в тело, так и продолжает существовать, сбросив его. Эта теория, хотя Бааль Сулам не объясняет почему, называется теорией веры. Биологическое тело со временем умирает, а душа, облачённая в него, является вечной и бессмертной. Мы можем пересаживать органы одного человека другому. Даже если человек лишается какой-то части тела – это не столь страшно, он всё равно остается живым. Главное в человеке – душа.

Существует мнение, что будто ампутация какой-либо части тела является следствием повреждения души. Существуют обычаи, в соответствии с которыми по телу человека будто бы можно определить, что представляет собой его душа.

Эти воззрения довольно широко распространены. Человеку удобно мыслить в таком аспекте. В нескольких местах Бааль Сулам тоже использует такого рода описания: «душа светится в теле». Разумеется, это образные выражения, в которых речь не идёт о физиологическом теле. Это выражение означает, что согласно строению кли, мы имеем представление о свете, наполняющем это кли. В науке каббала никогда не говорится о физиологическом теле. Когда речь идёт о теле, имеется в виду духовное кли, свойства которого определяют качество света, облачающегося в это кли согласно их тождественности по свойствам. Под телом и душой подразумевают желание получать, обладающее намерением ради отдачи. Это сила желания, сила творения, исправленная в соответствии с альтруистическим свойством Творца – отдачей. Именно это в каббале называется телом и душой – кли и светом.

Теория веры является наиболее распространенной, ее положения разделяет большинство людей. Однако эта теория не дает ответа на вопрос о том, что представляют собой тела всех остальных творений, кроме человека? Есть ли душа и у них? Можно предположить, что у человека есть некая «внутренняя душа», которая облачается в его биологическое тело и приводит его в движение. Но чем тело человека отличается от тел животных, что оно удостоено этой «внутренней души»?

В концепции рассматриваемой теории больше вопросов, чем ответов. Однозначно она утверждает лишь следующее:

· Существует душа и существует тело. Душа представляет собой нечто внутреннее, а тело – нечто внешнее, и одно облачается в другое.

· Душа является вечной частью, а тело – преходящей. Тело живет и умирает, у него своя жизнь, напрямую не зависящая от вечной сущности души.

 

 

                         1.2. Теория дуализма

 

Эта теория представляет собой сочетание нескольких теорий. По мнению ее сторонников, верящих в двойственность (дуализм) сущности человека, тело является совершенным созданием, оно живет, питается и сохраняет свое существование, удовлетворяя все свои потребности. Тело ни в коей мере не нуждается в помощи какой бы то ни было духовной сущности.

 

 

Наблюдая естественные биологические процессы, сторонники этой теории видят, что телу не требуется душа, оно живёт само по себе. Клетки соединяются в целый организм – большой, сложный, состоящий из многих компонентов. Он не нуждается в каком-либо воплотившемся в нём духовном элементе.

Жизнь человека, по сути, является следствием существования и жизнедеятельности клеток его организма. Это обнаруживается при изучении природы.

 

Суть человека – разумная душа, которая является духовной сущностью, как утверждает и первая теория. Различие двух теорий заключается лишь в понимании тела. Прогресс науки обнаружил, что в самом теле природой заложены все необходимые жизненные потребности, и поэтому для деятельности души внутри тела ничего не остается, только лишь навыки и хорошие качества, их духовные разновидности. Таким образом, сторонники дуализма верят в двойственность человеческой сущности, то есть в обе теории одновременно, но говорят, что душа является первопричиной существования тела, а это означает, что тело является порождением и продолжением души.

 

Здесь имеется несколько аспектов. Тело существует само по себе, душа существует сама по себе, и между ними иногда происходит некое взаимодействие, некое сочетание. Они дополняют друг друга, у каждого – своя функция. Эта теория образовалась как следствие развития науки. Мы увидели, что телу не нужна душа, поскольку на материальном, животном уровне оно может существовать без неё. Но всё же, если в человеке есть нечто особенное, что стоит выше животного существования его тела, то это особенное исходит из души.

Согласно первой теории, всё зависит от души. Душа создаёт для себя тело, облачается в него и в нём существует. Всё, что есть в теле, вся его жизнь является следствием существования души. Душа – первична, а тело, как её производное, – во всех отношениях вторично.

Вторая теория утверждает, что тело живёт само по себе. Душа, согласно этой теории, не строит тело. Каждый компонент существует самостоятельно, и они каким-то образом сочетаются между собой. В чём это сочетание? Возможно, есть люди, не имеющие души и пребывающие на абсолютно «животном» уровне? Помимо биологической жизни организма, в каждом из нас есть нечто более возвышенное.

 

                                  1.3. Теория отрицания

 

Этой теории придерживаются исследователи, отрицающие наличие духовной реальности и признающие в теле только его материальность. Последователи этой теории отрицают наличие какой-либо абстрактной духовной сущности в теле человека. Они изначально убеждены, что разум человека также является ни чем иным, как плодом тела. Тело, в данном случае, уподобляется исправной электрической машине с проводами, тянущимися от отдельных органов к мозгу. Этот механизм приводится в действие вследствие контакта организма с внешними раздражителями, ощущения боли или наслаждения направляются в мозг, который, в свою очередь, дает определенному органу команду о том, какое произвести действие. Все управляется посредством нервов-проводов и жил, присоединенных к ним по программе отдаления органа от источника боли и приближения его к источнику наслаждения. Именно таким образом, утверждают сторонники теории отрицания, происходят в человеке осмысление и реакции на все жизненные ситуации.

Это вполне научное представление, так как наше тело действительно ни в чем не нуждается, если мы будем рассматривать его как машину, действующую в соответствии с программой, которую можно определить следующей формулой: «Получение максимального наслаждения при минимальных усилия». По такому принципу устроено желание получать, заложенное в основу творения.

Действительно, почему у тела должно быть еще что-то, кроме того, что описывает данная теория? На самом деле, единственное дополнение, которое можно сделать к сказанному, относится к программе. Можно добавить, что существует не только само биологическое тело, но еще и более возвышенные желания, мысли, которые подчиняются той же самой программе – жаждут наполнения. Весь вопрос в том, что является наполнением для этого желания. Можем ли мы управлять видом наслаждения, и таким образом произвести в себе какие-то изменения?

В соответствии с тем, что раскрывают физиология, медицина и биология, исследуя работу человеческого организма, мы обнаруживаем, что наше тело действительно представляет собой некую машину. Даже в той части человековедения, которая считается относящейся якобы к «душе», и занимается психологией человека, мы открываем действие жестких законов.

Выясняется, что склонности человека заданы его генами. Если у человека существует стремление к чему-либо (даже если мы не можем определить, откуда оно возникло и по каким принципам действует), в конечном итоге, обнаружится его скрытая предрасположенность к этому, и окажется, что все это уже изначально было заложено в нем. В поведении человека нет ничего, что не было бы заранее предопределено. Поэтому «теория отрицания» наиболее близка к правильному истолкованию понятий тела и души.

 

Наше ощущение разума и логики внутри мозга подобно снимку или отпечатку с того, что происходит внутри организма. Преимущество человека по сравнению с любым представителем животного мира состоит в том, что мозг его развит в такой мере, что все, происходящее в его организме, отражается в мозге как снимок, ощущаемый и воспринимаемый человеком, как результат работы его разума и логики. Разум человека и все его выводы, считают сторонники этой теории, есть ни что иное, как результат процессов, происходящих в организме.

Среди сторонников теории дуализма есть полностью согласные с теорией отрицания. Однако они все же добавляют к телу вечную духовную сущность, называемую «душой»: она-то и облачается, по их мнению, в механизм тела. Душа, утверждают они, является сутью человека, а механизм тела – лишь ее оболочкой.

Если человек действительно обладает абстрактным мышлением, он ходит по этому кругу всю свою жизнь: вчерашняя очевидность обращается сегодняшними сомнениями, а сегодняшняя очевидность превратится в сомнения завтра, так что в рамках абсолютной очевидности невозможно прийти к уверенному умозаключению больше, чем «на сегодняшний день».

В каббале действует тот же принцип, что и в науках, существующих в рамках нашего мира, где исследования проводятся с помощью наших пяти органов чувств. Это принцип: «Нет у судьи ничего, кроме того, что видят его глаза». (Трактат Бава Батра, 131:1) Все, что мы делаем, сводится к сбору опытных данных, на основании которых мы хотим составить для себя ясную и связанную воедино картину. Человек желает знать, какие связи существуют между частями творения, в соответствии с какими формулами и под управлением каких сил действует природа.

 

 

Знание, полученное нами в результате изучения и исследования, остается верным только на сегодняшний момент, а завтра мы можем добавить к нему дополнительные данные и получить более четкую картину. То, что сегодня казалось нам очевидным, завтра будет или признано частично верным, или вообще отвергнуто, поскольку мы увидим, что эти данные получены либо случайным образом, либо верны при каких-то ограниченных условиях и не доказывают общей закономерности.

Так мы продвигаемся во всех научных исследованиях. Так же действует и ученый-каббалист: он исследует развитие своих духовных органов чувств (их тоже пять), которые в совокупности называются духовным парцуфом, подобно нашему телу, обладающему пятью органами чувств и оснащенному приборами, расширяющими наши естественные способности восприятия. Когда каббалист приобретает новую способность восприятия, она тоже включает в себя пять частей, пять чувств, пять сфирот, пять видов ощущения. На этом строятся все его знания и постижения.

Информация все время меняется, и мир не просто постоянно расширяется, но и полностью меняет свои ценности. Поэтому мы ограничены в возможностях исследования этого мира с помощью обычных наук, действующих в рамках пяти физических органов чувств и основанных на телесном желании получать. Мы меняем свои теории и заключения, сделанные на основе опытных данных, по мере того как эти данные накапливаются и приводят к открытиям новых закономерностей, иных законов природы. Мы никогда не можем знать самого общего, объективного, идеального закона, существующего вне нас и действительно определяющего происходящее в природе.

Исследование явлений окружающей природы на неживом, растительном, животном и говорящем уровнях этого мира дают человеку повод размышлять о более глубокой части мироздания, которую он не ощущает. Разумеется, научные исследования не касаются души – о ней рассуждают, лишь основываясь на изучении материи. Поэтому три вышеприведенные концепции о душе и теле не могут считаться объективными.

Каббалисты же, достигая восприятия духовной части, получают возможность исследовать непосредственно душу. Они воспринимают ее так же, как ученые воспринимают материю со всеми ее свойствами, открывая и изучая законы ее существования во всех, даже самых сложных, формах. Постигая духовный материал и его форму – свет, облачающийся в этот материал, каббалисты исследуют его так же, как ученые исследуют физическую материю. Именно поэтому на их выводы можно полагаться.

 

 

         1.5. Открытое и сокрытое

Современная наука уже пришла к пониманию того, что в действительности нет ничего абсолютно очевидного. В каббале же издавна запрещено заниматься теоретизированием и пользоваться теоретическими выводами, даже как предположениями.

Открытая часть науки включает все, что мы понимаем при простом осознании, когда изучение строится на практической основе, без какого-либо теоретизирования, а только из практических, опытных данных и выводов.

Скрытая часть науки включает знания, постигнутые нами самими или полученные из авторитетных источников, но постигнутые в мере, недостаточной для анализа с позиций здравого смысла и простого осознания.

 

Сокрытая часть науки – это также знание, которое нам, в итоге, раскроется, иначе бы мы не говорили, что оно скрыто. Я не могу просто так утверждать, что нечто от меня скрыто. Если я понимаю, что оно скрыто, это значит, что частично, в каком-то виде у меня есть относительно него раскрытие. Узнать, что нечто скрыто, уже означает в какой-то мере обнаружить наличие объекта. Однако это восприятие не позволяет с достаточной определенностью судить о свойствах объекта и его ценности.

Науку каббала часто называют тайной наукой. Но если человек вообще не понимает, о чем идет речь, то это знание не является для него скрытым – по отношению к нему оно просто не существует. Ощущение сокрытия означает, что я уже постиг часть из этого явления, и в какой-то степени оно мне понятно, но я не могу связать это в своем восприятии в общую картину, так как не знаю всех закономерностей. Таким образом, под «скрытым» подразумевается раскрытое в недостаточной степени.

 

Поэтому, эту часть знаний мы временно должны просто принять на веру и ни в коем случае не приближаться к ее исследованию, поскольку в таком случае оно будет строиться не на практической основе, а на теоретизировании.

 

Каббалистам точно известно, какая часть раскрыта, а какая скрыта, поэтому они опасаются исследовать относящееся к скрытой части, поскольку знают, что там существует возможность ошибиться, ведь это уже не является достоверным исследованием. В соответствии с этим, каббалисты четко разделяют реальность на скрытую и раскрытую. Раскрытая часть реальности – это то, где я располагаю всеми достоверными данными о рассматриваемом понятии или явлении. О скрытой части информации недостаточно, чтобы считать результаты исследований столь же достоверными, как в раскрытой части.

Эти две части, скрытая и раскрытая, все время изменяются. Изменяя свои келим, я делаю дополнительное исправление на свои желания, и в следующее мгновение какая-то часть ранее скрытых от меня явлений уже присоединится к раскрытой части. А в соответствии с этим мне раскроются еще б о льшие келим, и я обнаружу еще нечто, скрытое от меня – то, о чем прежде не имел никакого представления, никак не воспринимал и не знал, что оно существует.

Следует принимать во внимание, что термины «открытая» и «скрытая» части науки указывают не на определенные виды знаний, а на осознание их человеком. Знания, которые человек раскрыл в реальной практике, называются «открытыми». Знания, еще не получившие такую степень постижения, определяются как «скрытые».

Таким образом, когда речь идет о нашей эгоистической природе и природе духовной, следует помнить, что, в конечном итоге, это свойства творения. Просто доступная для раскрытия часть материальной и духовной природы называется открытой, а то, что человек пока не в силах раскрыть, является скрытой частью.

То, что нами постигается, служит основой для более глубоких постижений. Даже когда последующие исследования отрицают предыдущие, последние все равно служат фактической базой для первых, благодаря чему и происходит продвижение вперед. Сегодняшнее мое состояние никогда не перечеркивает вчерашнее, речь всегда идет о приближении к истинному, более глубокому восприятию. Раз за разом, суммируя результаты исследований, исследователи переходят от вехи к вехе и в естественных науках, и в науке каббала, получая при этом все более и более внутреннюю картину реальности. Своими исследованиями мы каждый раз снимаем новый пласт неизведанного мира, все дальше проникая внутрь природы.

Природа этих исследований такова, что всякая новая ступень как будто бы разрушает предыдущую, однако это не разрушение, а созидание. Новая жизнь невозможна, пока не закончится и не исчезнет старая. Но без опоры на то, что передается от поколения к поколению, от состояния к состоянию, этого не произойдет. При этом не происходит деление на субъект-исследователя и объект исследования, поскольку это одно и то же. Каббалисты никогда не раскрывают мир сам по себе, глядя на него со стороны в качестве исследователей.

Исследователь раскрывает мир внутри собственных органов восприятия (каббалисты называют их «телом души»), соответственно своим качествам. Открывая для себя новую концепцию, ученый обладает соответствующими этому уровню познания эмоциональными (чувства) и рациональными (разум) качествами восприятия.

В соответствии с этим, каббала считает допустимым использовать только достоверные, практически доказанные знания, то есть знания, в достоверности которых у нас не может возникнуть никакого сомнения. Поэтому невозможно принять какое-либо научное знание о понятиях души и тела из первой и второй теорий, поскольку их выводы исходят из религиозных рассуждений.

Действительно, научные знания о душе и теле могут быть получены только при использовании методики, предоставляемой наукой каббала, поскольку они приобретаются опытным путем и подтверждаются практикой – так, что человек не сомневается в их достоверности. Учитывая вышеизложенное, допускается возможность использовать в определенной степени только третью теорию, занимающуюся исключительно вопросами тела, и лишь те ее данные, которые доказаны опытом и по поводу которых нет никаких разногласий.

Наука каббала изучает лишь материал и форму, облаченную в материал. На основании полученных данных делаются выводы о человеке и окружающей реальности. Повторяемость получаемых результатов привела к появлению концепции, согласно которой весь наш мир является производным особого способа восприятия, свойственного нашим органам чувств. В них же определяется и восприятие человеком самого себя. Постижение объективной реальности, не зависящей от человека, то есть свободной от влияния его «я», является невыполнимой задачей. Каббалисты говорят, что лишь когда человек изменит себя в соответствии с Высшей силой и уподобится ей, он станет способен воспринимать реальность без ограничений – такой, какой она существует вне органов восприятия. Такое состояние названо миром Бесконечности.

Вершиной всех исследований является изучение форм отдачи, раскрывающихся в желании, на основе которых каббалист чувствует, что изучает и приобретает свойства Творца, или Его образы. Это конечный этап всех исследований и их желательный результат. Но и в этом происходят постоянные изменения, мы постепенно достигаем большей точности и совершенствуем свое понимание. Только по достижении окончательного исправления можно получить полную и уже неизменную картину. До завершения окончательного исправления всегда есть изменения и добавления.

 

"Скрытое и раскрытое"

 01_Видео фрагмент

 01_Аудио фрагмент

Названия «открытая» и «скрытая» части науки указывают не на определенные виды знаний, а на осознание человека. Знания, которые человек раскрыл из реальной практики, можно назвать «открытыми», тогда как знания, еще не достигшие такой степени достоверности, можно определить как «скрытые».

Из вышесказанного следует, что ни в одном поколении не было человека, у которого не было бы этих двух частей знания – открытого и скрытого, где открытую часть знаний ему разрешено исследовать, поскольку у него есть для этого реальная основа, а скрытую часть запрещено даже пытаться изучать, потому что в ней у него нет никакой реальной основы для истинного постижения.

 

Наука каббала очень строго и четко разграничивает раскрытое и скрытое. Уже шла речь о том, что скрытое – это тоже некоторым образом открытое, но с недостаточной степенью определенности. В последнем случае результаты, к которым я могу прийти, используя имеющиеся у меня данные, не являются надежными, так как еще не были воплощены в материале. Поэтому ошибки на этом пути являются практически неизбежными.

Используя неверные данные, человек может повредить самому себе и остальному человечеству. Чтобы предостеречь нас от этой ошибки и настроить оптимальным образом на продвижение к цели творения, каббалисты настойчиво предупреждают нас не заниматься вымышленными, недостоверными исследованиями, исходящими из скрытой части этой науки.

Несмотря на то, что каббала называется «тайной наукой», она имеет дело с явлениями, которые явно раскрылись человеку, и именно поэтому каббалисты так строго предупреждают нас: заниматься только открытым, но не скрытым! Так и написано: «Не исследуй скрытого или того, что выше тебя». Этот запрет не относится к занятиям каббалой в целом, а касается лишь части, которая пока остается скрытой от человека. Поэтому ко всем наукам нашего мира, кроме абстрактной философии, каббала относится с уважением, пониманием и благодарностью.

 

Каббалисты постановили, что необходимо изучить так называемые «семь наук мира» и лишь затем приступать к изучению каббалы. Таким образом, человек находит для себя некую путеводную нить, некий путь исследования этого мира, а потом уже может приступать к изучению Высших миров.

Каббалисты не могут принять философию, поскольку она занимается исследованиями понятий, которые никогда не облачались в материал. В выводах философии нет никакой достоверности, они всецело являются плодами человеческой фантазии, основанными лишь на умственных заключениях, не опирающихся ни на какие практические данные. Поэтому занятие философией неприемлемо для человека, избравшего путь каббалы. Ему предлагается заниматься скрытой от человека частью, и потому результаты такой деятельности могут быть неверными; их никогда нельзя брать в расчет. Возникает вопрос: а если мы будем проводить философские изыскания, не собираясь воплощать их результаты в действие? Это будут чисто абстрактные исследования, просто ради интереса. Но и это было бы неправильным. Запрет на изучение скрытого следует также из того, что если человек занимается чем-то, не приносящим практической пользы, то он лишает себя возможности заниматься тем, чем он должен заниматься в этой жизни – исправлением своих желаний, своего восприятия мира.

Человек обязан исследовать свой материал (эгоистическую природу своих желаний) и доводить его до подобия альтруистическим свойствам Творца, но так, чтобы все это оставалось в границах подлинного знания.

 

В соответствии с этим, каббала считает непозволительным использовать абстрактную философию. Опираться можно только на те знания, которые были практически доказаны, то есть в реальности и истинности которых у нас не может возникнуть никакого сомнения.

 

Каббала – это методика, с помощью которой каббалист исследует реальность. Реальностью называется желание получать.

Есть желание получать, оно является материей. Есть его форма, облаченная в материю. Есть также абстрактная форма и сущность, но поскольку они никогда не облачались в материю, то есть никак не ощущались в наших желаниях, нам запрещено заниматься их исследованиями, так как мы не можем постичь их определенно и достоверно.

Этот подход лежит в основе отношения каббалы ко всем областям человеческой деятельности. Каббала принимает во внимание только то, что поддается нашему контролю, что мы получаем реально, практически, можем записать и вернуться к тому же самому явлению, передать знания о нем другому, чтобы он также выполнил то же действие и получил тот же результат. Только такие явления называются реальными, действительными, и только их мы используем в науке каббала.

Каббала разделяет все науки этого мира на истинные и на те, результаты которых нельзя считать достоверными.

 

Мы не можем выделить никакого научного знания о понятиях души и тела из трех вышеуказанных теорий, ибо их выводы исходят из религиозных рассуждений. Мы же можем принять сведения о душе и теле только как научные знания, то есть, только исходя из знаний науки каббала, в которой они приобретены опытом, так что человек не сомневается в их истинности. Такие доказательства невозможно предоставить каким-то «духовным» образом.

Мы не ощущаем душу и не можем ее исследовать, мы даже не обладаем точными знаниями о нашем биологическом теле, не говоря уже о желаниях, которые в каббале называются телом. Это означает, что обычный человек, находясь в своих привычных жизненных рамках, не может исследовать ни тело, ни душу, ни связь между ними. Все, что он думает, исходит из общепринятых мнений, возникающих не в результате точных практических исследований и проверок. Только обладающие мудростью каббалы могут заниматься такими исследованиями, поскольку получают факты и опыт из практического анализа понятий тела и души, и связи между ними.

Поэтому все написанное о теле и душе непонятно обычным людям. Чтобы понять, что каббалисты подразумевают под этими понятиями, человек должен подняться на их ступень и приобрести келим, которыми обладают ученые-каббалисты. С этими келим, то есть с желанием получать и экраном, человек сможет исследовать явления, о которых они пишут, и убедиться в достоверности излагаемого. Это и будет означать подлинное постижение написанного каббалистами. До этого человек должен согласиться с тем, что не понимает и не может представить себе правильно написанное в книгах, рассуждающих о понятиях тела и души.

 

В соответствии с этим, у нас есть право использовать в определенной степени только третью теорию, занимающуюся исключительно вопросами тела, во всех тех заключениях, которые доказаны опытом и по поводу которых нет никаких разногласий. Общие логические объяснения любых теорий каббалой запрещены.

 

"Нет у судьи больше, чем видят его глаза"

 02_Видео фрагмент

 02_Аудио фрагмент

 

              1.7. Критика третьей теории

 

Однако третья теория чужда духу образованного человека, поскольку уничтожает личность и представляет человека в виде машины, действующей и передвигающейся посредством внешних сил. Отсюда следует, что у человека нет никакого свободного выбора в его желаниях, он полностью находится под воздействием сил природы, все действия совершает по принуждению, за его поступки не следует никакого вознаграждения и наказания, так как закон вознаграждения и наказания может распространяться только на имеющего свободу волеизъявления.

Эта теория чужда как религиозным людям, верящим в вознаграждение и наказание Творцом и уверенным в их благой цели, так и нерелигиозным. Ведь согласно этой теории выходит, что каждый из нас предан в руки слепой природы, и мы, обладающие разумом, являемся игрушками в ее руках. Слепая природа ведет нас неизвестно куда! Поэтому и третья теория неприемлема и не принята в мире.

 

Человеку не очень нравится думать о себе как о марионетке, приводимой в действие посредством внутренней программы или внешнего воздействия.

Бааль Сулам говорит, что эта теория чужда как религиозным, так и нерелигиозным людям, то есть ни одна из теорий, созданных человечеством, все-таки не рассматривает человека, как механизм, не имеющий никакой свободы выбора и приводимый в действие исключительно внешней силой.

В нашем состоянии мы не способны точно определить истинность каждой из этих теорий, поскольку у нас нет возможности видеть, кто мы такие и кто такой Творец, Высшая сила. Мы не знаем, насколько Он облачается в нас и определяет все происходящее, не знаем, оставляет ли Он нам что-нибудь для нашего собственного решения и действия. На протяжении тысяч лет человечество пытается найти ответ на эти вопросы. Нет науки, которая может дать нам ясный ответ на вопрос, кто мы такие, свободны ли мы, что мы должны делать в этой жизни, для чего и почему мы существуем.

Несмотря на то, что эти вопросы находятся внутри нас, ответы на них принадлежат другому уровню осознания. Чтобы исследовать причины нашей жизни, мы должны подняться над ней на уровень причин – туда, где находится наш корень. Тогда мы узнаем, откуда мы пришли, для чего мы существуем, в чем заключается наша возможная свобода, на что мы способны влиять, и в чем мы можем быть самостоятельными.

 

Поэтому было решено, что тело, которое согласно третьей теории называется машиной, не является истинным человеком, а сутью человека, его «я», является невидимая и неощущаемая духовная вечная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела.

Но как эта духовная сущность может задействовать тело


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.