Вопрос №2. Теория национальной государственности в XVIII веке — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Вопрос №2. Теория национальной государственности в XVIII веке

2021-03-18 65
Вопрос №2. Теория национальной государственности в XVIII веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XVIII век в целом был периодом ученичества и для русской философии, и для юридической науки. Начало ему было положено переводом на русский язык книги С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека», осуществленной по указанию Петра I. Первым русским профессором права стал С.Е. Десницкий (1740–1789).

Привлекают внимание речи Десницкого: «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции», «Слово о причинах смертных казней по делам криминальным», «Юридическое рассуждение о пользе отечественного законодательства». В центре его научных интересов стояли проблемы методологии юридического знания, проблемы собственности, брака, правовые и нравственные аспекты применения смертной казни.

С.Е. Десницкий одним из первых в России стремился рассматривать в единстве экономическую, этическую и собственно юридическую проблематику. Согласно Десницкому, этика, или «нравоучительная философия», есть «первый способ к совершению наших чувствований, справедливости и несправедливости». Поэтому в соединении с «натуральной» юриспруденцией она является «первым руководством» для всех рассуждений в сфере права; это – знание, которое составляет «первоначальное учение законоискусства».

С.Е. Десницкий значительно вышел за рамки официальной идеологии, пропагандируя в России развернутую академическую правовую концепцию, тесно связанную с философией, в первую очередь с «нравственной философией».

Реформы царя Петра I (правил с 1682 по 1725) не только обеспечили масштабные перемены, но и сблизили духовную культуру России с западными странами. Его преобразования сказались и на развитии философии права.

«Ученая дружина» Петра I – так принято называть группу интеллектуалов, ставших теоретиками перемен и ближайшими помощниками царя в европеизации страны.

Представители:

- Феофан Прокопович (1681–1736) – преподаватель Киево- Могилянской академии, богослов, автор многих законов и законопроектов, автор проекта церковной реформы («Духовный устав»(1720));

- Василий Никитич Татищев (1686–1750) – историк, географ, организатор горного дела в России, автор труда «История Российская» в 7тт.;

- Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744) – поэт и философ- материалист;

- Иван Тихонович Посошков (1652–1726) – мыслитель- самоучка, автор экономического труда «Книга о скудости и богатстве» (1724, впервые издана в 1842).

Идеи «ученой дружины». Представители «ученой дружины» не были профессиональными философами. Это были высокообразованные люди, готовые и делом, и пером служить своей стране. Вместе с тем, можно говорить о некотором комплексе идей, который они обосновывали и развивали в своих трудах. Нас будут интересовать их взгляды, наиболее близкие к проблемам государства и права.

Для них характерны социально-политические воззрения в духе Просвещения (договорное происхождение государства, представления о естественном праве и роли знаний в общественной жизни), которые дополнялись обоснованием права царя на абсолютную власть.

Концепция общественного договора. По Феофану Прокоповичу (1681–1736), любой общественный договор имеет свои истоки в договорных отношениях в семье. Естественное состояние не может быть ни «войной всех против всех» (англичанин Т. Гоббс (1588–1679)), ни всеобщим миром (немец Самуель фон Пуффендорф (1632–1694)). В естественном состоянии люди и воевали, и жили в мире. Естественный закон таков: любить себя и не делать того, что не нравится другим. Государство возникает на основе добровольного согласия людей ради защиты естественного закона.

Согласно В.Н. Татищеву (1686–1750), человек «по естеству» наделен свободой воли, которая есть благо. Без нее человек становится невольником. Однако свободная воля полезна только при ее разумном и рассудительном употреблении. Так, под влиянием доводов разума, человек приходит к выводу о необходимости совместной жизни. Эта, по оценке автора, «вторая, своевольная, неволя» основывается на договоре и лежит в основе разнообразных форм государства.

Теория «всемирного умопросвящения» В.Н. Татищева (1686–1750) изложена им в наиболее крупных его философских работах: «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ» (1733) и «Духовная моему сыну» (или «Духовная») (1749, изд. 1775).

История человечества подразделяется на три этапа: 1) создание письменности; 2) возникновение христианства; 3) книгопечатание («обретение тиснения книг»).

Благодаря письменности началась кодификация (записывание) закона у разных народов. Аналогично и у славян. Достаточно быстро после обретения письменности появляется первый национальный кодекс «Русская правда».

На втором этапе, с появлением христианства, был достигнут не только нравственный прогресс («душевное спасение, царство небесное и вечная блага»), но и прогресс в научном знании. Но разделения в церкви в сочетании с властолюбием церковных иерархов (и православных, и католических) сделали это время достаточно мрачным.

Третий этап должен преодолеть негативное влияние церкви на общественное развитие. Главным в это время должна быть поддержка наук и училищ. «Разность вер великой в государстве беды не наносит», – отмечает русский мыслитель.

Обоснование политического абсолютизма. Феофан Прокопович (1681–1736) в обосновании абсолютизма ссылается и на религиозные, и на светские авторитеты (теория естественного права). В проповеди «Слово о власти и чести царской» (1718) и в трактате «Правда воли монаршей» (1722) затрагивает проблему идеального правителя, его прав и обязанностей по отношению к народу. Первейший долг для правителя – «всенародная польза». Но при этом он – абсолютный монарх, не ограниченный никакими законами: «не может народ повелевать что-либо монарху своему».

Уже после смерти Петра I Прокопович обосновывает царскую власть народным менталитетом: «Русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может…»

В.Н. Татищев (1686–1750) рассматривает власть монарха как вытекающую из природы людей (аналогично власти отца над детьми). Но при этом он видит монархию просвещенной и допускает и иные формы правления. Здесь он следует идеям Ш.Л. Монтескье (1689–1755), который связывал формы правления с географическими особенностями.

По мнению В.Н. Татищева, для стран с большой территорией и непросвещенным народом (в т.ч. и для России) предпочтительнее монархия, но ограниченная деятельностью представительных органов власти.

Философия государства и права Г.С. Сковороды. Одной из версий религиозно-экзистенциального обоснования права выступает кордоцентризм («философия сердца»). Данное философское направление предполагает при анализе сущности человека, его мыслей, поступков не ограничиваться лишь сознательными психическими переживаниями, а видеть их глубочайшую первооснову – «сердце» как источник мыслей и познания.

С позиции «философии сердца» акцент в обосновании права делается на внутренней духовной сущности права. Идея права в рамках кардиоцентризма состоит не в формально-внешнем принуждении, а в регулировании жизни с учетом внутреннего мира и свободы человека. Право при этом обосновывается как условие, возможность творческой самореализации личности, ее индивидуального развития.

Одним из сторонников кордоцентризма в отечественной философской мысли был странствующий философ Григорий Сковорода (1722-1794). Оригинальная концепция права у Г. Сковороды предполагает не рационалистическое, а религиозно-онтологическое обоснование естественного права, отражающее его внутреннюю духовную сущность. Исходные принципы правового мировоззрения – идея нравственной автономии личности и идея справедливости – у Сковороды находят обоснование в его концепции «сродного труда».

«Сродность» рассматривается Сковородой как божественный закон, который в то же время является и законом для природы и человеческого общества. Если данный закон выполняется, то в мире устанавливается мир, а в индивидуальном плане – счастье. Следовательно, «сродный труд» – это выражение степени социальной справедливости, а право как механизм установления заложенной в «сродном труде» справедливости должно исходить от человека, выражать не столько внешнюю, сколько внутреннюю меру его свободы.

Познание «сродности» как познание внутреннего человека, его природы, выявление меры свободы осуществляется Сковородой через постижение символического языка Библии. Каждый человек должен открыть в себе самом мир ценностей и смыслов, содержащихся в Библии, что делает его свободным, поскольку делает его жизнь осмысленной, не требующей принуждения.

«Сродность» как соответствие своей идее должна иметь место и между естественным правом, и правом действующим, то есть «гражданскими законами», которые должны защищать право человека на его собственный нравственный путь, на его самореализацию.

Г. Сковорода признает государство необходимой формой организации общественной жизни, назначение которого состоит в защите земледельцев и купцов от внутренних грабителей и внешних врагов. В государстве он выделяет силу внутреннюю – это принцип призвания (назначения), природы, и внешнюю силу – действия правящего слоя.

Из концепции «сродности» следует и критика Сковородой внешнего, формального равенства, основанного на всеобщей беспризванности (несоответствие призванию) и универсальной несродности. Формальному равенству он противопоставлял внутреннее «неравное равенство» как возможность реализации своих способностей, право на индивидуальность, на счастье.

Суть «неравного равенства» заключается в том, что все люди, с одной стороны, равны перед Богом, а с другой – все разные. Критерием же выбора человеком морального жизненного пути является «сродность» (органическое соответствие) его с определенным типом поведения. Тем самым идея «сродного труда» выступает у Г. Сковороды в качестве морального основания права.

Русские просветители II половины XVIII века

Идеи Просвещения в России

Екатерина II и идеология Просвещения. Идеология эпохи Просвещения оказала влияние и на Россию. Императрица Екатерина II прославилась не только как «просвещенная государыня», которая вела переписку с Вольтером (1694–1778) и пригласила в Россию Д. Дидро (1713–1784).

В своем «Наказе» (1766) для работы Уложенной комиссии (созывалась для систематизации действующего законодательства) она учла ряд идей и представлений просветителей.

В целом «Наказ» получился достаточно прогрессивным. В нем провозглашалось равенство сословий перед законом, а также «пожелание» об улучшении жизни крепостных крестьян. (К слову заметить, «Наказ» в дореволюционной Франции был запрещен за чрезмерный либерализм).

Русские просветители. В духе своего времени, русские просветители заботились о распространении знания, а также о совершенствовании общества и государства. Среди философов данной эпохи можно назвать:

- Я.П. Козельский (1728–1789) – в произведении «Философские предложения» (1768) систематизировал основные проблемы философии и познавательного процесса;

- Д.С. Аничков (1733–1788) – сторонник Дж. Локка (1632–1704); причина появления религии – страх и удивление, усиленные воображением;

- М.М. Щербатов (1733–1790) – автор капитального труда «История Российская от древнейших времен» (1770-1790) (в 7тт., до 1610 года); в утопическом произведении «Путешествие в землю Офирскую» (1784) выразил свой идеал общественно-государственного устройства; философия может помочь в исправлении общественных нравов;

- С.Е. Десницкий (1739–1789) – «отец русской юриспруденции»; история подразделяется на четыре периода: 1) первобытное состояние (за счет охоты и собирательства), 2) скотоводство, 3) «хлебопашественное» и 4) «коммерческое» состояние.

- А.Н. Радищев (1749–1802).

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) известен как наиболее радикальный представитель русского Просвещения.

Основные произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790); «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792).

Этика опирается на тезис об общественной природе человека.

Основа нравственности и добродетелей человека – интерес, точнее, заинтересованность.

Влияние социальной среды. Однако российская действительность (прежде всего, законы) не способствует увеличению заинтересованности. Человека формирует социальная среда. От природы человек не добрый и не злой.

Понимание воспитания. Воспитание предполагает формирование умеренности в проявлении страстей. Ведь и подавление, и чрезмерность в проявлении страстей губительны для человека. Цель воспитания – формирование подлинного гражданина, для которого превыше всего честь и благородство.

Социальная философия – наиболее разработанная (в духе эпохи Просвещения) часть учения философа.

Концепция общественного договора сформирована под влиянием Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Люди от рождения равны. Основные естественные права: жизнь («личная сохранность»), свобода («личная вольность») и собственность. Но ради личного блага и блага других человек соглашается ограничить свою свободу и естественные права. В итоге цель общественного договора – защита прав гражданина от различных посягательств. Воля людей воплощена в законах, которые призваны гарантировать справедливость. Если этого нет, то законы необходимо менять.

Критика российской действительности. А.Н. Радищев против абсолютизма и крепостного права, которые несостоятельны экономически, политически и морально. Российские законы не гарантируют естественных прав.

Призыв к революции. Ситуация в стране настолько несовершенна, что реформами ее не спасти. Необходима революция. Но при этом он подчеркивал опасность бунта черни, у которой нет идеалов. Такой бунт станет трагедией для страны.

Общественно-политический идеал – федеративная демократическая республика, составленная из городов-республик с вечевой формой правления. Идеально устроенное общество опирается на принципы общественного договора (политически) и мелкую частную собственность (экономически). Т.е., земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает.


 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.