Пути улучшения финансирования — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Пути улучшения финансирования

2021-04-19 62
Пути улучшения финансирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь выдерживают то давление, которое оказывается работниками бюджетных учреждений на финансовую систему в связи с недостатком средств по финансированию образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Исполнительные органы власти в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации составляют проекты местного бюджета, его утверждение, контроль за исполнением бюджета и утверждение отчета о его исполнении. Доходная часть местных бюджетов состоит из закрепленных и регулируемых доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства. Под “закрепленными доходами” местного бюджета понимают доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в местный бюджет. “Регулирующие доходы” - это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в местный бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным вышестоящими финансовыми органами в установленном порядке на следующий финансовый год. В случае несбалансированности доходов и минимально- необходимых расходов бюджетов сельсоветов, поселков, районных бюджетов районов в городах, бюджетов городов исполнительный орган власти представляет необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию. В случае, если в ходе исполнения бюджета вышестоящий орган власти в пределах своей компетенции принимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов местного бюджета, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются указанным вышестоящим органом власти, принявшим решение за счет средств его бюджета. Таким образом, данный закон определяет общие положения и основные средства по финансированию доходной и расходной частей местного бюджета, общие принципы составления и рассмотрения проекта местного бюджета.

Но на сегодняшний день разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне является одной из наиболее сложных проблем бюджетной реформы. В настоящее время у субъектов федерации появилось больше прав в бюджетно-финансовых вопросах, в то время как на уровне местного самоуправления возрастают в основном обязанности и возлагаемые на них функции. Существующие взаимоотношения между уровнями системы управления позволяют более высокому уровню власти решать свои финансовые проблемы за счет нижнего. Так, например, если федеральной власти не хватает чего-либо для реализации общегосударственных программ, то она обращается не к налогоплательщикам, а с помощью целой системы методов забирает недостающие ресурсы у субъектов федерации. Субъект федерации поступает точно таким же образом. Поскольку у него что-то отобрали, он компенсирует потерю, отбирая недостающее у города или иного населенного пункта, но в основном у города, поскольку города являются донорами бюджетной системы. При общем невыполнении расходной части бюджета фактические расходы передаются вниз, а поступления доходов по налогам забираются наверх. Таким образом, одна из наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются местные бюджеты, в том числе и бюджет города Ижевска – разработка бюджетных отношений и регулирование доходов при планировании.

Нормативы отчислений в городской бюджет от регулируемых доходных источников меняются из года в год. Таким образом, наблюдается нестабильность нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, поэтому предлагается с целью укрепления и увеличения доходной базы региональных и местных бюджетов:

- расширить перечень налогов, находящихся в ведении субъекта РФ;

- законодательно закрепить за местными бюджетами не менее чем на 3-5 лет стабильные нормативы отчислений по федеральным налогам;

- осуществить комплексную бюджетную реформу, включающую:

а) реформирование бюджетной системы России в целом;

б) уточнение системы меж бюджетных отношений на уровне РФ –субъект РФ;

в) законодательное закрепление разграничения бюджетных полномочий между субъектами РФ и местными бюджетами.

Второй момент, на котором хотелось бы остановиться – это исследование местных налогов и сборов. В соответствии с БК РФ органам местного самоуправления разрешено вводить на местах местные налоги и сборы. На местах слабо используется такая форма дополнительного привлечения средств в бюджет, как расширение круга местных налогов и сборов, на сегодняшний день большинство регионов пользуется этим правом недостаточно разумно. Возможности регионов и органов местного самоуправления распыляются. Вводится огромное количество малоэффективных и непонятных налогоплательщику налогов. Вместо того, чтобы ввести 1-2 местных налога, которые дали бы доходы региональному и местному бюджетам и одновременно оказали бы влияние на эффективность работы расположенных на территории предприятий, во многих регионах введено огромное количество малоэффективных налогов. А ведь доходы по ним составляют чуть более 10 % от всех местных налогов и сборов. Количество же налогов в отдельных регионах превышает разумные пределы. Многие из этих налогов являются тормозом развития производства, в тех же регионах, многие из них введены зачастую с нарушением действующего налогового законодательства.

Несмотря на то, что в БК РФ местным налогам уделена довольно значительная роль, в то же время перечень налогов, размер ставок, а также отсутствие четких критериев отнесения того или иного налога к местным не позволяет назвать систему местных налогов вполне отвечающей современным требованиям. Система местного налогообложения оказалась самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана, существуют только примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов.

В настоящее время на территории города Ижевска достаточно большое количество местных налогов и сборов, поступления по которым минимальны, что неоправданно усложняет и увеличивает объемы работы налоговых и финансовых служб. Система местных налогов и сборов выступает составной частью национальной налоговой системы, ее существование отвечает, в первую очередь, интересам органов местного самоуправления, поскольку они являются стабильным и самостоятельным источником доходов местных бюджетов.

Несовершенство действующего законодательства и процессов законотворчества на разных уровнях представительной власти создает множество трудностей самого разного порядка, вызывает пересечение разнонаправленных бюджетно-финансовых интересов разных звеньев бюджетной системы, провоцирует возникновение конфликтных ситуаций, мало полезных для всех сторон.

Изменение подобной ситуации требует четкого распределения полномочий, ответственности, доходных источников. Причем, это очевидно и для теоретиков, и для практиков, распределение должно основываться ни на чем ином, кроме целесообразности, максимальной эффективности, прозрачности и наибольшей возможности контроля со стороны общества и государства за качеством исполнения этих полномочий и использованием для этого средств налогоплательщика.

В нынешних условиях обеспечение прозрачности и контролируемости бюджетных процессов связывается с переходом на казначейское исполнение бюджетов муниципальных образований.

В соответствии со ст.41 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ муниципальное образовательное учреждение финансируется учредителем на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому его виду и категории. В связи с этим органы местного самоуправления и(или) местные (муниципальные) органы управления образованием, являясь учредителями муниципальных образовательных учреждений, призваны обеспечить реализацию права муниципальных образовательных учреждений на финансирование по результатам их аттестации и государственной аккредитации.

Денежные средства бюджетов различных уровней, направляемые на решение этой задачи, должны обеспечивать вариативное образование как по содержанию реализуемых муниципальными образовательными учреждениями образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Дифференцированное финансирование муниципальных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории позволяет учредителю перераспределять имеющиеся денежные ресурсы, направляемые на финансирование муниципальных образовательных учреждений, в соответствии с результатами государственной аккредитации.

Для решения указанных задач необходима разработка в территориях системы организационно-правовых, финансовых и управленческих мероприятий.

Представляется целесообразным разработка региональных целевых программ осуществления дифференцированного финансирования муниципальных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории.

Возможно включение указанной системы мероприятий в другие региональные целевые программы (в форме подпрограммы), например, в целевые программы защиты прав и законных интересов, поддержки детства, разрабатываемые и осуществляемые органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии со ст.20 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Реализация Программы будет способствовать созданию условий для обеспечения гарантий получения гражданами Российской Федерации образования, определению основ региональной политики в интересах детей школьного возраста и стратегии развития системы школьного образования региона, обеспечению поддержки семьи в осуществлении полноценного развития и воспитания детей, защите их прав; обеспечит разработку нормативных правовых документов, определяющих статус, порядок разработки, утверждения и условия финансирования мероприятий Программы, установление порядка финансирования и расходования внебюджетных источников финансирования учреждений в соответствии с их видом и категорией, разработку, утверждение и введение в действие регионального Положения о категориях муниципальных образовательных учреждений.

На первом этапе работы над Программой необходимо обеспечить создание в регионе правовой основы для ее разработки и реализации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации разрабатывают и осуществляют региональные целевые программы в соответствии с их законодательством. Поэтому порядок разработки, утверждения и реализации такой Программы (подпрограммы) устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Инициатором разработки целевой региональной программы может стать государственный орган управления образованием субъекта Федерации, который вправе координировать деятельность всех участников Программы, привлекая различных специалистов. Взаимодействие различных структур позволит учесть особенности и возможности соответствующих бюджетов; определить необходимые условия для привлечения средств на реализацию мероприятий Программы из внебюджетных источников; найти и сформировать источники осуществления дифференцированного финансирования; расширить возможности участия общественных структур в решении насущных потребностей образования. Это, в свою очередь, придаст Программе межведомственный статус. Для ее разработки целесообразно создать межведомственную комиссию или рабочую группу.

В процессе работы над Программой определяются ее конкретные цели и задачи. Программа должна предусматривать несколько направлений.

а) обеспечение условий распределения финансовых средств для дифференцированного финансирования муниципальных образовательных учреждений на этапе разработки графиков проведения аттестации и государственной аккредитации.

Для этого необходим нормативный правовой документ, устанавливающий порядок подготовки и утверждения графиков проведения аттестации и государственной аккредитации. Определяя потребность в денежных средствах на основе графиков проведения аттестации и государственной аккредитации, необходимо соблюдать важное требование, установленное законодательством, заключающееся в том, что финансирование муниципального образовательного учреждения в соответствии с его видом и категорией должно начинаться с момента получения им свидетельства о государственной аккредитации. При этом необходимо учитывать и тот факт, что в регионах функционируют муниципальные образовательные учреждения, которые вновь должны быть аккредитованы в текущем году. Поэтому в Программу целесообразно включать перспективные графики проведения аттестации и государственной аккредитации муниципальных образовательных учреждений в регионе с одновременным планированием финансовых средств, обеспечивающих реализацию решений государственной комиссии по аккредитации.

б) научно-исследовательское направление Программы.

В рамках Программы (подпрограммы) необходимо проведение прикладных исследований, обеспечивающих разработку и установление местных (региональных) нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного ученика по каждому виду и категории муниципального образовательного учреждения. Планирование и распределение финансовых средств на основе расчета минимально необходимой потребности в них для реализации программы образования определенной направленности в учреждении является одним из главных экономических условий его перехода на дифференцированное финансирование.

В мероприятиях Программы целесообразно предусмотреть проведение анализа расходования муниципальным образовательным учреждением финансовых средств на реализацию общеобразовательной программы определенной направленности. Анализ позволит выявить ту часть финансовых средств, которая обеспечивает финансирование муниципального образовательного учреждения в соответствии с его видом и категорией.

Определение объема минимальных расходов для каждого вида муниципальных образовательных учреждений в конкретном регионе позволит обосновать местные региональные нормативы бюджетного финансирования.

в) направление Программы "Финансовые ресурсы и механизмы реализации дифференцированного финансирования муниципальных образовательных учреждений".

Первоочередной задачей в этом направлении является обеспечение возможности введения единого порядка планирования финансовых средств для осуществления дифференцированного финансирования муниципальных образовательных учреждений. Назревшая необходимость изменения условий формирования источников финансирования образовательных учреждений может быть реализована путем привлечения к участию в Программе различных внебюджетных фондов как системы образования, так и других инновационных региональных фондов. Целесообразны разработка механизмов привлечения их ресурсов к финансированию учреждений образования; определение условий взаимодействия с банковскими и другими финансовыми структурами. Для этого, возможно, потребуется создание региональной межведомственной организационной структуры (комиссии, фонда и пр.).

Созданию сети региональных внебюджетных фондов в целях использования их ресурсов для финансирования как мероприятий Программы, так и самих учреждений может быть посвящен отдельный раздел Программы. В качестве ресурсов рассматриваются не только финансовые средства, но и материально-техническое обеспечение муниципальных образовательных учреждений (оборудование, инвентарь, капремонт и др.).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.