Вирья - способность применять наставления священных писаний и их мудрость в практической жизни (воображение и независимая воля). — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вирья - способность применять наставления священных писаний и их мудрость в практической жизни (воображение и независимая воля).

2021-02-05 89
Вирья - способность применять наставления священных писаний и их мудрость в практической жизни (воображение и независимая воля). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В сущности, о том же самом говорится в ведических священных писаниях. Веды, правда, говорят всего о двух функциях, или о двух энергиях разума. Но эти две функции включают в себя те четыре, о которых говорит Стивен Кови. В Ведах говорится, что у разума (буддхи) есть две функции, или энергии: айшварья и вирья. Айшварья -это способность отделить себя от материи, способность посмотреть на себя со стороны, а вирья, героизм, -это способность применять в своей жизни наставления, или высшие истины.

Итак, две способности, которые есть у каждого из нас, -это способность оценить себя со стороны и способность действовать исходя из высших принципов, а не из инстинктивных реакций. Когда человек включает эти способности, он становится Буддой - просветленным, пробужденным и счастливым.

Есть еще одна хорошая притча - тоже про Будду. Как-то раз после его проповеди один человек, которому не понравилось то, что говорил Будда, подошел к нему и плюнул ему в лицо. Будда, оставаясь абсолютно невозмутимым, вытер лицо и спокойно спросил у этого человека: «Ты что-нибудь еще хочешь мне сказать?» Человек был поставлен в тупик. Он ничего не ответил и, озадаченный, ушел. Думая над тем, что произошло, он понял: «Зря я в него плюнул!»

На следующий вечер этот человек опять пришел на лекцию, но уже с гирляндой. После лекции он подошел к Будде и надел на него гирлянду. Будда так же спокойно посмотрел на него и спросил: «Ты еще что-нибудь хочешь мне сказать?» Человек удивился: «Почему вчера, когда я в тебя плюнул, ты спросил, хочу ли я тебе что-нибудь сказать, и нисколько не рассердился на меня? А сегодня, когда я надел на тебя гирлянду, ты задал мне тот же самый глупый вопрос?» Будда ответил: «Ты мне очень много сказал вчера и сегодня. А не рассердился я вчера и не обрадовался сегодня по одной простой причине: потому что я не твой раб и не хочу отдавать тебе ключи от своего счастья».

Это доступно каждому из нас. Более того, в этом смысл человеческой жизни.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ И СФЕРА ЗАБОТ

Разум - это наша способность выйти за пределы механической предсказуемости. Что нужно делать для того, чтобы эта способность в нас развивалась? Человек знает, как развивать свои мышцы: нужно поднимать штангу, ходить в тренажерный зал. Но разум - это, по сути, такая же мышца, и никогда не поздно ее развить. Юнг - еще один замечательный психолог XX столетия, ученик

3. Фрейда, - говорил: «Все, что мы не доводим до своего сознания, входит в нашу жизнь как судьба». Это он говорил все о той же предопределенности.

Навык проактивности - это довольно болезненное превращение человека из объекта воздействия в субъект.

Когда мы просто реагируем на внешние раздражители, мы ведем себя как объект. Мы живем в мире объектов и привыкли к тому, что сами тоже должны быть объектом воздействия. Это роль жертвы: «Нами пользуются.

Мы такие несчастные!» Но мы не несчастные - мы просто глупцы. Мы не воспользовались даром, который у нас есть. Мы должны превратиться в субъект, то есть должны развить в себе разум.


Каким образом можно трезво оценивать себя? Ведь всегда хочется думать, что ты лучше, чем на самом деле. Но существуют объективные критерии.

Попытайтесь прислушаться к своей речи, к своим ответам. Как мы говорим? Как жертва обстоятельств («Я ничего не могу с этим поделать», «Такой уж я человек», «Он выводит меня из себя», «Они никогда не согласятся на это») или как человек, который почувствовал, что может что-то сделать? В нас заложена способность посмотреть на себя со стороны, а это, в том числе, означает послушать, что мы говорим и как реагируем на обстоятельства. Любопытно наблюдать, как люди изображают из себя жертву. В интернете, в разных блогах, пишут: «Страна плохая, все плохие...» Это все проявления психологии жертвы: «Я больше так не могу», «Мне придется это сделать», «Если б только не...», «Я вынужден».

Но есть и другие формы реагирования. Вместо того чтобы сказать: «Я ничего не могу поделать с этим», можно сказать: «Посмотрим, какие есть возможности!» Вместо того чтобы констатировать: «Такой уж я человек», можно поискать другой выход, подумать, как решить проблему. Вместо того чтобы говорить: «Он выводит меня из себя», можно сказать: «Чем я могу ему помочь?»

На самом деле, мы не жертвы. Мы притворяемся жертвами, потому что это удобно, потому что это безответственно, потому что человеку кажется, что так ему легче жить. Но что происходит с людьми, которые все время пытаются разыгрывать из себя жертву?

У каждого человека есть сфера влияния и сфера забот. На что-то мы можем повлиять, но, как правило, сфера нашего влияния меньше, чем сфера забот. Есть вещи, не зависящие от нас: плохая погода, маленькая пенсия, дурной начальник... У каждого есть то, что тревожит его,-это сфера забот. Когда мы изображаем из себя жертву, когда живем как реактивный, непробудившийся человек и не пользуемся своим разумом, мы сосредотачиваемся на сфере забот. Это значит, что мы сосредотачиваемся на слабостях других людей («Он плохой!») и на проблемах внешней среды (власть, система) - то есть на обстоятельствах, которые не зависят от нас.

Человек ощущает себя жертвой, он начинает жаловаться, источать негативную энергию. Но если мы думаем, что проблема находится не в нас, а вовне, - это как раз и является нашей самой большой проблемой. Других проблем у нас нет. В результате того, что человек сосредотачивается на том, над чем он не властен


и что он не может изменить, сфера его влияния становится меньше и меньше. Он чувствует себя бессильным, загнанным в угол.

Есть хорошее выражение: ум подобен креслу-качалке. Он все время качается, беспокоится, волнуется, но никуда реально не движется. Вместо того чтобы действовать в той сфере, где мы можем что-то изменить, мы сосредотачиваемся на том, на что повлиять не можем, и оказываемся во власти депрессии.

Что же находится всегда в круге нашего влияния? Наши парадигмы мышления. Необходимо все время задаваться вопросом: «Не вызвана ли эта проблема мной самим?» Это болезненный для нашего самолюбия вопрос, и у нас уже есть готовый ответ: «Нет! Все остальные виноваты!» Но если мы попытаемся честно ответить на этот вопрос, то сможем докопаться до истины. Вероятнее всего, проблема, с которой мы столкнулись, вызвана нами самими, порождена нашим неправильным пониманием.

Это то, что мы всегда можем поменять. Мы можем развивать наши способности, можем вкладываться во что-то. Если у нас есть проблемы в отношениях с кем-то, то самый лучший способ их решения - начать вкладывать в этого человека, попытаться увидеть его по-другому. Это помогает осознать свою способность повлиять на ситуацию.

Таков урок «Гиты»:

тасмад апарихарйе ’ритхе
 на твам шочитум архаси

Кришна говорит Арджуне: «Почему ты страдаешь из-за того, над чем ты не властен? Не беспокойся о том, чего не можешь поменять!»

К сожалению, всегда есть вещи, которые мы не можем поменять. О них не надо беспокоиться. При кажущейся простоте, это самая сложная вещь на свете, потому что нам хочется о них беспокоиться. Зачем о них беспокоиться? Единственный результат-беспокойство.

Однако если человек сознательно переносит свою энергию из сферы забот в сферу влияния, то происходит удивительная вещь: сфера влияния начинает расти. Его способность влиять на ситуацию становится все больше и больше. Человек начинает понимать: «Да, я могу!»

Если мы, посмотрев на себя со стороны, честно попытаемся определить, на какую из этих двух сфер мы затрачиваем основную часть нашего времени и энергии, то сможем оценить степень своей проактивности, или степень развития своего разума. Мой разум развит ровно настолько, насколько я способен:

1) сосредотачиваться на чем-то конструктивном,

2) влиять на то, на что реально могу влиять,

3) не беспокоиться о том, на что повлиять не могу.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, бывают трех

видов. Есть проблемы, которые непосредственно находятся в зоне нашего прямого влияния, - их надо решать засучив рукава. Есть проблемы, которые находятся в зоне нашего косвенного влияния, - их решение зависит от других людей, но мы можем повлиять на них. Часто какой-нибудь человек является проблемой, но в каком-то смысле он находится в зоне нашего косвенного влияния, и мы можем попытаться поменять свое отношение к нему. Поменяв свое отношение к нему, мы поменяем и его отношение к нам. Таким образом мы решим эту проблему. И наконец, есть проблемы, которые находятся вне зоны нашего влияния.

Первые проблемы нужно решать. Вторые нужно решать, влияя на людей, от которых это зависит. А с третьими нужно научиться жить, не позволяя им мучить нас.


Есть очень важная молитва, которая могла бы стать формулой нашей жизни. Она универсальна и применима для всех ситуаций: «Господи, дай мне спокойствие принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить первое от второго».


 ТРЕНИРОВКА РАЗУМА

Теперь вернемся к тому, что же такое разум. Как уже было сказано, это две наших способности, две энергии, или две функции. Первая - это способность оценить, посмотреть со стороны, выйти за пределы некой системы координат, к которой мы привыкли. Вторая - это способность действовать исходя из более высоких принципов, высоких ценностей, то есть действовать сознательно.

Эти способности можно в себе развивать. Принцип очень простой. Если мы вспомним две сферы - сферу влияния и сферу забот, - мы сможем легко понять, что в центре сферы нашего позитивного влияния находится способность принимать на себя какие-то обязательства и выполнять их. Вернемся к схеме, которую дает Стивен Кови. Функции разума - самосознание (способность посмотреть на себя со стороны) и совесть - нужны нам для того, чтобы мы поняли, над чем нам нужно работать. Я оцениваю себя, пытаюсь понять, какие мои качества порождают проблемы, смотрю со стороны, абсолютно непредвзято, без эмоциональной привязанности, и понимаю: мне нужно что-то поменять в своей жизни. Два других качества: воображение и воля, которые равны способности увидеть другую систему координат и попытаться ввести ее в свою жизнь, - позволяют мне дать обещания, поставить перед собой цели и исполнить эти обещания.

Метод тренировки разума такой: я понимаю, что могу и должен сделать, как могу поменять свою жизнь, я даю обещание самому себе и следую этому. Если человек делает все последовательно, то он увидит, как сфера его влияния будет постепенно расширяться. Обещания, или обеты, -это фундамент, с помощью которого можно развить разум. Одним из существенных элементов в любых традиционных культурах было то, что человек давал обеты. Например, обет поститься.

Как правило, посты во всех религиях имеют, помимо прочего, медицинское значение. Весной человек должен избавиться от каких-то шлаков, которые накопились за зиму. В ведической культуре есть пост, который приходится на одиннадцатый день убывающей и прибывающей луны - экадаши. Это очень важный пост, который имеет также и физиологическое значение.

Люди сейчас воспринимают пост как некий обряд, который можно исполнять, а можно не исполнять. Они говорят: «Скажите спасибо, что я вообще что-то делаю». Но на самом деле смысл всех постов (помимо медицинских, физиологических бонусов или каких-то материальных преимуществ, которые они дают) - это способность развить в себе разум. Человек дает обет: «Семь недель я не ем мясо». Если человек дал этот обет, а при этом думает: «Когда нельзя, но очень хочется, то можно», тогда ничего не получится. Однако если человек сделает над собой усилие, то он сразу почувствует облегчение. В результате следования обетам человек становится гораздо более осознанным. Он начинает брать вожжи своей жизни в свои руки.

Мы уже пытались понять, как поступает реактивный человек, то есть такой человек, который просто реагирует на внешние обстоятельства. Он в конце концов начинает всех ругать: «Все плохие!»

Вспоминается случай из моей юности. Я делал дипломную работу в химической лаборатории. У нас была лаборантка, которая относилась к числу людей, закореневших в своей ненависти к миру. Мы вертелись, бегали, суетились, что-то выпаривали в колбах, а она сидела и пила чай. В какой-то момент она очень искренне произнесла фразу, которая до сих пор звучит у меня в ушах: «Какие же все противные!»

Это еще одна привычка реактивных людей: они в конце концов обижаются на весь мир. Для них все становятся плохими. Соответственно, если мы дадим себе обет не ругать других (хотя бы в течение некоторого времени), то это будет способствовать развитию нашего разума. Существует даже целая организация, которая борется со злословием. В этой организации есть очень хорошее изобретение - резиновые браслеты. Если хотите поругать других, делайте это не сразу. В тот момент, когда хочется поругать кого-то, переоденьте резиновый браслет с одной руки на другую, и, может быть, у вас пропадет это желание. Человек останавливается на минуту и видит зазор между раздражителем и реакцией. Однако глупо все время переодевать браслет с руки на руку. В какой-то момент подобное желание может уйти совсем.

Хорошие привычки могут поменять нашу жизнь к лучшему. Чтобы привычка укоренилась, нужно как минимум тридцать-сорок дней. За это время правильное поведение станет нашей привычкой.

Стивен Кови предлагает пройти тридцатидневный тест на проактивность. Попробуйте в течение тридцати дней брать на себя какие-то обязательства и выполнять их, и при этом не обвинять других в своих проблемах. Нужно принять на себя ответственность за все, что с нами происходит.

В одной из нити-шастр есть любопытная аллегория, в которой говорится, что, когда мы ищем виноватого и указательным пальцем показываем на него, то другие три пальца показывают на того, кто на самом деле виноват. Если вы совершили какую-то ошибку - признайте ее и сразу же извлеките урок. Для этого надо допустить, что мы иногда можем ошибаться.

Постарайтесь также в течение тридцати дней смотреть на недостатки других без осуждения, без злорадства, а только с сочувствием: «Это его болезнь». Очень важно все это время следить за своей реакцией.

 

ТРИДЦАТИДНЕВНЫЙ ТЕСТ

• Действуйте в сфере влияния - берите обязательства и выпол


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.