Философско-правовые идеи русской средневековой философии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Философско-правовые идеи русской средневековой философии

2021-03-18 65
Философско-правовые идеи русской средневековой философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот период, как помним, связан со становлением национальной философской традиции и – соответственно эволюции государственности – подразделяется на два этапа:

- философия Киевской Руси (ХI–ХIIIвв.) (другое название – древнерусская философия);

- философия Московского государства (XV–XVIIвв.) (так называемая средневековая русская философия).

В литературных источниках XI–XIVвв. («Повесть временных лет» (нач. XIIв.), «Слово о полку Игореве» (кон. XIIв.), «Русская правда» (1280-е годы), «Задонщина» (кон. XIV–нач. XVвв.), «Сказание о Мамаевом побоище» (XVв.) и др.) наряду с проблематикой самого произведения, приводятся наблюдения и размышления о мировоззрении людей своего времени, проявляется стремление к постижению закономерностей истории и действительности в целом.

Уже в этих литературных памятниках поднимаются философско-правовые проблемы: нравственно-религиозного понимания сущности княжеской власти, соотношения «закона и благодати», вольности и долга, справедливости и правды.

К первым представителям национальной философской традиции относятся: Иларион Киевский (сер. XIв.), Владимир Всеволодович Мономах (1052–1125), Климент Смолятич (нач. XIIв.–после 1164) и др.

И все-таки средневековый период дает лишь разрозненные сведения, составляющие представление о формировании философско-правовых идей. Это скорее предыстория философии права на Руси.

Рассмотрим идеи представителей этого периода подробнее.

Митрополит Илларион (XIв.) традиционно считается первым древнерусским философом. О его биографии точно известно только то, что он был первым митрополитом русского происхождения в Киеве (1051–1054) и входил в число приближенных князя Ярослава Мудрого.

Основные произведения: «Слово о Законе и Благодати» (между 1037 и 1050)[4], «Молитва».

Мировая история, ее периодизация. Центральная проблема работы – мировая история и место в ней русской земли. История подразделяется на три стадии:

- языческая («идольская лесть»);

- иудейская (ветхозаветная история еврейского народа, век «закона»);

- христианская (история христианских народов, век «благодати»).

Различие «закона» и «благодати». По мнению Иллариона, «благодать» (соответствует Новому Завету) носит универсальный характер и противопоставляется национальному характеру иудейского «закона» (соответствует Ветхому Завету). Данное различие, как мы видели ранее, служит основой для периодизации истории.

Закономерность истории. Исторический процесс пронизан единым стремлением: от иудейского закона через христианскую истину и благодать к будущему веку. Закон и благодать противопоставляются как рабство и свобода. Царство благодати есть реализация идеи свободы. Но при этом период «закона» был необходим, т.к. он исторически подготовил период «благодати». Как пишет автор, «закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни».

Иначе говоря, история мыслится в духе христианского эсхатологизма (греч. eschatos – последний, конечный и logos – слово; понятие, учение).

Роль земной власти в обществе. Итак, благодать рождает свободу. Однако свободе необходимо покровительство сильной светской власти, которая и способствует окончательной победе благодати в конкретном обществе и в мире в целом.

Крещение Руси он рассматривает как завершающий этап распространения христианства в мире и положительный факт в истории страны. Автор «Слова…» – сторонник средневековой концепции, в соответствии с которой у каждой страны есть свой просветитель, один из христианских апостолов. На Руси таковым стал Владимир Святославич, который по историческому значению сопоставим с императором Константином. Хвалебное слово ему изложено в третьей части работы митрополита.

Место Руси в истории. На этапе «закона» исторический процесс основывается на подчинении народов, а на этапе «благодати» все народы исторически равноправны (т.е. критикуется идея богоизбранности греческого народа и теория вселенской христианской империи, обосновывавшая притязания Византии на русские земли). В историческом процессе велика роль «новых народов» (так Илларион называет христианские народы), особенно не испорченных гордыней. История страны – часть всемирной истории. Данный тезис особенно значим для молодого русского государства.

Владимир Мономах (1053–1125) – великий князь, законодатель.

Основное произведение: «Поучение детям» (XI-XIIвв.) (другие названия: «Поучение Владимира Мономаха», «Завещание Владимира Мономаха детям»).

Содержание работы носит нравственно-философский характер. В ней поднимаются две проблемы: вопросы практической политики и проблемы добродетели. В конце работы автор приводит краткое описание собственной жизни и письмо к Олегу, черниговскому князю.

Политические представления. Владимир Мономах выступает как «о земле великой печальник» и затрагивает многие аспекты практической политики: объем власти великого князя, взаимоотношения церкви и государства, критерии оценки политика (моральные и правовые). Автор выступает с призывом к единству страны, осуждает междоусобные войны.

Нравственные поучения. Призывает стремиться к внутреннему самосовершенствованию. Для победы над «врагом» (дьяволом) есть три средства: покаяние, слезы и милостыня. Полагает, что заслужить милость Божию можно не только через религиозное самоограничение (затворничество, монашеская жизнь, посты), но и конкретным малым делом.

В работе приводится немало конкретных советов, которые не потеряли своего значения и в настоящее время. Среди его заветов и поучений можно вспомнить следующие[5]:

- «Старых чти, как отца, а молодых, как братьев»;

- «Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не одарив его добрым словом»;

-  «Не ленитесь, ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну»;

- «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело»;

-  «Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь».

Климент Смолятич (нач. XIIв.–после 1164), киевский митрополит (1147–1155, с перерывами) и первый русский богослов.

Подлинная свобода несовместима с материальным богатством и предполагает отречение от имущества. Очень высоко оценивает роль монашества, которое заботятся не только о собственном спасении, но и о спасении мирян.

Философия истории продолжает традицию митрополита Илариона (XIв.) Как и предшественник, Климент Смолятич рассматривает христианство как новую эпоху в мировой истории.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.