Условия жизни строителей БАМа — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Условия жизни строителей БАМа

2021-01-31 66
Условия жизни строителей БАМа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Об экстремальных условиях жизни на БАМе говорилось достаточно много. Недаром северные районы Читинской области были приравнены к районам Крайнего Севера, а для строителей был установлен коэффициент к заработной плате в размере 1,7. Но сама зона БАМ далеко не однородна по природно-климатическим условиям. Более развернутую экологическую характеристику территории зоны БАМ дал директор Института географии Сибирского отделения АН СССР, член - корреспондент АН СССР В.В. Воробьев. «Удобных для жизни человека мест на БАМе мало. Пригодных для постоянного жительства территорий только 11 %. И еще 15 % - умеренно пригодные территории. Полностью непригодных территорий в зоне БАМ насчитывается 17%. Это высокогорья на Удокане, Кодаре, Северо-Муйском хребте и др. Остальные 57% - ограниченно - пригодные территории». Из этого можно сделать общий вывод - на БАМе низкая экологическая емкость территорий.

Поэтому следует, что нужно проанализировать, насколько правильно было определено количество населенных пунктов, их производственные функции, людность, связи между ними и т.д. Система населенных пунктов на БАМе должна была обязательно учитывать экологический фактор и обеспечивать проведение жесткой и последовательной трудосберегающей политики. На практике эти требования далеко не всегда соблюдались. Мы просмотрели множество статей, авторы которых являлись современниками событий строительства БАМа и нашли данные по этому вопросу из газеты (Забайкальский рабочий, 3 января 1981 г.): «Тында по проекту намечалась только как поселок железнодорожников на 13,5 тыс. человек. Теперь же в ней полно разных других организаций, да еще предлагают разместить тут крупный машиностроительный завод. Верхний предел Тынды поднят до 100 тыс. жителей».

Всего с начала строительства БАМ пропустил через себя более 1,5 млн. человек. Как сказалась напряженная работа и жизнь в экстремальных условиях на здоровье всего этого населения? Дело в том, что медицина того времени была ориентирована на лечение, а не на профилактику болезней. Так было везде, в том числе и на БАМе. Но как подтверждают участники строительства, успехи медицинской службы на БАМе несомненны. В условиях большой скученности населения и слабо развитой социально - бытовой инфраструктуры удалось избежать массовых заболеваний. На БАМе не было эпидемий.

Многие годы БАМ принимал почти всех желающих, без каких - либо ограничений по состоянию здоровья и без учета адаптационных возможностей того или иного организма. За такую нетребовательность к формированию кадров, как считал академик В.П. Казначеев, приходилось платить большой ценой-сокращением длительности жизни бамовцев.

Ученые предлагали регулировать процесс отбора работников в районы нового освоения. Брать людей из районов со сходными природно-климатическими условиями и обязательно учитывать резервные возможности организма.

Все знают, что БАМ был высокопрестижной стройкой, особенно для молодежи. Разумеется, не все приехавшие оставались надолго. Часть из них сразу же уезжали, другая - через несколько лет, и лишь незначительная доля оставалась на десять лет и более.

Что касается удобств жизни бамовцев на Читинском участке, то при работе над этим аспектом, мы столкнулись с противоречивыми данными: одни материалы сообщают нам одно, а другие-совершенно противоположное. Думаем, сначала можно предоставить материалы с положительной стороны. Большинство планов строительства Байкало-Амурской магистрали уделяло внимание благам и удобствам рабочих и служащих: «Строители БАМа имеют ежегодный 36-дневный оплачиваемый отпуск, раз в три года им предоставляется бесплатный проезд в европейскую часть СССР. Большие капитальные затраты потребуются для создания социально-бытовой инфраструктуры. Труженикам зоны БАМа необходимо компенсировать неблагоприятные климатические условия повышенной комфортностью жилья и отличной организацией всего комплекса предприятий бытового, медицинского и культурного обслуживания. Обеспеченность жильем в зоне БАМа предполагается довести до 17 - 19 квадратных метров в расчете на душу населения». Но ведь это только планы, а они, как правило, всегда имеют свои исключения и часто не выполняются. Насколько они были реализованы в жизнь? Ведь писали, что создавалась широкая сеть школьных и дошкольных учреждений. Главным образом строились школы продленного дня и школы - интернаты с односменным обучением, горячим питанием и всеми бытовыми удобствами. Детские сады и ясли - в основном с пятидневным пребыванием, а многие из них - санаторного типа. Повышены и нормативы медицинского обслуживания. Доля затрат на жилищно-коммунальное строительство и на производственную сферу составляли в общей структуре капитальных вложений, необходимых для экономического развития зоны БАМа, от 12 до 46 процентов, в зависимости от района. Все перечисленное, естественно, входит в число положительных точек зрения на жизнь бамовцев. Есть еще одна точка зрения, на этот раз участника стройки, его воспоминания опубликованы в одном из самом распространенном сборнике под составительством Фадеева «Золотое звено». Его воспоминания даже поразили нас своим многообразием: ««Бронепоездом» бригада называла несколько вагонов, где есть жилье и столовая, бытовка и мастерская, агитвагон и дискотека, спортзал и даже баня с сауной(См. Приложение 4). Здесь всегда тепло и уютно. Но, пожалуй, главное преимущество этого необычного дома в том, что он в любую минуту может переехать вслед за своими хозяевами, которые кладут рельсы все дальше и дальше на запад». Скорее всего это восторженное отношение к такому своеобразному жилью было связано с тем, что современники тех событий считали, что быть строителем БАМа в Советском Союзе это престижно и не важно, насколько это тяжело давалось. Но не каждый человек мог выдержать подобные условия, а численность строителей была огромна. Все объясняется тем, что строители БАМа были молоды. «Строительные отряды примерно на 75 процентов состоят из молодых людей в возрасте до 30 лет. Это в основном добровольцы, приехавшие сюда по призыву комсомола. Молодежь БАМа имеет высокий образовательный уровень. У 78 процентов рабочих - законченное среднее образование, от 19 до 38 процентов работников стройки окончили институты и техникумы».

Многие советские юноши и девушки предпочитали остаться в новых сибирских городах (См. Приложение 5), которые помогали строить (кстати, уровень рождаемости здесь на 50 процентов выше, чем в среднем по СССР). Другие высококвалифицированные железнодорожные строители, продолжали участвовать в осуществлении краткосрочных и долгосрочных планов строительства железнодорожных веток, которые протянулись от основной трассы БАМа к Якутску, Магадану и в другие города и районы Сибири.

Но ведь есть и другие материалы, которые открывают перед нами не такие радужные перспективы, как было указано выше. Это воспоминания очевидца А. Пьянова, который раскрыл несколько иное положение дел на БАМе.

«За полтора десятка лет я, будучи фотокорреспондентом газеты «БАМ», изъездил трассу вдоль и поперек, отснял десятки тысяч кадров. Эти снимки - неопровержимые свидетельства противоречивой истории создания Байкало - Амурской магистрали. Героический труд энтузиастов сплошь и рядом соседствовал с низкой, примитивной его организацией, жалок и убог был быт бамовцев».

«…Ну а как люди? Повсюду на трассе большинство из них живет в дичайших условиях. Вот знаменитая Чара. У меня в руках фотография, сделанная чуть больше года назад. Тогда здесь полным ходом шло строительство Дома Советов, внутри которого предусмотрен зимний сад. А буквально в сотне шагов - вагончики да самострои магистрали. Сколько их - убогих, унижающих человека лачуг на улицах Ноябрьская, Железнодорожная, Победы, Бамовская, Кирова и десятка других.

Называя причины обездоленности бамовцев в жилье, руководители стройки ссылаются на недостаток выделяемых средств».

«Вот, помню, приезжаю я на станцию Хани через два месяца после сдачи. Надо сделать репортаж с новой бамовской остановки. А начальник станции меня посылает в первую очередь на объединенный эксплуатационно-ремонтный пункт (ОЭРП). Зачем это, думаю? Оказывается, из ОЭРП полностью выведены все работники по причине аварийного состояния помещений, сметная стоимость которых составляет около миллиона рублей. Растрескавшиеся стены, провалившиеся полы. Впечатления такое, что здание скоро рухнет, как карточный домик. Судя по всему, фундамент подвел. Эту разруху я зафиксировал на пленке, удалось настоять и на публикации отдельных снимков. Так на меня главный инженер дирекции строительства БАМа Л. Махитаров такое гневное письмо в редакцию написал».

Итак, эти материалы не открыли для нас что - то совершенно новое, просто это еще одно свидетельство того, что проблемы во время строительства Байкало - Амурской магистрали все же были. Но нужно учесть, что это всего лишь малая часть, что нам известна. Ведь многие материалы не публиковались, начальники строительства не желали показывать свои промахи на всеобщую огласку. Да и как это возможно, ведь БАМ - это стройка века. Сами же строители в большинстве своем, имели восторженное отношение к такому своеобразному жилью и это было связано скорее с тем, что современники тех событий считали, что быть строителем БАМа в Советском Союзе это престижно и не важно, насколько это тяжело давалось. Но не каждый человек мог выдержать подобные условия, а численность строителей была огромна. Все объясняется тем, что строители БАМа были молоды. «Строительные отряды примерно на 75 процентов состоят из молодых людей в возрасте до 30 лет. Это в основном добровольцы, приехавшие сюда по призыву комсомола.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.