Исследования кожно-оптического — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Исследования кожно-оптического

2021-03-17 92
Исследования кожно-оптического 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ИЗОБРАЖЕНИЙ У СЛЕПЫХ

ПРОДОЛЖАЮТСЯ

В 1997 г. В.М.Мизрахи на Международном конгрессе «Инте-рЭНИО-97» сделал выступление, в котором осветил результаты

174


своей исследовательской работы по кожно-оптическому воспри­ятию у слепых. Приведем краткие выдержки из его сообщения.

В 1962 г. в Советском Союзе появился малоизученный фено­мен кожного зрения. В результате длительной, целенаправлен­ной тренировки молодая девушка из Нижнего Тагила - Роза Ку­лешова - могла с завязанными глазами распознавать цвета бу­маги и тканей, читать рукописный и печатный тексты пальцами правой руки.

Этот феномен стал отправной точкой для создания Ураль­ской научной школы. В 1963 г. отечественный исследователь А.С.Новомейский обнаружил кожно-оптическое чувство в опы­тах с 80-ю студентами Нижне-Тагильского педагогического ин­ститута. Каждый шестой человек из этих студентов мог после двухмесячной тренировки обнаруживать на ощупь цветовые то­на бумаги по ощущению вязкости, шероховатости и скольже­ния. Цветовые тона могли распознаваться и на расстоянии от цветной бумаги, т.е. дистантно. Каждый цвет вызывал у испы­туемого ощущения невидимой преграды на определенном рас­стоянии от цветной бумаги. В процессе дальнейших экспери­ментов в руках у испытуемых возникали температурные ощу­щения: от слабого до сильного тепла или холода, в зависимости от цвета обнаруживаемой поверхности.

Отдельные испытуемые в этих экспериментах могли читать крупный плоскопечатный текст по тепловому контуру на ладо­ни.

Подобные эксперименты в различных аспектах проводились во многих странах мира в 60-х - 80-х годах, однако до настоя­щего времени обозначенная здесь проблема не была кардиналь­но решена ни в фундаментальном, ни в прикладном направлени­ях.

175

 

В 1990-е годы В.М.Мизрах сделал открытия, которые позво­лили ему окончательно разрешить психофизиологические про­блемы кожно-оптического восприятия цвета как контактным, так и дистантным способами. В результате многолетних иссле­дований он открыл ощущения мягкости и твердости цвета и их отражательные свойства у всех цветовых тонов в отдельности. Открытие А.С.Новомейским ощущения цвета несли информа­цию только о светлоте или темноте цветного тона, т.е. были лишь ахроматическими характеристиками цвета. Открытые же В.М.Мизрахи ощущения мягкости и твердости у всех цветовых тонов оказались хроматическими характеристиками цвета, т.е. несли информацию о цветности и являлись своеобразными при­знаками цвета в кожно-оптическом отражении.

Дальнейшие исследования, проведенные В.М.Мизрахи, пока­зали, что полная информация о цвете передается только двумя признаками - прежде известными ощущениями скольжения или торможения, совместно с вновь найденными ощущениями мяг­кости или твердости цвета. Заключительный цикл исследований показал, что каждый испытуемый при восприятии цветного ли­стка испытывает одновременно два ощущения - скольжение (или торможение) совместно с мягкостью (или твердостью).

Только два ощущения, ахроматические и хроматические, слитые воедино, несут полную информацию о цветовом тоне и являются по своей сути - качественно новой ступенью в позна­нии цвета - его восприятием.

Тренировки, проводимые на этой фундаментальной основе, позволили подойти к безошибочному определению цвета сле­пыми детьми во время обучающего эксперимента. Это позволи­ло поднять на качественно новый уровень прикладной аспект описанных выше исследований.

176


На основе многолетних экспериментов была создана новая, полная и точная классификация «Новомейского-Мизрахи», с помощью которой в настоящее время тренируются в распозна­вании цвета слепые дети в Харьковской гимназии для слепых. Эти исследования проводились по заказу Государственного ко­митета Украины по науке и технологиям на конкретной основе, а их результаты были опубликованы в аннотационном сборнике Госкомитета.

Например, в 1990-е годы В.М.Мизрахи обучал распознавать цвета дистантным способом слепого мальчика, имеющего оста­точное зрение, - Ростислава Колоса. Этот мальчик обладал фе­номенальной способностью «видеть руками», распознавать цве­та на «внутреннем зрительном экране» так, как это видим мы зрячие люди глазами на экране цветного телевизора.

В эксперименте выяснилось, что Ростислав может увидеть внутри себя, на «экране», не только цвет, над которым он дер­жит руку, но и слова, составленные из пластмассовых букв, раз­личные изображения зверей, цветные календарики. Несколько лет это явление оставалось феноменальным.

Предварительные эксперименты на ослепших детях показали, что у слепых можно рефлекторно вырабатывать способность видеть цвет с помощью рук на «внутреннем зрительном экране». Однако первоначально эти эксперименты были недостаточно эффективными. В дальнейшем В.М.Мизрахи применил для дис­тантного восприятия цвета известные и свои разработки по кон­тактному распознаванию цвета. Последующие исследования по­казали, что слепые дети, которые видели раньше или в настоя­щее время имеют остаточное зрение (даже малый процент от нормального), могут научиться видеть с помощью рук или лица

177

 

 

цветные предметы или изображения на «внутреннем зрительном экране».

Например, слепой мальчик Спартак Наумов (возраст 10 лет), имеющего остаточное зрение, научился читать слова размером в 4 мм указательным пальцем правой руки. Абсолютно слепой Олег Коротаев тренировался «видеть» геометрические фигуры лицом. После этого он начал применять свои способности на практике. На улице г.Харькова увидел на «внутреннем зритель­ном экране» цвета проезжавших мимо автомашин, полосу голу­бого цвета на белом автобусе. Приехав в г.Одессу, он увидел аналогичным способом дорожку, на которую пытался выйти.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.