Социально-политические представления — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Социально-политические представления

2021-03-18 56
Социально-политические представления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Идеальная форма правления у конкретного народа связана с географическими факторами. Для России наиболее предпочтительна монархия. Но при этом тирания осуждается: «тираническое правление развращает ум народа». Еще более резко он отзывается о крепостном праве, оценивая его как наиболее отвратительное и опасное для народа проявление самодержавия.

Реформаторский путь. П.Я. Чаадаев отрицательно отзывается о восстании декабристов 1825 года в России и европейских революциях 1830-1840-х годов. Единственное правильное средство борьбы с тиранией и крепостным правом – реформы.

Славянофилы и западники как два течения русской философской и общественно-политической мысли появляются в конце 30 – начале 40-х годов XIX века. Как течение русской философии они сохраняют свою актуальность до 1850-х годов.

Различия двух школ приведены ниже (Таблица 1).

Взгляды славянофилов. Родоначальником славянофильства как течения был И.В. Киреевский (1806–1856), чьи работы были опубликованы первыми. Но наиболее авторитетным теоретиком направления стал А.С. Хомяков (1804–1860). Свои взгляды он изложил в программной статье «О старом и новом» (1839). Среди других представителей течения выделяются: К.С. Аксаков (1817–1860) и И.С. Аксаков (1823–1886), Ю.Ф. Самарин (1819–1876).

Хотя особенности мышления славянофилов поддаются систематизации (Таблица 1), но каждый из мыслителей этого течения был яркой индивидуальностью, а его идеи заслуживают отдельного рассмотрения.

Таблица 1

Славянофилы и западники

Обсуждаемые вопросы Славянофилы Западники
Философские источники объективный идеализм позднего Ф.В.Й. Шеллинга и отчасти – Г.В.Ф. Гегеля, восточная патристика объективный идеализм Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, материализм Л.А. Фейербаха и позитивизм О. Конта

Гносеология

«живое (цельное) знание», гармония веры и разума рационализм
художественно- эстетическое постижение мира научное постижение мира
Философия истории возможность нескольких путей исторического развития (концепция локальных культур) единый путь развития человечества (культурный эволюционизм)

Исторические оценки и представления

Отношение к национальной истории

идеализация старой (допетровской) Руси критика старой Руси
негативное отношение к реформам Петра I позитивное отношение к реформам Петра I
Отношение к Западу негативное (отмечали пороки западной цивилизации) положительное (вплоть до идеализации)
Исторический путь России самобытный (в силу особой культуры) интеграция в западный мир и движение в русле европейской истории

Общественно-политические взгляды

Основы социального единства крестьянская община и патриархальная семь, моральные традиции законы, управляющие автономными индивидами
Идеальная форма правления абсолютная монархия конституционная монархия, социализм
Отношение к религии положительное (основа духовной и социальной жизни) критическое (тормоз общественного развития)
Пути отмены крепостного права реформа «сверху» по инициативе царя преобразования «снизу» (через просвещение и нравственный прогресс дворян)

 

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) обосновал ряд философских идей. Во-первых, это понятие «соборность», связанное с осмыслением сущности церкви. Соборность осмысливается А.С. Хомяковым в двух аспектах. Во-первых, церковь – это органическая целостность, во главе которой стоит Иисус Христос. И, во-вторых, человек в церкви остается свободным в рамках этого единства.

В целом соборность философ трактует как свободное единство людей в церкви (как органической общности, сплоченной любовью к Богу и стремлением к спасению). При этом выделяется и еще одно конкретное выражение принципа соборности – крестьянская община.

Во-вторых, А.С. Хомяков доказывает уникальность русской культуры. В истории мировой культуры в целом сосуществуют и противоборствуют две модели: «иранская» (подчинение «свободно творящему духу») и «кушитская»[9] (подчинение материальному началу). К первому культурному типу относится Россия, а страны западной Европы – ко второму. Народы «иранского» типа более склонны к развитию духовной культуры.

Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) развивает представления о целостности и конкретности человека. Запад склонен разделять способности человека (нравственное, изящное и полезное), что не только привело к быстрому прогрессу Запада, но и завело в тупик все развитие мировой культуры.

Для выхода из этого тупика необходима «цельная» личность. Она не только сохраняет все свои способности в единстве (среди которых особо выделяется единство разума и веры), но и должна достичь единства с окружающим миром. Эта идеальная личность опирается на живое знание (синтез всех измерений жизни человека на религиозной основе).

Взгляды западников не изложены в каком-то программном сочинении, но формируются примерно к 1841 году.

Среди предшественников (или даже представителей, по некоторым оценкам) можно назвать Н.В. Станкевича (1813–1840). Среди западников можно выделить таких авторов, как: В.Г. Белинский (1811–1848), А.И. Герцен (1812–1870), Н.П. Огарев (1813–1877) и Т.Н. Грановский (1813–1859). Среди западников наиболее интересные философские идеи развивает А.И. Герцен (1812–1870). В дальнейшем, после реформы 1861 года, западники сближаются со славянофилами в рамках либерализма (лат. liberalis – относящийся к свободе).

Александр Иванович Герцен (1812–1870) известен как творческий сторонник Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831).

Основные произведения: «Дилетантизм в науке» (1842-1843), «Письма об изучении природы» (1844-1846).

Основные идеи

Понимание свободы. В отличие от славянофилов, полагал, что человек сам создает свою нравственность. А христианство есть внутренне противоречивая религия, которая основывается на дуализме души и тела.

Социально-политические отношения связаны с противоположностями стремления к общественной жизни и разумного эгоизма. Исторический процесс есть попытка синтеза этих двух тенденций. Но в этом противостоянии человек должен сохранить свою индивидуальную свободу и независимость. Т.о., и в этом пункте своих взглядов А.И. Герцен выступает против позиции славянофилов.

«Крестьянский социализм». А.И. Герцен долгое время прожил за границей и имел возможность наблюдать за происходившими там процессами. Он негативно отзывался о западном индивидуализме, действующем в ущерб общественным интересам. После этого он «поверил в Россию» и предложил проект переустройства страны – «крестьянский социализм» (изменение отношений собственности на основе коллективизма русского народа). И, наблюдая тяготы и потрясения европейских революций 1840-х годов, он предложил мирный и постепенный путь перехода к социализму.

В 1860-е гг. славянофильство трансформировалось в почвенничество.

Почвенничество – литературно-философское направление 1860-1870-х годов, выдвинувшее представление о «национальной почве» как основе социально-духовного и исторического развития страны.

Представители: М.М. Достоевский (1820–1864); Ф.М. Достоевский (1821–1881); А.А. Григорьев (1822–1864); Н.Н. Страхов (1828–1896). Близки к почвенникам поздние славянофилы: Н.Я. Данилевский (1822–1885), К.Н. Леонтьев (1831–1891), В.В. Розанов (1856–1919).

По их мнению, социальное развитие должно носить органический и гармоничный характер. На этом основании подвергались критике и западники, и славянофилы, и непосредственные оппоненты – революционные демократы. Почвенники сформулировали программу «постепенства и малых дел» для объединения «просвещенного общества» и народа в традиционные формы национальной социальной организации – общину и земство.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.