Русская религиозная философия. Русский марксизм — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Русская религиозная философия. Русский марксизм

2021-03-18 64
Русская религиозная философия. Русский марксизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С 1880-х годов спор славянофилов и западников трансформируется в полемику религиозной философии (богоискательства) и представителей русского марксизма. К этому периоду можно говорить о расцвете философско-правовых идей, которые оформляются либо в целостные учения, либо предстают в виде фрагментов знаменитых философских систем.

В.С. Соловьев (1853-1900) создал оригинальную философия всеединства(всеединство – картина мироздания, где Бог как истинно-сущий есть абсолютное сверхприродное идеальное первоначало, а действительность есть единый организм).

Выступал против позитивизма и утверждали неразрывную связь права с религиозно-нравственными ценностями.

Возникновение права трактует в духе исторической школы (возникает в истории как проявление общественной жизни).

Два понимания права: онтологическое и аксиологическое

I. Онтологическая трактовка права отождествляется с его общим смыслом (называет естественным правом).

Сущность естественного права определяется понятиями личность, свобода и равенство.

«Естественное право есть та общая алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права. При этом, само собой разумеется, что эта формула (как и всякая другая) в своей отдельности есть лишь отвлечение ума, в действительности же существует лишь как общее идеальное условие всех положительных правовых отношений, в них и через них»[10]. Идея права, по мысли Соловьева, неразрывно связана со свободой, которая представляет собой характерный признак личности.

Самоограничение собственной свободы и порождает право, ибо означает признание права на свободу другого лица; отрицая свободу другого, нельзя иметь нравственных оснований для утверждения собственной свободы.

Поэтому только равенство в пользовании свободой может быть гарантией самой свободы.

Следовательно, право есть «свобода, обусловленная равенством», или «синтез свободы и равенства».

II. Аксиологическая трактовка. Право определяется также и справедливостью, которая не тождественна равенству и не носит только формальный характер.

Справедливость есть равенство в исполнении должного. Это соответствует принципу альтруизма, требующего признавать за другими то же право на жизнь и благополучие, какое признается каждым за самим собой.

В этом заключается центральный пункт теории права мыслителя: нравственно-должное в ней трактуется как необходимый признак права. Поэтому несправедливые законы, идущие вразрез с нравственным понятием добра, не отвечают и существенным требованиям права, не являются правовыми законами и подлежат отмене.

В.С. Соловьев проводил четкое отличие права от нравственности.

1. Нравственное требование есть по существу неограниченное и всеобъемлющее, соответствующее идеалу совершенства; правовое требование по существу ограниченно, оно требует лишь фактической задержки известных проявлений зла. В этом отношении право есть определенный минимум нравственности.

2. Высшие нравственные требования не предписывают внешних действия, оставляя свободу реализации, а право требует объективной реализации этого минимума добра, или действительного устранения известной доли зла.

3. Нравственный закон предполагает свободное и добровольное исполнение, принуждение тут невозможно, а право допускает прямое или косвенное принуждение.

ВЫВОД: право как порядок, не допускающий известных проявлений зла (что означает реализацию определенного минимального добра).

Государство и общество. Государство – важнейшее условие осуществления добра в мире. Поэтому критиковал Г.В.Ф. Гегеля за отождествление нравственного добра и государства.

По В.С. Соловьеву, именно нравственный интерес требует личной свободы как условия человеческого достоинства и нравственного совершенствования; но человек не может существовать и совершенствоваться иначе как в обществе.

Поэтому нравственный интерес также требует, чтобы внешние проявления личной свободы сообразовывались с условиями существования общества, прежде всего, с реальной безопасностью всех. Эта безопасность не может быть обеспечена законом нравственным как не имеющим силу для людей безнравственных и потому нуждается в ограждении принудительным юридическим законом.

Право в истории. Но мыслитель не ограничивается этими двумя определениями и формулирует еще одно определение, призванное подчеркнуть момент объективности права и его действенности: «Право есть исторически подвижное определение принудительного равновесия между двумя нравственными интересами:

- формально-нравственным интересом личной свободы и

- материально-нравственным интересом общего блага».

Этим, согласно его теории, достигается равновесие, которое является отличительным признаком права.

В интересах общего блага возможно лишь ограничение личного интереса, но не его уничтожение вообще, так как это означало бы необратимое нарушение исходного принципа равновесия.

(В этом заключалась одна из причин, по которой Соловьев отрицал возможность применения к преступнику смертной казни).

Права человека. Соловьев различает:

- права негативные (права, обязывающие, прежде всего, государство не вмешиваться в сферу личной свободы индивидуума);

- права позитивные (требующие определенных действий со стороны государства для своей реализации).

Среди последних особое место занимало сформулированное им (но не только им!) право на достойное человеческое существование, явившееся впоследствии одним из краеугольных камней концепции социального государства.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.