Управление платными услугами — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Управление платными услугами

2021-04-19 75
Управление платными услугами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Платные образовательные услуги оказывают практически все образовательные организации. Коммерческие делают это с целью получения прибыли, а некоммерческие - для того, чтобы на заработанные деньги решать социальные задачи, ради которых они созданы.

Чтобы успешно работать в выбранном направлении, нужно уметь решать управленческие задачи. Например, определить, будет ли рентабельной новая образовательная услуга, узнать, как увеличение или уменьшение числа детей скажется на прибыли, и тому подобные задачи.

Рассчитать все это можно на основе полного и документального бухгалтерского учета всех осуществляемых в организации хозяйственных операций.

Но, к сожалению, назвать оперативными эти сведения будет нельзя. Оперативную же информацию можно получить с помощью бухгалтерского управленческого учета, где игнорируется принцип документальной обоснованности, а основное внимание уделяется прогнозу.

"Директ-костинг" представляет собой способ сбора информации, необходимой для управленческого анализа.

Заметим, что информацию, собранную в системе "директ-костинг", согласно международным стандартам финансовой отчетности, нельзя использовать в финансовом учете. С ее помощью нельзя составить внешнюю финансовую отчетность.

Говоря точнее, "директ-костинг" - это способ определения себестоимости. Причем в отличие от отечественного калькулирования планируются и учитываются только переменные затраты, которые распределяются по их носителям. Оставшуюся же часть издержек - постоянные расходы - в калькуляцию не включают. Их отражают в бухгалтерском учете на отдельном счете, в конце отчетного периода списывают на финансовые результаты и учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период.

Поэтому когда из выручки от реализации продукции вычитают переменную себестоимость, рассчитанную способом "директ-костинг", полученная в результате величина будет содержать не только прибыль, но и постоянные затраты организации. Эта разность называется маржинальным доходом (далее - Мд).

В виде формулы эта величина выражается так:

Мд = выр - Сперем = пр + Спост,                                             (5)

где выр - выручка; Сперем и Спост - переменная и постоянная части себестоимости; а пр - прибыль от образовательной деятельности.

Поскольку по этой величине можно судить о том, насколько прибыльно работает организация (прибыльно, если маржинальный доход не только покрывает, но и превышает постоянные издержки), ее еще называют суммой покрытия.

А теперь рассмотрим, как на практике можно решить некоторые вопросы управленческого учета при помощи "директ-костинга".

Как узнать, будет ли образовательная услуга рентабельной? Ответить на этот вопрос нам поможет следующий пример.

Пример 1

Допустим, что в 2003 году МОУ планирует вести платное обучение по двум образовательным программам. Программа А рассчитана на 2000 часов в течение двух лет. Программа Б рассчитана на 240 часов. По программе А планируется обучать 250 человек, по программе В - 100 человек.

А теперь нам нужно решить, какая из этих образовательных услуг окажется более рентабельной, а проще говоря, выгодной для МОУ.

Сначала воспользуемся способом калькулирования полной себестоимости этих услуг.

Планируемые затраты разделим на прямые (они совпадают с переменными расходами, которые зависят от численности детей) и косвенные (условно совпадают с постоянными расходами).

К прямым расходам относятся расходы на оплату труда воспитателей. Рассчитаем эти расходы.

До конца текущего года по программе А в 10 группах по 25 человек предполагается провести всего 10 000 часов занятий (1000 ч х 10 групп). По программе Б - 960 часов (240 ч х 4 группы). Ставка оплаты преподавательского труда - 100 руб. в час. Поэтому расходы на оплату труда педагогов по программе А равны 1 000 000 руб. (100 руб. х 10 000 ч), по программе Б - 96 000 руб. (100 руб. х 960 ч).

Далее рассчитаем начисления на заработную плату педагогов (единый социальный налог по ставке 35,6% и взносы в ФСС России от несчастных случаев и профзаболеваний по ставке 0,2%). Эти затраты по программе А составят 358 000 руб. (1 000 000 руб. х (35,6% + 0,2%)), по программе Б - 34 368 руб. (96 000 руб. х (35,6% + 0,2%)).

В группу прямых расходов входят и различные материалы, необходимые для проведения учебных занятий (бумага, расходные материалы). Предположим, что в год на одного учащегося полагается расходных материалов не более чем на 800 руб. Тогда данные расходы по программе А - 200 000 руб. (800 руб. х 250 чел.), по программе Б - 80 000 руб. (800 руб. х 100 чел.).

Далее рассчитаем расходы на учебную литературу и пособия, которые также относятся к прямым (переменным) расходам.

Если каждому учащемуся по программе А в течение года необходимо 16 книг (примерная стоимость одной книги - 75 руб.), а по программе В - 2 книги, то сумма этих расходов по первой программе составит 300 000 руб. (75 руб. х 16 шт. х 250 чел.), по второй программе - 15 000 руб. (75 руб. х 2 шт. х 100 чел.).

Косвенные (постоянные) расходы могут быть следующими.

Во-первых, это заработная плата администрации и обслуживающего персонала. В нашем примере расходы по данной статье равны 25 процентам от прямой преподавательской заработной платы. По программе А они составляют 250 000 руб. (1 000 000 руб. х 25%); по программе Б - 24 000 руб. (96 000 руб. х 25%). Всего 274 000 руб.

Начисления на заработную плату руководства и персонала по программе А будут равны 89 500 руб. (250 000 руб. х (35,6% + 0,2%)), а по программе Б - 8592 руб. х (24 000 руб. х (35,6% + 0,2%)). Всего - 98 092 руб.

Предположим, что в нашем примере транспортные расходы составили 80 000 руб., стоимость услуг связи - 30 000 руб., коммунальные платежи - 50 000 руб. Распределив эти суммы между программами А и Б пропорционально численности обучающихся, получим, что на программу А приходится соответственно 57 143 руб. ((80 000 руб.: 350 чел.) х 250 чел.), 21 429 руб. ((30 000 руб.: 350 чел.) х 250 чел.), 35 714 руб. ((50 000 руб.: 350 чел.) х 250 чел.), а на программу Б - 22 857 руб. ((80 000 руб.: 350 чел.) х 100 чел.), 8571 руб. ((30 000 руб.: 350 чел.) х 100 чел.), 14 286 руб. ((50 000 руб.: 350 чел.) х 100 чел.) из общей стоимости транспортных услуг, услуг связи, и коммунальных услуг.

На основе этих данных составим калькуляцию платной образовательной деятельности на 2004 год.

Таблица 8

Калькуляция платной образовательной деятельности на 2004 год

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Статьи расходов | Прямые (переменные) | Всего |

|                   |      расходы        | по группе |

|                   |———————————————————————————————| расходов |

|                   | программа А | программа Б |         |

|                   |(10 групп по | (4 группы по |         |

|                   | 1000 часов) | 240 часов) |         |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|      1       | 2  |   3  | 4  |

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|               Прямые (переменные) расходы                   |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|Оплата труда педагоги-|         |           |         |

|ческого персонала  |1 000 000 руб.| 96 000 руб. |1 096 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Начисления на оплату|         |           |         |

|труда педагогического|         |           |         |

|персонала          | 358 000 руб. | 34 368 руб. | 392 368 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Предметы снабжения и|         |           |         |

|расходные материалы | 200 000 руб. | 80 000 руб. | 280 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Прочие текущие расходы|         |           |         |

|(обеспечение учебниками|         |           |         |

|и учебными пособиями) | 300 000 руб. | 15 000 руб. | 315 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Всего прямые расходы |1 880 000 руб.| 225 368 руб. |2 083 368 руб.|

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

Продолжение табл.8

 

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|      1       | 2  |   3  | 4  |

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|               Косвенные (постоянные) расходы                |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|Оплата труда персонала|         |           |         |

|сопровождения      | 250 000 руб. | 24 000 руб. | 274 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Начисления на оплату|         |           |         |

|труда персонала сопрово-|         |           |         |

|ждения             | 89 500 руб. | 8592 руб. | 98 092 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Оплата транспортных ус-|         |           |         |

|луг                | 57 143 руб. | 22 857 руб. | 80 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Оплата услуг связи | 21 429 руб. | 8571 руб. | 30 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Оплата коммунальных ус-|         |           |         |

|луг                | 35 714 руб. | 14 286 руб. | 50 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Всего косвенные расходы | 453 786 руб. | 78 306 руб. | 532 092 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Итого расходы      |2 311 786 руб.| 303 674 руб. |2 615 460 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Планируемая числен-|         |           |         |

|ность контингента  | 250 чел. | 100 чел. | 350 чел. |

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Фактическая стоимость|         |           |         |

|(себестоимость) образо-|         |           |         |

|вательной услуги   | 9247 руб. | 3037 руб.  |         |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Затем рассчитаем финансовый результат и рентабельность наших двух образовательных услуг. Для этого используем результат предыдущего расчета, а также будем исходить из того, что наши образовательные услуги будут стоить 10 000 и 4418 руб. соответственно.

Таблица 9

Финансовый результат и рентабельность образовательных услуг

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Показатели          | Программа А | Программа Б | Всего |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|         1      |  2 | 3  | 4  |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Цена одной услуги    | 10 000 руб. | 4418 руб. |         |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Число оказанных услуг | 250  | 100 | 350 |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

Продолжение табл. 9

 

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|         1      |  2 | 3  | 4  |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Выручка от реализации|         |         |         |

|услуг (стр.1 х стр.2) |2 500 000 руб.| 441 800 руб. |2 941 800 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Фактическая себестои-|         |         |         |

|мость оказанных услуг |2 311 786 руб.| 303 674 руб. |2 615 460 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Прибыль              | 188 214 руб.| 138 126 руб. | 326 340 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Рентабельность услуг |         |         |         |

|((стр. 5: стр. 4) х 100%)| 8,14   | 45,48  | 12,48 |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

А теперь решим эту задачу способом "директ-костинг". Напомним, что "директ-костинг" делит издержки организации на переменные и постоянные и что в нашем примере эти две группы затрат совпадают с прямыми и косвенными затратами.

В следующей таблице представлен отчет о деятельности образовательной организации за тот же анализируемый период, но составленный способом "директ-костинг".

Таблица 10

Отчет о деятельности образовательной организации

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Показатели      | Программа А | Программа Б| Всего |

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Выручка от реализации ус-|         |        |          |

|луг                  |2 500 000 руб.| 441 800 руб.| 2 941 800 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Переменная часть себе-|         |             |          |

|стоимости образовательных|         |        |          |

|услуг                |1 858 000 руб.| 225 368 руб.| 2 083 368 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Маржинальный доход (стр.1|         |        |          |

|- стр.2)             | 642 000 руб. | 216 432 руб.| 858 432 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Рентабельность образо-|         |        |          |

|вательных услуг ((стр.3:|         |        |          |

|стр.2) х 100%)       | 34,55 | 96,03 | 41,20 |

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Постоянные затраты   |         |        | 532 092 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Операционная прибыль |         |        | 326 340 руб.|

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Сравним рентабельность, рассчитанную двумя этими способами. Калькулирование полной себестоимости приводит нас к выводу, что рентабельность второй программы в шесть раз (45,48: 8,14) выше первой. А по методу "директ-костинг" получается, что рентабельность образовательной программы В выше всего лишь в два раза (96,02: 48,01). Заметим, что по последнему методу рентабельность рассчитывается исходя из величин, очищенных от постоянных издержек организации. Следовательно, она характеризует непосредственные расходы по оказанию конкретных образовательных услуг. Поэтому расчеты способом "директ-костинг" являются более предпочтительными при решении управленческих задач.

Как увеличение объема образовательных услуг влияет на прибыль организации?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ввести новый показатель. Он называется нормой маржинального дохода (далее - Нмд).

С помощью этой величины можно найти ожидаемую прибыль от увеличения объема реализуемых услуг.

Пример 2

Предположим, что образовательное учреждение, о котором говорилось в первом примере, хочет увеличить число обучающихся по программе А до 300 человек. Чтобы знать, какую прибыль оно при этом получит, воспользуемся способом "директ-костинг".

Сначала произведем нехитрые математические выкладки.

Поскольку норма маржинального дохода выражается формулой:

 

  Нмд = Мд: выр,                                                                  (6)

 

то нетрудно заметить, что выручка будет равна такому соотношению:

 

  выр = Мд: Нмд.                                                                  (7)

 

Тогда увеличение объема реализуемых услуг (дельта выручки) определится следующим образом:

 

  выр2 - выр1 = (Мд2: Нмд2) - (Мд1: Нмд1)                                (8)

 

Но если исходить из того, что при увеличении объема реализуемых услуг норма маржинального дохода останется прежней, то есть когда Нмд2 = Нмд1, то дельта выручки будет равна частному от деления изменения маржинального дохода (дельты маржинального дохода) на норму маржинального дохода. Сказанное соответствует следующей формуле:

 

  выр2 - выр1 = (Мд2 - Мд1): Нмд                                               (9)

 

Напомним, что маржинальный доход включает в себя прибыль и постоянную, то есть неизменную, часть себестоимости. Поэтому изменение маржинального дохода при увеличении объема реализуемых услуг можно выразить следующим образом:

 

  Мд2 - Мд1 = пр2 + Спост - пр1 - Спост = пр2 - пр1                  (10)

 

Таким образом, при изменении объема реализуемых услуг дельта прибыли равна дельте маржинального дохода, иначе говоря, произведению дельты выручки и нормы маржинального дохода. То есть выражается формулой:

 

  пр2 - пр1 = (Мд2 - Мд1) = (выр2 - выр1) х Нмд               (11)

 

С помощью последнего соотношения очень просто будет решить нашу задачу.

Для этого рассчитаем сначала дельту выручки от увеличения числа образовательных услуг по программе А.

Она составит 500 000 руб. (10 000 руб. х (300 чел. - 250 чел.)). Затем, зная из предыдущего примера маржинальный доход программы А и выручку от реализации образовательных услуг 250 учащимся, определим норму маржинального дохода. Этот коэффициент будет равен 0,26 (642 000 руб.: 2 500 000 руб.). Умножив дельту выручки на норму маржинального дохода, узнаем, на сколько увеличится прибыль при увеличении объема образовательных услуг. Эта сумма составит 130 000 руб. (500 000 руб. х 0,26).

Важный вопрос – оптимизация бюджетных расходов и финансовая дисциплина. Сокращение и оптимизация расходов достигаются через конкурсное рассмотрение предложений о сотрудничестве в области коммунального обслуживания и закупок материальных ценностей. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются:

- направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов с целью их последующей продажи;

- осуществление взносов в уставной капитал другого юридического лица;

- расходование (перечисление или создание кредиторской задолженности) средств при отсутствии оправдательных документов;

- завышение объемов выполненных работ, расценок, выполнение работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией;

- заключение договоров на работы, не предусмотренные в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюджетных средств или имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью.

Нужно изменить систему снабжения МОУ требуемыми материалами. Муниципальные заказы убрать как нерациональное использование бюджетных средств. Ввести разовые договорные отношения с поставщиками, т.к., судя по инвентаризации МОУ, очень много лишнего, которое не используется, например, посуда (большое количество кастрюль, ковшей, ведер, корзин и т.д.), ткани (портьеры, тюль, ситец, фланель и т.д.). Образовательные учреждения предпочли бы вариант, когда можно самостоятельно выбрать товар и его количество. Сэкономленные за счет этого деньги можно было бы направить на материальное стимулирование работников МОУ, т.к. их маленькая зарплата не способствует эффективной работе.

Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию отметим, что первая проблема состоит в том, что деньги в МОУ используются не по нуждам учреждения, каждый год в соответствии с разнарядками тратятся на одни и те же товары, несмотря на то, что их уже достаточно в МОУ, к тому же закупки идут по завышенной цене. Денежные средства в результате этого расходуются не эффективно, нанося ущерб государственному бюджету и не способствуя улучшению положения МОУ.

Вторая проблема состоит в том, что с изменением экономической ситуации в стране деятельность МОУ изменилась в худшую сторону. Если ранее незави симо от производственных результатов промышленных предприятий города (которым принадлежало большинство МОУ) финансовое состояние МОУ зависело только от государственного финансирования, которое было постоянным, то в настоящее время ввиду нехватки средств ведомственные МОУ закрываются, перепрофилируются, передаются в муниципальную собственность, а средств бюджета на них не хватает. Квалифицированный персонал остается невостребованным. В то же время с 2001 г. быстрыми темпами растет рождаемость и соответственно спрос на услуги МОУ, которые оказались не готовыми к этому. Решение этой проблемы видится в расширении ассортимента платных услуг.


Заключение

 

Итак, подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что десятилетиями образовательные учреждения были привязаны к государству, к господствующей системе. В последние годы все более обострялись социальные проблемы работников образовательных учреждений.

В современных условиях образовательные учреждения хотя и медленно, но становятся другими. МОУ начали переход на гибкие системы обучения. Однако МОУ не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства.

Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности муниципальных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни педагогов и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей деятельности МОУ. У образовательных учреждений нет денег на покупку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового оборудования.

К сожалению, в нынешних условиях система финансирования образования, несмотря на декларируемость новых принципов, осталась по сути прежней, не учитывающей реального уровня потребности. Острая нехватка средств в этой ситуации приводит к тому, что образовательные учреждения ориентируются на объемы работы, обусловленные не потребностью населения в образовательных услугах, а обеспеченные финансированием. Поэтому исходя не из потребности, а на основании финансовых прогнозов планируются объемы образовательных услуг, производственные мощности, штаты и т. д.

Хозяйственная деятельность МОУ в УР пополняет финансовые средства за счет:

- оказания платных услуг населению;

- оказания образовательных услуг по договорам с родителями, спонсорство различных организаций, предприятий.

Эти средства, используемые МОУ на обеспечение учебно-воспитательного процесса, текущие хозяйственные нужды учреждения и материально-техническое развитие, являются средствами самофинансирования, поскольку поступления из основных источников составляют около 70% потребности.

Прочие источники дополнительного финансирования МОУ, разрешенные законодательством, - это дотации, благотворительные взносы и т. д.

Финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь выдерживают то давление, которое оказывается работниками бюджетных учреждений на финансовую систему в связи с недостатком средств по финансированию образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

На сегодняшний день разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне является одной из наиболее сложных проблем бюджетной реформы. В настоящее время у субъектов федерации появилось больше прав в бюджетно-финансовых вопросах, в то время как на уровне местного самоуправления возрастают в основном обязанности и возлагаемые на них функции.

Платные образовательные услуги оказывают практически все образовательные организации. Коммерческие делают это с целью получения прибыли, а некоммерческие - для того, чтобы на заработанные деньги решать социальные задачи, ради которых они созданы.

Чтобы успешно работать в выбранном направлении, нужно уметь решать управленческие задачи. Например, определить, будет ли рентабельной новая образовательная услуга из числа предложенных выше, узнать, как увеличение или уменьшение числа детей скажется на прибыли, и тому подобные задачи.

Рассчитать все это можно на основе полного и документального бухгалтерского учета всех осуществляемых в организации хозяйственных операций.

Но, к сожалению, назвать оперативными эти сведения будет нельзя. Оперативную же информацию можно получить с помощью бухгалтерского управленческого учета, где игнорируется принцип документальной обоснованности, а основное внимание уделяется прогнозу.

Важный вопрос – оптимизация бюджетных расходов и финансовая дисциплина. Сокращение и оптимизация расходов достигаются через конкурсное рассмотрение предложений о сотрудничестве в области коммунального обслуживания и закупок материальных ценностей. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации.

Нужно изменить систему снабжения МОУ требуемыми материалами. Муниципальные заказы убрать как нерациональное использование бюджетных средств. Ввести разовые договорные отношения с поставщиками, т.к., судя по инвентаризации МОУ, очень много лишнего, которое не используется. Сады предпочли бы вариант, когда можно самостоятельно выбрать товар и его количество. Сэкономленные за счет этого деньги можно было бы направить на материальное стимулирование работников МОУ, т.к. их маленькая зарплата не способствует эффективной работе.


Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.)

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г.)

3. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января 2003 г.)

4. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования"

5. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 309 "О федеральных компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования"

6. Постановление Администрации г.Ижевска от 11 января 2002 г. N 5 "Об установлении платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста"

7. Возрастная и педагогическая психология. / Под редакцией А.В.Петровского. – М.: Высшая школа, 2003.

8. Возрастная психология и педагогика. / Под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 2002.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М.: Просвещение, 2003.

10. Донин Ю. Бухгалтеру образовательного учреждения. Особенности налогообложения. // Финансовая газета. Региональный выпуск, N 2, январь 2003 г.

11. Елшина В.В. Нормативные документы, регулирующие образовательную деятельность. //Финансовая газета. Региональный выпуск, N 12, март 1999 г.

12. Левицкий М. Учет доходов образовательных учреждений. // Финансовая газета. Региональный выпуск, N 44, октябрь 2002 г.

13. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: 2003.

14. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под редакцией проф. А.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 2003.

15. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – М.: Высшая школа, 2003.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.