Следы ареста Христа в «Энеиде» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Следы ареста Христа в «Энеиде»

2021-01-31 147
Следы ареста Христа в «Энеиде» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По‑видимому, кратко рассказав о детстве Христа (о чём мы уже сообщили выше), Эней‑Иоанн сразу «перескакивает» к последним дням Христа, к его аресту, распятию, воскресению и вознесению. Этот второй сюжет помещён в самый конец второй книги «Энеиды». Другие евангельские события, кроме упомянутых, вероятно, не вошли в «Энеиду» по вполне понятным причинам. Ведь «Энеида» рассказывает уже о событиях ПОСЛЕ ХРИСТА. Основное внимание уделяется исходу Энея‑Иоанна и его соратников из поверженного Царь‑Града = Трои. Тем не менее Вергилий включил в поэму историю Христа, в качестве краткого напоминания. Как мы видим, он решил взять из неё лишь два сюжета, показавшиеся наиболее важными. А именно, краткую историю детства и краткую историю распятия Христа и его воскресения. Надо сказать, выбор именно таких сюжетов вполне понятен – они действительно основные в Евангелиях.

Второй сюжет, рассказывающий о Креусе, заметно отличается по своей структуре от предыдущего. Напомним, что в первом рассказе о Христе участвовало четыре персонажа: АСКАНИЙ‑ЮЛ (Младенец Христос), АНХИС (Иосиф или Христос или Мария Богородица), ЭНЕЙ (Иоанн Креститель или евангельский осёл, везущий Христа) и КРЕУСА (опять‑таки Христос). Теперь же остаются лишь два основных действующих лица: ЭНЕЙ (Иоанн) и КРЕУСА (Христос). Двое других как бы отходят на задний план. Теперь о них практически ничего не говорится. Вергилий переходит к заключительному этапу ночного бегства из Трои. Поэтому следует ожидать, что Вергилий в какой‑то форме упомянет последние события Евангелий, связанные с распятием Христа. Прогноз оправдывается.

Вергилий сообщает, что Энею‑Иоанну в ночи послышались частые шаги и Анхис крикнул ему, что НУЖНО БЕЖАТЬ, ПОСКОЛЬКУ ВРАГИ УЖЕ БЛИЗКО. «Щиты их горят и медь мерцает во мраке», см. выше. Тут же сказано о некоем ВРАЖДЕБНОМ божестве, помутившем разум Энея‑Иоанна. Вероятно, в таком смутном виде в Энеиде отразилась евангельская ночная сцена появления врагов Христа и его арест, когда предатель Иуда привёл с собой воинов и фарисеев. Повторим, что в обоих версиях событие происходит НОЧЬЮ, В ГЛУХОМ УЕДИНЁННОМ МЕСТЕ, УДАЛЁННОМ ОТ ГОРОДА. Рядом с Христом – лишь несколько его верных апостолов. А рядом с Креусой – только три спутника (Анхис, Эней и Асканий‑Юл), Их окружает смертельная опасность, кругом рыщут враги.

 

4.3. Священный холм у Трои и гора Голгофа‑Бейкос около Царь‑Града

 

Эней сообщает, что за стеной городской Трои есть «пригорок с покинутым храмом древним Цереры», около которого находится некое священное древо – кипарис, см. выше. Древо слыло священным «у отцов» и долгое время сохранялось как святыня [27], с. 158 – 159.

Вероятно, здесь говорится о горе Голгофе‑Бейкосе на окраине Царь‑Града. Поскольку храм на вершине был посвящён богине ЦЕРЕРЕ, то не исключено, что имелся в виду ЦАРЬ Христос или название столицы – ЦАРЬ‑Град. Выше мы уже говорили, что Илиада также сообщает, что рядом с Троей была гора со священной могилой, с которой Зевс наблюдал за битвой.

Чуть ниже «пригорок» с храмом Цереры назван у Вергилия СВЯЩЕННЫМ ХОЛМОМ [27], с. 160.

 

4.4. Эней‑Ианн «теряет» Креусу на священном холме. Смерть Христа, римские воины у гроба с его телом и исчезновение тела Христа

 

Эней‑Иоанн со спутниками поднимается на СВЯЩЕННЫЙ ХОЛМ НА ОКРАИНЕ ТРОИ. И здесь происходит важное событие – Эней‑Иоанн «ТЕРЯЕТ» КРЕУСУ [27], с. 160. Эней, «обезумев», ищет её, но не находит.

Вероятно, в такой форме Вергилий упомянул о казни Христа на Гол– гофе‑Бейкосе. Здесь стоит отметить, что практически на всех иконах, изображающих распятие Христа, рядом с крестом стоит Иоанн (см. рис. 3.35). Он присутствует в момент казни и участвует в снятии тела Христа с креста. Вероятно, именно он и отразился на страницах Энеиды как Эней, «УТЕРЯВШИЙ» КРЕУСУ‑ХРИСТА НА СВЯЩЕННОМ ХОЛМЕ. Кстати, Евангелия не дают точных указаний, какой именно Иоанн присутствовал при распятии. Может быть, как обычно считается, это был апостол Иоанн Богослов.

 

Рис. 3.35. Распятие. Слева стоит Богородица, справа – Иоанн.«Missel de Jean des Martinus».Якобы 1465 – 1466 годы. Взято из [156], с. 361.

 

Затем Эней‑Иоанн оказывается рядом с храмом Юноны, у которого «ПУСТЫ КОЛОННАДЫ» [27], с. 160. Рядом с ней стоят ДВОЕ ОТБОРНЫХ СТРАЖЕЙ, ЗОРКО ОХРАНЯЮЩИХ «ДОБЫЧУ». Тут же стоят матери и дети. Если считать, что описываются картины разрушенной Трои, то не очень понятно, почему НОЧЬЮ у «пустой колоннады» СТОЯТ ЖЕНЩИНЫ С ДЕТЬМИ. Однако с точки зрения нашей реконструкции картина проясняется. По‑видимому, здесь описана известная евангельская сцена охраны гроба с телом Христа римскими воинами. К гробу приходят жёны‑мироносицы, Иосиф Аримафейский и, возможно, ещё какие‑то люди. «Пустая колоннада», упомянутая Вергилием, – это, вероятно, опустевшая колонна‑столб, крест, «древо», с которого сняли тело Христа.

Евангелия говорят: «Когда же НАСТАЛ ВЕЧЕР, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф… он… просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф… положил его в новом своём гробе… Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба… Они (фарисеи. – Авт.) ПОСТАВИЛИ У ГРОБА СТРАЖУ, и приложили к камню печать» (Матфей 27:57‑61, 27:66).

Напомним, что казнь Андроника‑Христа в Царь‑Граде явилась кульминацией кровавого мятежа, во время которого в Византии был совершён государственный переворот, безудержный грабёж царских дворцов и сокровищниц. См. нашу книгу «Царь Славян». Вероятно, отражением данного обстоятельства является упоминание здесь Вергилием ночных сцен грабежа: «Сюда несли отовсюду Трои казну и престолы богов, из горящих святилищ взятые дерзко врагом, золотые чаши литые, груды одежд» [27], с. 160.

Далее Эней‑Иоанн начинает долго и безуспешно искать Креусу‑Христа.

Он мечется по городским улицам, со стоном зовёт Креусу, кричит, но всё тщетно [27], с. 160. По‑видимому, в такой форме в Энеиде отразилось ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ТЕЛА ХРИСТА из каменного гроба. Евангелия говорят: «Сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и… сказал: не бойтесь, ибо знаю, ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ИИСУСА РАСПЯТОГО; ЕГО НЕТ ЗДЕСЬ – ОН ВОСКРЕС, как сказал» (Матфей 28:2, 28:5‑6).

То обстоятельство, что под именем «античного Энея» на страницах Энеиды выступает Иоанн, ученик Христа, который, согласно Евангелиям, стоял рядом с крестом, косвенно подтверждается также следующим. Вергилий многократно подчёркивает БЛАГОЧЕСТИВОСТЬ ЭНЕЯ. «Нашим царём был Эней: справедливостью, храбростью в битвах и БЛАГОЧЕСТЬЕМ никто не мог с ним в мире сравниться» [27], с. 136. Формула «благочестивый Эней» – устойчивая его характеристика. Комментаторы справедливо отмечают, что «у Вергилиева Энея мы не встречаем обычных героических черт. ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ЭНЕЯ – БЛАГОЧЕСТИЕ; ВЫРАЖЕНИЕ «ПИУС ЭНЕАС» ПОВТОРЯЕТСЯ ПОСТОЯННО» [27], с. 19.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.