Эней, выносящий на своей спине Анхиса из Трои, и осёл, выносящий на своей спине младенца Иисуса из Вифлеема — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эней, выносящий на своей спине Анхиса из Трои, и осёл, выносящий на своей спине младенца Иисуса из Вифлеема

2021-01-31 186
Эней, выносящий на своей спине Анхиса из Трои, и осёл, выносящий на своей спине младенца Иисуса из Вифлеема 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Один из известных и популярных сюжетов Троянской войны – Эней, выносящий на своей спине отца Анхиса из горящей Трои. Сюжет многократно отражался на старинных картинах, гравюрах, скульптурах, см., например, рис. 3.15, рис. 3.16, рис. 3.17, рис. 3.18, рис. 3.19, рис. 3.20, рис. 3.21. Подчёркивается, что «отбытие Энея служит темой МНОЖЕСТВА ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНТИЧНОГО И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА» [90], с. 674.

 

Рис. 3.15. «Античная» статуя Энея, несущего на плечах отца Анхиса. За Энеем идёт мальчик Асканий‑Юл. Произведение якобы I века н.э., найденное в Помпее. Взято из [110], с. 153.

 

Рис. 3.16. Так называемая ваза Вивенцио. Якобы около 480 года до н.э. Изображены сцены разрушения Трои. Слева вверху показан Эней, уносящий своего отца Анхиса и уводящий своего сына Аскания. Взято из [10], с. 182.

 

Рис. 3.17. Сцены падения Трои, взятые с различных старинных изображений. Взято из [95], т. 2, с. 530. На правом нижнем секторе показаны следующие две сцены (с «вазы Вивенцио»): Эней, выносящий Анхиса из Трои (слева); Аякс, настигающий Кассандру у статуи Афины‑Паллады (справа).

 

Рис. 3.18. Фрагмент «античной» вазы Вивенцио с изображением Энея, выносящего на своих плечах отца Анхиса. Рядом идёт Асканий‑Юл. Взято из [95], т. 2, с. 530. См. также [10], с. 182.

 

Рис. 3.19. «Рафаэль и мастерская. Эней, выносящий на плечах своего отца Анхиза, и его сын Асканий. Деталь фрески» [113], с. 359, илл. 327. Ватикан. Станца дель Инчендио. В издании [113] эта фреска почему‑то названа «Пожар в Борго» вместо «Пожар в Трое».

 

Рис. 3.20. Рафаэль и мастерская. Общий вид фрески, изображающей пожар в Трое и бегство Энея с семьёй. Слева – Эней с Анхисом на плечах. Рядом с ним идёт Асканий‑Юл. Сзади – жена Креуса. Взято из [113], с. 358, илл. 326.

 

Рис. 3.21. Эней, выносящий на плечах Анхиса из горящей Трои. Рим. Музей виллы Джулиа. Терракота. Якобы V век до н.э. Взято из [67], с. 64.

 

Обычно предлагается считать, что Анхис был стар, слеп, плохо передвигался и поэтому Эней взвалил его себе на спину, чтобы быстрее вынести из города. Именно в таком виде данная сцена представляется на МНОГОЧИСЛЕННЫХ скульптурных и художественных произведениях. Нельзя не отметить здесь некоторую странность. Зададимся вопросом: почему данный сюжет был столь популярен? В конце концов, что уж такого необычного в том, что некий воин вынес из горящего города на своих плечах старого отца? Поступок, безусловно, достойный уважения, но ведь таких случаев, надо полагать, в истории было немало. Так почему же именно эта история привлекла к себе столь пристальное внимание и на такое длительное время? Почему её не забыли? Почему её вновь и вновь изображали и описывали на протяжении нескольких столетий?

Сейчас мы начинаем понимать, что подлинный смысл сюжета был существенно иной. Поскольку, как мы видели, «античная» история бегства семейства Энея является отражением евангельского бегства Святого Семейства, то полезно ещё раз вернуться к обстоятельствам этого путешествия. В частности, к Энею, несущему на спине человека, держащего некие святыни в руках. Позднейшие редакторы либо уже забыли суть дела, либо специально затуманили подлинный смысл евангельского эпизода на страницах произведений, отодвигаемых ими в «глубокую античность». Слегка исказив имена персонажей, бегство Святого Семейства в Египте представили как некое рядовое бытовое событие. Однако ореол пиитета вокруг него всё‑таки сохранился, хотя и стал теперь не очень понятным для позднейших читателей.

Вчитаемся более внимательно в описание Вергилия. Эней, обращаясь к Анхису, говорит:

 

«В РУКИ, РОДИТЕЛЬ, ВОЗЬМИ СВЯТЫНИ И ОТЧИХ ПЕНАТОВ;

Вымолвив так, Я ПЛЕЧИ СЕБЕ И СКЛОНЁННУЮ СПИНУ СВЕРХУ ОДЕЖДОЙ ПОКРЫЛ и ЖЁЛТОЙ ЛЬВИНОЮ ШКУРОЙ, ПОДНЯЛ НОШУ МОЮ (то есть Анхиса. – Авт.); ВЦЕПИЛСЯ В ПРАВУЮ РУКУ МАЛЕНЬКИЙ ЮЛ, ЗА ОТЦОМ ПОСПЕШАВШИЙ ШАГОМ НЕРОВНЫМ; ШЛА ЖЕНА ПОЗАДИ» [27], с. 159.

 

В евангельской истории есть ещё один персонаж, участвующий в бегстве. Это – ОСЁЛ, НА СПИНЕ КОТОРОГО ИЗ ВИФЛЕЕМА ВЫЕЗЖАЕТ МАРИЯ, ДЕРЖАЩАЯ НА РУКАХ МЛАДЕНЦА ИИСУСА (см. рис. 3.22 и рис. 3.23, рис. 3.24). Скорее всего, именно этот известный сюжет и отразился на страницах «античной» «Энеиды» и других «классических» произведений. Поздние авторы, уже подзабывшие суть дела, стали представлять евангельскую сцену, а именно, – отец Иосиф, ведущий осла, на спине которого сидит Мария с Младенцем Иисусом на руках, – в несколько искажённом виде. Короче говоря, евангельского осла редакторы заменили на Энея. Вот и получилось, что Эней сгибается, кладёт себе на спину одежду и львиную шкуру, сажает на неё Анхиса и в таком виде покидает город, ведя за руку Аскания‑Юла. А рядом идёт его жена Креуса. Таким образом, соответствие, намеченное нами выше, становится более полным. Вергилий, как поздний автор, вероятно, XVII – XVIII веков, перепутал действующих лиц. Вместо Марии Богородицы он «посадил» на спину Энея «отца Анхиса» со святынями в руках, а Марию «заставил» идти пешком, вместо «отца Иосифа». Маленького Иисуса он тоже «заставил» идти пешком, рядом с «Энеем», вместо того, чтобы поместить его на руки Марии, сидящей на спине осла. И тем не менее, суть евангельского сюжета здесь вполне заметно проступает.

 

Рис. 3.22. «Бегство в Египет». Жакмар Эденский. Часослов герцога Беррийского. Брюссель. Королевская библиотека. Взято из [101], с. 18.

 

Рис. 3.23. «Бегство с Египет». Вокруг Святого Семейства изображены ангелы. Мастер часослова маршала де Бусико. Из Часослова маршала Бусико. «Heures du mare'chal de Boucicaut», якобы XV века. Париж. Музей Жанмар‑Андре. Взято из [101], с. 19. См. также [156], с. 269.

 

Рис. 3.24. Фрагмент картины «Бегство в Египет». Якопо Тинторетто. Взято из [25], с. 303, илл.272.

 

Здесь уместно напомнить, что в главе 1 мы уже столкнулись с известной средневековой историей о «Золотом Осле», которая, как оказалось, тоже напрямую связана с Христом. Более того, как уже отмечалось, Золотой Осёл, оказывается, был не простым животным, а ЧЕЛОВЕКОМ, ВРЕМЕННО ПРЕВРАЩЁННЫМ В ОСЛА. Напомним один из средневековых текстов: «Тогда госпожа Мария, тронутая жалостью, подняла Господа Иисуса и посадила Его на спину мула… и сказала: увы, Иисус Христос, Сын мой, исцели этого мула… Едва слова эти вышли из уст госпожи Марии, как мул вдруг принял человеческий облик и явился в виде красивого юноши» [63], с. 270 – 272.

Как мы отмечали в главе 1, средневековый «роман Апулея о Золотом Осле» представляет собой фантастическое развитие упомянутого сюжета из так называемых апокрифических Евангелий. Аналогичную ситуацию мы теперь обнаруживаем и в Энеиде Вергилия.

Как только мы стали понимать подлинную суть сюжета «Анхис на спине Энея», так сразу же проясняется и смысл «святынь и отчих пенатов», которые держал в руках Анхис, находясь на спине Энея (см. рис. 3.25, рис. 3.26, рис. 3.27, рис. 3.28). Ведь согласно Евангелиям, на спине осла едет Мария с младенцем Иисусом на руках. А согласно Вергилию, на спине Энея сидит Анхис со святынями. А на старинных изображениях мы видим, что в качестве святынь выступает небольшая статуэтка, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФИГУРКА (см. рис. 3.29, рис. 3.30 и рис. 3.31). Более того, на рис. 3.30 на голове маленькой фигурки мы видим царскую корону. Получается, что Анхис держит на руках «маленького Царя». То есть, вероятно, Младенца Иисуса? Таким образом, возникает гипотеза, что «античные» святыни и отчие пенаты в данном эпизоде соответствуют Младенцу Иисусу. Именно его бережно держит в руках человек, сидящий на спине Энея. В Евангелиях это – Мария с Иисусом на руках, едущая на осле. А у Вергилия это – Анхис с маленькой «человеческой фигуркой в короне» в руках, «едущий» на спине Энея.

 

Рис. 3.25. Эней несёт Анхиса на спине. Работа Лепорта. Взято из [90], с. 672, илл. 750.

 

Рис. 3.26. Эней несёт своего отца. Картина Леонелла Спада. Взято из [90], с. 673, илл. 751.

 

Рис. 3.27. Бегство Энея с семьёй. Якобы «античная карикатура». Изображение обнаружено при раскопках Геркуланума. Взято из [90], с. 674, илл. 752.

 

Рис. 3.28. Анхис, на плечах Энея покидающий Трою. Фрагмент скульптурной группы Л. Бернини. 1619 год. Взято из [95], т. 1, с. 90.

 

Рис. 3.29. Маленькая человеческая фигурка в руках Анхиса, «едущего на спине» Энея. Фрагмент работы Лепотра «Эней несёт Анхиса». Взято из [90], с. 672, илл. 750. Так, вероятно, в данном сюжете изображали младенца Иисуса на руках Марии, едущей на осле.

 

Рис. 3.30. Маленькая человеческая фигурка с царской короной на голове в руках Анхиса, «едущего на спине» Энея. Фрагмент работы Леонелла Спада «Эней несёт своего отца». Взято из [90], с. 673, илл. 751. Так, вероятно, в данном сюжете изображали младенца Иисуса‑Царя на руках Марии, едущей на осле.

 

Рис. 3.31. Фрагмент скульптурной группы Л. Бернини. Маленькая человеческая фигурка в руках Анхиса, «едущего» на спине Энея. Взято из [95], т. 1, с. 90

 

Кстати, фрагмент «античной» композиции, представленный на рис. 3.30 напоминает классические изображения Марии Богородицы, держащей на руках Иисуса во время бегства в Египет.

След того обстоятельства, что на спине евангельского осла ехал Младенец Иисус, сохранился у Вергилия в том, что на спине Энея «едет» человек по имени АНХИС. Имя которого, как мы уже говорили, может означать: Иисус Хан (в обратном прочтении).

Теперь становится понятно, почему «античная» сцена – Эней, выносящий отца из Трои, держащего на руках святыни – была столь популярна в старинном искусстве. По той простой причине, что на самом деле это – знаменитая сцена бегства Святого Семейства в Египет.

Полезно описать более наглядно ту путаницу, которой подвергся евангельский сюжет «Бегство в Египет» на «античных» изображениях, которые стали называть «Бегством Энея». Для этого на рис. 3.32 мы ещё раз воспроизводим картину Тинторетто «Бегство в Египет», на которой мы указали имена персонажей, соответствующие «античной» версии. Мы видим, что позднейшие редакторы Марию Богородицу назвали «Анхисом». Младенца Иисуса – «святыней». Мужчину Иосифа переименовали в женщину Креусу. А евангельского осла назвали Энеем. Однако, стоит отметить, что при этом общее количество персонажей было сохранено. Их было четыре, четыре и осталось. Но редакторы ошибочно переставили, перетасовали их имена.

 

Рис. 3.32. Фрагмент картины «Бегство в Египет». Якопо Тинторетто. Чтобы наглядно изобразить путаницу в «античных» описаниях этого евангельского сюжета, мы указали те имена, которые ошибочно приписали четырём евангельским персонажам «античные» авторы. Картина взята из [25], с. 303, илл.272.

 

Приведём теперь окончательную таблицу, где перечислены основные имена и термины, употреблённые Вергилием в Энеиде при описании евангельского сюжета «Бегство в Египет». Каждому «античному» термину мы указываем соответствие с Евангелиями.

АНХИС – Иисус, Иосиф

ОТЕЦ – отец (отец Иисуса)

СТАРЫЙ – старый

ЖЕНА (МАТЬ) – жена (мать), Мария Богородица

АСКАНИЙ – Иисус

МАЛЬЧИК – Младенец (Иисус)

КРЕУСА – Христос

ЭНЕЙ – осёл, везущий Христа, или Иоанн Креститель

СВЯТЫНЯ – Иисус Христос (на руках Марии)

СВЯЩЕННОЕ ОМОВЕНИЕ ВОДОЙ – Крещение (Иисуса)

Хорошо видно, что несмотря на путаницу в словах, суть евангельского сюжета неплохо сохранена Вергилием.

Интересно, что до нашего времени дошли старинные изображения, на которых бегство Энея с семейством ещё более наглядно согласуется с евангельским бегством в Египет Святого Семейства. На рис. 3.33 показана старинная флорентийская гравюра якобы XV века. Эней покидает горящую Трою вместе с мальчиком и женщиной. Надпись «Троя» находится в левом верхнем углу гравюры. Надпись «Эней» – справа внизу, в форме ENEA. Фигуры мальчика и женщины не подписаны. Современные комментаторы предлагают две версии понимания данной гравюры. Некоторые считают, что мальчик – это Асканий, а женщина – Дидона. Однако другие думают, что, скорее всего, тут показано бегство Энея с семейством из Трои. В гаком случае мальчик – Асканий, а женщина – Креуса. См. комментарий в [167], лист 75, оборот. В пользу такого прочтения говорит, в частности, тот факт, что горящая Троя показана совсем недалеко. А ведь согласно Вергилию, флот Энея прибыл к Карфагену, где находилась царица Дидона, ПОСЛЕ ДОЛГОГО ПЛАВАНИЯ вдаль от Трои. Так что вряд ли художник нарисовал бы Дидону РЯДОМ с горящей Троей, на другой стороне совсем небольшой реки. Но если тут действительно показано бегство Энея из Трои вместе с семьёй, то, – как справедливо задаётся вопросом издатель труда [167], – где же тут Анхис? Ведь изображены только трое – Эней, Асканий и Креуса! Для современных комментаторов возникший вопрос повисает в воздухе. Однако для нас картина более или менее понятна. Скорее всего, старинный художник в самом деле изобразил бегство Святого Семейства в Египет. То есть нарисовал Иосифа (назвав его Энеем), юного Христа и Марию Богородицу. Правда, осла не изобразил. Ограничился лишь тремя основными персонажами.

 

Рис. 3.33. Старинная гравюра из «Флорентийской Иллюстрированной Хроники» Maso Finiguerra якобы XV века. Показано бегство Энея с мальчиком и женщиной из горящей Трои. Вероятно, здесь изображено бегство евангельского Святого Семейства в Египет. Взято из [167], лист 76. Здесь, вероятно, мальчик – Христос, женщина – Мария, «Эней» – Иосиф.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.