Зависимость, независимость, взаимозависимость — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Зависимость, независимость, взаимозависимость

2021-02-05 57
Зависимость, независимость, взаимозависимость 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На протяжении жизни развитие человека обязательно должно проходить от состояния зависимости к состоянию независимости, а дальше - к состоянию взаимозависимости. По-настоящему счастлив человек, которому удается пройти в течение своей жизни эти три этапа и понять, что значит взаимозависимость.

Зависимость (состояние нашего сознания, в котором мы все периодически пребываем) - это детское состояние, когда мы зависим от других в своем счастье. Наше понимание счастья заключается в том, что все зависит от внешних условий и что условия должны быть хорошими: солнце должно светить, зима должна кончаться вовремя, все должны меня любить. Зависимость - это желание во всем обвинить других и снять ответственность с самого себя. Как объясняет С. Кови, это «ты-парадигма», парадигма жертвы: «Ты виноват в том, что со мной случилось! Я несчастен из-за тебя!» Всегда найдется тот, кто окажется во всем виноват. Найти виноватых нетрудно.

В сущности, это психология слабого ребенка. Ребенок обвиняет других. Он капризен и очень сильно зависит от окружающих, ему хочется, чтобы все его любили и чтобы все было хорошо. Человек, который находится на этом этапе развития, даже если он взрослый, -по-прежнему ребенок. Наверняка каждому встречались такие люди. Они всем недовольны, все время всех обвиняют и все время выпускают яд. В их восприятии все плохи, особенно их близкие, и все не так, как они хотят. Таково состояние человека, находящегося на уровне развития ребенка, потому что его поведение определяется принципом удовольствия.

Интуитивно у таких людей есть некая предпосылка: «Счастье значит: все должно быть так, как я хочу». Если что-то происходит не так или кто-то делает не так (а беда заключается в том, что никто никогда не делает так, как им надо), то они недовольны. Пока ребенок маленький, можно вертеться вокруг него. Но человек вырастает и остается ребенком. У него уже борода отросла, а он все думает, что все вокруг него будут крутиться. Психологию такого человека очень хорошо объяснил Зигмунд Фрейд, который был отцом так называемой венской школы психологии. Фрейд говорил, что основной стимул для человека - это удовольствие, а главное удовольствие - секс. Таков начальный уровень развития человека.

Однако человек обязательно должен перейти на следующую ступень, которая называется независимость, или способность принимать ответственность на себя. Это парадигма деятеля, или «я-парадигма». Предыдущая была «ты-парадигмой»: ты виноват, все остальные виноваты, весь мир виноват, я завишу от чего-то вне меня. Если я немного развиваюсь, вырастаю, то у меня появляется другое понимание счастья: я могу сам что-то сделать. Такова психология подростка. У подростка, если он нормально развивается, появляется культ независимости, культ силы.

Очень любопытно, что ученик Фрейда Альфред Адлер утверждал, что его учитель ошибался и самым важным для человека является не стимул к удовольствию, а стимул к власти, силе. В сущности, он описал следующий психологический уровень - ту самую психологию подростка или деятеля, человека, который хочет действовать сам: «Я полагаюсь на самого себя». В принципе, это уже приемлемый человеческий уровень. Но даже он не является конечным. Если человек не переходит на следующую ступень, он никогда не сможет стать по-настоящему счастливым.

К сожалению, мало кто делает этот переход. Часть людей остается на первом уровне развития, часть переходит на второй. Но третья ступень самая сложная. Это наша человеческая задача - взаимозависимость, или парадигма сотрудничества и сотворчества («мы-парадигма»). По сути, именно это и есть парадигма зрелого человека. Зрелый человек учится, извлекая уроки, которые посылает ему жизнь. Он учится, как вступать в глубокие осмысленные отношения с другими людьми и творчески сотрудничать с ними. Переход на третий уровень развития для человека чрезвычайно важен.

Жить по принципу «я сам по себе» легко. Сложнее добровольно поставить себя в зависимость от других. Однако это не просто зависимость. Это более высокий уровень - взаимозависимость. Я начинаю по-настоящему радоваться общению с другими, когда понимаю, что значит «вкладываться» в других и каких жертв это требует от меня. На самом деле, это высшее достижение, или высший уровень развития разума человека. Зачастую самые близкие люди живут вместе целую жизнь, но так и не узнают друг друга. Два одиноких человека живут рядом, потому что они не перешли на уровень, когда могут не боясь открыться друг другу.

Три уровня развития человека соответствуют трем ступеням развития разума, или сознания человека: 1) неразвитый разум (или зависимый), 2) творческий разум, 3) разум, способный к сотрудничеству, созданию гармонии.

В ведических писаниях говорится, что духовный мир отличается от материального. В духовном мире существует гармония сотрудничества, сотворчества. Все живые существа, оставаясь индивидуальными, взаимодействуют друг с другом в этом удивительном вечном бытии. Нам же до этого далеко. Мы пока живем в материальном мире, в котором все ссорятся и не понимают друг друга.

Тем не менее третий уровень, или третью ступень, необходимо понять, потому что мир - это единая экосистема, здесь все взаимозависимо. Если человек пытается реализовать свою независимость в мире, в основу которого положена взаимозависимость, то он не будет счастлив никогда, потому что он нарушает закон. Если я пытаюсь стать счастливым один, построить счастье в одной отдельно взятой стране (пример тому - попытка построить коммунизм) или в квартире - ничего не получится.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.