Аристотель и его влияние на Александра — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Аристотель и его влияние на Александра

2021-04-19 70
Аристотель и его влияние на Александра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первое положение, подлежащее рассмотрению - о необходимости существования действующей или производящей причины как ключевого фактора свершения любого действия. В специфическом освещении греческого мировоззрения такого рода первопричиной любого действия выступающего Бог или божественная сила, гений, проводником которой может являться человек.

Второе положение - учение о добродетелях. Эта тема красной нитью проходит сквозь все философские наработки Аристотеля, так или иначе касающиеся людей и вопросов социального регулирования и взаимодействия. Только разная степень количества добродетелей, которыми обладает человек, может служить основой для его возвышения из окружающих. На основании этого положения Аристотель выводит концептуальную идею обоснованности и общественной полезности социального неравенства, оправдывая этим рабство, приниженное положение женщин, гипотетическое превосходство над варварами.

Третье положение - отождествление общества с государством и приписывание каждому человеку потребности непосредственно участвовать в принятии политических решений как естественного свойства человеческой природы.

Особенно пристально стоит рассмотреть идеи Аристотеля об идеальном государственном устройстве. Философ считает, что это возможно только в эллинских государствах, «эллинский род … способен властвовать над всеми, если бы он был объединён одним государственным строем», и наоборот - "населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностью к ремеслам, но им не хватает мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии", "это различие существует и для них полезно и справедливо одному быть в рабстве, другому - господствовать", а "варвар и раб по природе своей понятия тождественные". Их этих цитат видно, что Аристотель считает в высшей степени правильным создание панэллинского объединения, которое сможет подчинить себе Азию, что и отразилось на идее Александра Македонского о завоевании Азии эллинами.

Интересен подход Аристотеля к системе управления государством. Он считает необходимым введение сложной системы классов и оформление её большим количеством законов, что, по его мнению, должно способствовать установлению добродетели. Большое внимание также уделяется рассмотрению идеальной центральной власти. Аристотель резко разграничивает «правильные» и «неправильные» типы государственного устройства, противопоставляя политии - демократию, аристократии - олигархию и царской власти - тиранию. Царь должен более всего заботиться о благе народа, не допуская вредных излишеств как в общественных мероприятиях, так и в сфере своей частной жизни, для обеспечения поддержки знати прибегая к убеждению, а поддержку народа завоёвывая демагогией. Важно отметить, что Аристотель называет признаки тирании, в дальнейшем ставшие характерными для власти Александра: приглашение иноземцев к своему столу, проведение большей части времени с иноземцами, чем с местными гражданами; почтение льстецов или людей, держащихся унижено; вселение малодушия, взаимного недоверия в подданных; лишение людей политической энергии.

Заслуживает внимания также рассмотрение методов захвата и закрепления в Азии. Война не должна сводиться исключительно к таким хищническим мероприятиям как грабеж или взятие дани, угон жителей в рабство. Гораздо более важным является распространение на захваченных территориях эллинского образа жизни, колонизацию этих земель через основание полисов.

 

Оценка влияния матери

Олимпиада, мать Александра Македонского, имела на него колоссальное значение как прямо (большую часть времени юный царевич проводил с ней), так и косвенно (его первый воспитатель - Леонид (Плутарх. Александр, 5), был родственником Олимпиады и воспитывал его в спартанских условиях). Вероятно, что из-за внутрисемейных проблем между родителями юного Александра образовалась взаимная неприязнь и Олимпиада старалась настроить сына против Филиппа, из-за чего у Александра сформировалось двойственное отношение к отцу: восхищаясь им как воином и полководцем, он испытывал к нему явную личную неприязнь.

Следует выделить и то, что род Олимпиады, царский род Эакидов, восходил к мифическому герою, Ахиллу, с которым любил себя сравнивать Александр, причем гораздо больше, чем с Гераклом (мифический предок рода отца), которого он стремился во всём превзойти.


Характер Александра

Трудно упрекнуть такого человека, как Александр в недостатке харизматичности или политической активности, в его управленческих талантах. Даже ещё будучи ребёнком, он показал себя жадным до славы и общественного признания и абсолютно равнодушным ко всему, что не касается области его честолюбивых устремлений (Плутарх. Александр, 4). Едва вступив на престол своего отца, он, несмотря на свой юный возраст, объявил, что не собирается отступать от прежнего, довольно жёсткого, политического курса (Диодор, XVII, II, 2). Когда Александр вступил на престол, философ посвятил ему свою работу о царской власти.

Его характер, проявившийся уже когда он был наследником, не мог не повлиять на восприятие им политических знаний. Многие исследователи полагают, что его честолюбивые планы о завоевании Азии возникли ещё на самом раннем периоде, другие предполагают их эволюцию. Нет сомнений только в одном - Александр яро желал превзойти своего отца, затмить его славу своей. И, как покажет история, ему это удастся.

С раннего детства Александр проявляет завидную твёрдость характера, но вместе с тем и исключительное уважение и внимание к рациональным методам воздействия. Его нельзя заставить - он изменит своё решение только под воздействием разумного диалога. Также нельзя не отметить его страсть к философии, религиозно-мистическим церемониям, историям о героях (Плутарх. Александр, 7).

Даже самые критично настроенные авторы не могли упрекнуть Александра в недостатке политической воли и силы характера. В дальнейшем, неуступчивость и жажда подвига окажут не последнею роль во взаимодействии Александра со своим греко-македонским окружением. Но на данном этапе - это были те самые черты, которые позволили говорить о царской доблести, унаследованной Александром (Юстин,. XI, 1, 10).

 


Эллада


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.