Оно освобождает место для того, что последует потом. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Оно освобождает место для того, что последует потом.

2021-02-05 70
Оно освобождает место для того, что последует потом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Какими бы ни были перемены:

• Изменения (потери иди развитие) целей и будущего

• Изменения (увеличение или уменьшение) личного благосостояния и образа жизни

• Перемена места жительства (улучшение или ухуд­шение)

• Изменения на работе (включая повышение или пе­ремену места работы)

• Изменения связей и отношений (с друзьями, родствен­никами, свадьбы, влюбленности, окончание любви)

• Изменение идеологических, религиозных или фило­софских позиций

• Перемены состояния здоровья (ухудшение и даже излечение)

Все указанные процессы, как и другие, бесконечный список, который каждый из нас может дополнить, под­разумевают маленькие или большие смерти, которые не следует недооценивать, так как они содержат в себе прощание и работу.

Как об этом говорит Марта Бухо в своей поэме «Ле­тать без крыльев», нет необходимости, чтобы перемена произошла в реальном мире, боль возникает и от вымы­шленных событий.

 

Летать без крыльев

Можно летать, не обладая крыльями,

И плавать, не будучи рыбой.

Я могу посадить тебя перед собой}

Пока я закрываю глаза руками,

И даже дотронуться до тебя, хотя тебя здесь пет.

Но как, ведь я не Неруда,

И не могу сказать тебе то, что хочу,

И чтобы ты услышал так, как я хочу, чтобы ты слышал.

Иногда я говорю себе:

Может, мы и правда знакомы уже века,

И я начинаю бредить и горжусь собой,

И даже начинаю вспоминать наши дороги, по кото­рым мы не ходили,

И наших учителей.

Искусство любить...

Маленький принц...

Та волшебная книга в том Круглом доме...

Которую когда-нибудь

Мы должны были прочитать вместе.

Минуту спустя я уже говорю:

Это не может быть правдой.

Тебя никогда не было.

А если и был, мы никогда не встречались.

Потому что, если бы все было так, как я воображаю,

Я никогда не простила бы тебе

Твоего бестактного и абсурдного молчания

На протяжении этих 50 лет.

Марта Бухо

Антология времени, которого не было

 

Как ни больно с этим соглашаться, но в некотором смысле каждый начинающийся день знаменует потерю дня вчерашнего, дня, до которого я был тем, кто я есть, потому что сегодня я уже другой и никогда не буду тем, кем был вчера.

Я могу думать об этом или притвориться рассеян­ным, игнорируя правду. Могу не захотеть признать, что я уже не тот самый Хорхе Букай, каким был десять лет назад; но, даже если я не захочу принимать к сведению, что я уже не тот, к счастью или к сожалению, об этом свидетельствуют фотографии.

Какой Хорхе лучше, тот или этот?

Кто мне нравится больше или меньше?

На самом ли деле он возмужал или просто уже ни на что не годится?

Каждый хотел бы услышать ответы на эти вопросы. В любом случае они спорные. Но здесь речь идет не об этом.

Вопрос в том, что кто-то не знакомый со мной и с кем мы никогда и не познакомимся, может уверенно ут­верждать, что перемены имели место.

Более того, этот неизвестный свидетель может га­рантировать, что я тогдашний являюсь причиной и следствием меня сегодняшнего.

Если другие люди, никогда меня не видевшие, могут прийти к подобным выводам, как я сам могу отрицать это?

Я, Хорхе Букай, сегодня уже не тот X. Букай, кото­рый существовал до вчерашнего дня, и я знаю, что зав­тра я уже не буду тем, чем являюсь сегодня.

Тогда вопрос можно поставить по-другому: должен ли я, зная то, что знаю, смириться с пребыванием в по­стоянном горе?

Мне всегда нравилась идея поэтов, которые сравни­вают сон и сновидения с неким пространством отсутст­вия, в котором происходит работа с маленькими еже­дневными страданиями. В ночное время я избавляюсь от того, что осталось позади, и каждое утро просыпа­юсь с прибылью того, что мне передал вчерашний день.

Под выигрышем я имею в виду итог, а не прогресс или богатство. Это мой способ утверждения себя, я — это тот прошлый плюс прожитое вчера, это добавление и является прибылью (хотя полученное от вчерашнего дня не всегда является таким уж и желанным).

Всегда важно помнить, что капитализация этой прибыли является результатом осознания отказа, при­нятия потери, умения отдавать.

Цепляясь за воспоминания и пытаясь удержать то, какими мы были, мы перекрываем возможность расти, обучаться и стать теми, какими на самом деле являемся.

Рассказывают...

Был один очень мудрый дервиш, который странст­вовал из одного поселка в другой, просил милостыню и делился своей мудростью с людьми на рынках и площа­дях королевства.

Однажды, когда он просил милостыню на рынке Укбара} к нему подошел человек и сказал:

— Вчера вечером я встретился с одним могущест­венным магом, он сказал мне прийти сегодня на эту площадь. Он заверил, что я встречу человека, просяще­го милостыню, который, несмотря на его жалкий вид, даст мне сокровище, которое изменит всю мою жизнь навсегда. Увидев тебя, я сразу понял, что ты именно тот нищий, здесь нет никого оборванней тебя... Отдай мне мое сокровище.

Дервиш молча посмотрел на него и опустил руку в ветхую кожаную суму, которую носил на плече.

— Должно быть, это, — сказал он и протянул ему ог­ромный бриллиант.

Человек удивился.

— Но этот камень стоит невероятно дорого.

— Да? Возможно. Я нашел его в лесу.

— Хорошо, беру. Сколько я должен тебе за него?

— Ты ничего мне не должен. Он может тебе приго­диться? Мне он совершенно не нужен, забирай его.

— И ты отдаешь мне его так... ничего не требуя вза­мен?

— Да... да. Разве не об этом тебе сказал твой маг?

— Да! Конечно! Именно это он сказал... спасибо.

В смущении человек забрал камень и ушел.

Через полчаса он вернулся. Нашел дервиша и ска­зал:

— Забирай свой камень...

— В чем дело? — спросил дервиш.

— Забери камень и дай мне сокровище, — попросил человек.

— У меня больше ничего нет, — ответил дервиш.

— Есть... Хочу, чтобы ты научил меня отказывать­ся без сожаления.

Говорят, этот человек долгие годы сопровождал дер­виша, прежде чем научился отдавать.



ГЛАВА 8. ПОМОЩЬ В ГОРЕ

Внимание и дружеское участие к человеку, пережи­вающему горе, простая фраза «что случилось, что с тобой», произнесенная без нарочитого соболезнова­ния, позволяют страждущему пережить печальное со­бытие и облегчают интегрирование потери, хотя и при­водят к воссоединению с болью. Родные, друзья и сосе­ди могут выслушать с сочувствием, ненавязчиво быть рядом в нужные минуты, таким образом, они помогут уменьшить тяжелый груз тоски и немного смягчить прохождение пути слез.

Если сопоставить процесс горя с рубцеванием раны, мы увидим, что помощь подобна работе по очищению раны. Как и в случае раны, помощь вначале может ока­заться крайне болезненной, но понемногу накал страда­ния снижается, и уменьшается риск осложнения в про­цессе рубцевания.

Процесс очищения и выздоровления заключается в помощи, оказываемой тому, кто ведет работу с го­рем и пытается принять потерю, тому, кто должен научиться свободно выражать собственную боль, найти свое место в жизни без ушедшего спутника и перенести внутренний образ умершего в жизнь ос­тавшегося.

Наилучшим средством помощи является любовь, но ее польза будет приумножена, если находящиеся рядом люди способны оказывать успокаивающее воз­действие.

Это не значит, что каждый должен чувствовать себя обязанным находиться рядом с другом, оплакивающим потерю, но если это ваше собственное решение, такая помощь принесет много пользы.

Вполне очевидно, что горе не является болезнью, но в медицинской статистике обнаруживаются весьма тревожные данные.

У 90% людей наблюдается нарушение сна.

50% испытывают зрительные или слуховые псевдо­галлюцинации.

У 50% проявляются симптомы болезни умершего че­ловека.

4% близких родственников умирают в первый год после смерти дорогого им человека.

Цифры могут показаться пугающими, но необходи­мо понять, что человек, переживающий любые переме­ны, обязан приспосабливаться к новой ситуации. Это довольно легко, когда изменения незначительны, но ес­ли событие имеет огромное значение, то приспосабли­ваться намного сложнее и труднее.

Во время горя, связанного со смертью близкого че­ловека, изменения и адаптации происходят на разных уровнях, требуют огромной работы и связаны со зна­чительными сложностями. Это процесс, состоящий в равной степени из неуверенности, стресса и нарушения стабильности:

Это работа, ведущая к перестройке систем обще­ния.

Согласование правил с функционированием каждой сферы.

Эффективное и адекватное перераспределение ро­лей.

И необходимость привыкнуть к отсутствию некото­рых прежних ресурсов.

Помощь, которую можно оказать человеку, частично заключается в том, чтобы помочь ему понять, что с ним происходит; другая задача — быть рядом, присутство­вать и, что крайне важно, НЕ ДЕЛАТЬ того, чего не следует делать:

• Не делай того, что делают все остальные, «потому что так принято». Не забывай, что человек в самом начале горя больше всего нуждается в словах и сле­зах.

• Не делай того, чего не хочется. Делай то, что тебе подсказывает сердце, а не разум.

• Не повторяй слова, придуманные неизвестно кем для «подобных случаев». Если не знаешь, что ска­зать, лучше ничего не говори, потому что в против­ном случае мы можем начать произносить совершен­но неподходящие фразы:

«Ты должен забыть»,

«Так будет лучше»,

«Он перестал страдать»,

«Время все лечит»,

«Нужно быть сильным ради детей»,

«Это воля Божья»,

«Это закон жизни»...

• Не давай указаний и не говори, что нужно взять се­бя в руки, это произойдет в свое время. Только слу­шай и будь рядом, не стараясь поднять его дух. Не подбадривай, не успокаивай.

• Не считай, что страдающий человек нуждается в наших мудрых советах, если не знаешь, что делать, лучше всего совместно участвовать в некоторых ежедневных делах. Пересмотреть бумаги или разо­брать вещи в платяном шкафу, возможно, что для человека, испытывающего горе, это особенно трудно.

• Не говори, что понимаешь его, если сам не пережил подобную ситуацию.

• Не пытайся искать оправдания тому, что произо­шло.

• Не преуменьшай значения того, что произошло, указывая на преимущества нового этапа его жизни. Даже если это и верно, нужный момент еще не на­стал.

И особенно:

НИКОГДА не прерывай изъявления боли страдаю­щего человека. Чаще всего люди, пытающиеся оста­новить проявление эмоций у других, делают это не ради декларируемого намерения оградить их от страданий, а скорее в результате истинного и скры­того стремления защитить себя от болезненных про­явлений.

Испытывать и выражать боль, грусть, гнев, страх... в связи со смертью близкого человека. Возобновлять и вызывать в памяти воспоминания — все это часть пути, который необходимо пройти для того, чтобы закрыть и излечить рану, оставшуюся после потери. Прервать разговор о прошлом или отказаться рассматривать фо­то, или вспоминать случаи из жизни, связанные с умер­шим человеком, чтобы не доводить страдающего чело­века до слез, является серьезной ошибкой, еще более увеличивающей боль.

 

Не следует бояться произносить имя и вести раз­говор об умершем человеке. Понятно, что весьма бла­готворно позволять и воодушевлять человека в горе, чтобы он говорил о дорогом существе, которое он по­терял, столько, сколько ему потребуется (но не более того). Если в ходе такого разговора он разражается плачем, не нужно делать или говорить что-либо осо­бенное, ему больше всего нужно твое присутствие, твоя близость, твое общество и сочувствие. Также не бойся заплакать или растрогаться его плачем. Нет ни­чего плохого в том, чтобы показать свою жалость, по­казать, что тебя также трогает произошедшее, что ты также переживаешь, видя своего друга или родствен­ника в таком положении.

Воспоминание о дорогом человеке является утеше­нием для оставшихся в живых, хотя порой самые близкие люди не могут понять этого. Одна супружес­кая пара, обратившаяся в мою консультацию, расска­зывала: «Очень грустно вспоминать, как родственни­ки и самые близкие друзья избегали говорить или да­же произносить имя нашей дочери. Они переводили разговор на любую другую тему. Возможно, они опа­сались расстроить нас или довести до слез, но вели се­бя так, словно смерть ребенка является заразной бо­лезнью».

ПЕРВЫЕ ЧАСЫ. ПОХОРОНЫ

И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ

Отдельный параграф посвятим одному из самых важных и наиболее неблагодарных видов помощи. Взять на себя организацию и проведение похоронных мероприятий (погребение, ночное бдение у гроба, траурные уведомления) и самые срочные шаги в пер­вые часы (звонки, счета, оплата, поддержание мини­мального порядка в доме). Жестоко говорить об этом, но суть не меняется, это одна из наиболее необходи­мых обязанностей, которую обычно берут на себя са­мые близкие люди из окружения, родные или друзья, решившиеся выполнять эти функции, поскольку по­рой им приходится принимать важные решения за че­ловека, понесшего утрату и который впоследствии может быть недоволен этим решением и выскажет свои упреки. В каждом обществе существуют свои ритуалы (обычаи или церемонии), связанные со смертью близкого. Обряды в разных культурах могут отличаться и меняются со временем, но суть остается той же.

Как я уже отмечал, я пришел к пониманию того, что некоторые обряды являются ключевыми вехами и по­тому очень важны сами по себе для отделения прошло­го от будущего.

Кроме того, похоронные ритуалы как бы выполняют следующие пять функций:

— Оберегать живых и оказывать им поддержку пе­ред лицом смерти.

— Подтвердить реальность потери и дать место от­крытому изъявлению скорби.

— Уведомить о потере и позволить тем самым выра­зить солидарность и поддержку.

— Проститься с умершим в обществе других людей.

И еще одна более символическая и социальная...

— Удостоверить, что группа продолжает жить, утверждая таким образом триумф жизни над смер­тью.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.