Быть человеком - значит выходить за пределы самого себя — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Быть человеком - значит выходить за пределы самого себя

2021-02-05 67
Быть человеком - значит выходить за пределы самого себя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Table of Contents

ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ

КАК МЫ ВИДИМ МИР

ПОМЕНЯТЬ ПАРАДИГМУ

ФОРМУЛА ТРЕХ «С»

СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ

ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ

ЗНАНИЯ, ЖЕЛАНИЯ И УМЕНИЯ

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЗНАЧИТ ВЫХОДИТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ САМОГО СЕБЯ

ЗАВИСИМОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

СЕМЬ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПО СТИВЕНУ КОВИ

ВАЖНЕЕ ВКЛАДЫВАТЬ, ЧЕМ ПОЛУЧАТЬ

ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ

ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ

ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ И РЕАКЦИЕЙ

СЧАСТЬЕ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ВЫБИРАТЬ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ

ФУНКЦИИ РАЗУМА

СФЕРА ВЛИЯНИЯ И СФЕРА ЗАБОТ

ТРЕНИРОВКА РАЗУМА

ВИДЕТЬ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ

СОЕДИНЕНИЕ ЧАСТИ С ЦЕЛЫМ НАЗЫВАЕТСЯ ЛЮБОВЬЮ

ЖИТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ КАК ПОСЛЕДНИЙ

ПЕРЕПИСАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ

СОЗДАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ЭГО

НАЙТИ СЕБЯ

ЦЕНТР ИСТИННЫЙ И ЛОЖНЫЙ

КРИЗИС ЛИЧНОСТИ

САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ В МИРЕ

ДУША ВЕЧНА

ЧЕТЫРЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПА

ДВА ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПА

ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ И ЛЮБВИ

КТО ТЫ И ЧТО ТОБОЙ ДВИЖЕТ?

РАННИЙ ПОДЬЕМ

ЧЕТЫРЕ ВИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ

НАЙТИ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ

ДЕЛА ВАЖНЫЕ И СРОЧНЫЕ

СОСТОЯНИЕ УМА

ЙОГА ЛЮБВИ - ЭТО УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПУТЬ

ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ


 

БХАКТИ ВИГЬЯНА ГОСВАМИ


 


 


 


 


 

СЕКРЕТ УСТОЙЧИВОСТИ

В МИРЕ ПЕРЕМЕН


 


 


 


 


 

«СЕМЬ НАВЫКОВ»
 В ЗЕРКАЛЕ ВЕДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

 

 


 


GOSWAMI BOOKS

 

МОСКВА 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ

КАК МЫ ВИДИМ МИР

ПОМЕНЯТЬ ПАРАДИГМУ

ФОРМУЛА ТРЕХ «С»

СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ

ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ

ЗНАНИЯ, ЖЕЛАНИЯ И УМЕНИЯ

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЗНАЧИТ ВЫХОДИТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ САМОГО СЕБЯ

ЗАВИСИМОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

СЕМЬ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПО СТИВЕНУ КОВИ

ВАЖНЕЕ ВКЛАДЫВАТЬ, ЧЕМ ПОЛУЧАТЬ

ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ

ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ

ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ И РЕАКЦИЕЙ

СЧАСТЬЕ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ВЫБИРАТЬ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ

ФУНКЦИИ РАЗУМА

СФЕРА ВЛИЯНИЯ И СФЕРА ЗАБОТ

ТРЕНИРОВКА РАЗУМА

ВИДЕТЬ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ

СОЕДИНЕНИЕ ЧАСТИ С ЦЕЛЫМ НАЗЫВАЕТСЯ ЛЮБОВЬЮ

ЖИТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ КАК ПОСЛЕДНИЙ

ПЕРЕПИСАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ

СОЗДАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ЭГО

НАЙТИ СЕБЯ

ЦЕНТР ИСТИННЫЙ И ЛОЖНЫЙ

КРИЗИС ЛИЧНОСТИ

САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ В МИРЕ

ДУША ВЕЧНА

ЧЕТЫРЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПА

ДВА ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПА

ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ И ЛЮБВИ

КТО ТЫ И ЧТО ТОБОЙ ДВИЖЕТ?

РАННИЙ ПОДЬЕМ

ЧЕТЫРЕ ВИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ

НАЙТИ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ

ДЕЛА ВАЖНЫЕ И СРОЧНЫЕ

СОСТОЯНИЕ УМА

ЙОГА ЛЮБВИ - ЭТО УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПУТЬ

ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ

 

 

Книга составлена на основе семинара Бхакти Вигьяны Госвами «Найди себя и стань успешным» и посвящена исследованию аналогий между древними ведическими писаниями, записанными Вьясадевой пять тысяч лет назад, и вполне современными, очень актуальными идеями, которые излагает Стивен Кови в книге «Семь навыков высокоэффективных людей».

 

Эта книга поможет читателю осознать, что источник счастья - в постоянном изменении, в реализации своей духовной природы.

Без подлинного знания психологии, без внутреннего саморазвития человек не может быть счастливым, здоровым и успешным, вне зависимости от того, чем он занимается, каков его возраст и так далее. И эта небольшая книга может способствовать быстрейшему прогрессу человека на всех уровнях: физическом, социальном, интеллектуальном и духовном.

Это я могу сказать не только по опыту многих тысяч людей, но и по своему опыту. С теми знаниями, которыми делится в своих книгах Бхакти Вигьяна Госвами, я впервые познакомился на его семинаре около двадцати лет назад, и они кардинально изменили меня, за что я ему очень и очень благодарен.

Кто может лучше соединить древнюю мудрость просветленных личностей с наиболее практичными современными знаниями, как не человек, который еще в молодости защитил диссертацию и который более тридцати лет является строгим монахом, занимающимся изучением и переводом древних трактатов? Кто, как не один из мировых духовных лидеров, может научить нас мудрости?

Советую не просто прочитать эту книгу, а законспектировать и начать практиковать.

С любовью, д-р Рами Блект

Бхакти Вигьяна Госвами является духовным наставником и учителем для тысяч людей. Кроме того, без преувеличения можно сказать, что он один из самых выдающихся русскоязычных философов современности в области ведического знания и философии бхакти. Имея огромный багаж знаний, в совершенстве владея санскритом, хинди и английским, обладая мягким и деликатным характером, он знаком многим любителям Вед своими необыкновенно глубокими и практичными лекциями. Лично я вырос как личность на этих лекциях и продолжаю слушать их по сей день, считая Бхакти Вигьяну Госвами своим наставником.

Бхакти Вигьяна Госвами обладает природной способностью объяснять древнее ведическое знание легко, доступно и увлекательно, используя современные разработки по личностному росту, простые примеры из жизни, притчи, шлоки из древних писаний, тонкий юмор и добрую логику.

Я рекомендую эту книгу всем, кому небезразлична своя судьба, кто решил встать на путь самоосознания.

Полагаясь на свой опыт, хочу заявить, что, прочитав эту книгу даже один раз, Вы сможете кристально ясно понять, в чем заключается цель человеческой жизни. Но будет еще лучше, если вы перечитаете ее заново, тогда все написанное глубже войдет в ваше сознание и, несомненно, вам захочется воплотить все сказанное в жизнь.

В добрый путь!

Олег Торсунов, кандидат медицинских наук

ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ

В отличие от многих книг на аналогичные темы, эта книга не будет предлагать каких-то быстрых, простых рецептов. Скорее, это приглашение к увлекательному путешествию.

Человек - постоянно изменяющееся существо. В этом смысл человеческой жизни. Смысл не в том, чтобы устроиться, найти какую-то зону комфорта и думать, что у нас все хорошо. Смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать заложенную в нас способность к постоянным изменениям. Нужно четко видеть, в каком направлении я меняюсь, куда ведет меня этот путь и куда он меня в конце концов должен привести.

Довольно давно, лет тридцать с лишним назад, я поменял направление своей жизни. В то время я учился в аспирантуре, готовился стать ученым, изучал еще совсем тогда новую дисциплину - молекулярную биологию. Но в какой-то момент моя жизнь кардинальным образом поменялась, и я очень счастлив, что это произошло. То, о чем я собираюсь рассказать, будет объяснением этих перемен.

Я открыл для себя удивительный мир - ведическую культуру, законы жизни и законы счастья. Данная книга будет моим приглашением заглянуть в этот заманчивый мир. Захотите вы в нем оказаться или нет - решать вам. Свобода остается у каждого.

Смысл этой книги в том, чтобы помочь читателю осознать, что такое настоящий успех и каким образом реализация заложенных в нас способностей, возможностей, призвания помогает нам почувствовать себя состоявшимся человеком.

Книга основана на двух главных источниках. Первый -это ведические писания, автором которых является Вьясадева, великий мудрец древности. Примерно пять тысяч лет тому назад он записал Веды.

Когда речь идет о таких далеких временах, может показаться, что это мифология. Но в случае с Вьясадевой сохранилось место, где он жил, - его пещера, которая находится высоко в Гималаях на берегу реки Сарасвати, в Бадарикашраме. Само название реки Сарасвати означает «река знания».

Пять тысяч лет назад Вьясадева записал фундаментальные законы человеческой природы. По этим законам мы все живем. Однако мы живем по ним не потому, что их записал Вьясадева, - он просто открыл нам доступ к ним. Мы живем по ним потому, что законы эти вечны. В своем повествовании я буду опираться на книги, которые он написал, и прежде всего на «Махабхарату».

Второй источник неожиданный: это работа Стивена Кови. Автор - человек вполне современный и точно не мифологический, жил в штате Юта в Америке. В первый раз я прочитал его книгу «Семь навыков высокоэффективных людей» лет пятнадцать назад и поразился удивительным аналогиям, о существовании которых сам автор не знал, - аналогиям между древними ведическими писаниями, записанными Вьясадевой пять тысяч лет назад, и вполне современными, очень актуальными идеями, которые излагает С. Кови, рекомендуя рецепты успеха.

На стыке этих двух, казалось бы, совсем разных пластов знания возникла моя книга. Тем, кто немного знает ведические писания, это будет интересно; тем, кто знает Стивена Кови, это тоже будет интересно.

Основная мысль Стивена Кови в его замечательной книге «Семь навыков высокоэффективных людей» - так же, как и основная мысль ведических писаний, - заключается в следующем: чтобы стать счастливым, добиться успеха, человек должен изменить себя. Ключом к успеху является трансформация человеческой личности. Стивен Кови, как и древние ведические писания, объясняет этот трудный и болезненный процесс перемены самого себя.

К сожалению, в последнее время распространено заблуждение, представляющее знание набором информации. Ведические писания утверждают, что знание должно трансформировать человека, преобразить его изнутри. Представление о том, что знание - это всего лишь некая сумма информации, приводит к множеству проблем.

Перечислим три самые распространенные проблемы современного человека. Согласно мнению психологов, люди нашего времени страдают от постоянно накапливающегося стресса. Кроме того, они страдают от чувства внутренней опустошенности и бессмысленности существования, от своей беспомощности перед проблемами. Наконец, третья проблема - это возрастающее одиночество, то есть неспособность строить глубокие осмысленные межличностные отношения.

Современный человек перегружен информацией, которая бомбардирует его со всех сторон. Он не способен «переварить» ее, преобразить в какое-то новое качество. Однако информация нужна и важна лишь постольку, поскольку она может усвоиться нами и превратиться в некое новое человеческое качество. Ведические писания и книга Стивена Кови содержат информацию, которая дает человеку возможность преобразить себя.

Основополагающее понятие ведической культуры -это понятие дхармы, или незыблемыхуниверсальных законов, которые записаны внутри нас. Эти законы не имеют никакого отношения к какой-то конкретной религии. Это законы, которые может принять, признать и почувствовать в себе каждый человек. Веды утверждают, что если человек знает эти законы и следует им, то бонус, который он получает, - это удивительная внутренняя устойчивость, способность преодолевать все препятствия, способность сохранять чувство собственного достоинства и способность сохранять равновесие в любых, самых критических ситуациях. Само слово дхарма, происходящее от санскритского слова дхри, означает «то, что поддерживает жизнь человека». В «Махабхарате» Вьясадевы говорится: «Дхарма называется так потому, что поддерживает все живые существа. Поистине дхарма спасает всех, поэтому можно не сомневаться в том, что настоящая дхарма - это то, что способно защитить живые существа от всех проблем».

Существует два вида успеха. Первый вид - это истинный успех. В «Махабхарате» сказано: где дхарма, там победа, процветание и успех. О том же самом говорит С. Кови в своей книге: успех надо построить на незыблемом фундаменте. В Ведах есть знаменитая четверичная цель человеческой жизни: соблюдение фундаментальных законов природы; процветание или успех; наслаждение, которое человек получает, и в конце концов освобождение от страданий. Эта четверичная цель человеческой жизни на санскрите звучит как дхарма, артха, кама и мокша. Фундаментом является дхарма - закон. Законы приводят к успеху, успех приводит к наслаждению, и в конце концов человек может получить освобождение от страданий.

Другой вид успеха - эфемерный. Успех, который, как люди думают, можно украсть, получить быстро. Этот «успех» разрушает нашу жизнь, разрушает личность и часто делает человека заложником самого себя. Есть люди, которые как бы достигли успеха, но при этом не понимают, почему они несчастны.

Мы будем говорить именно о стойком успехе. Есть два разных способа решения любой проблемы. Первый -как-то приспособиться, попытаться манипулировать людьми, обстоятельствами, заставить других делать то, что я хочу. Это инстинктивная реакция. Возникает проблема, и сразу же у человека возникает желание приспособиться, то есть поменять что-то вовне. Но это -принципиально неверная установка.

Если человек столкнулся с проблемой, он должен поменять себя. Об этом же говорит и С. Кови. Любая проблема, с которой мы сталкиваемся в жизни, - это урок. Если мы пытаемся решить проблему искусственными методами, вне самого себя, это значит, что мы не прошли урок. Проблема будет в разных видах так или иначе возвращаться к нам. Мы что-то недоделали, и это породило проблему. Эйнштейн говорил, что невозможно решить проблему на том же уровне сознания, который ее породил. Однако именно этим мы обычно и занимаемся. Мы сталкиваемся с проблемой и пытаемся решить ее, находясь на том же самом уровне сознания. Но проблема означает, что нам нужно поменять свое сознание.

Почему мы не делаем этого? Потому что поменять себя сложно. Мы не знаем, как это сделать, и у нас нет подходящих инструментов, чтобы менять себя. Мы не понимаем, с какого конца взяться и что менять в себе. Поэтому часто люди решают идти путем наименьшего сопротивления, ограничиваются некими «косметическими» вещами, не затрагивающими глубин личности. Но косметику можно наносить сколько угодно - лицо останется тем же самым. Подобного рода тренинги и семинары предлагают дешевые рецепты. Самый распространенный из них -позитивная ментальная установка: просто притворись, что проблемы нет: «Все хорошо, у тебя все в порядке». Позитивная ментальная установка - это, в принципе, неплохо, но проблемы она не решает и не дает понимания той причины, которая проблему породила, - внутренней причины в нас. Есть множество семинаров, объясняющих способы влияния на людей, навыки, приемы общения: как смотреть, как завоевывать друзей, как улыбаться и т.д. Это - косметика. В какой-то момент человек, пользуясь этой косметикой, почувствует опустошенность. Задача не в том, чтобы казаться, а в том, чтобы быть кем-то настоящим. Можно ли построить длительные отношения, если мы будем просто казаться заботливыми? Техники влияния на других не помогут, если человек двуличен. Рано или поздно наше истинное лицо вылезет наружу.

Когда сталкиваешься с реальной проблемой, понимаешь до какой-то степени ее природу, но пытаешься решить ее, не меняя самого себя, то в результате чувствуешь себя обманщиком и притворщиком. Поэтому основной призыв: не поддавайтесь на соблазн дешевых рецептов. Как бы сложно ни было, нужно, как говорил Генри Дэвид Торо, попытаться подрубить дерево зла под корень. Он говорил, что редкие смелые люди согласны на это: «На тысячу обрывающих листья с дерева зла находится лишь один, рубящий его под корень». Очень редко у человека хватает смелости для того, чтобы найти корень, откуда растет это дерево зла. Люди предпочитают полумеры, но полумеры никого не сделают счастливым.

Почему мы не можем себя поменять? Проблема в том, что у нас есть один-единственный инструмент, с помощью которого мы можем это сделать, - наш собственный ум. В «Бхагавад-гите» говорится: «Ум может быть вашим злейшим врагом. Ум может быть вашим лучшим другом». Рецепт успеха, на самом деле, не так сложен. Чтобы изменить себя, человеку нужно попытаться со стороны посмотреть на свое восприятие реальности, оценить и поменять его.

Эрих Фромм, знаменитый философ современности, говорит: «Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает самого себя. Знает он лишь того человека, которого ожидают в нем видеть, - человека, чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния. Об этом человеке можно сказать, что он страдает от утраты непосредственности и индивидуальности». Это очень важная мысль. Человек не должен путать самого себя со своим отражением в зеркале ожиданий других людей. И к этой идее мы еще вернемся.

Чтобы стать счастливым, нужно преобразиться. Ведическая культура настаивает на том, что человек должен преобразить себя. Человек - это одновременно и скульптор, и камень, из которого он себя ваяет, и резец, и молоток. Каким образом изваять себя, сотворить себя таким, каким человек призван быть, - настоящим собой, -об этом будет идти речь.

КАК МЫ ВИДИМ МИР

Есть красивое слово «парадигма», которое было введено Куном в начале XX века. Он ввел это слово для объяснения понятия взгляда на мир. Парадигма -это то, как мы видим мир. В 99,9% случаев мы не понимаем, что видим мир не таким, каков он на самом деле. Мы видим мир сквозь ментальную призму нашего ума, а нам кажется, что мы видим реальность. На нас надеты очки, и все то, что мы видим вовне, мы видим сквозь эти очки. Мы думаем: «Все, что я вижу, и есть истина». На самом деле, объективной реальности мы не видим.

Чтобы поменять себя, нужно сначала оценить эту ментальную призму. Наша способность меняться напрямую связана с нашей способностью по-другому увидеть мир, со стороны посмотреть на свои «очки».

Если человек не способен на это, - а есть люди очень мало способные к интроспекции, - ему практически невозможно будет поменяться. Определение парадигмы таково: это система наших взглядов, определяющая поведение. Когда парадигма меняется, само собой меняется поведение. Человек, который пытается «косметическим» образом поменять свое поведение, находится в иллюзии. Это очень трудно и не приносит удовлетворения. Но стоит поменять взгляд на мир - поведение меняется само собой.

Приведу собственный пример. Я жил обычной жизнью, был атеистом с самого детства. С гордостью всем говорил, что я атеист в третьем поколении. Мой дедушка был атеист-коммунист, бабушка, папа и мама были атеистами. И жизнь моя была соответствующей. В период смены парадигмы, соприкоснувшись с другим взглядом на мир, не менее рациональным, чем тот, который был у меня, я оценивал свою атеистическую парадигму. Я помню, как все менялось и как в конце концов полностью поменялся мой образ жизни. Поменялся мой взгляд на мир, на ценности, на то, ради чего я живу. Это привело к глубинным переменам в моей жизни, причем естественным переменам.

Когда-то я пытался вставать рано, как все люди, пытался бегать по утрам - ничего из этого у меня не получалось. Но стоило поменяться каким-то установкам, и я стал вставать гораздо раньше. В то время встать в семь часов утра было для меня подвигом. Сейчас я встаю в четыре часа утра и подвигом это не считаю, потому что поменялся мой взгляд на мир.

Я помню очень хорошо этот процесс. Как я уже говорил, я был ученым, атеистом, и в том мире, в котором я жил, все было предопределено достаточно жестко. Я смотрел на листья и видел митохондрии, рибосомы и тому подобное. Какое-то время, пока парадигма менялась, я жил одновременно в двух мирах: то в одном, то в другом. Но когда она поменялась, я увидел, как работают фундаментальные нравственные законы, я увидел, каким образом мир реагирует на мое поведение, и многое другое.

Еще один пример. Это было в Швеции в 90-е годы. Я жил в ашраме. Один человек, которого я вытащил из разваливающегося Советского Союза, стал меня раздражать. Он работал под моим началом и вел себя нагло, отвратительно, гадко. Раздражал он меня и тем, что он делал, и тем, чего он не делал. У меня накапливалась неприязнь и раздражение. В какой-то момент я решил: «Все, больше терпеть невозможно!»

Я вызвал его и сказал: «Собирай свои вещи и отправляйся обратно в Россию!» Он начал нагло отвечать мне (подкрепляя этим мою уверенность в своей правоте): «Не поеду ни за что! Ты кто такой вообще? Я останусь тут!» Однако я решил, что этого негодяя надо наказать, и сказал: «Собирайся! Терпение мое лопнуло!» Вдруг он заплакал: «Я на самом деле гомосексуалист. Я хочу избавиться от этого, но не могу. Если вы меня сейчас выгоните, то у меня не будет другого пути, кроме как опять вернуться к той же жизни!» В одно мгновение мое отношение к нему переменилось. Вместо наглости я вдруг увидел совсем другое. Я увидел, что человек стремится к чему-то хорошему, чистому, он хочет избавиться от каких-то своих проблем, которые ему самому мешают жить. Я ответил: «Конечно, оставайся! И можешь не делать вообще ничего». Решение мое сразу же поменялось, потому что я по-другому увидел человека.

Так происходит очень часто: мы привыкли видеть человека определенным образом и приписываем ему какие-то мотивы, считаем, что он плохой человек, не понимаем его. На самом деле, мы смотрим на него сквозь свою ментальную призму.

Если удастся поменять эту призму нашего опыта, то мы сможем очень сильно поменять свою жизнь. Нам нужно осознать нашу обусловленность. В ведических писаниях говорится, что живое существо обусловлено. Это значит, что мы взаимодействуем с миром в соответствии с нашим прошлым опытом. Не так, как велят фундаментальные законы, заложенные в нас, атак, как мы привыкли.

Ведический санскритский глагол вид одновременно значит «видеть» и «знать». Мы смотрим на мир сквозь призму прошлого опыта и не осознаем до конца, насколько он трансформирует наше представление о реальности. Нам кажется, что наше представление объективно, но на самом деле это не так. Есть очень известная санскритская поговорка: атмаван манйате джагат -ты видишь мир таким, каков ты. Мы видим не мир, а отражение в нем самого себя.

Перед вами изображение. Посмотрите на него в течение трех секунд. Кого вы видите? Молодую красивую кокетливую женщину в черных мехах. Она отвернулась.

На самом деле здесь изображена старуха, но, чтобы увидеть ее, вам нужно посмотреть иначе. Они обе тут -и молодая женщина, и старуха. Описывая изображение, я вас немного запрограммировал, и вы увидели молодую женщину. Суть именно в этом: мы до конца не отдаем себе отчета в том, насколько наше видение запрограммировано предыдущим опытом. Каждый человек в этом мире считает себя правым. Эта правота есть не что иное, как констатация того факта, что мы считаем свою ментальную призму единственно правильной. Люди, убежденные в своей правоте, не могут сосуществовать, ведут себя как двое глухих. Часто эти двое глухих называются мужем и женой: они живут в одной квартире и не видят, не понимают друг друга, не могут принять точку зрения другого.


 


 ПОМЕНЯТЬ ПАРАДИГМУ

Стоит подумать, до какой степени мы не отдаем себе отчета в своей запрограммированности. К сожалению, далеко не всегда программы, которые в нас вложены, могут привести к успеху. С. Кови говорит, что наша парадигма подобна карте. Очень важно, чтобы карта была правильной. Если, к примеру, вы пытаетесь ориентироваться в Санкт-Петербурге по карте Москвы, то не сможете дойти до цели. Поэтому первый шаг к трансформации, самоизменению - это попытка понять и оценить парадигмы, то есть карты, которыми мы пользуемся, понять, чем мы руководствуемся, живя в этом мире. Каждый может это сделать, у нас есть для этого инструмент -разум. Только тогда можно быть по-настоящему готовым к переменам.

Давайте вспомним ключевые моменты нашей жизни, когда что-то коренным образом менялось в ней: это может быть смерть близкого человека, или известие о болезни, или разрыв отношений, которые были дороги нам. Такие моменты в нашей жизни призывали нас измениться, и мы либо менялись, либо нет. Либо менялся наш взгляд на мир, на жизнь и на самого себя и что-то сдвигалось, либо все оставалось на своих местах и мы как-то заштопывали возникшую рану. Я сознательно попытался вернуть вас к критическим моментам вашей жизни, потому что все они содержат в себе могущественный импульс к изменениям, которым мы не всегда пользуемся.

Мы не пользуемся энергией этого импульса, потому что не знаем, как поменять парадигму. У нас есть некие механизмы стабильности, механизмы сопротивления изменениям. Нельзя сказать, что они не нужны, - это защитный механизм. Человек не может постоянно произвольно меняться, поддаваться всем внешним влияниям. Сила, которая препятствует изменению человека, -это эго (наше «я»), «Я» всегда очень крепкое. Это некая броня, оболочка. «Я прав», «Я самый лучший», «Я сам знаю», «Отстаньте от меня, не лезьте ко мне с вашими советами!» - это разные формы проявления нашего эго, или аханкары. По-другому это называется гордыней человека. Гордыня, эго, аханкара - это то, что мешает изменениям, что поддерживает некий «статус-кво», какое-то наше внутреннее стабильное состояние. Оно полезно до поры до времени - до тех пор, пока мы не столкнулись с необходимостью измениться.

ФОРМУЛА ТРЕХ «С»

Формулу нашего самоизменения, самотрансформа-ции я взял из «Бхагавад-гиты», являющейся частью «Махабхараты». Она состоит из трех «С».

Первое «С», или первое условие, которое человек должен соблюсти, чтобы измениться, - это смирение, или способность поставить под сомнение свою несомненную и непререкаемую правоту. Необходимость проявить смирение часто возникает именно тогда, когда происходит какая-то драма, когда разрываются отношения или происходит что-то еще.

Лао-Цзы говорил, что способность к переменам начинается со смирения. Смирение значит открытость, внутренняя мягкость. Смирение - это не забитость. Смирение -это отказ от своей жесткости и гордыни, открытость к внутренним переменам. Я признаю: «Может быть, что-то я делаю не так. Хотя, как правило, я все делаю верно».

У меня был один знакомый, который любил повторять: «Не знаю, как все остальные, но я всегда прав». Он говорил это с такой детской непосредственностью, что никто ничего не мог возразить. Но это называется гордыней. Человек, который всегда прав, никогда не сможет измениться.

Второе условие, или следующая «С», которая помогает человеку поменяться, - это слушание. Когда человек обретает смирение, у него включается внутренний поиск. Он начинает искать, что же он делает не так. Он становится очень чувствителен к тому, чтобы что-то услышать.

На самом деле Бог, создатель этого мира, постоянно разговаривает с нами. Он говорит с нами через события этой жизни, через других людей. Он говорит с нами из нашего сердца. Он говорит с нами через священные писания. Смирение позволяет человеку не просто послушать, но услышать. Я уверен, с каждым такое бывало: мы что-то слушаем, и все пролетает мимо. Но в какой-то момент в тех же самых словах, которые мы уже слышали, нам вдруг открывается глубокий смысл. Мы начинаем понимать, что нам нужно делать. Это - те самые моменты, когда мы снимаем внешнюю защиту в виде гордыни и открываемся навстречу истине, которую Бог хочет нам открыть. В этот момент мы способны что-то услышать, и это может поменять нашу парадигму.

Я помню, что в первый раз прочитал «Бхагавад-гиту» именно в такой момент своей жизни. Если б я прочитал ее в другой момент, может быть, ничего и не случилось бы. Многие люди читают «Бхагавад-гиту» и думают: «О! Это памятник древней мысли». И она остается в их восприятии памятником древней мысли, которому место в музее и который не имеет отношения к нашей жизни. Но если прочитать «Бхагавад-гиту» с пониманием того, что некая более высокая Истина говорит со мной лично, то человек сможет поменять свое видение мира.

Наконец, третье условие: мало быть смиренным, мало услышать, нужно обязательно начать что-то делать. Приведу случай из своей жизни. На третьем курсе я впервые прочитал «Евангелие от Иоанна». Мне дал его человек, которого на экзамене по научному атеизму «вывели на чистую воду». Экзаменатор спросил у него, каковы онтологические корни религии, и тот ответил: «Как каковы? Бог -онтологический корень религии». Его ответ произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Это был 1974 или 1975 год. Студента водили с факультета на факультет и показывали со словами: «В Московском государственном университете завелся верующий!» Потом его с треском выгнали из университета. Однако прежде чем его выгнали, он успел мне дать «Евангелие от Иоанна». Я к этому студенту отнесся с симпатией и очень хорошо помню, что его слова меня тронули, что-то такое я в них «услышал». Появилось внутри ощущение, что некая истина со мной говорит и что я должен жить по-другому. Проблема заключалась в том, что я не знал, как жить по-другому, и поэтому все вернулось на круги своя.

Пару лет спустя я прочитал «Бхагавад-гиту», и возникло то же самое ощущение - другое видение мира. Совсем другой мир, ничуть не менее имеющий право на существование, чем тот, в котором я живу. Но в тот момент мне сказали, что нужно делать. Мне сказали: «Надо стать вегетарианцем, надо повторять мантру...» Я стал все это делать, и изменения произошли.

Итак, третье условие - наши действия. Нужно сначала через смирение обрести способность к переменам, нужно услышать истину, которая сможет преобразить нас изнутри, и еще обязательно нужно спросить: «А что делать теперь?» Люди сейчас много чего слушают, и даже иногда у них появляется желание что-то сделать. Но потом все проходит, так как люди ленивы по своей природе.

Таким образом, действия - это третье обязательное условие. Поэтому в ведической философии говорится, что человек должен быть не просто теоретиком. Там говорится: «Есть садхана», и слово садхана - это третье «С». Садхана значит практика, которая должна привести человека к определенной цели. Если человек ничего не делает, если он ничего не меняет в своей жизни, если он не пытается осмысленно идти, - то ничего в его жизни не поменяется.

СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ

В предыдущих главах речь шла о парадигме - некой ментальной карте, или ментальной линзе. Чтобы поменять себя, человек, как минимум, должен отдавать себе отчет в существовании ментальных линз, сквозь которые он смотрит на мир. Эта линза, или карта, должна быть правильной.

Мы все: русские, американцы, англичане, негры, индийцы - хотим одного, у нас только одна цель - стать счастливыми. В «Шримад-Бхагаватам» есть любопытный стих, в котором говорится, что все люди хотят быть счастливыми, но самое поразительное, что никто счастливым не становится. Более того, все становятся несчастными. Это парадокс. Все хотят счастья. Но жизнь становится все более и более сложной. Мудрость, которая приходит с годами, не упрощает ее.

Есть старинная притча про несчастного китайца. В одной деревне жил старый китаец. Он был несчастный и злой. Всю свою жизнь он хотел стать счастливым, и чем больше он хотел этого, тем несчастней становился. Люди чурались его, никто не хотел с ним общаться. Все привыкли к тому, что он все время жалуется на жизнь. Прошло много времени, и в день, когда ему исполнилось восемьдесят лет, всю деревню облетела новость: «Старый Ли улыбается!» Никто никогда не видел его счастливым и улыбающимся, его всегда видели злым, раздраженным, язвительным, недовольным. Вся деревня сбежалась, чтобы посмотреть на чудо.

Люди обступили его и не верили своим глазам: старик улыбался до ушей. Его спросили: «Что случилось, Ли? Почему ты улыбаешься?» Тот ответил: «Я всю жизнь хотел стать счастливым, но у меня ничего не получалось. В конце концов, когда мне исполнилось восемьдесят лет, я понял, что счастья достичь не удастся, и стал счастливым».

Смысл этой притчи таков: до тех пор пока человек невротически пытается стать счастливым и отчаянно ищет счастья, он будет только все более несчастным. Счастье не в том, чтобы искать счастье. О том же самом говорится в «Шримад-Бхагаватам»: как только человек перестает искать счастье, он становится счастливым.

ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ

Стремясь к счастью, мы движемся не по той карте. Она никак не может привести нас туда, куда мы хотим.

В своей книге Стивен Кови объясняет, какая у нас должна быть карта и что мы должны понимать, чтобы в конце концов добиться счастья, успеха, процветания, глубоких отношений с людьми и любви. Если действительно глубоко понять, что он нам хочет сказать, мы убедимся в том, что эти рецепты работают. Это происходит потому, что они основаны на универсальных законах.

Кови - верующий человек, принадлежащий к мормонской религии. Я принадлежу к совершенно другой религии, но не это важно. Все религии предназначены для того, чтобы открыть человеку универсальные законы. Любая религия, если она настоящая, способна открыть нам эти законы и объяснить, как ими пользоваться. Если полностью исключить специфически религиозный компонент и свести все к универсальным законам, то это будет называться дхармой.

Кови говорит, что для того, чтобы быть счастливым в этом мире, у человека должно быть семь привычек, или семь навыков. Все люди, которые достигали успеха, в той или иной форме проявляли эти семь фундаментальных навыков, или способностей, реагировать на внешние испытания и проблемы. Собственно говоря, об этом в основном и идет речь в книге: что это за навыки, способности и привычки.

Ментальные призмы - это, как правило, наши запрограммированные реакции на события. Они у нас уже готовы. Характер, карма, качества человека складываются из привычек. Есть хороший афоризм: «Посеешь мысль - пожнешь поступок. Посеешь поступок -пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу». Наша судьба складывается сначала из мыслей. Мысли порождают поступки. Поступки в конце концов превращаются в определенные привычки. Привычки превращаются в глубинные качества характера. А характер - это и есть «я» и «моя судьба» и все из этого вытекающее.

Ромен Роллан говорил: «Привычка - это вторая натура. Но для большинства она оказывается единственной натурой». Иначе говоря, все мои привычки, которые непонятно откуда у меня взялись, будут моей единственной натурой. Измениться человек может только тогда, когда есть сила, способность и инструменты, чтобы поменять привычку. Есть очень хороший афоризм, который принадлежит Пифагору: «Избери лучшее, а привычка сделает это приятным и легким».

У человека есть разум, с помощью которого он может определить, что правильно. Даже если вначале будет сложно, привычка сделает это нашей натурой, нашим естеством. Мы должны формировать хорошие привычки, которые сделают нас счастливыми.

ЗНАНИЯ, ЖЕЛАНИЯ И УМЕНИЯ

Давайте рассмотрим, из чего, собственно, складывается навык, или привычка. Речь идет о природе человека - природе нашего характера, ума. С. Кови совершенно верно замечает (и Вьясадева говорит о том же), что навык, или природа человека, складывается из трех элементов. Если мы хотим изменить природу своего ума, поменять привычку, характер, качества, и с ними свою судьбу, то очень важно знать эти три элемента: знание (что и зачем), желание (чего я хочу) и умение (как это сделать).

Если у меня есть только знание (я понимаю, что и зачем делать), но у меня нет ни желания, ни способности или умения делать, то это не станет ни привычкой, ни характером, а будет просто теорией. Если у меня есть только желание, но при этом нет ни знания (зачем это делать), ни умения (как это делать), то этого тоже недостаточно. Если у меня есть умение, но нет ни понимания, зачем мне это нужно, ни желания делать, то это тоже не станет навыком. Под навыком (привычкой, характером) мы подразумеваем нечто фундаментальное на пересечении трех сфер: знания, желания и умения.

Хотя могут быть разные сценарии формирования привычки, я позволю себе допустить, что, как правило, привычка начинает формироваться со знания. Когда мы что-то узнаем, то у нас появляется ответ на вопрос «зачем?».


Например, большинство людей едят мясо, потому что так прин


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.