Уз гибнет. Постановка такого — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Уз гибнет. Постановка такого

2021-03-17 106
Уз гибнет. Постановка такого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопроса, а также то решение его, какое

Дается в пьесе, представляли интерес

Для афинского зрителя в годы первых

Успехов философии софистов, живо

Интересовавшихся проблемой отношения

отдельной личности к требованиям

Государственной власти.

Софокл всецело стоит на стороне

Антигоны. Правота ее подчеркивается

Тем, что и сам ее противник, Креонт,

Под конец меняет свои первоначальные

Распоряжения. Однако высказывалось

Иное объяснение сущности конфликта

Между Креонтом и Антигоной: оба они

Являются носителями трагической вины

И оба наказаны за свое одностороннее

Решение. Креонт неправ, запрещая

Вопреки неписаному «божескому» закону

Хоронить Полиника. Но не права

И Антигона, самовольно нарушающая

Закон государства. Такую точку зрения

В «Лекциях по эстетике» высказывает

Гегель, считающий, что в «Антигоне»

Подозрительность Креонта проявлялась и раньше. После рассказа стража о том, что кто-то

Похоронил Полиника, Креонт, отвечая на замечание первого старца, не замешан ли здесь бог,

говорит о гражданах города:

«...на приказ мой в Фивах

Ворчат, им тяготяся, головой

Тайком качают: под ярмом, как должно,

Не держат выи, мною недовольны...»

(ст. 296-299)

Софокл 121

В художественной форме дано столкновение

Государственной власти с семейно-

Родовыми традициями и понятиями.

«Царь Креонт издал в качестве главы

Государства строгий приказ, чтобы

Выступивший против Фив как враг

Отечества сын Эдипа не получил почести

Погребения. Этот приказ в значительной-

Степени оправдан, ибо он продиктован

Заботами о благе всего города. Но Антигона

Одушевлена равно нравственной

Силой, святой любовью к брату, которого

Она не может оставить непогребенным,

На добычу птицам. Неисполнение

Обязанности погребения было бы

Противно священным семейным узам,

И поэтому она нарушает приказ Кре-

Онта» г.

С приведенными объяснениями едва

Ли можно согласиться. Анализ трагедии

Ясно показывает, что нельзя говорить

В ней о двух равно законных побуждениях.

О них можно было бы говорить

Еще в начале пьесы, когда Креонт формулирует

Принципы своего будущего

Правления. Однако с дальнейшим развитием

Действия в Креонте все яснее

И яснее выступают черты правителя-

Тирана, не желающего считаться с голосом

Народной совести. С точки зрения

Грека V в. до н. э., Креонт вовсе не идеал

Правителя, а следовательно, государственная

Власть, по пьесе, оказывается

В руках не лучшего ее представителя.

На этом основании некоторые исследователи

Идут так далеко, что не признают

Содержание «Электры» то же, что

И в «Хоэфорах» Эсхила. Но у Софокла

Центральная роль отводится не Оресту,

А Электре, которая почти совсем

За Креонтом никакой правды и характеризуют

Его как ничтожного и тщеславного

Тирана. Во всяком случае,

Драматург оправдывает Антигону и

Осуждает Креонта за его презрение к «бо-

'жеским» законам. Такое толкование

Находится в соответствии с религиозно-

Нравственными воззрениями Софокла.

Однако в приведенном высказывании

Гегеля содержится одно очень важное

Положение — мысль о том, что конфликт

В трагедии должен вытекать из наиболее

Существенных стремлений борющихся

Сторон. Гегель непосредственно перед

приведенным только^что местом указывает,

Какой характер должны носить

интересы^сталкивающихся сторон: «Этими

Интересами являются вечные религиозные

И нравственные отношения, служащие

великими мотивами искусства:

Семья, отечество, государство, церковь,

Слава, дружба, сословие, достоинство,

А в мире романтики, в особенности,

Честь, любовь и т. п.» 2.

Столкновение такого рода стремлений

Дано Софоклом в «Антигоне».

«Антигону» поставил Московский

Художественный театр в, самом начале

Своей деятельности — в январе 1899 г.

Рецензии того времени с сочувствием

Отмечали смелость самой идеи — поставить

На русской сцене трагедию Софокла.

В 1966 г. «Антигона» была поставлена

В Киевском драматическом театре

Имени И. Франко режиссером А. Алек-

Сидзе.

Не покидает сцены. Действие трагедии

Происходит в Микенах, резиденции

Атридов. Электра, преисполненная жгучей

Ненависти к своей матери, не может

«ЭЛЕКТРА»

Г е г е л ь, Сочинения, т. XII, кн. I, M., 1938, стр. 225.

Там же, стр. 224.

Глава VII

Простить ей убийства Агамемнона и долгие

Годы жаждет мести. Живется

Ей у матери как рабыне, приходится

Голодать. Клитемнестра и Эгисф замышляют


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.