Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-03-17 | 64 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЗРЕНИЮ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПРОГРАММАХ
РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ?
Врач-психотерапевт Л.М.Либерман поднимает актуальный вопрос реабилитации слепых известными психологическими методами, разработанными отечественными учеными в 1960-е годы, он делится своим опытом, размышляет и предлагает создать новую науку - сенсологию [Либерман Л.М. Почему обучение альтернативному зрению не используется в программах реабилитации слепых? // Сознание и физическая реальность. -М: Фолиум.-Т.б, №4, 2001].
Занимаясь изучением истории вопроса альтернативного зрения, мы столкнулись с интересной особенностью: сколько существует человечество, столько же оно знакомо с особым способом восприятия - альтернативным видением. И это не просто розовая мечта, миф о сверхвозможностях человека, хотя среди обилия информации существуют как сознательные, так и неосознанные фальсификации, мифы и заблуждения на эту тему, но факты, подтверждающие такие возможности человека, невозможно отрицать.
В научных работах 60-х годов, посвященных «кожно-оптическому зрению», сообщаются факты о безусловной возможности обучения зрячих и слепых одной из форм альтернативного восприятия - «кожно-оптическому зрению». Однако при явной возможности такого обучения оно и сегодня не применяется ни в одном государственном учреждении страны.
Казалось бы, возможности восприятия без помощи глаз достаточно убедительно многократно демонстрировались специалистами, в том числе и среди слепых, но до сих пор ни одна государственная программа не взяла на вооружение такое или
182
аналогичное обучение! Почему? Казалось бы, любую дополнительную возможность в обучении слепых, позволявшую бы хоть как-то компенсировать основной дефект - невозможность дистанционного бесконтактного восприятия формы и цвета объекта без участия глаза, - трудно переоценить. А проводимые исследователями данные говорят о том, что такое обучение возможно для широкого круга людей, а не только для феноменальных личностей. Но, тем не менее, такое обучение не проводится, почему?
|
Почему не задействован такой, безусловно, полезный способ развития и адаптации для слепых?
А.С.Новомейский, тщательно изучавший кожно-оптическое зрение, работавший со слепыми и получивший хорошие результаты, 40 лет назад задавал себе этот же вопрос: «При исследовании кожно-оптического чувства у незрячих людей обычно возникает законное недоумение, чем объяснить, что в течение столетий слепые и слабовидящие сами не научились распознавать цвета, буквы и цифры кожно-оптическим путем?», - и так отвечал на него, - «Во-первых, кожно-оптические ощущения в процессе познания слиты с тактильными и температурными ощущениями. Слепые не знали, что во время осязания они получают сигналы о признаках цвета. Если бы это им было известно, то они уже давно бы овладели кожно-оптическим каналом познания. Во-вторых, эти ощущения осуществлялись у незрячих на подсознательном уровне. Признаки цвета оставались неосмысленными и не могли быть воспроизведены в дальнейшем».
По мнению Л.М.Либермана, такому не использованию безусловно ценного и жизненно необходимого способа реабилитации, кроме вышеизложенного объяснения Новомейского, есть еще несколько принципиальных причин и заблуждений. Главным
183
заблуждением, прежде всего, является ошибочное ожидание от данного обучения чуда, и не просто чуда, чуда быстрого прозрения, т.е. исцеления.
Кроме того, как мы предполагаем, существует еще ряд существенных причин, которые препятствуют распространению обучения альтернативному зрению. Одна из них - ориентация на быстрый результат, а не на долговременный развивающий процесс.
|
Ожидается, что в результате какого-то курса лечения появится зрение или улучшится имеющееся. При этом учеником не предполагается, что в данном случае имеется в виду не лечение зрения в прямом смысле, а развитие возможностей восприятия, т.е. продолжительный развивающий процесс. Хотя первые навыки могут проявляться уже после нескольких занятий, но эти успехи равносильны обучению первым буквам азбуки, при основной задаче обучения беглому чтению. Такая неверная позиция может привести к разочарованию в методе, так как после одного или несколько месяцев занятий у ученика не наблюдается прогресс в непосредственном предметном зрении.
Безусловно, мы говорим о необычном восприятии, которое представляется чудесной способностью, однако во всех случаях наблюдается очень интересная психологическая особенность заблуждения: чудесная перспектива особого восприятия предполагает и соединяется в сознании больного с ошибочным мнением (заблуждением) о чудесном мгновенном или, по крайней мере, достаточно быстром исцелении и, прежде всего, появлении обычного глазного зрения. Поэтому следующим важным фактором, препятствующим распространению этих знаний у слепых, является неправильная ориентация слепых и слабовидящих уче-
184
ников на получение в итоге занятий признаков обычного зрения или улучшения имеющегося.
В то время как речь идет, прежде всего, о развитии ощущений самой разнообразной формы. Эти ощущения меняются в зависимости от методики обучения и освоения мысленной трансформации их (ощущений) в зрительные образы различной яркости, в зависимости от наличия зрительного опыта, способностей воображения, способностей концентрации и других индивидуальных свойств психики.
Если цель занятий с самого начала не объяснена ученику правильно, то наступает разочарование. Оно-то и является главной причиной, ведущей к апатии, вследствие которой напрочь отвергаются всякие новые попытки развития альтернативного восприятия с помощью новых методик, чтобы защититься от ожидаемого повторного тяжелого разочарования. Поэтому следующей причиной нераспространения этих знаний является желание слепого человека жить по принципу «ничего не менять -лишь бы не было еще хуже», возникновение у него синдрома пассивности, адаптации и устоявшегося динамического стереотипа к жизни в условиях невосприятия. В этом состоянии всякое изменение, связанное с целенаправленной продолжительной работой по развитию новых возможностей восприятия, особенно без четких гарантий со стороны честного учителя, воспринимается как дополнительный стресс, которого слепые люди стараются всячески избежать. Этот стресс значительно возрастает у того человека, который уже совершал аналогичные попытки обучения, но не был предварительно правильно ориентирован, и ожидал, например, появления предметного зрения или быстрого результата.
|
185
Никто не возьмется обучать ребенка высшей математике в первом классе, на это потребуется 8-10 лет, и это воспринимается естественно, так же, как никто не будет ожидать исполнения сложного музыкального произведения от начинающего обучаться игре на музыкальном инструменте. На музыкальное образование уходят годы ежедневного многочасового труда у инструмента, и это также воспринимается естественно. Но в случае с обучением альтернативному восприятию, которое, безусловно, является не более легким, чем обучение игре на музыкальном инструменте, большинство желающих обучаться ожидают чуда быстрого излечения вместо ежедневного, кропотливого труда.
Как и в любом развивающем предмете, в обучении альтернативному восприятию приобретенные навыки, постоянно не закрепляемые, снижаются или вовсе утрачиваются. В своей работе А.С.Новомейский отметил: «Влияние перерыва, прежде всего, сказывается в угасании ассоциативной связи между закрепившимися в опыте кожно-оптическими ощущениями и соответствующими им названиями цветовых тонов.
Кожно-оптическое чувство развивается постепенно. Значительные интервалы между упражнениями губительно влияют на его формирование. Однако, когда первоначальный этап формирования кожно-оптических ощущений и восприятия завершен, перерывы уже не оказывают отрицательного влияния».
Л.М.Либерман убежден, что результативное обучение должно строиться на регулярной, системной основе. Важными факторами, препятствующими распространению данных знаний, являются:
|
□ отсутствие единой методики обучения, понятной, легкодоступной в понимании и освоении, и системной программы обучения, рассчитанной на многолетний регуляр-
186
ный учебный процесс. Отсутствие программ, рассчитанных на постоянный обучающий процесс (а не на различной степени интенсивности и продолжительности циклы обучения);
□ предлагаемые концепции объяснения механизма восприятия без глаз в большинстве своем связаны с мистическими и поэтому пугающими толкованиями. Отсутствует какое-либо ясное научное объяснение механизма данной возможности;
□ несоответствие предлагаемых форм обучения возможностям восприятия больных и их родственников. Обучение воспринимается как обращение к непонятным, а, значит, сверхъестественным и поэтому злым силам, что противоречит промыслу Бога;
□пугающая непонятность и необычность процесса обучения, как и самой возможности «видения» без глаз, вызывает опасения и боязнь вредных последствий.
Именно в этой связи вытекает следующая причина нераспространения альтернативного зрения среди слепых:
— желание получить и невозможность получения четких га
рантий безвредности данного обучения не только на время обу
чения, но и через 10-20 лет после него. При любом честном под
ходе очевидна невозможность четких гарантий, особенно в та
кой неточной науке, как медицина.
Ведь спустя длительное время любое непонятное расстройство здоровья всегда можно связать с прежним необычным обучением. А отсюда вытекает следующая причина:
- синдром неосознанного «напряжения и негативного притя
жения», присутствующий в процессе занятий у многих родите
лей и учеников в связи с вышеперечисленными факторами. Этот
187
синдром проявляется в том, что в результате недоверия и неосознанного напряжения в ожидании опасных влияний процесса занятий, любое отклонение в здоровье ученика в период занятий или после них, может связываться с «вредными последствиями напряженной работы мозга».
Известно, что человек чаще всего в любых негативных событиях, происходящих с ним, ищет, прежде всего, причины непонятного характера, которые он не может объяснить и с которыми раньше не соприкасался. В данном случае он ищет причину болезни не в уже известных ему факторах, а в новых, ему не понятных. Таким образом в средние века десятки тысяч невиновных «ведьм и колдунов» оказались на костре.
Существуют и другие причины:
— информация об альтернативном зрении, которую получает слепой человек, чаще всего связана с сенсационными сообщениями в прессе и поэтому воспринимается как явление из ряда вон выходящее;
|
— неготовность науки и общества к объяснению и принятию
данной способности человека как таковой, а тем более разви
ваемой искусственно; абсолютное отсутствие стереотипа мыш
ления в общественном сознании, допускающее саму возмож
ность восприятия без глаз;
- нежелание слепых или их родных выходить за границы тра
диционных воззрений из-за приятия слепоты как неизбежности
судьбы или кармы.
Таким образом, существует порочная зависимость: отсутствие доступной и понятной методики и, главное, правильных ориентиров в задачах и целях обучения, ведет к разочарованию в попытках развития альтернативного восприятия, а это разочарование вызывает состояние апатии и пассивности у слепых и
188
их близких, которые реагируют только на заведомо коммерческие сенсационные рекламные обещания быстрого прозрения (например, с помощью операций у филиппинских хилеров).
Отдельно остановимся еще на одной причине, по которой не распространяются новые знания. Имея относительно низкий уровень космического сознания, человечество на земле не готово к получению этих знаний в массовом объеме и на регулярной основе. Пока люди не научились жить в мире без границ, жить, не убивая друг друга и других живых существ, любые знания в этой области немедленно будут направлены на вооружение, и сила этого оружия будет несравнимо больше силы ядерного оружия, так как она будет действовать мгновенно и глобально. Овладей мы такими возможностями сейчас, степень угрозы самоуничтожения человечества была бы очень высока.
Для освоения этих знаний нужны не только высокое развитие науки и техники, но и еще более высокое развитие нравственности, духовности и гуманизма человечества. В освоении этих качеств (не в единичных, а в массовых масштабах) мы также находимся только в самом начале пути.
Для приближения этого момента и мы можем, пусть пока на элементарном уровне, доводить эти знания хотя бы до самых нуждающихся в них, в частности, до больных детей.
Существующие государственные программы в специальных учреждениях для слепых развивают ребенка комплексно: математика развивает логическое мышление, русский язык - грамотность, лепка и рисование - тактильные ощущения, музыка -слух, физическая культура - ловкость, силу, двигательную активность и т.д., а вместе эти предметы развивают адаптацию слепого ребенка к окружающей среде, помогают ему лучше вос-
189
принимать мир. Но развитие каждой способности больного достигается и через общее развитие.
Если математика - это гимнастика ума, физкультура - гимна стика тела, занятия музыкой - гимнастика духовных чувств и слуха, то почему нет гимнастики ощущений и чувствований, особенно у слепого ребенка?
На основании своих опытных данных Л.М.Либерман говорит о возможности обучения сенсорно-зрительному восприятию y детей даже с врожденной тотальной слепотой.
Приведем примеры.
Ребенок Д.К., 11 лет, с диагнозом двусторонняя полная атро фия зрительного нерва, т.е. с полной врожденной слепотой, без светоощущения. После непродолжительного курса обучения, находясь в двух светонепроницаемых масках, из шести предъявлений 4-х видов листов цветной бумаги (красной, желтой, белой, синей) смог правильно назвать все шесть. При этом он, никогда не видевший эти цвета, испытывал большие затруднения в объяснении того, почему он правильно называет цвета, определял их по совокупности очень тонких специфических ощущений, воспринимал белый цвет как «гладкий и холодный, как снег», желтый - как «лист дерева», красный - «теплый лист», синий - «темный».
Ребенок Г.С, 11 лет, с приобретенной тотальной слепотой без светоощущения, после двух занятий при определении 3-х цветов в случайной последовательности предъявления смог из 11 попыток верно назвать 8.
Девочка Т.М., 14 лет, с тотальной врожденной слепотой без светоощущения, из 11 попыток определения двух контрастных цветов красного и белого в случайном предъявлении, находясь в маске, смогла правильно назвать цвета во всех случаях. При
190
этом она определяла разницу в цвете по контрасту, воспринимая красный как темный, а белый как светлый.
Характерно, что у всех детей имеются записи в историях болезни: «Лечение бесперспективно!».
Л.М.Либерман признается, что безусловно он не может говорить о восстановлении у этих детей предметного глазного зрения, но как форма развития и помощи в реабилитации детей, развитие таких дополнительных возможностей восприятия при регулярных системных занятиях могло бы помочь им в лучшей адаптации в окружающем мире.
На сегодняшний день в существующей образовательной системе для слепых нет обучающей дисциплины, которая развивала бы сенсорные возможности детей целенаправленно! Нет предмета, который позволял бы компенсировать главный дефект слепого - невозможность дистанционного восприятия свойств и качеств предметов, не прикоснувшись к ним, не услышав их движений. А только основываясь на тех (сверхслабых, подпоро-говых) ощущениях, которые всегда возникают при восприятии предметов и явлений окружающего мира.
Этой дисциплиной могла бы стать «Сенсология» - новая наука о развитии сенсорных возможностей человека, реабилитации и изучении механизмов получения и передачи сенсорной информации. Эта наука появится обязательно, основываясь на извечном стремлении человека к развитию своих сенсорных возможностей и желанием быстро получать больше и качественной информации.
В практическом применении это мог бы быть реабилитаци-онно-развивающий предмет, обучающий слепых и слабовидящих людей овладевать навыками дистанционного восприятия внешних и внутренних признаков предметов и явлений, а также
191
людей с нормальным зрением, желающих развивать данную способность.
Постепенно, переходя из одного класса в другой, наряду с обычным обучением, шаг за шагом, от простого навыка к более сложному, ученик мог бы осваивать одно сенсорное ощущение за другим по принципу «функция рождает навык». Естественно, одни бы обучались быстрее, другие - медленнее, третьи могли бы достигнуть необычных высот восприятия в силу природного таланта, и во всех случаях огромные потенциальные возможности детей не остались бы навсегда погребенными под грузом обычных житейских проблем, имели бы шансы получить свое развитие, могли бы стать помощью для них и для всех нас в познании внешнего и внутреннего миров.
Л.М.Либерман убежден, что навык сенсорного восприятия должен развиваться и поддерживаться на основе регулярных простых и доступных занятий в школах для слепых. Пока не существует государственной организованной программы введения данной дисциплины как официального предмета, которая была бы прогрессивно развивающей и доступной для каждого возраста и каждого класса школы для слепых, все эпизодические занятия, даже с высокими навыками дифференцирования, останутся лишь показательными выступлениями эпатажного [скандального - Р.И.] характера.
13. ЗА ГРАНИЦЕЙ ЛЮДИ ТОЖЕ ВИДЯТ... КОЖЕЙ
Тема зрения вне глаз с каждым днем становится все популярнее. В журнале «НЛО» (от 17 июня 2002 г.) Мария Привалова приводит сведения о людях феноменах, обладающих «кожным зрением».
192
В 60-х годах прошлого, двадцатого века юная американка Маргарет Фус была весьма известной личностью у себя на родине. Она не раз появлялась на телеэкранах в популярной программе «Занимательные люди». За ней ходили толпы медицинских экспертов, пытавшихся как-то объяснить необъяснимое -способность Маргарет видеть, читать, играть, ходить, бегать с завязанными глазами.
До 14 лет Маргарет Фус жила в небольшом городке штата Вирджиния. Ее отец работал в железнодорожной компании. Отец Маргарет рассказал, что ему довольно часто приходилось наблюдать, как его дочка играет с друзьями в жмурки. Его уже тогда поразила ее удивительная способность с завязанными глазами ориентироваться на местности, удачно избегать столкновения с большими предметами, например, с деревьями. На вопрос, как ей это удается, Маргарет заявила, что она просто все видит. Отец ей не поверил, он даже подумал, что дочь подглядывает из-под повязки. Тогда он сам наложил ей повязку на глаза, но Маргарет продолжала все видеть вокруг, чем страшно заинтересовала отца.
В январе 1960 года мистер Фус продемонстрировал необычные способности дочери перед комиссией врачей-экспертов, заявив при этом, что способности Маргарет развились и укрепились благодаря своеобразной тренировке. Девочка полностью доверяла отцу и следовала его указаниям. Завязывая ей глаза, он убеждал дочь, что она сможет увидеть сквозь повязку даже самые мелкие предметы. Через три недели девочка научилась уже различать наперсток, кусочек рафинада, иголку. Дальше -больше. Она даже стала читать газету!
Впрочем, с чтением вышла небольшая заминка. Девочке никак не удавалось сконцентрировать внутреннее зрение на строч-
193
ках. Тогда отец решил схитрить - он сказал, что строчки засло няет дым, который надо просто «сдуть». Маргарет так и посту пила. К величайшему изумлению отца, уже через пару дней дочь смогла прочитать ему передовицу из местной газеты.
Поначалу медицинская комиссия отнеслась с недоверием к заявлению мистера Фуса. Она даже сомневалась в целесообразности экспертизы. Ведь кто такой этот Фус? Простой железнодорожник, весьма далекий от медицины, который уверял их, что он научил дочку читать и различать цвета, не прибегая к помо щи глаз. Разве такое возможно? Но все же профессиональный интерес взял верх - врачи попросили Фуса подтвердить свое за-явление о необычных способностях дочери во время медицин-ской экспертизы, причем на условиях, предложенных самими врачами.
В тот памятный день 14-летняя Маргарет Фус вошла в каби-нет, где ее ожидали 25 медицинских экспертов. Врачи с любо пытством и недоверием разглядывали, как им показалось, впол-не нормальную здоровую девочку. Сначала они задавали ей раз-личные вопросы, потом перешли к экспериментам. Причем вра-чи сами завязывали Маргарет глаза - сначала марлево-ватной повязкой, потом плотной тканью в несколько рядов и, наконец, специальной изолентой, которую накладывали поверх повязки, чтобы исключить полную возможность подглядывания. Марга-рет с блеском выдержала все испытания! Она читала отрывки из книг, взятые наугад, читала статьи из газет и журналов, играла в шашки, безошибочно указывала цвета ярких рекламным изда- ний, точно называла все предметы, которые ей «показывали» врачи.
Чем дольше длился эксперимент, тем больше приходили в замешательство эксперты. Наконец, спустя четыре часа они бы
194
ли вынуждены признать - да, Маргарет видела все, хотя по всем законам она не должна была видеть ничего! Это было похоже на мистику. Хотя один из психиатров, присутствовавший на экспериментах, робко предположил: возможно, девочка способна видеть таким образом благодаря какому-то новому, неизученному участку головного мозга?
Феномен Маргарет Фус - умение видеть с завязанными глазами - так и не был до конца объяснен специалистами. Так же, как и другой феномен - способность видеть кожей.
Приблизительно в те же, шестидесятые годы прошлого века из Шотландии пришло сенсационное сообщение. В клинику доктора Карла Кенига доставили четырехлетнего слепого мальчика Трагедия ребенка заключалась еще и в том, что он плохо говорил, был физически слаб и вообще отставал в развитии от своих сверстников. Врачи решились на необычный эксперимент. Пытаясь определить, сможет ли в будущем мальчик хотя бы различать светотени, они завесили кровать ребенка, в которой он проводил практически все время, с четырех сторон белыми простынями, чтобы в это замкнутое пространство не проникал посторонний свет. Потом они направляли на простыни яркий свет прожектора. Свет менял цвета - мог стать синим, красным, желтым. Менялось и время работы прожектора. Благодаря таким ежедневным световым манипуляциям врачи убедились, что мальчик стал сначала реагировать на интенсивность света, потом - на некоторые цвета. Чем дольше длился эксперимент, тем, как ни странно, лучше становилось и самочувствие ребенка. Постепенно он окреп, научился хорошо говорить, петь, Декламировать стихи. Удивительно, но и кожа маленького пациента стала совсем другой - розовой, упругой, гладкой. Но сенсация заключалась в другом. Мальчик через пару месяцев уже мог
195
различать предметы, которые ему показывали в свете прожекта pa врачи. А спустя полгода он практически без ошибок определял все, что ему подносили на расстоянии до двух метров. Кроме того, он прекрасно уже ориентировался в пространстве, мог без посторонней помощи ходить по палате, коридорам клиники самостоятельно гулял во внутреннем дворике, даже пытался ил рать в футбол. Врачи были потрясены - как слепой ребенок су мел так быстро адаптироваться, приспособиться к окружающей жизни? Какой орган заменяет ему незрячие глаза? Наблюдение за ребенком, вернее, за тем, каких успехов он добивается каждый день, убедили специалистов - мальчик видит кожей! Кстати, со временем «кожное» зрение позволило ему стать практически полноценным человеком. «Зрячий» слепой даже написал книгу, в которой рассказал о своей судьбе.
Еще об одном феномене необычного зрения стоит упомянуть Лет тридцать назад о слепом молодом индусе Вед Мехта говорили не только в его родной Калькутте, но и на другом континенте - в Америке, куда он приехал учиться в престижный кол ледж. Судьба жестоко обошлась с ним - в трехлетнем возрасте Вед Мехта заболел менингитом и ослеп. Родители мальчика были в отчаянии. Но вскоре они убедились - слепота, как ни странно, ничуть не мешает их сыну. Он свободно ходил, играл со сверстниками, а когда подрос, гонял на велосипеде по много людным улицам Калькутты. Уехав учиться в США, он постоянно конфликтовал с администрацией колледжа, которая требовала, чтобы он, как и все слепые, ходил с белой тростью. Ему ежедневно приходилось доказывать, что он ничуть не нуждается опеке. Кстати, самым веским аргументом стал его многодневный турпоход по северным штатам, в котором он обходился без посторонней помощи. Ну, а когда он самостоятельно проехал по
196
всей Америке, даже заядлые скептики вынуждены были признать - Вед Мехта вовсе не слепой, просто он видит каким-то необычным способом. Каким? Сам человек-феномен утверждал, что он видит будто бы всем лицом, вернее, кожей лица. А вот объяснить, как это у него получается, он не может!
ГЛАВА III
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!