Влияние персидских «философских разработок», кризис идей Аристотеля и усиление деспотии Александра — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Влияние персидских «философских разработок», кризис идей Аристотеля и усиление деспотии Александра

2021-04-19 43
Влияние персидских «философских разработок», кризис идей Аристотеля и усиление деспотии Александра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда Александр укреплял свою власть в Македонии после смерти отца, когда он восстанавливал Коринфский союз и подавлял мятеж Фив, когда покорял Малую Азию и Египет, когда воссел на троне державы Ахеменидов - всё это время он руководствовался какими-то идеями и стремился достичь некоей цели. Но были ли это всегда одни и те же идеи? Оставалась ли неизменной цель? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проследить эволюцию идей Александра касательно способа государственного устройства и мер борьбы с оппозицией, положения царя в государстве.

Когда Александр ещё не был царём Македонии, он находился под сильным влиянием Аристотеля и был сторонником идеи панэллинизма, причисляя к эллинам и македонцев. Видя перед собой наглядный пример эффективности монархического правления, он считал его лучшим видом государственного устройства. В силу отсутствия значительного разрыва между царём и аристократическим кругом, Александр с большим уважением относился к демократическим принципам свободы и достоинства гражданина.

Но такие убеждения не помешали ему жестоко расправиться с потенциальными конкурентами в борьбе за право называться царём. Возможно, не последнюю роль в этом вопросе играл вспыльчивый и непримиримый характер Александра, страстно желавшего славы.

В борьбе сепаратизмом в Элладе Александр снова проявляет свою жестокую натуру, разоряя Фивы и продавая жителей в рабство. Всё это он делает в защиту идей панэллинизма, но его методы далеки от норм принятого в греческой философии уважения к достоинству гражданина и просто человеколюбия. Всё это вызывает недовольство в Элладе, но македонские контингенты без колебаний следуют за царём.

В Малой Азии Александр, освобождая от персидского господства греческие города, становится перед выбором: оставить ли в городах систему централизованного управления, унаследованную со времён сатрапов, или же возродить демократические институты. Царь выбирает первое, но, в то же время устанавливает некоторые демократические органы самоуправления городов, заодно уничтожая слой проперсидски настроенной олигархии, обеспечивая себе поддержку демоса. Считать его освободителем городов Малой Азии можно с трудом - скорее, он был просто новым их завоевателем, оставив даже прежний размер дани.

В Египте Александр впервые встречается с восточной формой правления, с обожествлением монарха. Египетский образец он принимает за идеал государственного устройства, видя залог процветания государства в фанатичном преклонении перед царём. Именно идея самообожествления заставила Александра отвернуться от философской концепции Аристотеля. После путешествия к оазису Амона, где главный оракул назвал его сыном бога, Александр окончательно берёт курс на усиление деспотической власти царя. Одновременно с этим зарождается оппозиция, отстаивающая идеалы прежней, патриархальной, монархии.

Захватив державу Ахеменидов, Александр обнаруживает, что персидские обычаи как нельзя лучше соответствуют его представлениям об идеальной государственной власти. Поняв это, он берёт твёрдый курс на ориентализацию, перенимая традиции и обычаи персов во всём: от одежды, до гарема, начинает окружать себя персидской знатью, пытается ввести проскинезу. Всё это вызывает нарастание недовольства в греко-македонской аристократии, что приводит к обличающим Александра выступлениям Каллисфена и Клита, заговору «пажей», возможно, также реально существовал «заговор Филоты», инициатором которого выступил кто-то из македонской знати.

Александр решает возникшие противоречия жёсткими мерами - все, выступившие против него казнены. Кроме непосредственных соучастников, уничтожаются и люди, по тем или иным причинам неудобные для Александра. Так были убиты Каллисфен и Парменион, Александр Линкестид. Царь опирается на надёжную клику своих друзей детства, которые также успели приобщиться к восточному образу жизни и перенять многое из традиций персидских вельмож.

Уничтожив последних оппозиционеров в среде знати, царская власть Александра окончательно приняла вид тиранической, по Аристотелевой классификации. Это ознаменовало крах идей Аристотеля о панэллинизме и господстве эллинов над персами на основе интеллектуального и нравственного превосходства первых над последними.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.