Военно-патриотическое воспитание: понятие, сущность, принципы и структура — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Военно-патриотическое воспитание: понятие, сущность, принципы и структура

2021-04-19 102
Военно-патриотическое воспитание: понятие, сущность, принципы и структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. Даже такое высокое по своему содержанию направление патриотического воспитания как духовно-патриотическое, выступающее в настоящее время в качестве приоритетного, также по существу лишено военной составляющей. Этим самым прерывается величайшая традиция всей нашей драматической и героической истории, в которой высшим проявлением духовности всегда являлось выполнение воинского долга, служение своему Отечеству с оружием в руках. Высший патриотизм - это именно самоотверженная борьба с врагами Отечества, что особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны.

Совершенно очевидно, что именно патриотическое воспитание является одним из важных факторов обеспечения военной безопасности, особенно в условиях тех изменений, которые происходят в сознании и общественном мнении не только личного состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, но и российского общества в целом. Таким образом, в сложный период исторического развития Российской Федерации и ее военной организации патриотическое воспитание должно занять достойное место среди других направлений патриотического воспитания молодежи в целом.

В настоящее время актуальность и востребованность именно патриотического воспитания как специфического направления патриотического воспитания значительно возросли, что обусловлено следующими факторами. Во-первых, вследствие сложной военно-политической обстановки в мире и вокруг России, появления новых угроз ее национальной и военной безопасности, возможности возникновения вооруженных конфликтов с ее участием.

Во-вторых, в силу значительного возрастания роли и значения заблаговременной подготовки к военной службе молодежи допризывного возраста, вызванного резким сокращением ее продолжительности (до одного года).

В-третьих, по причине безуспешных и бесперспективных попыток найти в течение длительного времени альтернативное военно-патриотическому воспитанию альтернативное патриотическое воспитание потерпело крах. Поэтому Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" была разработана и реализовалась в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений о военно- патриотической направленности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы военно- патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания.

Формируется комплекс нормативно- правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все. В некоторых регионах не созданы координационные советы и центры патриотического воспитания. Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Девизом коренного населения России было «Защита Отечества - священный долг каждого гражданина». Исторические и географические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к Отечеству и военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Это воспитывало у русских людей качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя.

В соответствии с этим определяется его главная цель, которая может быть сформулирована следующим образом: формирование у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству и его защите. Для достижения этой цели вытекают следующие задачи:

- информационно-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанным с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения национальной и военной безопасности РФ; создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения воинского долга различными группами молодежи с учетом их интересов, потребностей в различных сферах деятельности, особенно в военной;

-     воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в обеспечении защиты общества и государства;

-     воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства и его военной организации;

-     формирование и развитие потребности в духовной жизни, нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе.

Военно- патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства "с молоком матери". Самое главное приобретение человека в этот период - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания, всесторонняя подготовка к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из основных задач общества. Система военно-патриотической работы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. Основная его задача воспитать у гражданина России чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества. Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде.

Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Анализ информации муниципальных образований о военно-патриотической работе в учреждениях района необходимо отметить, что, воспитательная и образовательная функции военно-патриотической работы имеет большое значение при воспитании подрастающего поколения. Ее роль в развитии военно-патриотической работы в последние годы заметно увеличилась. Это обосновывается несколькими важнейшими обстоятельствами:

-     происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Утверждается взгляд на человека, на личность с позиций культурно- исторической педагогики развития;

-     усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной цивилизации к антропогенной;

- культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества.

Таким видом может быть признано, организуемое и реализуемое муниципальным учреждением и другими общественными и некоммерческими организациями, основное предназначение которых - удовлетворять постоянно меняющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Содержание деятельности, связанной с реализацией первой задачи, обусловливается состоянием международной, прежде всего военно- политической, обстановки в мире, характером глобальных противоречий, особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической, информационной и других сфер жизни, задачами воспитания подрастающего поколения. С учетом этих факторов содержание воспитания, определяемое в рамках реализации первой задачи, выступает в более широком социально- педагогическом плане. Эта реализация, связанная с формированием личности гражданина-патриота, основывается на таких элементах, как высокий интеллект, способность к усвоению важнейших ценностей, позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, культурным, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деловые и иные качества и умение реализовывать их в важнейших видах деятельности, особенно патриотической направленности, способность к проявлению таких высоких чувств, как любовь к Родине, уважение к законности, трудолюбие, ответственность за личное участие в решении проблем общественной жизни, опыт осуществления социально значимой деятельности и необходимых для достойного выполнения основных обязанностей гражданина России, в том числе и по защите Отечества.

Для реализации этих задач на территории ВМО в городе Москве формируется сетевой подход организации работы с населением по месту жительства, который подразумевает не вертикальную, а горизонтальную систему взаимоотношении человека и государства, в которой основные задачи в этой сфере решаются постоянными или временными сообществами, инициативными объединениями жителей, некоммерческими организациями (в том числе - клубами по месту жительства), объединенными в единую коммуникативную сеть. Социокультурный проект «Праздник взаимодействия», осуществлённый АНО «Детская Академия Тимей» при поддержке органов исполнительной власти и местного самоуправления позволил встретиться на одной площадке сотрудникам муниципалитета, управы, префектуры, комитета общественных связей города Москвы и общественным и некоммерческим организациям и отработать механизмы взаимодействия при организации работы с населением по месту жительства.

Несмотря на взаимосвязь, специфика каждой из этих двух задач воспитания предполагает существенную дифференциацию его содержания. Это проявляется, во-первых, в том, что мировоззренческий, социально- педагогический компонент содержания воспитания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим связанным с ней видам государственной службы.

Во-вторых, в связи с сокращением срока военной службы по призыву до 1 года и необходимостью существенного повышения уровня заблаговременной подготовки к ней, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, более основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами, которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других связанных с ней видов государственной службы.

В силу определенных причин многими молодыми людьми тема предстоящей службы в армии воспринимается остро и даже негативно. Тем не менее, долг родине отдавать приходится даже тем, кто этого не хочет. Если уж придется идти в армию, то необходимо быть готовым к этой вехе собственной жизни. Чтобы чувствовать себя более менее нормально, по крайней мере, не хуже остальных, человек должен быть подготовлен к предстоящим испытаниям, прежде всего, физически. На мой взгляд, решающее значение имеет физическая подготовка проводимая школами, но не маловажное значение имеет поиск новых форм для активизации интереса у школьников к физической подготовке. Одной из таких форм стал Спортивно - досуговый праздник «День здоровья» на межшкольных стадионах.

В структуре содержания военно-патриотического и гражданского воспитания, определяемого его целью и задачами, актуализирующими деятельность воспитательных структур, ее направленность на решение наиболее важных и насущных проблем, основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. Эти ценности, такие как преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, взаимовыручка и др., являлись важнейшим мотивом действий русских, российских и советских войск, отличавшихся на полях сражений самоотверженностью, доблестью и мужеством.

В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. Только основываясь на огромном духовно-нравственном потенциале народов России, можно решить важнейшие задачи в различных сферах нашей жизни. Государственная стратегия Российской державы должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие своего народа. Вся героическая и драматическая история Руси, России, ее величайшая культура, традиции, лучшие нравственные силы нашего народа представляют собой многовековые корни духовных ценностей, возвышаемых и отстаиваемых Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями, являющихся стержнем общественного бытия, воинской деятельности и боевого духа армии и флота.

Обновленная система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на следующие составляющие: духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость); нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет); историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений); государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве). Введение в содержание военно - патриотическое воспитания этих и других ценностей - отражение объективных сторон общественного менталитета и российской государственности. Без таких ценностей и соответствующего научно-методического обеспечения система военно - патриотического воспитания будет по-прежнему оставаться непрочной конструкцией, почти не связанной с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами и проблемами обеспечения военной безопасности страны.

Таким образом, содержание военно-патриотического воспитания молодежи может рассматриваться как основа формирования важнейших духовных, нравственных, социальных и патриотических ценностей, официально получивших общенациональный статус и поддерживаемых гражданами общества. Под воздействием системы идей эти ценности преломляются и видоизменяются в ходе общественного развития. Они выступают как исходное начало интеграции и обеспечения целостности России, российского государства, как главные ориентиры формирования гражданина-патриота-защитника Отечества.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их формирования у молодежи. Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, при осуществлении практической деятельности выделяются научность, единство теории и практики, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, системность, преемственность в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи, высокий уровень организационного обеспечения функционирования системы, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе оптимального сочетания коллективного и индивидуального подходов, тесная и неразрывная связь с другими направлениями патриотического воспитания.

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению воинского долга, удовлетворение у различных категорий молодежи потребностей, интересов и мотивов с учетом специфики их военной подготовки, предоставление будущим защитникам Отечества гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, освоению военной специальности и др., что позволит качественно выполнять поставленные задачи.

Главный смысл всей системы заключается как раз в том, чтобы с помощью уже имеющихся и вновь создаваемых форм, средств, специальных (конкретных) методик, новых технологий обеспечить возможно больший охват детей и молодежи.

Управленческие звенья системы призваны создать необходимые для этого условия во всех субъектах РФ и на муниципальном уровне, используя в этих целях не только собственные возможности, но и ресурсы соответствующих органов власти, министерств, ведомств, государственных и общественных организаций, коммерческих структур и др. Взаимосвязь и взаимодополняемость этих усилий и конкретных мер сверху донизу способны обеспечить функционирование системы в целом.

Образовательные средства включают основные теоретические, методические и научно-практические рекомендации по организации и проведению патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о службе в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Организационные средства воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина, патриота защитника. Все три группы средств ВПВ тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.