Гьяна - знание (мудрость и внутренние ориентиры). — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Гьяна - знание (мудрость и внутренние ориентиры).

2021-02-05 59
Гьяна - знание (мудрость и внутренние ориентиры). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бала - сила (власть и внутренняя безопасность).


 

Без эго человек не понимает, что ему делать. Он теряется, у него нет силы, чтобы действовать. Поэтому он должен сформировать сильное эго. У человека с сильным эго всегда есть ясное понимание, ясный план, энергия, решимость. В ведической культуре людям с самого детства формировали сильное эго. Человек знал: я из такой-то готры (семьи), мои предки - великие мудрецы. Беда наша заключается в том, что мы это утратили. Сейчас все перемешалось, и люди толком не понимают, кто они. Я видел девушку, у которой с одной стороны волосы были покрашены в зеленый цвет, а с другой - в розовый. Таково внешнее выражение полной запутанности.

НАЙТИ СЕБЯ

Человек может отождествлять себя со своим статусом, со своим положением: «Я чиновник». Подходишь к нему и видишь: действительно, чиновник. За несколько метров начинаешь ощущать, как распространяется его эго. К нему не пробиться, и человек срастается с этим. В советские времена была категория «профессиональных» начальников. Они разваливали одно дело, и их ставили на другое, чтобы они и его тоже развалили. Один человек прославился тем, что у него был в жизни девиз: «Готов возглавить». Неважно что!

Когда человек срастается с каким-то своим внешним статусом, положением, это значит, что он неверно выбрал центр. Человек может сделать центром своей жизни своего супруга, семью, работу, деньги, имущество, наслаждение, может даже врага поставить в центр. Что при этом происходит? Если мы в центр ставим что-то заведомо невечное, преходящее, мы попадаем в зависимость от того, что может в любой момент измениться. Центр должен дать нам мудрость, силу, ощущение защищенности. Все это нам необходимо, и получать это нужно из правильного источника.

Представим себе, что в центр мы поставили своего супруга или вообще любимого человека. Мы начинаем воспринимать его как источник безопасности в нашей жизни: «Только если он рядом, я чувствую себя хорошо, а если его нет...» Факт его существования в моей жизни дает мне энергию, чтобы действовать. Но если вдруг он косо на меня посмотрел, я уже чувствую себя неуверенно, у меня опускаются руки, у меня нет энергии. Почему? Потому что я создал неправильный центр, и мой центр мне изменяет. Я попадаю в чрезмерную эмоциональную зависимость от этого человека. У него плохое настроение, и у меня сразу плохое настроение. В какой-то момент я начинаю понимать, что он действует и мыслит по-другому, что у нас разные сценарии. В результате чрезмерная привязанность порождает конфликты. Люди, которые слишком привязаны друг к другу, слишком любят друг друга, обычно больше всего и ругаются. Возникают эмоциональные «качели»: «любовь-ненависть». «Я тебя так люблю» -это значит: «Я так от тебя завишу, а ты, негодяй,...» Отношения разрушаются из-за зависимости. Но если центр определен правильно, то отношения будут хорошие, и люди будут счастливы друг с другом.

Предположим, в центре у меня стоит семья. Я начинаю свою значимость, достоинство, безопасность, надежность в жизни черпать в семье, в семейных традициях, в культуре. Казалось бы, ничего плохого нет. Но беда заключается в том, что это делает нас уязвимыми. Если вдруг репутация нашей семьи пострадает, то начинает страдать мой центр, мое самоотождест-вление, и жизнь моя рушится. Другой пример: человек отождествил себя с деньгами и потерял все деньги. Что с ним будет? «Его» не будет! Он переживет смерть при жизни. Во время Великой депрессии люди, лишившись денег, совершали самоубийства. Их победило неверное самоотождествление, неверная идея: «Мое “я” разрушилось, меня больше нет». Однако есть столько людей, которые живут без денег, и живут нормально.

Кроме того, в центр я могу поставить себя любимого. Но это приведет к застою, стагнации, самолюбованию, нарциссизму, к разрушению отношений с другими людьми.

Всякий раз, когда мы в центр ставим что-то неправильное, наша жизнь чревата кризисами. Неправильный центр всегда ведет к разрушению.

Наше «я» не должно быть ложным. Я должен понять, кто же я такой в контексте вечности. Я должен найти себя неизменного.

 

ЦЕНТР ИСТИННЫЙ И ЛОЖНЫЙ

Когда человек неправильно сформировал представления о самом себе и отождествил себя с чем-то, чем он не является, это значит, что он пытается получить то, что ему нужно (внутреннюю уверенность, критерии для принятия решений, энергию) исходя из ложных представлений. Но все, что мы получаем из ложного центра, тоже становится ложным. Мы создали себе некий мир, в котором можем до поры до времени чувствовать себя защищенными, но потом придет какой-нибудь волк, дунет посильнее, и наш домик разрушится, потому что мы создали свой дом непрочным.

Семья, супруг, друг, деньги, работа, собственность, религиозные предпочтения - все это нам нужно. Все это мы сможем гармонизировать в нашей жизни только тогда, когда в центре стоит что-то истинное. Тогда мы будем относиться ко всему правильно, здраво и достигнем успеха во всех этих сферах.

Центр подобен оси колеса - он объединяет воедино, придает устойчивость. Теперь представьте себе, что центр у колеса вашей жизни не там, где нужно, а где-то сбоку. Как будет ехать телега вашей жизни? Вы будете чувствовать себя очень неустойчиво.

Именно это происходит с людьми, которые пытаются поместить в центр что-то такое, что является не настоящим, истинным центром их жизни, а является всего лишь одной из ролей. Мы играем роль супруга, или друга, или сотрудника, и нужно сыграть эти роли хорошо.

Но что произойдет, если человек сделает центром своей жизни работу? Он станет трудоголиком. От этого будет страдать и он сам, и его семья, его близкие. Если мы создадим неправильный центр, то у нас не будет гармонии и баланса в жизни, наше эго будет расщепляться.

Сферы жизни, часто становящиеся нашим эго


Как правило, у человека несколько ложных центров. Если у него нет истинного центра, который поможет ему быть неизменным во всех ситуациях и правильно играть разные роли, то у него появляется множество ролей, и он забывает, кто он. Дома он один, на работе - другой. Он уже не очень понимает, какую роль играет в данный момент, и особенно он путается, если эти роли ему навязывают. Его поведение основано не на принципах, а на ожиданиях других людей; оно становится противоречивым: тут он добрый, там - злой.

Когда у человека нет единого правильного центра, а есть несколько ложных, то ценности разных центров приходят в противоречие. На работе он хочет быть хорошим, чтобы его любили, и потому трудится. В семье он тоже хочет быть хорошим. Но ценности разные, и человек не может наладить баланс. Он пытается удовлетворить и тех, и других, начинает служить многим господам. Что в результате получается? Ни один господин не доволен, а человек не может понять, в чем дело.

Если у вас нет правильного центра, то никто вами не будет доволен, включая вас самих. Если вы не поняли, на каком фундаменте все строить, где искать свое достоинство, свою миссию, свое предназначение, то и у вас самих будет расти недовольство, и недовольство вами тоже будет расти. При этом вы все время будете стараться удовлетворять других людей, потому что зависимы от них, от их одобрения. Таков удивительный психологический парадокс.

От нас все время чего-то ожидают. На работе ожидают одного, дома - другого, в кругу друзей - чего-то еще. Беда современного человека в том, что у него нет сознательно сформированного «я». В результате эго становится расщепленным, а расщепленное эго не дает ему ни достаточной силы, ни понимания целей. Когда центр разрушается, человек теряется. Обычно в жизни людей существует сложный комплекс каких-то центров. Но любой неправильный центр нас ослабляет. Если центр ложный, то он разрушится, и мы будем пытаться почерпнуть силу из какого-то другого источника, из других отношений.

Например, у человека разрушились отношения, и никто его не любит. Часто такой человек пытается сделать центром своей жизни развлечения, наркотики. Он пытается из ложного центра почерпнуть силу. При этом он начинает смотреть на других свысока: «Они все ничего не знают, смысла жизни не поняли!» Но это тоже ложь.

Другой пример - человек черпает силу в своем статусе, положении. Вы приходите к нему и пытаетесь обратиться к нему неформально, а он не способен на человеческие отношения. Он чиновник. У него ничего не осталось, кроме функционирования в роли чиновника. Я знаю одного человека, который пытается все время черпать силу в своем положении. Бывает, ситуация требует, чтобы он вступил в какие-то отношения с людьми, а он пытается делать это за счет своего статуса. В результате ничего хорошего не получается: он сам слабеет, и люди вокруг него слабеют.

Если человек не нашел правильный источник силы внутри себя, то у него появится слабость на трех уровнях.

Первое, что происходит, - он сам слабеет, то есть все больше зависит от каких-то внешних вещей.

Второе - слабость проявится в других, потому что такой человек будет пытаться воздействовать на других людей с помощью страха. Самые страшные люди - это самые слабые люди. Человек пытается навести на других страх из-за ощущения внутренней слабости. Он пытается запугать других, получить от них что-то просто потому, что он слабый человек. Если я ослаб из-за неправильного центра, я начну ослаблять других людей вокруг себя. Я буду пытаться так или иначе запугивать их, говорить: «Если ты этого не сделаешь, то я тебя накажу!» В результате рост другого человека, находящегося рядом со мной, тоже будет заторможен. В атмосфере страха никто расти не может. Если мы пытаемся таким образом воспитывать своих детей, они никогда не вырастут. Сталин, который был слабым человеком, заставил всю страну бояться самого себя - страна застыла в ужасе. В результате страна не развивалась из-за его слабости. Он всех боялся, и миллионы людей были убиты или репрессированы.

Наконец, третье - это слабость человека в отношениях. Он сам слаб и не может строить сильные, глубокие отношения. Поэтому вместо сотрудничества появляется страх.

Неизбежный результат неправильно выбранного центра, или неправильно сформированного эго, - это отчаяние, тупик, утрата самого себя, депрессия, коллапс, саморазрушение. Люди пьют, употребляют наркотики только из-за этого: нарушение равновесия, кризисы, самообман, неустойчивость жизни.

«Бхагавад-гита» начинается с описания такого экзистенциального тупика. Первая глава «Бхагавад-гиты» называется «Йога отчаяния Арджуны». Отчаяние - это состояние, в котором находится человек, не понявший, что должно быть его вечным центром, что есть его вечное «я». Рано или поздно его ложный центр начинает разрушаться, и человек приходит в отчаяние, потому что жизнь его разрушается.

На протяжении нашей жизни с нами периодически случаются кризисы. Почему? Потому что в первом действии была сделана ошибка: мы не поняли, что должно находиться в центре. В «Гите» очень четко описаны симптомы: Арджуна, обессилевший, опускается на сиденье своей колесницы. Он - могучий воин, у него есть непобедимый лук Гандива. Но лук выпадает из рук Арджуны. Он дрожит всем телом. Он полностью лишился самоуважения. Он говорит: «Пусть меня лучше убьют! И чем скорее, тем лучше».

«Бхагавад-гита» указывает выход из подобного кризиса. Она объясняет, как в состоянии кризиса понять, где находится наш истинный центр. Вся «Бхагавад-гита» об этом. Это книга, которая объясняет, как осознать себя и выйти из кризиса.

Подобный кризис рано или поздно произойдет у каждого, потому что в какой-то момент нам придется умирать, а в момент смерти все ложное разрушается. Стив Джобс очень хорошо сказал: перед перспективой смерти человек может избавиться от иллюзии того, что у него что-то есть. Нам может казаться, что у нас что-то есть, но, когда мы оказываемся лицом к лицу с этой перспективой, мы понимаем: ничего у нас нет. Реально у человека есть только истинный центр, и нам нужно уже сейчас, не дожидаясь кризиса, понять, как его создать.

 

КРИЗИС ЛИЧНОСТИ

Привязанность приводит к отождествлению себя с какими-то объектами. Происходит это незаметно для самого человека. Если я привязываюсь к человеку, машине или к чему-то еще - это становится частью моего «я». Мое «я» склонно постоянно расширяться и включать в себя разные вещи, которые я люблю и к которым я привязан. Все это естественным образом становится частью моего «я» - будь то футбольный клуб, за который я болею, или что-то другое.

Мы привязываемся к своим детям, другим родственникам, людям, которых мы уважаем, к какой-то большей общности людей. Мы отождествляем себя с Россией, с русским народом. Это нормально, просто нужно отдавать себе в этом отчет. Главное, чтобы у нас был правильный центр, и тогда все остальное не будет приносить беспокойств.

Наверняка многим будет интересно узнать, что, согласно ведической астрологии, эго в гороскопе человека определяется Солнцем. Это единственная из планет Солнечной системы, которая является источником энергии, жизненной силы, света. Именно таким источником энергии, света, силы является эго человека. Солнце является практически неистощимым источником энергии, но «солнце» внутри нас иногда гаснет, если оно неправильно сформировано. Такое явление называется кризисом личности.

Люди периодически переживают кризисы личности. Это может быть кризис середины жизни, который происходит примерно в сорок лет, когда мужчина понимает, что основная часть жизни позади, его тело меняется и непонятно, что впереди. Подростковый возраст - тоже кризис. Человек вдруг начинает ощущать какие-то странные процессы, происходящие с ним. Ему нужно приспособиться, понять, как реагировать на то, что он из ребенка превращается в подростка. Потом, когда он из подростка превращается в молодого человека, - тоже кризис. Когда кто-то женится или выходит замуж - тоже кризис, потому что до этого человек был один, у него уже была сформированная личность, а теперь ее нужно расширить, включив в нее кого-то еще. Когда рождается первый ребенок - тоже кризис. В центре нашего «я» появляется новое существо. Но есть самый главный кризис, который нам всем предстоит пережить, -смерть. Однако если мы правильно сформируем центр, то все кризисы в жизни, в том числе самый последний, мы будем переносить легко, с улыбкой.

В одном из начальных стихов «Бхагавад-гиты» говорится, что дхира, или человек невозмутимый, утвердившийся в самом себе, устойчивый, легко относится к смерти: дхирас татра на мухйати(Бхагавад-гита 2.13). В момент смерти он не приходит в волнение, не теряется, для него это не трагедия, а естественный и простой переход, который уже происходил с ним не раз на протяжении жизни. Мы уже меняли свое тело: из тела ребенка переходили в тело взрослого человека, потом - в тело старика. Чтобы быть дхирой, наш центр должен быть неизменным. Мы можем не верить в душу, в Бога, но невозможно не верить в то, что внутри мы не меняемся никогда.

САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ В МИРЕ

В «Махабхарате» есть интересная история, связанная с одним из главных героев - Махараджей Юдхиштхирой. Бог смерти Ямараджа, испытывая его, задавал один за другим множество вопросов. В каком-то смысле это -аллегорическое описание того, что происходит с нами в момент смерти. Нам нужно очень быстро отвечать на вопросы, у нас нет времени на раздумья. Мы можем ответить только то, что мы уже знаем, мы не можем долго размышлять в этот момент. Один из вопросов, заданных Юдхиштхире, очень интересен: «Что самое удивительное в мире?» Его мгновенный ответ заслуживает нашего внимания (Махабхарата. Вана-парва: 313.116):

аханй ахани бхутани

гаччхантиха йамалайам

шешах стхаварам иччханти

ким ашчарйам атах парам

«Что может быть более удивительным в мире, чем то, что мы все знаем, что умрем, но при этом никто в это не верит».

Мы видим: люди умирают, но при этом мы этого не осознаем и думаем: «Ну, со мной это случится, конечно, но когда-нибудь нескоро, не в этом тысячелетии, непонятно когда». Это доказательство того, что мы вечны. Смерти нет. Мы не можем представить себе смерть, мы не можем почувствовать смерть, мы не можем увидеть смерть. Ее реально нет. Мы в нее не верим, мы теоретически допускаем ее возможность (в основном, по отношению к другим). Но реально не чувствуем: «Как это так -меня нет?! Я есть!»

Древнегреческий философ Парменид говорил, что существующее существует всегда. Тот же самый принцип сформулирован в начале «Бхагавад-гиты»: душа неразрушима и вечна. Инстинктивно все это знают. У человека может быть очень серьезное убеждение в том, что он умрет и ничего от него не останется, но это -на поверхности, внутри он не верит в это.

Однажды, когда я был на кладбище, я увидел надпись на одном из надгробий: «Персональный пенсионер». Меня эта фраза поразила - это все, что осталось от человека? На самом деле у нас есть вечное «я», но мы на место вечного центра помещаем какие-то временные вещи, отождествляя себя с ними. Эти ложные центры, ложные представления о себе заслоняют от нас истину. Нам очень трудно найти, «откопать» истинного себя.

Сама завязка «Бхагавад-гиты» заключается именно в этом. Арджуна, герой «Бхагавад-гиты», переживает кризис личности. Он лицом к лицу столкнулся с перспективой смерти: на войне ему нужно убить своих родственников или быть убитым самому. Иногда люди не понимают, как Кришна, который должен учить чему-то хорошему, говорит: «Надо убить тех, кто стоит перед тобой, в том числе твоих родственников». Но смысл этого утверждения в том, что, для того чтобы найти истинного «себя», мы должны убить «себя» ложного. Наши ложные само-отождествления должны умереть, чтобы наше истинное «я» могло восторжествовать.

Это духовное, неуничтожимое «я» нужно сделать фундаментом своей жизни. Обычно люди фундамент не видят. Радханатха Махарадж (Радханатха Свами Махарадж - духовный учитель, писатель и общественный деятель, автор книги «Путешествие домой».) в своих лекциях говорит, что, когда люди приходят в какое-нибудь здание, никто не обращает внимания на фундамент, никто не говорит: «Какой хороший фундамент!» Все говорят: «Красивые стены, красивый зал, красивые украшения». Но когда здание рушится, все говорят: «Фундамент был плохой».

Подобное происходит и с нами. «Я», или тот самый фундамент, на котором строится наша жизнь, мы замечаем только тогда, когда здание рухнуло. Необходимо понять, что же мы должны положить в основание, в фундамент нашей жизни? Чтобы здание нашего успеха, нашего счастья было крепким, нужен крепкий фундамент. В основе должны лежать вечные, незыблемые принципы -закон, по которому мы созданы. Наше вечное «я» создано по закону любви. Бог есть любовь, и Он создал нас по этому закону.

ДУША ВЕЧНА

Закон, долг, обязанность на санскрите называется дхармой. Дхарма значит «то, что придает устойчивость». Дхарма делает нашу жизнь устойчивой. Человек старается в своем эго найти ощущение безопасности, надежности (такова первая функция нашего «я»). Если в центре - незыблемые принципы, то мы можем быть уверены, что они с нами «не разведутся», они нас «не предадут», «не умрут». Закон любви вечен. Если человек бескорыстно служит, то все его любят, все его ценят. Если я утвердился в этом, моя жизнь будет очень надежной.

Проблема в том, что очень часто в ситуациях выбора следование принципам кажется нам невыгодным, непрактичным. Есть некие высшие принципы, но люди говорят: «Ну да, это для кого-то другого, не для меня!» Однако в действительности это самая практичная вещь. Когда мы изменяем самому себе, вечному себе, с вечными высшими законами и идеалами, и идем на поводу у сиюминутной выгоды, мы теряем гораздо больше, чем нам кажется. В Библии говорится: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить и повредить себе?»

Со мной произошел любопытный случай, когда я только стал читать «Бхагавад-гиту» и общаться с первыми адептами этого учения. Это был 1982 год. В Институт молекулярной биологии, где я тогда работал над кандидатской диссертацией, пришел человек из КГБ. Я до сих пор помню этого полковника. Он был большой, и мне казалось, что он занимает собой всю комнату. В лаборатории находился мой шеф. Я его не узнал: он был белый как полотно. Дрожащим голосом он сказал: «К тебе пришли» - и как-то боком вышел. У меня состоялась любопытная беседа. Полковник очень доброжелательно стал мне говорить: «Ну ты же умный человек, аспирант. Ты просто иногда сообщай нам, что у вас там происходит, и все у тебя будет хорошо. А если нет, ну, сам понимаешь, что с тобой будет. Тебя посадят в тюрьму. Не нужно сейчас давать ответ. Через пару дней приходи - дашь ответ. Не нужно торопиться с решением».

Он знал, как действует страх в человеке. Я стал воображать разные картины: я на лесоповале... Разные ужасы приходили мне в голову. Я долго накручивал себя, а потом обратился к опытному человеку, который уже через подобное проходил. Это была худенькая девушка. Она сказала мне: «Душа вечна. Что они могут тебе сделать?» Ее ответ поразил меня своей абсолютной непререкаемостью. Я ничего не мог на это возразить. Я очень воодушевился и, перед тем как идти к полковнику, вспомнил еще раз: «Душа вечна, они мне ничего сделать не могут!»

Наша встреча была назначена в гостинице «Россия». Я пришел в условленное время и встретил этого добрейшей души человека. Полковник улыбался, он был уверен, что сейчас я соглашусь, и спросил: «Ну что? Что вы решили?» Я смело (но при этом колени у меня дрожали) сделал шаг вперед и сказал: «Нет! Это противоречит моим принципам». Я не буду пересказывать, что в этот момент вырывалось у него изо рта, какие проклятья он изрыгал. С точки зрения здравого смысла, мое поведение было глупым. Меня выгнали отовсюду, откуда только можно. Мне запретили защищать диссертацию. Но я очень хорошо помню свои ощущения: когда я уходил от этого полковника, я не шел, а летел - я был абсолютно счастлив.

ЧЕТЫРЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПА

В различных священных писаниях приводятся фундаментальные принципы, которым должен следовать человек. Например, в «Йога-сутрах» Патанджали дается пять ям и пять ниям - пять ограничений и пять позитивных принципов. В «Библии» приводится десять заповедей. В «Новом Завете» есть главные заповеди: возлюби Бога и возлюби ближнего своего.

В Ведах перечислены четыре принципа, которые позволяют человеку яснее понять, кто он. Следование этим принципам составляют первый шаг на духовном пути. Когда люди слышат о каких-то запретах, они воспринимают это в высшей степени негативно. Но цель следования принципам, или построения нашей жизни на фундаменте этих принципов, - в том, чтобы успокоить свой ум и за экраном своего ума найти и реализовать свое истинное, вечное «я». Йога начинается с этого. Принцип йоги - в том, чтобы успокоить ум и обнаружить вечную душу. Это называется самадхи, то есть состояние полного спокойствия, в котором человек видит свою неизменную духовную сущность. Важно не механически следовать принципам, а понимать, для чего это нужно. Это вторичные вещи, которые нужны для того, чтобы человек мог ощутить себя душой. Человек должен не просто теоретически знать, что он - душа и что он не умирает. Он должен быть в этом абсолютно, непоколебимо уверен.

В конце концов, все эти принципы нужны для того, чтобы сделать наше сознание более ясным. Если человек действительно хочет прямо сейчас поменять что-то в своей жизни, эти четыре принципа ему помогут и принесут очень большое благо.

Первый принцип - отказ от мяса. Один из законов нашей природы - милосердие. Если мы живем ценой боли и смерти других живых существ, нам очень трудно постичь свою вечную природу. Человек не сможет осознать, что он душа, если он прямо или косвенно убивает других живых существ. Как известно, многие возвышенные духовные люди были вегетарианцами. Из числа ближайших к нам современников - это Лев Толстой, Альберт Эйнштейн и многие другие.

Вегетарианство само по себе - это еще не все, это просто первый шаг. Однако это важный шаг, который поможет нам улучшить здоровье и сделает наше сознание гораздо более ясным.

Второй принцип - отказ от всевозможных наркотиков и алкоголя в любых формах. Когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, он теряет контроль над собой. Смысл человеческой жизни не в том, чтобы уменьшить степень контроля и отдаться на волю какой-то стихии, а в том, чтобы увеличить степень контроля. С этого начинается наша способность к самоограничению, или способность влиять на себя.

Третий, очень важный принцип - соблюдение чистоты внутренней и внешней. Этот принцип ограничивает сексуальные отношения: они возможны только в браке. Люди не понимают, зачем нужно это ограничение, и в этом беда современного общества.

Но беспорядочные связи отвлекают и не дают возможности понять гораздо более глубокие вещи.

Наконец, четвертый принцип - правдивость, то есть человек должен говорить правду.

Таковы четыре принципа: милосердие, самоограничение, чистота и правдивость. И хотя это внешние вещи, в них есть глубокий смысл. Следование принципам нужно нам самим, а не какому-то злому Богу, который нас покарает, если мы будем их нарушать.

 

ДВА ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПА

Однако есть два гораздо более важных принципа. Даже если человек не следует перечисленным четырем, он должен следовать хотя бы этим двум.

Два главных принципа дхармы, отражающие нашу глубинную внутреннюю сущность, таковы: первый (паропакара) - стараться действовать ради блага других; второй (нирапарадха) - не причинять страданий другим. Такова природа человека. Человек должен стараться развивать эти два качества, которые помогут ему реализовать свою высшую природу, потому что его высшая природа -служить. Человек всегда кому-то служит. Если служить некому, он заводит себе кошку, а если мало одной, то заводит пять.

Человек создан для любви, а любовь - это служение. Если я кого-то люблю, я буду служить, не думая о себе. Мать, которая любит ребенка, служит ему, забыв о себе.

Если служение станет законом нашей жизни, мы сможем понять свою природу и свое предназначение. Иногда люди не знают, что делать, именно потому, что не следуют своей природе.

Как конкретно служить - это другой вопрос. Для этого есть много инструментов. Например, астрология, с помощью которой человек может узнать свою природу и развить ее. Нужно понять главное: мы созданы по закону любви - чтобы любить и стараться избегать причинения боли другим, насколько это возможно. В ведических писаниях говорится: ахимса парамо дхармах -непричинение вреда, ахимса, является высшей природой человека. Но не только ахимса. Есть еще более высокая природа - желание сделать что-то для других, помочь другим (первый принцип дхармы).

Лучшее из того, что я могу сделать для другого, - это попробовать возвысить его. Можно просто смотреть на него так, чтобы он немного вырос. Самые счастливые люди - это люди, которые развили в себе способность помогать другим расти и становиться лучше.

Итак, четыре предварительных принципа - милосердие, самоограничение, чистота и правдивость, а два самых главных, глубинных принципа - стараться действовать ради блага других и не причинять им страданий.

 

ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ И ЛЮБВИ

Что касается ведической культуры, то в ней есть еще один принцип, который часто осмеивают представители других религий, - это поклонение коровам. Люди не понимают, почему корова занимает такое важное место в ведической культуре. Ответ очень прост: потому что Бог послал нам корову для того, чтобы мы могли все время видеть живой пример проявления двух главных принципов. Корова считается священной именно потому, что заботится о благе других. Она дает молоко из любви (причем больше, чем нужно). Иногда корова из любви к своим хозяевам доится по многу лет. Корова отдает все, что у нее есть, и никому не причиняет страданий.

На самом деле в ведической культуре поклоняются не корове, а этим двум главным принципам - принципам служения и любви. Если человек следует им, он получает из своего истинного центра ощущение надежности и стабильности. Человек обретает мудрость, внутренние ориентиры и критерии, на основании которых может делать выбор. Он не заблудится: у него появляется компас и точная карта. Любой жизненный опыт станет источником его эволюции. Он будет учиться в любой ситуации и помогать развиваться другим. Если же человек не следует этим принципам, то он не сможет «переварить» события, которые будут происходить, он будет отвергать их и не будет учиться на них.

Человек, который поставил в центр незыблемые принципы (прежде всего, принцип любви) и живет по этим принципам, - обретает уверенность в себе. Самое удивительное в том, что в какой-то момент человек начинает чувствовать: он способен на гораздо большее, чем ему казалось. Его способности простираются далеко за пределы доступных ресурсов. Он вдруг начинает понимать, что, следуя законам Бога, он «включает» в своей жизни гораздо более могущественные силы, и эти силы начинают ему помогать.

Его терпение становится бесконечным. Его способность отдавать становится бесконечной. Когда человек живет по законам любви, старается служить и понимает, что он создан не для самого себя, а для кого-то еще, -он обретает огромную силу.

 

КТО ТЫ И ЧТО ТОБОЙ ДВИЖЕТ?

Каковы же преимущества человека, который поставил эти принципы в центр?

1. Мы сознательно выбираем высшие ценности и делаем это не потому, что кто-то этого хочет или что люди ожидают этого от нас. Мы чувствуем свою независимость от прежнего, ложного «себя».

2. Если мы будем действовать исходя из высших принципов, победа всегда будет на нашей стороне. В Упанишадах, древнейших философских трактатах, есть такой афоризм: сатйам эва джайате - правда, или истина, всегда побеждает.

3. Жизнь человека наполняется смыслом.

4. Если мы следуем этим принципам, то мы можем жить так, чтобы не обижать других людей и при этом делать то, что нужно, а не то, чего от нас хотят. Обычно человек, у которого нет принципов и который просто хочет заслужить популярность, все время делает то, что нравится одним и не нравится другим. Наверняка многие были в подобной ситуации: вроде хочешь, чтобы всем было хорошо, а все равно все недовольны. Но если вы живете по высшим принципам, то вначале все будут недовольны (пока вы не утвердились), а потом все будут счастливы. Сначала все будут требовать от вас: «Делай как раньше!» - потом махнут на вас рукой, а потом будут радоваться.

Подобное произошло в моей жизни. Сначала мой отец был очень недоволен, что я стал заниматься духовной практикой. Потом махнул на меня рукой. Позже я узнал (сам он мне этого не говорил), что в компании друзей он гордился мною.

Дхарма гармонизирует все сферы жизни


 

Люди будут уважать и понимать нас, потому что у нас есть высшие принципы. Мы сможем жить, не обижая других, - это несомненный факт.

5. В конце концов, если мы принимаем решение на основании каких-то высших ценностей, или высших принципов, мы чувствуем огромное удовлетворение.

Задача в том, чтобы сделать высшие принципы настоящим центром нашей жизни. Тогда все остальные сферы жизни (деньги, семья, работа) придут в гармонию. Человек очень четко будет понимать, что ему делать. Интрига «Бхагавад-гиты» именно в этом: Арджуна не знает, что делать в возникшей ситуации. Он обращается к Кришне: «Скажи, что мне делать!» Но Кришна не говорит ему, что делать. Очень часто - особенно в состоянии кризиса - мы хотим, чтобы за нас все решили. Кришна отвечает: «Давай сначала посмотрим, кто ты такой, и посмотрим, что тобой движет! Если ты правильно понял, кто ты такой, и правильно скорректировал свои мотивы, то все, что ты будешь делать, будет правильным. Если нет правильного понимания, кто ты, - все, что ты будешь делать, будет ошибкой».

Мы хотим получить готовое решение: «Делай так или так!» Но это не приносит пользы. Если мотив неправильный, то поступок будет неправильным. Поэтому нам нужно понять, кто я и каким мотивом я должен руководствоваться.

 

РАННИЙ ПОДЬЕМ

Человек может уже сейчас начать действовать так, чтобы ему стало яснее, кто он. Следование описанным выше принципам приближает нас к нашей собственной природе. Это простые вещи, однако они имеют огромное значение.

Есть еще одна простая вещь, но, если человек будет ей следовать, его жизнь сильно поменяется к лучшему. Это -ранний подъем. Некоторые люди гордо называют себя совами и работают по ночам. На самом деле эти люди сбили свой естественный биологический ритм, который заключается в том, чтобы вставать рано, желательно до восхода солнца. Когда человек спит во время восхода солнца, это очень плохо сказывается на ясности его ума.

Нужно начинать с малого. Человек должен принять какой-то обет, которому реально сможет следовать, но который при этом качественно поменяет его жизнь. Все сразу сделать невозможно. Если для вас важно понять, кто вы, - начните с раннего подъема. Вставайте рано и пробуйте осмысленно прожить день, планируйте его, старайтесь делать что-то хорошее. Ваше понимание того, кто вы, будет углубляться просто благодаря следованию этим простым принципам.

 

ЧЕТЫРЕ ВИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ

У человека есть четыре вида потребностей. Есть физические потребности: людям нужно есть, спать, удовлетворять свое сексуальное желание. Есть эмоциональные потребности - это, прежде всего, потребность в близком общении, потребность ощущать, что тебя понимают, что есть рядом с тобой близкий человек. Существуют потребности более высокого порядка. У человека есть интеллект, или разум, то есть способность независимо действовать в этом мире. Интеллектуальные потребности человека удовлетворены, когда он видит, что может что-то делать, что от него здесь что-то зависит. И наконец, есть духовные потребности человека - это потребность в бескорыстном служении, потребность оставить что-то после себя, дать другим что-то из того, что у него есть.

Зачастую в попытках удовлетворить эти четыре вида потребностей человек путается и не знает, с чего ему нужно начать. Беда заключается в том, что физические потребности в высшей степени настоятельны, в сравнении с ними другие кажутся более эфемерными. Тем не менее начинать нужно с удовлетворения духовных потребностей. Если я пойму свои духовные потребности и буду действовать для их удовлетворения, все остальные потребности удовлетворятся в большей или меньшей степени сами. Если я попытаюсь удовлетворять все остальные потребности отдельно, вне контекста моих духовных потребностей, то меня ожидает крах. Если я поставлю во главу угла духовные потребности, все остальное я смогу привести в гармонию, потому что дух выше всего остального.

Существуют различные техники или тренинги, которые пытаются научить человека удовлетворять те или иные потребности вне контекста удовлетворения духовных потребностей, но проблема в том, что это обман. Однако если человек утвердился в приоритете духовных потребностей, то все остальные его потребности удовлетворятся.

НАЙТИ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Начиная тему призвания человека, я хотел бы взять к ней эпиграфом слова Виктора Франкла: «Жизненная задача человека настолько же уникальна, насколько уникальна и его возможность выполнить эту задачу». О деятельности человека в соответствии со своей природой также очень хорошо сказал украинский философ Григорий Сковорода. Он сформулировал это в одной фразе: «Благодарение Богу за то, что он сделал все нужное нетрудным, а все трудное - ненужным».

Теперь попытаемся понять, как можно определить свое призвание. Весьма распространенным является такой инструмент, как астрология. Те, кто занимается астрологией, знают, что существуют методы раскрытия предназначения, причем очень тонкие. В ведической культуре люди заботились о том, чтобы было сформировано ясное, четкое эго, и благодаря этому человек знал, что ему делать. Люди рождались с ярко выраженными способностями. В наше время человек представляет собой сло


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.