Фиванский народ. Процессия удаляется. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Фиванский народ. Процессия удаляется.

2021-03-17 107
Фиванский народ. Процессия удаляется. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава VII

Когда на орхестру входит хор фиван-

Ских старцев, Эдип дает торжественное

Обещаение отыскать убийцу Лая, где бы

Тот ни скрывался. Всякий, знающий

Местопребывание убийцы, должен немедленно

Сообщить об JBTOM царю. Таким

Образом, сам того не зная, Эдип начинает

Вести следствие против самого

Себя. Не подозревая об угрожающем ему

Бедствии, он произносит слова, которые

В глазах зрителей приобретают зловещий

Смысл. От первой сцены и до финальной

Катастрофы речи Эдипа полны трагических

Намеков. Он не может произнести

Ни одного слова без того,

Чтобы не коснуться в то же время своей

Грядущей судьбы. И самым трагическим

Моментом в этой сцене является тот,

Когда Эдип произносит проклятие себе

Самому.

Розыски убийцы прежнего фиванско-

Го царя еще только предпринимаются,

Между тем Эдип уже уверен, что он

Напал на верный след. Подозрения

О причастности Тиресия к убийству Лая

И о стремлении Креонта отнять престол

У Эдипа блистательно психологически

Мотивированы в эписодии встречи

Эдипа и Тиресиг. Столкновение между

Ними неизбежно. Один хочет знать

Тайну смерти Лая,— второй не может

Ее открыть и просит отпустить его

Домой. Честному и прямому Эдипу,

Желающему возможно скорее избавить

Город от страданий, это молчание

Кажется возмутительным. В гневе

Он бросает в лицо старцу страшное

Обвинение: он, стало быть, знает обо

Всем и был соучастником в убийстве

Лая. Если бы прорицатель не был слеп,

Он заслуживал бы, по словам Эдипа,

Названия прямого убийцы. Разгневанный

Этими словами, Тиресий говорит,

что Эдип должен удалиться из города:

Не кто иной, как сам Эдип, является

Безбожным осквернителем страны. Однако

Слова прорицателя не оказывают

Никакого действия на Эдипа, уверенного

В своей непричастности к убийству Лая,

А лишь дают основания подозревать

Креонта в измене: конечно, это он,

Желая отобрать у Эдипа царство, подучил

подкупленного прорицателя! Эдип

Высказывает свое подозрение вслух,

И Тиресий удаляется, возвещая перед

Уходом Эдипу, что тот будет наказан

Горьким изгнанием как убийца своего

Отца и муж своей матери и что глаза

Его не будут видеть дневного света.

Объяснение с Креонтом не уничтожает

Подозрений Эдипа. В своем гневе Эдип

Не верит Креонту. Он считает его

Достойным смертной казни, но по просьбе

Хора дарует ему жизнь, приказывая

Немедленно удалиться в изгнание.

Сцена объяснения Эдипа и Иокасты —

Важное звено в распутывании событий,

Связанных с убийством Лая. Вместе

С тем она построена так искусно

И правдиво в смысле изображения

Чувств и переживаний лиц, находящихся

В таких обстоятельствах, как

Эдип и Иокаста, что невольно миришься

с ее некоторым неправдоподобием:

Странно, что, прожив вместе пятнадцать

Лет, Эдип и Иокаста никогда

Не говорили друг другу: одна — о смерти

Мужа от руки разбойников, второй

— об убийстве им неизвестного

Старика на пути в Фивы. Иокаста хочет

Успокоить взволнованного Эдипа. Она

Просит верить клятве Креонта. Упоминание

Же о прорицателе вызывает

С ее стороны резкую реплику, что

Не нужно верить прорицателям. В доказательство

Справедливости своих слов

Иокаста ссылается на собственную

Судьбу. Она говорит о страшном пророчестве,

Которое когда-то было дано

Ей и Лаю. И что же? Ребенок, брошенный

В горах, погиб, а Лай пал от руки

разбойников на перекрестке трех дорог*

Софокл 127

Последние слова поражают Эдипа.

Он вспоминает о бывшем с ним когда-то

Происшествии: ведь он убил повстречавшегося

Ему старика как раз на перекрестке

Трех дорог. Что, если это и был

Лай? Эдип расспрашивает Иокасту

О наружности Лая и о времени убийства.

Оказывается, все совпадает с тем, что

Ему самому известно о совершенном

Им убийстве, и, желая разобраться

Во всем до конца, Эдип рассказывает

Иокасте о своей прошлой жизни до прихода

В Фивы, о своей встрече с проезжим,

О своих родителях — коринфском

Царе Полибе и его жене Меропе. Правда,

Есть одно обстоятельство, которое должно

Было рассеять этот страх: Лай, по слухам,

Был убит не одним человеком,

А несколькими разбойниками. Иокаста

Подтверждает, что, по словам спасшегося

Раба, это было именно так. Но Эдип

Сам желает услышать из уст раба

Подтверждение о шайке разбойников

И требует, чтобы его привели к нему.

Рассказ Эдипа об его юношеских

Годах в Коринфе приоткрывает завесу


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.