Тема 8: Становление и развитие ГПС России в 1990-х гг. - начале XXI в. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 8: Становление и развитие ГПС России в 1990-х гг. - начале XXI в.

2021-03-17 119
Тема 8: Становление и развитие ГПС России в 1990-х гг. - начале XXI в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Обострение кризиса системы пожарной безопасности в России в начале 1990-х гг.

2. Проблемы выхода из кризиса системы пожарной безопасности в России.

3. Пожарная охрана на современном этапе развития страны

1. Обострение кризиса системы пожарной безопасности в России в начале 1990-х гг.

В начале 1990-х гг. в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации, а также проведения структурной перестройки в самом аппарате министерства вопросы организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей. За главком остались функции осуществления организационной и технической политики.

Иными словами, главк должен разрабатывать общегосударственные стандарты, нормы, правила пожарной безопасности, руководить пожарной охраной на режимных предприятиях; осуществлять координацию межреспубликанских мероприятий по тушению крупных пожаров, руководить РСО. ГУПО остается заказчиком на пожарную технику, средства пожаротушения. В сферу его деятельности вошла координация межотраслевых проблем, международное сотрудничество. Начальником ГУПО МВД России назначается генерал-майор В.Е. Дедиков (1991-1995). В сфере деятельности главка остались функции осуществления организационной и технической политики.

Обострение социально-экономического кризиса на рубеже 1980 -1990-х гг. сказалось на уровне пожарной безопасности России. Население страны в поисках средств существования и извлечению прибыли любой ценой, перестало всерьез обращать внимание на правила пожарной безопасности. Это выразилось в халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности и привело к заметному росту количества пожаров и гибели людей.

В сложившейся обстановке основными задачами руководства пожарной охраны стали сохранение боеспособности пожарных подразделений, совершенствование работы надзорных служб, привлечение внимания звеньев госаппарата и хозяйственных руководителей к проблемам пожарной безопасности. Резкое ухудшение экономической обстановки в стране, политическая нестабильность в обществе ослабили внимание всех звеньев госаппарата и хозяйственных руководителей к проблемам пожарной безопасности. Реальные потери от пожаров резко возросли. Ежегодно от огня лишались жилья около 1 млн. чел. Уничтожалось около 1 млн. кв. м площадей производственного и сельскохозяйственного назначения, сгорает до 2 млн. га лесного фонда.

Пожары в России приобрели масштабы национального бедствия. В 1993 г. произошла 331 тыс. пожаров, которыми причинен материальный ущерб около 200 млрд. руб. По некоторым оценкам административно-правовая деятельность пожарной охраны позволила предотвратить около 710,9 тыс. пожаров. В это число не вошел пожар на заводе двигателей АО «КамАЗ», вспыхнувший 14 апреля 1993 г. Восемь дней и ночей шла самоотверженная борьба с огнем. Сложный, не имеющий аналогов в стране пожар был ликвидирован. Он наглядно показал, что происходит в результате пренебрежения элементарными и очевидными требованиями безопасности.

Из-за ослабления противопожарной пропаганды, в т.ч. и а средствах массовой информации, у многих граждан и должностных лиц различных предприятий и учреждений притупилась бдительность. Они растеряли накопленный опыт и умение ориентироваться в элементарных ситуациях, не говоря уже о более сложных, например, при пожарах в многоэтажных зданиях. Сложилось положение, когда в жилом секторе и на многих предприятиях наблюдалось полное отсутствие первичных средств пожаротушения, пожарных извещателей, широко распространенных во всех развитых странах.

В условиях рыночных отношений резко снизилась роль ВДПО. Высокие налоги, неплатежи и другие, не урегулированные вопросы, привели к тому, что структуры ВДПО оказались не конкурентоспособными в сравнении с кооперативами, малыми предприятиями, оказывающими населению противопожарные услуги. Сведение к минимуму штатной численности районных ДПО и появление межрайонных ДПО привело к дальнейшему ухудшению пожарно-профилактической работы, поскольку нагрузка на работников ДПО выросла, а поддержку от населения и местных властей они фактически утратили.

За годы рыночных преобразований материально-техническое состояние подразделений пожарной охраны значительно ухудшилось. Укомплектованность основными видами пожарной техники и оборудования составляет от 57% до 89% от необходимого количества, а специальной техникой и того хуже. Лишь 26% городов России имеют автолестницы, а автомобилей ГДЗС еще меньше - они есть только в 6% городов.

Подробный анализ сложившегося положения был изложен в докладе Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину «Горящая Россия». В нем отмечалось, что среднегодовой теми прироста количества пожаров за последние пять лет увеличился в 2,2 раза, что соответствует приросту на 12% в год. Делался прогноз, что количество пожаров к 2000 г., по сравнению с 1993 г. возрастет в 2,6-3 раза, а ущерб от них - в 3,5-4 раза. Реальная оценка состояния пожарной безопасности позволила привлечь внимание к проблеме высшие органы государственной власти.

Сознавая глобальность проблемы обеспечения пожарной безопасности, руководство страны преобразует пожарную охрану в противопожарную и аварийно-спасательную службу МВД Российской Федерации. При существенном расширении функций пожарной охраны она в большей мере нуждается в финансовой и правовой поддержке государства. Однако сложная политическая и экономическая ситуация в стране оставляют без внимания проблемы противопожарной службы.

Созданные специализированные подразделения не укомплектованы личным составом. На их вооружении находится 51% положенной техники, из которой 32,7% нуждается в замене или ремонте. Тем не менее, не имея возможности реальной поддержки, но, понимая необходимость принятия каких-либо мер, 23 августа 1993 г. Совет Министров РФ преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ (СПАСР) в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД России.

О катастрофическом росте пожаров и необходимости изменения политики государства в области обеспечения пожарной безопасности стали публично за-являть даже государственные служащие. Так, Ф.М. Демидов, заместитель начальника главка, писал: «Сегодня пожары в России стали настоящим национальным бедствием, тем более опасным, что масштабы потерь не осознаются населением, и многими государственными структурами. Если не принять неотложных мер, то к 2000 г. в Российской Федерации число ежегодно погибающих на пожарах достигнет 14 тыс. чел. Относительный уровень потерь от пожаров становится самым высоким среди развитых стран мира и превышает сопоставимые показатели потерь (без учета потерь от гибели и травм людей) Японии - в 6,3 раза, Великобритании - в 4,5 раза, США - в 3 раза».

Оперативная обстановка с пожарами, сложившаяся в России, не могла остаться не замеченной руководящими кругами. В результате проделанной работы большим коллективом профессионалов, 21 декабря 1994 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности». Согласно закону проблема пожарной безопасности переставала быть ведомственной и становилась государственной. В нем излагаются положения о единой системе

Государственной противопожарной службы, для которой определены полномочия, система неотложных мер в области пожарной безопасности и др.

Однако экономическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законе положений и норм.

В 1995 г. количество пожаров в стране (294,1 тыс.) и жертв (14,9 тыс. чел.) превысило самые тревожные прогнозы. В этой сложной ситуации пожарную охрану России возглавил Б.А. Серебренников.

В последние годы XX в. в результате спада экономики наблюдалось равнодушное отношение к проблемам пожарной безопасности. Причем это относилось не только к звеньям госаппарата, но и к местным и хозяйственным руководителям, вынужденным изыскивать все имеющиеся резервы для сохранения работоспособности предприятий, полагая, что средства, выделяемые на противопожарную защиту, — лишняя и ненужная трата. В средствах массовой информации обсуждался вопрос об ограничении полномочий государственного пожарного надзора, сдерживающих развитие экономики и особенного в сфере малого предпринимательства.

Такое положение не могло не сказаться в целом на состоянии пожарной охраны. Ограниченность федерального бюджета привела к сокращению финансирования государственной противопожарной службы на 55%. По существу, средства выделялись только на денежное содержание личного состава. В результате социально-экономических процессов, в первую очередь, вследствие отставания роста «замораживания» денежного содержания по отношению к инфляции, состав боевых расчетов существенно поредел. Численность боевых расчетов пожарных караулов уменьшилась до 2 - 3 чел. вместо нормативной численности в 6 - 9 чел.

Во многих городах произошло сокращение объектовых пожарных частей, что не могло не сказаться на оперативности пожарных подразделений и, следовательно, на эффективности борьбы с пожарами. Ухудшилась укомплектованность основными видами пожарной техники и оборудования.

К началу 2000 г. доля средств, выделяемых на их поставку, составила 8 - 10% от минимальной потребности. Пожарные подразделения укомплектованы на 45% пожарными автомобилями и на 70% - средствами индивидуальной защиты. При этом до 30% технических средств исчерпало срок службы. Пожарная охрана располагает только 55% от необходимого количества пожарных депо, из которых почти половина нуждается в капитальном ремонте.

Нехватка индивидуальных средств защиты привела к росту заболеваемости органов дыхания пожарных: в 1999 г. по сравнению с предыдущим годом она возросла на 6%. Существенно повысился процент травматизма. Так, по сравнению с 1996 г., когда показатель производственного травматизма составлял 4,8 чел. на 1000 сотрудников, в 1999 г. он уже достиг значения 6,74.

Изменение форм собственности ряда предприятий повлекло к потере статуса многих ведомственных нормативных актов, резко снизило эффективность работы при осуществлении функций ГПН. О положении пожарной безопасности в стране можно судить по следующим данным.

Несмотря на некоторое снижение общего количества пожаров (эта тенденция наблюдается с 1995 г.) в 1999 г. было зарегистрировано 259,4 тыс. пожаров, на которых погибло 14,9 тыс. чел. Страна стала бесспорным мировым «лидером» по этим показателям, опережая в 5-12 раз развитые страны мира. В 2000 г. от огня погибло уже 16264 чел. Эта цифра существенно превысила неутешительный прогноз Ф.М. Демидова, казавшийся еще в конце 1990-х гг. чрезмерно преувеличенным и нереальным.

В 1970-е гг. гибель людей от пожаров не превышала 4 тыс. чел. Это был один из самых низких показателей в развитых странах!

Рост количества пожаров свидетельствует об ослаблении пожарной охраны, ее надзорной функции, о снижении эффективности работы систем обнаружения и тушения пожаров. Одной из ведущих причин этой негативной тенденции следует считать ухудшение социально-экономического уровня на-селения и смену культурных ценностей. В этой обстановке вопросы обеспечения пожарной безопасности теряются в целом комплексе нерешенных проблем для населения в целом и для каждого человека в отдельности. Более половины погибших в 2000 г. при пожарах (58%) относились к неблагополучным социальным слоям общества (пенсионерам и лицам без конкретных занятий); 78% этой категории лиц погибли в нетрезвом состоянии. Около 90% погибших становятся жертвами пожаров в жилом секторе, доля которых составляет 73% от всех пожаров.

Наука о пожарной безопасности переживала также нелегкие времена. Фундаментальные и поисковые исследования, ранее финансируемые по плану НИОКР государством, оказались без должной поддержки.

Произошел заметный отток квалифицированных кадров, молодого поколения научных работников. Создается негативная ситуация: в научных учреждениях все меньше остается людей, накопивших опыт своих учителей, и недостаточно молодых ученых, способных этот опыт перенимать и развивать. Об обстановке в стране в первом году наступившего XXI в. вполне конкретно заявил Е.А. Серебренников: «Масштабы происходящего показывают, что вопросы обеспечения пожарной безопасности приобретают характер неосознанной обществом национальной проблемы». Современный этап развития пожарного дела, во многом противоречивый, следует рассматривать как переходный период к последующему развитию системы пожарной безопасности.

При Советской власти пожарная безопасность стала общенародным делом, одной из важнейших функций государства. В это время складывается единая система обеспечения пожарной безопасности страны.

Сочетание государственной собственности с государственной пожарной охраной, строгий контроль за исполнением решений позволили в 1950-е гг. создать одну из самых мощных систем пожарной безопасности в мире. При этом, наряду с совершенствованием и несомненным развитием всех видов деятельности в области пожарной безопасности, были сделаны важные шаги в формировании общественного сознания о необходимости соблюдении мер пожарной безопасности каждым членом общества.

 

2. Проблемы выхода из кризиса системы пожарной безопасности в России.

 

23 августа 1993 г. Совет Министров Российской Федерации постановлением № 849 преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ. Перед ГПС был поставлен ряд принципиально новых задач, в т. ч. разработку государственных мер нормативного регулирования в области пожарной безопасности, разработка и реализацию научно-технической политики, координацию противопожарной деятельности министерств и ведомств. Существенно изменились задачи ГПН, для которого был установлен ряд новых функций и прав в области сертификации продукции и лицензирования отдельных видов деятельности, работ и услуг по пожарной безопасности.

С возникновением предприятий различных форм собственности и рыночных взаимоотношений изменяется организация охраны объектов от пожаров. ГУГПС разработано «Наставление по организации работы ГПС на объектах по договорам». Основным документом, регулирующим взаимоотношения между подразделениями и администрацией объектов, является договор. По инициативе и за счет администрации подразделения ГПС по договору оказывают предприятиям услуги в организации и проведении пожарно-профилактического обслуживания, первоочередных аварийно-спасательных работ.

Последние годы XX в. «ознаменовались» определенными сложностями (проблемы финансирования, технического оснащения, комплектования кадрами необходимой квалификации и др.); предваряющими, согласно историческим закономерностям, новый качественный скачок развития пожарной охраны. С зарождающимся процессом экономической стабилизации в российском государстве, наметившимся в новом тысячелетии, в связи с передачей системы ГПС в ведение МЧС России (Указ Президента Российской Федерации № 1309 от 09.11.2001 г.), в деятельности противопожарной службы наметились позитивные тенденции. Увеличился объем финансирования, выделены средства на приобретение техники, расширились функции отдельных подразделений, возросла оплата труда работников ГПС и т.д.

Вместе с тем проблема недостаточного финансирования и технического оснащения в 1990-х гг. стала хронической. Пожарные России тушат 90% - 95% всех возникающих пожаров, в то время как их ресурсное обеспечение составляет лишь 40% от общего объема ресурсов, направляемых в стране на цели пожаротушения. Остальные распределяются в другие ведомства. Резко возросла нагрузка на боевые расчеты. С переводом боевых расчетов на четырех сменное дежурство укомплектованность на пожарных автомобилях составляет 50%. На укрепление имеющихся подразделений и создание аварийно-спасательных структур требуется не менее 50 тыс. единиц дополнительной численности.

Самый реальный и быстрый выход из этого кризиса - признание службы в органах и подразделениях противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД России альтернативной воинской службе. Но этот вопрос до сих пор находится в стадии разработки законопроекта об альтернативной службе.

Кризис экономики в России не позволил вплотную приступить к решению этих неотложных вопросов. Появились новые проблемы, затруднившие работу пожарной охраны. В частности, правовая неурегулированность деятельности пожарных служб и экономического механизма для выполнения противопожарных требований и неудовлетворительное состояние производства пожарно-технической продукции. Темпы роста числа пожаров в городах и сельской местности выросли. Однако эти показатели могли быть и более тяжелыми, если бы не самоотверженная работа личного состава пожарной охраны.

Личный состав пожарной охраны, несмотря на социально-экономические трудности, воспитанный на гуманном принципе спасения людей, продолжает работу в традициях российских пожарных. Подразделения противопожарной службы только в 2001 г. более 1 млн. раз выезжали для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. В ходе боевых действий ими было спасено более 48,9 тыс. чел. и предотвращено уничтожение материальных ценностей на сумму 14,3 млрд. руб.

Несмотря на сохранившуюся тенденцию роста числа погибших на пожаре - эта цифра в 2001 г. достигла 18,3 тыс. чел. - общее количество возникших пожаров по сравнению с предыдущими годами по существу стабилизировалось. Работниками Государственного пожарного надзора предупреждено более 300 тыс. пожаров и сохранено материальных ценностей на сумму 85 млрд. руб.

После принятия Федерального Закона «О пожарной безопасности» в 1994 г. получила дальнейшее развитие законодательная и иная нормативная база, которая включила в себя 16 федеральных законов и более 400 подзаконных актов. Стали развиваться такие новые виды деятельности, как сертификация и лицензирование, которые положительно повлияли на состояние пожарной безопасности объектов. Сложная обстановка в стране с пожарной безопасностью дала новый толчок к развитию добровольчества (как это уже не раз было в Российской истории).

Если в 1991 - 1993 гг. стоял вопрос о сохранении ВДПО и его кадрового состава от полного развала, то уже в 1994 - 1995 гг. шла работа по восстановлению территориальных советов и предприятий, укреплению экономической базы, развитию организационно-массовой работы. Возобновилась деятельность дружин юных пожарных, стали проводиться соревнования по пожарно-прикладному спорту, наладилась работа по обучению населения правилам пожарной безопасности. В 2001 г. прошел 9-й съезд ВДПО, на котором были приняты важные решения, поставлены новые задачи.

Следует отметить и тот положительный факт, что, несмотря на потери многих предприятий по разработке противопожарного оборудования, вследствие распада СССР, российская промышленность в состоянии выпускать современную пожарную технику, удовлетворяя в полной мере нужды пожарной охраны. Уже в 2000 г. было задействовано около 70 предприятий по производству пожарной техники и пожарно-технического вооружения. Больших успехов добилась организация «Аргус-Спектр» в производстве систем пожарной автоматики. Ее продукция стала настолько надежной, что производители гарантируют надежность ее работы в течение длительного срока. Больших успехов в области реализации пожарно-техническом продукции достиг холдинг «Пожсервис».

В результате конверсии Посевнинский завод освоил выпуск автоцистерн, начато производство пожарных автомобилей на Иркутском ПО «Восток», ОАО «Пожтехника» приступила к выпуску автоматических лестниц и автоподъемников АЛ-50 и АКП-50, плодотворно работают КБ им. Макеева, Жуковский машиностроительный завод и Другие предприятия. Уже к 2001 г. перечень моделей пожарных автомобилей с 60 (1998) достиг 90. Однако предприятия, готовые обеспечить пожарную охрану необходимой техникой и оборудованием, используют свой потенциал менее чем на 10%. Причиной тому - ограниченное финансирование из средств федерального бюджета, средств субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и предприятий на цели технического оснащения пожарной охраны.

Не только сохранились, но и продолжают развиваться отдельные направления научной деятельности. Наряду с совершенствованием разработок в области сертификации, лицензирования, продолжаются работы по созданию нормативно-правовой базы; по противопожарной защите конкретных объектов, финансируемые заказчиком, по подготовке кадров для пожарной охраны, по внедрению информационных и коммуникационных технологий, а также другие виды исследований, которые не требуют больших затрат или имеют достаточное количество наработок.

Экономическая ситуация и изменение форм собственности выдвигают целый ряд актуальных научных проблем, среди которых следует отметить оптимизацию технических решений и организационных мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность объекта при оптимальных затратах; разработка комплекса нормативных правовых актов по надзору за предприятиями малого бизнеса.

В переходный период экономических преобразований в государстве определенные перспективы получили небольшие, но мобильные научные коллективы, укомплектованные специалистами высшей квалификации, способными решать широкий спектр научно-прикладных задач. Приведенные положительные аспекты развития отдельных вопросов обеспечения пожарной безопасности подвели к необходимости выработки нового подхода к решению этой проблемы.

Без экономической стабильности государства трудно поднять уровень «непроизводительных» отраслей, к какой относится пожарная охрана.

Однако человечество, вступив в новый век глобальных техногенных и политических катаклизмов, вынуждено принимать соответствующие решения. Чернобыльская трагедия, серия масштабных пожаров, относящихся к категории чрезвычайных ситуаций, и другие факты показали необходимость создания в России новой организационно-управленческой структуры, позволяющей эффективно выполнять при чрезвычайных ситуациях не только пожарные, но и пожарно-спасательные функции в полном объеме аварийно-спасательных работ.

В конце 1980-х гг. были предприняты меры по созданию специализированных отрядов и частей по проведению первоочередных спасательных работ. Однако они не получили должного развития, но продемонстрировали возможное направление развития противопожарной Указом № 1309 Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приведенные исторические закономерности развития пожарной охраны дают основание констатировать следующий факт: государственная противопожарная служба России с 2001 г. вступила в новый период развития, который можно обозначить как период организации пожарно-спасательной службы. В современных условиях мирового развития (терроризм, возможность глобальных катастроф и т.д.), где требуется многофункциональный подход при ликвидации аварий, создание новой структуры, объединяющей усилия различных спасательных служб под единым руководством - естественный процесс совершенствования системы управления, повышающий безопасность населения и России в целом.

Важно отметить, что рождение единой пожарно-спасательной службы не изменяет приобретенную в течение многих поколений пожарных работников ответственность за спасение людей и сохранность материальных ценностей от бедствий, принесенных огнем. Функции и задачи, определенные для спасателей и пожарных являются однородными, основной приоритет отдается спасению жизни и сохранению здоровья людей. Задача создания единой пожарно-спасательной службы, поэтому носит не философский или идеологический характер, а имеет, скорее всего, чисто техническую направленность» - отметил один из ведущих специалистов в области пожарной безопасности, начальник ВНИИПО МЧС России генерал-майор внутренней службы, доктор технических наук Н.П. Копылов.

Указом Президента РФ бывший начальник ГУГПС МВД России генерал-лейтенант внутренней службы, Е.А. Серебренников назначается заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (2002). Е.А. Серебренников принимал непосредственное участие в формировании законодательной базы в области пожарной безопасности (Федеральный закон «О пожарной безопасности», «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О пожарной безопасности» и др.). Под руководством Е.А. Серебренникова был создан Фонд пожарной безопасности, заложены основы противопожарного страхования, действуют и развиваются системы лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности.

В 1995 г. Е.А.Серебренников возглавил работу по восстановлению Государственной противопожарной службы в Чеченской республике, обеспечил успешное функционирование сводного отряда ГУГПС на ее территории, что способствовало сохранению промышленного потенциала и жилого фонда республики. Им проявлены организаторские способности, решительность и профессионализм при тушении сложных пожаров в административных зданиях Департамента морского транспорта Минтранса (февраль 1998), РАО «ЕЭС России» (июнь 1998), расположенных в Москве, а также на складе боеприпасов Свердловской области (август 1998). Награжден орденом «3а мужество» и медалями.

В 2002 г. начальником Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России назначен генерал-майор внутренней службы Валерий Тимофеевич Кишкурно, до этого времени многие годы возглавлявший специальную пожарную охрану России. После его смерти в 2003 г. эту должность занял генерал-майор внутренней службы Чуприян Александр Петрович. В 2005 г. ГУГПС МЧС России было упразднено в рамках процесса реорганизации пожарной охраны в ведомстве МЧС.

За последние годы российская пожарная охрана находилась в состоянии перманентного кризиса. Проблема технической оснащенности, укомплектованности пожарных команд личным составом, а особенно рядовыми бойцами, стала хронической и повсеместной. Периодические повышения денежных выплат сотрудникам ГПС МЧС не способствуют закреплению кадров. Их текучесть обусловлена не только низким уровнем доходов в сравнении с другими категориями населения России. Речь идет о слабой технической оснащенности и вооруженности пожарных караулов и депо, повышенных физических и морально-психологических нагрузках, отсутствии гарантий социальной защищенности сотрудников ГПС со стороны государства и органов местной власти.

Текучесть кадров обусловлена тем, что наиболее квалифицированные специалисты переходят на работу в частные корпорации и компании, в которых уделяется больше внимания выше перечисленным проблемам, чем в государственной противопожарной службе. Снабжение пожарной техникой и вооружением во многом сейчас связано с импортом образцов из-за рубежа, что еще более подрывает позиции российских производителей пожарной техники, которые не имеют должной поддержки со стороны государства и вынуждены ограничивать выпуск своей продукции.

Переход ГПС в ведомство МЧС России был направлен на рост профессионализма сотрудников ГПС и их специализацию на спасательных работах. Реформирование пожарной охраны в ведомстве МЧС не приводит к повышению боеспособности частей и подразделений, поскольку идет процесс дальнейшей ее децентрализации. В перспективе предполагается разделение пожарной охраны на муниципальную и федеральную службы, что может привести лишь к росту пожаров в условиях ослабления муниципальных формирований, от содержания которых государство фактически отказалось.

Выведение из ответственности инспекторов ГПН уголовных дел о пожарах грозит отрицательными последствиями. Непрофессионализм сотрудников милиции и прокуратуры при расследовании причин пожаров может привести к росту прецедентов умышленных поджогов. Отсутствие возможности административного и судебного воздействия у инспекторов ГПН на руководство частных и государственных предприятий и организаций провоцирует последних на уклонение от выполнения мер по соблюдению правил пожарной безопасности. Такое положение может привести к резкому увеличению количества пожаров.

Исторический опыт развития российской пожарной охраны свидетельствует, что устранение государственной власти от непосредственного решения проблем пожарной безопасности и перекладывание ответственности на тушение пожаров на местные власти при одновременной децентрализации пожарной охраны приводило к росту количества пожаров и связанных с ними масштабов материальных потерь и гибели людей.

Местная власть в России никогда не имела достаточных возможностей по предотвращению и тушению пожаров, опираясь только на собственные силы. Действительное объединение усилий государства и общества в России создавало благоприятные условия для развития отечественной пожарной охраны.

 

3. Пожарная охрана на современном этапе развития страны

 

Государственная противопожарная служба - это мощнейшая оперативная структура в составе МЧС России. Среди её многочисленных задач — борьба с пожарами, ликвидация чрезвычайных ситуаций, оказание помощи при дорожно-транспортных происшествиях и в других сложных ситуациях. В современных условиях пожарная охрана, несмотря на достигнутые результаты, динамично развивается и совершенствуется. Созданы специализированные пожарно-спасательные части, завершено формирование аэромобильной группировки сил МЧС России, которая включает авиационно-десантные подразделения.

Продолжается создание Корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы. Цель этой работы - прикрытие подразделениями пожарной охраны сельских поселений, независимо от их величины, количества жителей и удаленности. На вооружении пожарно-спасательных подразделений находятся современная техника и снаряжение. Постоянно внедряются инновационные технологии и разработки в области пожаротушения.

Благодаря высокой технической оснащенности и профессионализму пожарных удается значительно сокращать время реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации, а значит, в минимально короткие сроки прийти на помощь и спасти. МЧС России продолжает работу по повышению социальной защищенности личного состава. Создаются и постоянно улучшаются условия несения боевого дежурства. В этом году более половины пожарно-спасательных частей получат средства на капитальный и текущий ремонты. Для многих из них это будет впервые за последние десятилетия. Смею заверить, что персональное внимание мы уделим всем реагирующим подразделениям — даже в самых отдаленных регионах.

Улучшение бытовых условий — это забота о наших пожарных, о каждом пожарном карауле, который с честью и достоинством ежедневно несет боевое дежурство. Министерство продолжает поддерживать семьи многодетных сотрудников. На особом контроле — решение и других социальных вопросов. В этом году мы впервые за многие годы пересмотрим вопросы вещевого обеспечения сотрудников. Планируем для боевых подразделений ввести новые виды боевой и защитной одежды, обуви и снаряжения с учетом климатических условий и выполняемых задач.

МЧС России уделяет большое внимание вопросам профилактической работы и развитию системы контрольно-надзорной деятельности, внедрению риск-ориентированного подхода. Наша главная задача — снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Мы уверены, что в итоге реализации проекта уменьшится количество пожаров и, как следствие, уменьшится число пострадавших. Их реализация станет для нас одним из приоритетных направлений. Главным стержнем этой политики будет более тесное взаимодействие органов государственной власти.

В борьбе с огненной стихией был необходим комплексный подход по развитию всех видов пожарной охраны. Это позволит повысить эффективность системы реагирования на чрезвычайные ситуации, обеспечить гарантированную помощь и поддержку каждому человеку, оказавшемуся в беде или в трудной жизненной ситуации.

Государственная противопожарная служба России стала успешно решать стоящие перед ней задачи, оказывая помощь на уровне мировых стандартов каждому, кто оказался в беде. Пожарная охрана прошла большой и славный путь своего становления. Сегодня это - мощнейшая оперативная структура спасения, оснащенная современной техникой и оборудованием, имеющая высококвалифицированных и профессиональных специалистов. Она насчитывает почти тысяч человек, из них федеральная противопожарная служба ФПС — около тысяч; противопожарная служба субъектов ППС — почти 75 тысяч; ведомственная пожарная охрана — 46; добровольные пожарные команды — около тысяч; муниципальная пожарная охрана — более 8 тысяч; частная пожарная охрана — чуть более 21 тысячи. На территории РФ созданы тысяч гарнизонов пожарной охраны, в состав которых входят более 24 тысяч подразделений.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 млн выездов на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, а также на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Огнеборцы России ежегодно тушат в среднем более тысяч пожаров, количество которых постоянно снижается. На вооружении пожарно-спасательных подразделений находятся современная техника, защитная экипировка и снаряжение, внедряются новейшие и инновационные технологии и разработки в области пожаротушения, а также специализированная техника для работы в особо опасных условиях.

Для выполнения задач, возлагаемых на подразделения пожарной охраны, в распоряжении всех огнеборцев России более 36 тысяч основных пожарных автомобилей, единиц инженерной техники, плавательных средств, более 50 роботехнических комплексов. В году, например, было приобретено почти единиц пожарной техники. Для работы в зимних условиях поступили снегоходов в комплекте с прицепом и санями нартами и ед. Среди закупок в обязательном порядке имущество пожарно-технического вооружения, а также пожарные рукава. Их закупили — метра. Техническая оснащенность и высочайший профессионализм позволяют значительно сокращать время реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации, а, значит, в минимально короткие сроки прийти на помощь, чтобы помочь и спасти.

Анализ оперативного реагирования подразделений федеральной противопожарной службы за последние 15 лет свидетельствует, что ежегодно происходит улучшение показателей времени оперативного реагирования. Среднее время прибытия первого пожарного подразделения сократилось более чем на 3 минуты с 11, 22 до 8,18 минуты. Время тушения пожара вместо почти 49 минут в году составляет сегодня 15,14 минуты. Стоит помнить, что каждая минута во время пожара — на вес золота: Так, к примеру, только в году огнеборцы выезжали на тушение более тысяч пожаров на территории Российской Федерации.

В результате профессиональных действий пожарных были спасены более тысяч человек. Пожарные - настоящие герои нашего времени, герои мирных дней. В рядах огнеборцев служат только выдержанные, сильные духом люди, готовые прийти на помощь по первому зову, шагнуть в огонь, рискуя жизнью. Поэтому так сильно пожарное братство, в котором ценится настоящая мужская дружба, традиции, преемственность поколений.

Стартовал IX Всероссийский фестиваль МЧС России по тематике безопасности и спасения людей. Рука помощи - спасателю. Социальная защищенность личного состава - одна из главных тем современного развития МЧС России. Прикрыли Сербию от огня. Со 2 августа в городе Ниш в Республике Сербия на дежурстве находится вертолет Ми-8 МЧС России, который был направлен для провед


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.