Интеллект, его определение, природа и показатели — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Интеллект, его определение, природа и показатели

2021-02-05 79
Интеллект, его определение, природа и показатели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В эпоху рыночных отношений, кроме частной собственности на средства производства, жилье, землю, существует и интеллектуальная собственность личности. Знания, умения и навыки, полученные и приобретенные в процессе обучения и практики, владение технологиями, методами и методиками рациональной организации деятельности становятся своеобразным товаром и входят в сферу услуг, которые может сегодня предложить рынок. Сейчас в нашей стране в более значительной степени, чем раньше, создаются предпосылки и условия не только для реализации каждым своего Я, своих знаний и умений, своего творческого потенциала, но и для адекватной их оценки в плане вознаграждения. Человек, владеющий знаниями и умеющий их творчески применять в деятельности, становится главным субъектом социального прогресса. В связи с этим необходимо ввести понятие об интеллекте и креативности как о важнейших характеристиках личности.

Политизированный, анкетный подход к подбору и расстановке кадров, существовавший у нас на протяжении десятилетий, игнорировал индивидуальные различия между людьми в интеллектуальной сфере. Критериями, определяющими способность личности к той или иной деятельности, выступали принадлежность к определенному классу, нации, членство в престижных политических организациях, личная преданность руководителю. Все это не могло не привести к застою во всех областях жизни общества и стало тормозом на пути углубления и расширения демократии.

Существует много определений интеллекта, но к концу XX века наиболее утвердилось следующее[3].

Интеллект (от латинского intellectus — разумение, постижение) — это относительно устойчивая структура умственных способностей, являющая собой сплав опыта и знаний, наложенных на такие природные качества, как любознательность, изобретательность, сообразительность. Это способность личности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, классификации и сериации. Это умение творчески применять полученные знания, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаясь к окружающей среде и жизненным обстоятельствам.

В структуре интеллекта выделяют такие факторы, как словарный запас, понимание слов, беглость речи, легкость оперирования информацией, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое мышление,

С интеллектом тесно связан уровень умственного развития (коэффициент интеллекта), он является как бы его показателем. Это способность к свободному оперированию знаниями и умениями, обеспечивающая усвоение новых знаний и умений. Это состояние познавательных и творческих возможностей личности. Зная уровень умственного развития (УУР) личности или коэффициент интеллекта (IQ)[4], можно судить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий, представленных в конкретной учебной или профессиональной деятельности. УУР и IQ определяются тестами. Проекты и программы, осуществленные в Европе, Америке, Японии в области образования, профессионального отбора и менеджмента, показали высокую экономическую эффективность использования тестов, дающих возможность измерить уровень владения личностью ценностями и зна­ниями, существующими в определенной культуре.

Что касается природы интеллекта, то взгляды современных психологов можно соотнести с тремя основными позициями относительно того, какой процент в количественных показателях IQ (УУР) можно отнести за счет генетических различий между людьми, а какой за счет влияния среды, обучения и воспитания (табл. 6).

Таблица 6

ВОЗМОЖНЫЕ СООТНОШЕНИЯ ВЛИЯНИЙ

НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В ИНТЕЛЛЕКТЕ

 

Влияние наследственности, % Влияние среды, %
1 80 20
2 50 50
3 20 80

Как видим, в любом случае признается возможность совершенствования, коррекции интеллекта за счет факторов среды.

Не случайно в ряде исследований установлена значимая связь количественных показателей интеллекта с доходом семьи, уровнем образования, профессией родителей, типом школы, качеством воспитания и обучения в дошкольных учреждениях. Обнаружены также различия в интеллекте, обусловленные местом проживания. У городских детей оказался более развитым вербальный компонент интеллекта, у деревенских — практический, прикладной. Зафиксировано также возрастание интеллекта в популяции под влиянием повышения уровня и качества образования и социального прогресса. Так, с 1930 по 1980 г. прирост интеллекта у американцев составил 7%.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что самый благоприятный возраст для формирования интеллекта — дошкольный и младший школьный. В подростковом возрасте этот процесс поддается коррекции, а к 16— 21 годам достигается стабильность в показателях интеллекта. Поэтому этот возраст считается самым благоприятным для получения специального образования, открытий, продвижения в карьере.

Предположение о том, что с возрастом интеллект снижается, серьезных подтверждений не получило. По данным А. Анастази (США), возрастное снижение интеллекта начинается после 40 лет, но оно весьма невелико и более связывается с различиями между поколениями и уровнями образования.

Как же распределяются уровни интеллекта в обществе? Какой процент какого уровня интеллекта в нем преобладает или должен преобладать, чтобы оно было в полном смысле слова жизнедеятельным и выживающим?

Д. Векслер (США), обследовав интеллект 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет, получил следующее распределение интеллекта в этой выборке (табл. 7).

Таблица 7

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА

В ВЫБОРКЕ Д. ВЕКСЛЕРА

 

Величина IQ, балл Характеристика интеллекта % в выборке
1 130 и выше Очень высокий 2,2
2 120—129 Высокий 6,7
3 110—119 Отличная норма 16,1
4 90—109 Норма 50
5 80—89 Сниженная норма 16,1
6 70—79 Пограничный класс между сниженной нормой и ослабленным интеллектом 6,7
7 69 и ниже Низкий (ослабленный) 2,2

 

Как видим, табл. 7 говорит в пользу того, что распределение коэффициентов интеллекта в выборке близко к нормальному и может быть проиллюстрировано кривой нормального распределения Гаусса (рис. 7).

 

 

Рис. 7 Кривая

      нормального

      распределения

      интеллекта

70 80 90 100 110 120 130

 


             2   23   50     23  2

 

Наши данные, полученные при тестировании абитуриентов и слушателей подготовительного факультета одного из вузов за последние 4 года, дают возможность говорить о том, что распределение коэффициентов интеллекта в этой выборке (исследовано около 300 человек) тоже близко к нормальному. Высокий интеллект выявлен у 9%, пограничный — между нормой и ослабленным — у 4%.

Возможность перенесения этой закономерности на всю популяцию или общество в настоящее время обсуждается и исследуется.[5]

Д. Векслером также была высказана мысль о том, что лишь то общество жизнеспособно, в котором не менее 67—72% населения имеют нормальный и высокий уровень интеллекта.

Исходя из всего вышеизложенного видно, что диагностика интеллекта имеет смысл в любом случае. На ранних этапах формирования личности она может подсказать пути коррекции и совершенствования умственных способностей[6]. В юношеском и зрелом возрасте она помогает определить возможности личности в овладении профессией и успешном продвижении в ней посредством творческого применения и использования полученных знаний и приобретенных навыков.

Сегодня ширится круг заведений и учреждений, где при приеме на обучение или работу учитываются среди прочих данных и факторов и показатели интеллекта.

Рассмотрим методики диагностики уровня интеллекта, которые обычно используются в менеджменте образования, науки, бизнеса.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.