Психологические основы графологической экспертизы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Психологические основы графологической экспертизы

2021-02-05 83
Психологические основы графологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возможности графологической экспертизы

 

За несколько дней до того, как Саддам Хуссейн совершил вооруженное вторжение в Кувейт, в израильской прессе появилась графологическая экспертиза его почерка, сделанная психологами секретной службы "Моссад". Автор этого почерка — "подозрительная агрессивная и неуравновешенная натура. Представляется крайне трудным предсказать логику его поступков и его дальнейшие шаги. Он готов идти на все во имя достижения своих целей. Он упрям и в настоящий момент не в состоянии гибко и объективно оценить трудности, с которыми столкнулся. Он принимает решение самостоятельно и с трудом принимает рекомендации", — говорилось в аналитическом исследовании почерка иракского лидера.

Графология помогла "Моссаду" в 1960 г. захватить нацистского военного преступника Адольфа Айхмана. Крупнейший израильский графолог А. Нафтали помог "Моссаду" установить личность Айхмана, проведя анализ его почерка на почтовой открытке, неосмотрительно написанной им. Далее "Моссад" выкрала Айхмана и доставила его из Аргентины в Иерусалим. Спустя два года он был повешен.

Графология, кроме Израиля, уже давно используется во Франции и Германии как важный способ проверки реальных и потенциальных служащих. Будущие разведчики, сотрудники корпораций и банков, рабочие сборочных линий — все они обязаны пройти в Израиле через анализ своего почерка до того, как получат работу. Правители и руководители частного сектора рассчитывают на то, что графология скажет им все о претенденте на должность, начиная от уровня его личной честности и кончая вредными привычками. Графологи определяют, способен тот или иной человек плодотворно работать в коллективе или же он обладает задатками босса и руководителя, обладает ли он хорошей памятью, способностью к концентрации усилий, пунктуальностью, самоконтролем и хорошим здоровьем.

 

Почерк и его характеристики

 

Существуют немало методов выявления индивидуальных особенностей людей, их характера и способностей. Чаще всего мы пользуемся более доступными: наблюдаем за поведением людей, их речью, жестикуляцией, манерой общения. Иногда прибегаем к специальному тестированию. Из этого, как правило, складывается наше представление о человеке. В обширном кругу научных знаний, предметом которых является человек, в настоящее время одно из видных мест занимает и графология. Эта наука существует с недавнего времени. Ее творцом можно считать аббата Мишона. По его инициативе в конце прошлого столетия образовали графологические общества, создали специальные журналы, школы, которые имели много последователей.

Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Каждый почерк характеризуется определенным комплексом признаков, отличающих его от остальных. Двух совершенно одинаковых почерков не бывает; манера писать каждого человека не повторяется и абсолютно индивидуальна.

Почерк может измениться. Как бы типичен и ярок он ни был, он вовсе не представляет собой нечто застывшее, а, напротив, претерпевает различные изменения. Меняется личность — меняется и ее почерк[18].

Почерк есть проекция нашего сознания в форме определенного вида фиксированных движений и представляет собой не что иное, как в миниатюре сконцентрированный жест при воспроизведении условных знаков — букв. Обладая удобоподвижностью своих частей, он восприимчив к воспроизведению тончайших оттенков, которые определяются воздействием на движение руки зарождающихся в нашем мозге мыслей и чувств.

Сравнивая жесты и движения человека с почерком, можно заметить, что крупные и размашистые буквы и черточки соответствуют широким движениям; мелкие буквы и короткие черточки — неуверенным и подавленным движениям; большие, грациозные, округлые буквы — плавным и уверенным жестам; угловатые буквы — резким движениям.

Своеобразность почерка пропорциональна своеобразности личности. Но прежде чем приступить к детальному исследованию своеобразности личности, нужно оценить ее почерк по трем главным графологическим категориям: геометрической выдержанности; гармоничности; графологичности письма.

1. Степень геометрической выдержанности письма (ровность линий строк и полей, равномерность интервалов между строками и словами, равносильность нажима и общая выдержанность письма) определяют степень волевого развития человека и запаса нервно-психической энергии, трудоспособности. Ровность линий строки, равномерность нажима указывают на выдержанность и равномерность прилива энергии, известную уравновешенность натуры. И наоборот, неровность строк, импульсивность нажима указывают на условную работоспособность, проявляющуюся отдельными вспышками.

2. Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетании составных элементов письма, указывает на степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культуры человека.

3. Степень графологичности письма, т.е. отклонения от безукоризненного каллиграфического почерка, определяет степень самобытности личности, личной инициативы, степень разнообразия (или однообразия) психических проявлений личности. И чем ярче выражены эти отклонения, чем больше пишущий вносит в почерк своего, оригинального, тем больше мы имеем права думать, что человек в любой области своего проявления — материальной или духовной — не довольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, а стремится внести в жизнь что-то свое, новое и оригинальное. Каллиграфический почерк безличен.

И только оценив почерк по этим трем основным графологическим категориям, можно перейти уже к детальному исследованию, которое заключается в выяснении характера нажима почерка, направления строк, наклона, построения связи, характера конфигурации слов и от­дельных букв, особенностей штрихообразования, преобладания дуговых или угловых линий в письме и, наконец, к исследованию рисунка подписи.

Это исследование выявляет отклонения почерка от каллиграфического образца, так как каждое отклонение непосредственно выявляет собой ту или иную сторону личности писавшего.

В результате такого исследования можно уже получить многообразную и пеструю, но единую картину личности человека. Раскрытие связей между почерком и личностью — это раскрытие самых интимных и в то же время самых общих внутренних связей.

Вот рука движется по бумаге. Для этой работы, как и для всякой другой, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и можно при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой.

Почерк — застывшая мелодия, исполняемая мышцами. Но это не игра по нотам. В мозге, как говорят нейрофизиологи, не записана формула движения, нужного для написания букв. В нем запечатлен ее образ. В нашем письме поэтому лишней добавочной информации переизбыток. О рисунке букв мы заботимся редко. Наша задача — написать букву, слово, и тут вступает в силу закон избыточности степеней свободы, так как есть огромное количество способов выполнить эту задачу. Мы не заботимся о рисунке букв сознательно, но подсознательно мы его выбираем. Стремясь к одним формам и избегая других, мы выдаем тем самым себя — свои вкусы, предпочтения, свой стиль.

Тут и работает закон обратной связи. С одной стороны, наши индивидуальные особенности как бы диктуют подсознательный выбор рисунка букв, с другой — некоторые геометрические понятия превратились в символ, к которому мы можем как-то относиться, принимая или отвергая его. "Острые углы" надежно ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью. Если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов.

Нажим. У человека устойчивого в проявлении своих чувств, уравновешенного, с равномерным приливом энергии подобная равномерность будет присутствовать во всех движениях (походке, жестикуляции и т.д.) — неторопливых, спокойных. Противоположными качествами обладает человек, у которого порывистый почерк, мазки не равны по силе. Его деятельность и характеризуется отдельными различными по силе вспышками энергии.

Строки. Прямые строки указывают на уравновешенность, сдержанность, самообладание, волнистые — на дипломатичность, гибкость мышления, умение подмечать слабые стороны в людях.

Импульсивность, нетерпеливость, горячность характеризуются параболическими строками. Чувства и желания автора обычно отличаются значительной интенсивностью, заставляющей стремиться к немедленному их осуществлению. Эти люди горячо берутся за дело, часто не доводя его до конца.

Пробелы на концах строк, чтобы не переносить слов, указывают на осторожность, часто доходящую до трусости.

Поднимающиеся строки встречаются чаще всего у энергичных, деятельных, честолюбивых людей.

Наклон. Хотя в школе нас учили писать косо, т.е. под определенным углом наклона, мы видим, что каждый выбирает способ письма, который для него удобен. Для большинства почерков характерен наклон в 40—45° (косой почерк), но существуют и прямые, вертикальные почерки (90°), наклонные, иногда опрокинутые (наклон до 125°) почерки. Кроме того, существует множество переходных степеней и комбинаций этих основных форм.

Можно отметить, что у людей, пишущих прямым почерком, большая сдержанность, самообладание, выносливость, чем у людей с наклонным почерком.

Замечено, что слишком наклонный почерк (почти лежащий) — у предприимчивых, деятельных людей, которые способны легко ориентироваться в незнакомой обстановке.

Опрокинутый влево почерк возникает чаще всего в результате несоответствия личных естественных склонностей и влечений человека внешним условиям воспитания и жизни. Он указывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда неискренность и скрытность.

Разнотипность наклона встречается у капризных, несдержанных, порывистых людей, которым свойственны обостренная нервная чувствительность, разбросанность в целеустремлениях.

Связь. Буква сама по себе не имеет никакого смысла. Только слово, состоящее из соединенных между собой букв, что-то означает.

Беглость почерка за счет рациональных комбинаций связок характеризует предприимчивого, сообразительного, энергичного человека.

Сплошная связность (все буквы связаны) указывает на предприимчивость, логику, умение критически подойти к решению вопроса.

У уравновешенного человека, умеющего согласовывать идеалы с реальной действительностью, — одинаковое количество перерывов и связей.

Несвязность букв говорит о мечтательности, непрактичности и неумении реально воплотить свои идеи в жизнь.

Имматериальные линии (т.е. только часть которых заметна для глаза, остальная — остается воображаемой) встречаются при беглом письме, наблюдаются в почерках высокоодаренных людей.

Штрихообразование в почерке. Если слова заканчиваются горизонтальным штрихом (особенно последние в строке), то человек недоверчив, осторожен (как бы бессознательно боится, чтобы кто-нибудь не мог на оставшемся свободном месте доставить точку или какой-нибудь другой знак, могущий изменить смысл написанного).

Загибающийся влево вниз (против направления движения) штрих указывает на эгоистичность.

Различают также загибающиеся вверх штрихи (фантазия, впечатлительность), штрихи, предшествующие словам (привычка действовать по внутреннему убеждению), преувеличенно длинные, резкие, прямые штрихи, предшествующие словам (упрямство, деспотичность), завертывающиеся в себя предшествующие штрихи (упрямство, настойчивость, неуступчивость).

Отсутствие штрихов говорит о стремлении основываться лишь на том, что доступно фактической проверке.

Примерная классификация почерков. В зависимости от высоты и ширины почерка различают почерки "мелкий", "крупный", "беглый" и некоторые другие.

Крупный и размашистый почерк указывает на склонность пишущего к выявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденными условиями жизни.

Если письмо крупное, то у человека развито чувство собственного достоинства, он — непрактичен.

Мелкое письмо (менее 3 мм) говорит о сдержанности, расчетливости, хладнокровности, наблюдательности.

Сжатый почерк (высота меньше ширины) характеризует расчетливого, бережливого, осмотрительного человека, привыкшего к экономии. Эти черты он непроизвольно проявляет в письме, стараясь на предоставленном пространстве уместить как можно больше (поля письма будут почти отсутствовать, промежутки между словами будут крайне незначительными, последние буквы будут уменьшены и стеснены).

Нормальное письмо, которое мало чем отличается от каллиграфического, указывает на ровность поведения, общую уравновешенность, постоянство в привязанностях, взглядах. Пишущий разборчивым почерком уже тем самым проявляет внимание к окружающим.

Углы и дуги. Одни и те же буквы, например "п", "т", "ш", можно писать или округло, или угловато. Если восходящие и нисходящие штрихи будут соединяться кривыми округлыми линиями, то почерк можно назвать круглым; напротив, если эти штрихи везде пересекаются под углом, то почерк называется угловатым.

Замечено, что у людей, склонных смягчать противоречия, идти на компромиссы, отсутствуют угловатости в рисунках букв. Это свидетельствует о мягкости и миролюбии. Закругленное письмо у мужчин говорит о том, что обладатель может приспосабливаться к любым условиям, любит посплетничать, стремится к многолюдному веселью, теряет чувство меры, когда успех способствует ему.

Угловатый почерк позволяет предположить в пишущем упрямство, неуступчивость, требовательность, резкость. Умение энергично и напряженно работать, удивительное самообладание, выносливость этих людей по отношению к физическим и моральным страданиям доходит до крайнего предела. Показателен остроугольный почерк Бисмарка, угловатый — Распутина. Заостренное написание у женщин — их повышенная активность.

Аркадический (т.е. правоокружный) и гирляндический (т.е. левоок-ружный) характер письма. Если буква "ш" начертана, как "т", дуги обращены своей выпуклостью к верхнему краю страницы, буквы соединены наверху — это аркадическое письмо, которым обладают лица, склонные к фантазии, романтичные натуры.

Если буква "и" начертана как "п", дуги обращены своей выпуклостью к нижнему (пишущему) краю страницы, буквы соединены внизу, напоминая гирлянду, — это гирляндический характер письма. Его обладатели неразговорчивы, склонны к заострению отношений.

Если буквы выполняются как левоокружными, так и правоокружными движениями, то пишущий человек настойчив в достижении цели, но не "дальнозоркий". Он идет к цели не самым простым путем, а выбирает его без особых раздумий.

Анализу графолога подлежат отдельные буквы: бывают открытые сверху гласные (добродушие, доверчивость, деликатность; развитая способность сочувствовать; неумение обрывать отношения), открытые снизу гласные (лицемерие, лживость), закрытые гласные (замкнутость).

Преувеличенный размер прописных букв означает настойчивое стремление к самостоятельности, независимости в области мысли, стремление к выявлению своей личности.

Если в письме присутствует написание одновременно двух букв в результате своеобразных связей, то это человек логического мышления, предприимчивый.

Также почерк можно охарактеризовать по длине петель у таких букв, как "у", "р", "д". Различают длинные (неумение логически мыслить) и короткие (нелюбовь к лишним разговорам, лаконизм в деле, умение не высказывать своих мыслей) петли.

Стилизованный почерк (буквы отличаются фигурностью рисунка, в начертании видна гармоничность) говорит о богатой образной памяти.

Почерки различают по конфигурации слов: увеличивающиеся к концу слова (доверчивость, искренность, сентиментальность), клинообразное окончание слов (хитрость, скрытность), украшенность слов (мелочность, болтливость, воображение, самодовольство, щеголеватость).

Присутствие петель, завитков; различных крючков в письме и рисунке почерка говорит об изворотливости в области мысли, предприимчивости.

Знаки препинания. Если знаки препинания поставлены аккуратно, точно, то это человек аккуратный, точный, осмотрительный. Густые, жирные знаки указывают на чувственную возбудимость. Злоупотребление знаками препинания наблюдается у подозрительных, страдающих навязчивыми идеями людей.

Подпись. Подпись без росчерка говорит о высоком уровне культуры, вкусе. Прямой росчерк указывает на энергичность, решительность, смелость; росчерк падающий, волнистый — на дипломатичность; росчерк в виде зигзагов — на энергию, деятельность.

Подчеркивание подписи — развитое чувство собственного достоинства.

Центробежное направление подписи — честолюбие.

Подпись, кончающаяся точкой, — склонность к самоанализу.

На рис. 21 показаны образцы подписей разных людей, графологическая экспертиза которых установила их связь с характером человека[19].

 

Темперамент и почерк. Интересна связь между темпераментом и почерком, которую исследовал графолог Моргенштейн.

1. Личность сангвинического темперамента обладает разорванным, наклонным почерком с резкими штрихами. Он подвижен, красив (Лермонтов).

2. У флегматической личности буквы жирные, местами утолщаются, а иногда делаются тонкими, неодинаково расстояние между буквами, они могут быть вытянутые, украшенные, каллиграфические (Крылов).

3. Для меланхолика характерны буквы танцующие, бледные со штрихами. Перенос слов с большими расстояниями (Достоевский).

4. Для холерика характерны завернутые, запутанные штрихи и неравное расстояние между словами; размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и тесные; падающий вправо наклон (Пушкин).

Подводя итоги, представим таблицу (табл. 14), в которой показана связь между графологическими признаками почерка и индивидуальными особенностями пишущего человека.

Таблица 14

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ ГРАФОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ ПОЧЕРКА И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЧЕЛОВЕКА

 

Графологический признак Индивидуальные особенности
Строки: Прямые   волнистые параболические     поднимающиеся вверх   Уравновешенность, сдержанность, последовательность Гибкость, пластичность, демократичность Импульсивность, нетерпеливость, горячность Энергичность, честолюбие
Наклон: нормальный (вправо)   вертикальный   опрокинутый влево   разнотипный (разные наклоны)   Дисциплинированность, исполнительность Сдержанность, самообладание, выносливость Своенравность, упрямство, скрытность Капризность, аффективность
Буквы: преувеличенный размер прописных букв то же в соединении с украшенностью сжатые, низкие, короткие поправка букв и слов круглые угловатые   Честолюбие, самоуверенность, самостоятельность Тщеславие Упрямство Мнительность, недовольство собой Миролюбие, общительность Упрямство, требовательность
Подпись: без росчерка росчерк, падающий, волнистый, в виде зигзагов подчеркивание подписи снизу вверх заканчивается точкой   Простота, скромность Энергичность, активность, целеустремленность Чувство собственного достоинства Честолюбие Склонность к самоанализу, повышенная требовательность к себе

 

 

Покажем также возможность графологической экспертизы подписи человека и ее связи с личностью. Рассмотрим образцы подписи Наполеона (рис. 22).


                                     Подпись на острове Св. Елены

 

Рис. 22. Автографы Наполеона

 

Подпись честолюбивого и самонадеянного артиллерийского капитана, каким он был в начале своей карьеры, ничем графически не выделяется.

Подпись императора Франции подчеркнута эффективным по силе росчерком.

После победы при Аустерлице — самоуверенно поднимающаяся кверху подпись, указывающая, как и все центробежные очертания, на непреклонную настойчивость, честолюбие, склонность строить обширные планы и уверенность в осуществлении их,

После сражения под Москвой как будто вся сила нервного напряжения сконцентрировалась в рисунке этого росчерка. Колоссально выросшее "Н" указывает на непомерное честолюбие, эгоцентричность, властность, тщеславие, самонадеянность.

Наконец — неудача, поражение, крушение всех планов, уход из Москвы — скомканная, бесформенная подпись: автору уже не до внешних форм. Отсутствие росчерка. Обращает на себя внимание точка, указывающая на растерянность, удрученность состояния, на напряженность ищущей выхода мысли.

Еще более трагичное в подписи после лейпцигского поражения. Ломаность линий, разорванность отдельных связок. Нажим мазками, только вспышками. Опускающиеся штрихи, как падающие от усталости руки, голова.

И наконец, остров Святой Елены. Подпись вдруг состарившегося человека. Опускающийся резко вниз росчерк. Отсутствие графической силы в нажиме. Сжатые очертания.

Семь росчерков — и перед нами вся судьба человека, его личность, характер.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.