Больше, когда больше невозможно — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Больше, когда больше невозможно

2021-01-31 60
Больше, когда больше невозможно 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Когда моряки флота США становятся бойцами элитного подразделения «морских котиков», они не выигрывают этот статус в лотерею. Они зарабатывают право называться «универсальными солдатами» в одном из самых жестких отборочных процессов в мире. К концу тренировочной программы, называемой BUDS (базовый курс воздушно‑десантной подготовки), будущие «котики» должны пройти тест из тестов – «адскую неделю», изнурительное испытание, требующее предельного – на грани абсолютного предела – физического и морального напряжения.

Испытание гипотермией в холодной воде, длительные заплывы в периоды лишения сна и другие тяжелейшие физические нагрузки – более двух третей кандидатов с программой не справляются. Притом что это лучшие из лучших. Большинство в конце концов «звонит в колокольчик», обозначая, что сдаются, что их тела и моральные ресурсы достигли пределов своих возможностей. Отдать больше нечего, сделать лучше невозможно. Будь то физическая боль, ментальное истощение или и то и другое, большинству кандидатов не хватает ресурсов, которые позволили бы им преодолеть собственные границы и сделать следующий шаг, самый трудный и решающий, чтобы стать «морским котиком». Весь процесс отбора построен на том, чтобы четко выявить, где проходят эти границы, кого они останавливают, а кто может через них переступить. Люди, справляющиеся с задачей раздвигания границ, – это именно те, кого будут отправлять в сражения, требующие действовать за пределами нормального человеческого функционирования. Жизнь или смерть, победа или поражение зависят именно от этой их способности.

Мой зять Марк был «морским котиком». Он успешно прошел BUDS. Марк стал братом, которого у меня никогда не было (у меня две сестры), именно таким братом, которого хочет иметь каждый ребенок. Мне нравилось слушать его истории (те, которые он имел право мне рассказать, оставив после этого в живых) о выдающихся подвигах, которые он и его товарищи совершали изо дня в день: о прыжках с самолета на сумасшедшей высоте, о приземлении на поверхность океана в каких‑то далеких странах, о переодевании в боевое снаряжение, о коротком восстановительном сне, о последующей высадке на вражеский корабль в темноте и о его захвате. После этого он как ни в чем не бывало спрашивал: «Что на обед?» – как будто рассказывал о заурядном рабочем дне, а не об испытаниях, которые большинство из нас не смогли бы выдержать, не говоря уже о том, чтобы преуспеть в них. Невероятно.

Мы потеряли Марка на войне в Ираке. Он погиб смертью героя, сражаясь за свою страну, спасая захваченных террористами людей. Это стало опустошительным ударом для всех нас, любивших его и восхищавшихся им. Мы испытывали глубокую признательность к таким, как он, людям, способным жертвовать собой. У него остались жена и маленькая дочь, вся наша большая семья и множество друзей, в чьих жизнях он сумел оставить след.

После его гибели мне довелось встречаться со многими членами его команды «котиков», его боевыми товарищами, сражавшимися с ним плечом к плечу в Афганистане и Ираке. Они рассказывали истории о смелости Марка, о его профессионализме, о его личности, его духе, о любви к жизни. Он оставил след во многих‑многих жизнях. Мы были единым большим сообществом тех, на кого он оказал влияние, скорбящими, вспоминающими, отдающими дань.

История имеет отношение к нашей теме, поскольку является одним из лучших известных мне примеров того, как раздвигаются пределы человеческих возможностей, как преодолеваются преграды, встающие на пути человека. В те дни после гибели Марка это хорошо проиллюстрировал один из членов его команды «морских котиков».

Его коллега, которого я буду называть Брайсом, во время «адской недели» завершал длительный морской заплыв перед финишем. Марк уже справился с этим заданием, он прошел финальное испытание и уже знал, что станет «морским котиком». Для него все закончилось, он стоял на скале, наблюдая, как к цели движутся его товарищи.

И именно тогда Брайс «уперся в стену».

Как он это описывал, в тот момент его тело просто отказалось двигаться дальше. Все было кончено. Не осталось ни капли сил. Он пытался заставить себя двигаться, но тело его не слушалось.

Может быть, вам хоть раз приходилось испытывать нечто подобное. Возможно, когда‑нибудь в спортивном зале вы, вновь и вновь поднимая вес, добиваясь нужного количества повторов, доходили именно до этой точки: ваши руки отказывались действовать. Отдавать становилось нечего, невозможно было совершить усилие, которого хватило бы еще на один повтор.

Именно на таком ощущении в какой‑то момент поймал себя Брайс, начавший тонуть в холодной воде, абсолютно лишенный сил, энергии, способности продвинуться хотя бы на ярд. Как он ни старался, как ни напрягался, его тело и его навыки оставили его.

Представьте себе этот момент: все годы тренировок и испытаний, все принесенные жертвы – все это должно было вот‑вот пойти прахом. Он ясно видел, как вместе с ним тонут его мечты. Как он, прошедший через все, через что он прошел, чтобы дойти до заветной цели, должно быть, чувствовал себя?! Свет начал меркнуть для него, в то время как тело отказывалось повиноваться. До тех пор, пока…

Когда он уже был близок к тому, чтобы позвать на помощь и дать сигнал, что прекращает состязание, он увидел стоявшего на берегу Марка. Тот тоже заметил его, и радостные жесты и выкрики Марка стали для Брайса знаком, что «он тоже сможет это сделать». Их взгляды на несколько секунд встретились, и, как описывал это Брайс, что‑то произошло. Что‑то помимо его воли. Его тело переключилось на другую передачу, на другой режим, к которому у него прежде не было доступа. Он сумел снова выбраться на поверхность ледяной воды и доплыть до финишной черты. Он это сделал. Он финишировал. Он стал «морским котиком».

В этом была «сила другого».

 

Тайна и несомненный факт

 

Что произошло? Почему взгляд и радостные жесты друга оказались способны вывести Брайса за его физические и ментальные пределы? Почему его тело вновь поднялось на поверхность воды, практически на автопилоте? Почему его руки и ноги сумели больше, чем могли ранее?

Мы этого не знаем наверняка. Как может что‑то столь нематериальное, невидимое и мистическое, как эмоциональная связь с приятелем, привести к столь материальному, измеримому и физическому эффекту, как восполнение телесных сил? Точного ответа на этот вопрос нет.

На протяжении веков философы, теологи и мыслители бились над разгадкой тайны под названием «психосоматика» – неуловимой связи между телом и душой, когда невидимое оказывает реальное воздействие на видимое и наоборот. Но, как бы мы ни объясняли эти механизмы, непризнанная правда состоит в том, что невидимые нити отношений, связь между людьми имеют реальную, осязаемую и измеряемую силу.

Все начинается при рождении. Знали ли вы о том, что, если кормить ребенка, но при этом лишать его родственного тепла, привязанности и контакта, он не будет развиваться как должно? Всего лишь из‑за отсутствия родственной привязанности. Его вес будет меньше нормы, он будет больше болеть и в экстремальных вариантах может развиться синдром, называемый задержкой в развитии. Такие дети упираются в ограничения. Они не растут в соответствии со своим физическим потенциалом.

Ущерб от дефицита родственного тепла бывает даже еще более глубоким. Он выражается не только в признаках, которые мы можем наблюдать со стороны. Если посмотреть на снимки мозга таких детей, как это делали многие исследователи, можно увидеть буквально черные зоны, где нейроны не сформировались, где неврологическая система не развилась; физическая картина их мозга неполноценна. Пережившие такое лишение дети также часто имеют мозг меньшего размера. Именно поэтому позднее мы видим проблемы с их поведением и с достижением результатов. Эти дети пытаются отвечать требованиям реальности, не имея необходимых для этого звеньев схемы. И причина, по которой они сталкиваются с подобными ограничениями, – в отсутствии взаимоотношений, человеческих связей.

Более того, необходимость такой связи возникает еще до рождения, буквально в утробе матери, и сопровождает нас до могилы. Отношения влияют на наше физическое и ментальное функционирование в течение всей жизни. Эта невидимая сила, сила другого способствует здоровой работе всех систем организма, позволяет добиваться лучших результатов в жизни. Исследования вновь и вновь подтверждают, что в достижении целей в гораздо большей степени преуспевают те люди, которые связаны с системой сильной человеческой поддержки. Исследования также показывают, что пожилые люди, пережившие сердечный приступ или инсульт, поправляются гораздо лучше, с меньшей вероятностью рецидивов, когда их патронирует группа поддержки. Другие исследования показывают, что люди, максимально использующие силу других, имеют более сильную иммунную систему, реже болеют, а если все‑таки заболеют, то быстрее выздоравливают. Даже если вы не придерживаетесь принципов здорового питания, но являетесь частью тесного сообщества, вы проживете дольше, чем если будете есть здоровые продукты, пребывая в эмоциональной изоляции. (Скажем аминь!)

Мы можем удивляться тому, как и почему это происходит, пытаться это анализировать. Но мы больше не можем оспаривать тот факт, что это действительно происходит. Взаимоотношения влияют на жизнь и результаты деятельности – и точка. В этой книге давайте поговорим именно об этом, а также о том, как это в реальности работает.

 

Другой разговор

 

Я психолог, консультант по лидерству и коучингу. Моя деятельность сосредоточена на качестве работы человека, на том, как люди – отдельные личности, команды и организации – могли бы лучше справляться с поставленными задачами. Если вы изучаете вопрос повышения результативности, в бизнесе или в личной жизни, вы, наверное, заметили, что разговор о том, как нам справляться лучше, посвящен исключительно вам.

Улучшить ваши техники, ваш образ мыслей, ваши стратегии и навыки. Повысить вашу дисциплинированность. Прояснить ваши цели, ваши обязанности, ваши связи. Существует множество разных навыков, тактик, стратегий, компетенций, умений, которые вам стоит улучшить и развить, чтобы добиться этого. Коротко говоря, суть состоит в следующем: «Вы можете это сделать! Вы можете получать больше, становясь лучше». Больше учитесь, занимайтесь делом, меняйте образ мышления, ищите новые пути. Вы можете преуспеть, став лучшей версией себя самого.

Представляете, все это правда. Здравый смысл и компетентность очень важны. Нам действительно нужны новые навыки, знания и способности. Мы должны стремиться стать лучшей версией самих себя, чтобы делать лучше и быть больше, чем мы есть.

Но есть то, чего в этом перечне не хватает: истины.

Расспросите людей об их главных достижениях и преодоленных препятствиях и обнаружите в их историях нечто общее: на той стороне был кто‑то еще, благодаря кому совершить это стало возможным.

И ваш лучший, и ваш худший период зависели не только от рынка или бизнес‑цикла, и даже не только от ваших умений. Ваши лучшие и худшие моменты сделали также те, кто был тогда с вами. Во благо или во вред. Дело было всегда не только в вас. Дело было в других, игравших огромную роль в том, кем вы становились и как вы действовали.

Эта книга меняет представления о природе лидерства, роста и высоких результатов. Я хочу сместить фокус обсуждения: от разговора только о вас (как вы можете развивать себя) к осознанию того, что ваши собственные результаты и улучшаются, и снижаются другими людьми, присутствующими в вашей жизни. Они действительно обладают силой и властью. В то время как большинство советов по развитию лидерских качеств и большинство бизнес‑книг сосредоточены на том, как вы ведете других, какие показываете результаты и как выстраиваете свои навыки и свою компетенцию, эта книга сосредоточится на людях – тех самых «других», – влияющих на вас, и на той силе, с которой вы в качестве «другого» сможете воздействовать на них.

Неоспоримая истина заключается в том, что степень того, насколько вы преуспеваете в жизни и в бизнесе, зависит не только от того, что вы делаете и как вы это делаете, от ваших навыков и познаний, но и от того, кто это делает с вами или для вас. Кто вам помогает? Кто вам противостоит? Кто дает вам силы или ослабляет вас? Окружающие люди буквально делают вас теми, кто вы есть. Кто помогает вам выработать навыки и получить компетенции? Кто оспаривает их? Другие люди имеют силу, власть над вашей жизнью, плохо это или хорошо. Но какую именно силу будут применять другие к вашей жизни и к вашим показателям? Будут ли они обогащать или разрушать? Мы будем рассматривать именно эти вопросы.

Вы не можете выбирать, будут другие влиять на вашу жизнь или нет. Будут. Но вы можете выбирать, какую именно силу в вашей жизни получат другие.

Сколько раз вы ощущали на себе власть начальника – он мог помочь, а мог и задушить. Подчиненный, коллега, партнер, знакомый член совета директоров – все они могут помочь или стать для вас препятствием. Как часто случалось, что на вашем пути вставала сила другого? Как часто вы видели, как один человек рушит атмосферу или культуру компании, дружеского круга или семьи? И как часто вы видели, что ситуация или вся ваша жизнь переворачивается лишь потому, что появился нужный человек? Другие люди играют свою роль на каждом вашем шагу. Они влияют на вас, так же как и вы влияете на них.

Умение распорядиться этой силой составляет разницу между победой и поражением, успехом и провальной попыткой. Доверяете вы им или нет, что вы получаете от других и как умеете с ними общаться, – это определяет все. Вы не можете стать хозяином других людей, но вы можете стать хозяином в вопросах выбора способа общения с ними.

Когда вы привлекаете силу других на свою сторону, вы можете преодолеть любые ограничения, с которыми столкнулись сейчас или встретитесь в будущем.

 

Глава II

НАУКА СВЯЗИ

 

НАНЕСЕННЫЙ МНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УДАР БЫЛ НАСТОЛЬКО мощным, что я никогда не забуду того дня, того момента в классе.

В колледже я начинал с изучения бухгалтерии и финансов, но после важных изменений в своей жизни, на третьем году обучения стал спешно готовиться к карьере психолога. Это должно было стать моей жизненной миссией. Я брал все возможные курсы и торопился выучить всю программу, еще не дойдя до магистратуры. Меня очень вдохновляло изучение науки о том, как мы развиваемся, функционируем, играем роли и исцеляемся. Нужно было так много узнать. Мне не терпелось стать профессионалом, я поставил целью своей жизни помощь другим людям. Я хотел стать лучшим специалистом, изучить лучшие методы лечения, чтобы максимально расширить свой арсенал. К моменту начала занятий в магистратуре, помимо основных курсов в колледже, я прошел тренинги по когнитивной терапии, гештальт‑психологии, транзактному анализу, организационному поведению, коррекции поведенческих проблем, групповой терапии, терапии по исцелению детских травм, психодинамической психотерапии, стационарному лечению и некоторым аспектам духовного развития. Как вы можете догадаться, я был слегка одержим и пытался охватить настолько много, насколько был способен.

Но однажды, в разгар этого радостного возбуждения, я оказался настолько выбит из колеи, что почти захотел вернуться к изучению финансов. Случилось это в классе, где профессор делал обзор метаанализа клинического лечения психологических проблем, оценивал, какие методы лечения работали наилучшим образом, запускали восстановительные перемены и способствовали выздоровлению человека. Исследование рассматривало эффективность применения каждой техники, ее влияния на мысли и чувства пациента, динамику исцеления и другие подобные аспекты. Как объяснял профессор, применение всех этих методик было действительно важно. Но, кроме собственно применяемых техник, на процесс выздоровления оказывало влияние и что‑то еще, еще какой‑то фактор, имеющий реальную целебную силу, не уступающую по эффективности формальным способам воздействия. Была одна вещь, которая действительно приводила к изменениям.

Я жадно слушал, ожидая раскрытия секрета помощи людям. И вот наконец нам вручили золотое зерно мудрости, которое я столько времени искал. Профессор посмотрел на нас и сказал: «Это взаимоотношения. То, что действительно производит перемены в людях, является лекарством, – это отношения между психологом и клиентом».

«Что? – подумал я. – Все? И это все? Ради этого я бросил финансы и юридическую школу? Быть «другом по вызову»? У меня перехватило дыхание. Я прошел через все эти тренинги, высшую школу, интернатуру и прочее, изучил массу наук, а оказывается, все, что имеет значение, – это взаимоотношения? Тогда какого черта я здесь делаю? Этот парень утверждает, что наше студенческое братство по сути является лечебным центром, ведь между нами есть отношения. Но знает ли он о том, что тут и психов полно? Он что, предлагает нам считать, что все, что нам нужно, – это друг?

«Что‑то здесь неправильно», – помню, я думал именно так. И вот: наука доказала, что именно взаимоотношения являются едва ли не главным исцеляющим фактором.

Остаток лекции я не запомнил. Я как‑то пережил этот роковой, деморализующий день, хотя мне и сказали, что все, что я выучу за следующие семь лет обучения, будет стоить не больше, чем могут дать мне мои товарищи уже сейчас.

Это не могло быть правдой.

Однако в конце концов я узнал, результаты исследования на самом деле были на 100 процентов правдой. И на 100 процентов – нет.

Как такое возможно?

Наука подтверждает, что всякий переход на другой уровень полностью зависит от отношений. Но… отношения должны быть правильного типа – речь не о том, чтобы просто слоняться с приятелями. Отношения должны выполнять особые функции и обеспечивать вас особой энергией, они должны давать вам особый конструктивный опыт и закладывать в мозг участников взаимоотношений особую информацию. Отношения правильного типа настраивают нас на частоту работоспособности и успеха. В этой книге мы рассмотрим, какими взаимоотношениями нужно заручиться, чтобы они помогали нам переходить на другой уровень.

 

Геометрия взаимоотношений

 

Дэниел Сигел (Daniel Siegel) – профессор Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе (UCLA) и ведущий нейробиолог. Его работы помогают пролить свет на то, как мозг взаимодействует с аспектами жизни, определяющими наш успех. Ученый выделяет три сферы:

– клиническая область: что мы чувствуем, думаем, как себя ведем;

– реляционная, социальная область: как мы взаимодействуем с окружающими;

– область результативности: как мы осуществляем свои замыслы и чего достигаем.

Сигел, изучавший формирование мозга и сознания в контексте взаимоотношений, высказывается о целебной силе последних точнее, чем кто‑либо из известных мне специалистов. К исследованию он подходит с трех точек зрения, которые в книге Pocket Guide to Interpersonal Neurobiology: An Integrative Handbook of the Mind (New York: Norton, 2012) «Карманный справочник по по межличностной нейробиологии» называет треугольником благополучия.

Этот «треугольник благополучия» определяет, как мы чувствуем себя в важных для нас повседневных жизненных ситуациях – сможет или нет «морской котик» завершить заплыв, сможет или нет брак стать обогащающим и счастливым, сможет или нет руководитель вести за собой команду, сможет или нет ребенок развиваться интеллектуально, сможете вы или нет сражаться с напастями и быть стойким. Три элемента, образующие этот «треугольник благополучия», сообща работают над тем, чтобы выстраивать, двигать, создавать и регулировать нашу деятельность и нашу результативность. Что же это за тройка? Это наши тело и мозг (физические составляющие), наши социальные связи и наше сознание, которое регулирует энергию и информацию, нужные для жизни и деятельности.

Сигел описывает «треугольник» как «процесс… который направляет поток энергии и информации внутри наших социальных связей и наших паттернов нейронных импульсов… это не собственно мозг или собственно взаимоотношения… это система, которая управляет потоком энергии и информации внутри мозга и между взаимоотношениями». Наш мозг работает в контексте взаимоотношений и развивает регулирующее сознание, которое контролирует движущий всем поток энергии и информации. Мы связаны такими нитями, при помощи которых в способы нашего функционирования всегда включены эти три элемента: наша физическая составляющая, наши взаимоотношения и наше сознание.

Сигел продолжает: «Как у монеты есть орел, решка и ребро, так и у единой реальности энергетического и информационного потока есть по крайней мере три грани: возможность взаимодействовать в отношениях, механизмы нейронных паттернов в мозге и регулирование отношений в сознании». Чтобы производить перемены и показывать высокие результаты, нам нужны все три элемента, все три части треугольника. Когда мы укрепляем каждую из сторон треугольника, наше благополучие повышается. И происходит это только посредством взаимоотношений – и через них. Иными словами, чтобы перейти на следующий уровень, нам нужны отношения, которые помогут нам совершенно по‑особенному одновременно развивать и наш мозг, и наше сознание. Когда эти отношения развиваются определенным образом, нам становится лучше. Если этого не происходит, лучше не становится. Мы остаемся на месте или откатываемся назад.

С того отрезвляющего момента в колледже, когда я услышал, что важно именно качество отношений, я четко осознал, что для того чтобы повысить результативность и выйти за свои границы, человеку требуется нечто гораздо большее, чем поверхностное приятельство. Хорошее самочувствие, благополучие зависят от качества взаимоотношений, передающих уникальную информацию в ходе социальных взаимодействий, формирующих поток энергии и включающих систему внутреннего регулирования, – все это передает импульсы сознанию, мозгу и телу. Дело не только во взаимоотношениях или только в информации – дело и в том и в другом. Но дело также и в определенном переживаемом в отношениях опыте, который способствует заметному росту нашего ментального и физического инструментария, способности к развитию до следующего уровня и достижению результатов лучших, чем были прежде. Для этого требуются взаимоотношения, но – определенного вида. Такие, что поднимают нас на следующий уровень. И именно они станут предметом исследования этой книги.

«Треугольник благополучия» должен выстраиваться особенным образом, чтобы взаимоотношения, мозг и сознание сообща работали на рост наших способностей за пределы существующих ограничений. Динамика взаимоотношений должна быть направлена в определенное русло и наполнена определенного рода информацией, кодирующей или формирующей паттерн. Как у компьютера есть специальный код, запускающий его операционную систему, так со временем усваиваются и «коды», вмонтированные в отношения. Наши взаимоотношения помогают нам написать «код» того, кем мы стали и кем становимся. Плохо это или хорошо, но у отношений есть власть. Плохой или хороший «код» и плохая или хорошая энергия. Они влияют на все три стороны «треугольника благополучия»: физическую, межличностную и психологическую.

Давайте рассмотрим каждую из трех составляющих и оценим, почему они так важны для нашей деятельности.

Во‑первых, есть рассматриваемые как единое целое мозг и нервная система – комплекс физических органов, который регулирует все процессы, воздействует сам и подвергается внешнему воздействию. То, как мы позиционируем себя, взаимодействуем, движемся к результату, чувствуем и ведем себя, является следствием того, что происходит в нашем физическом мозге. Наш мозг функционирует за счет электрических импульсов, а также химического «топлива» в виде нейромедиаторов и гормонов. Взаимодействие его нервных клеток представляет собой физический аппарат, который Сигел называет «нейронными импульсами». Представьте, как влияет начинка компьютера – материнская плата, микрочип, электрические провода и батарея – на его работу. Точно таким же образом электрическая «разводка» наших мозгов определяющим образом влияет на то, насколько хорошо мы себя чувствуем.

Небольшой пример. Когда вы переживаете гормональные изменения, корректируются ваше поведение, ощущения и оценки. Когда снижается уровень серотонина, меняется ваше настроение, а также способность концентрироваться и держать фокус. Ваша энергия падает. Воздействие инсулина меняет уровень глюкозы, что воздействует на ваш мыслительный процесс, степень энергичности, особенности поведения и другие показатели. Именно поэтому спортсмены применяют специальные добавки в пищу. Мозг, его физический аппарат, включая все материальные – химические – воздействия на него, является одной из определяющих сил всей нашей деятельности. Но это еще не все.

Во‑вторых, есть взаимоотношения, наш опыт межличностных связей. Говоря о взаимоотношениях, мы имеем в виду не только дружеский треп с приятелями. Мы говорим о специальной качественной социальной вовлеченности. Нейронаука показала нам, что подобные отношения, даже кажущиеся незначительными, серьезнейшим образом повышают нашу результативность и даже помогают строить, питать и поддерживать физические связи в системе мозга.

Именно поэтому вы можете чувствовать себя очень по‑разному и проявлять себя очень по‑разному в зависимости от того, с кем вы поддерживаете отношения и что в них происходит. Более того, именно в ходе отношений по‑настоящему формируется наш разум. Отношения влияют не только на наше тело и мозг, но и на наши умственные способности. У детей, окруженных любящими, заботливыми, гармоничными отношениями, в гораздо большей степени развиваются разнообразные физические и ментальные способности.

Нейронные структуры, возникающие как результат таких взаимоотношений, позволяют им устанавливать связь с другими, проявлять эмпатию по отношению к другим и развиваться интеллектуально и физически. Здоровые взаимоотношения обогащают мозг массой функций, таких как способность контролировать свои эмоции, решать проблемы, справляться со стрессом и быть жизнестойкими. Как мы увидим, лидеры бизнеса, спортсмены и другие люди, демонстрирующие высокие результаты, формируют свою внутреннюю силу через взаимоотношения, задействуя те же самые механизмы.

Крайне важны структура, сопутствующая обстановка и качество взаимоотношений. Если связь позитивная, гармоничная, эмпатичная, с элементами участия, поддерживающая и стимулирующая, она способствует позитивному развитию мозга и повышает работоспособность. Если связи недостаточно качественные, то не происходит ничего, когда должно происходить что‑то, или же в нас внедряются плохие вещи – «жучки». Например, такие как слишком острые реакции, недоверие, деструктивное сознание, неспособность фокусироваться и быть внимательным, импульсивность, управляемость, восприимчивость к неудачам и другие препятствия, мешающие нашей работоспособности.

В‑третьих, есть сознание. И это самый главный пункт, в котором я расхожусь с профессором из моей юности, утверждавшим, что терапия связана только с отношениями. Сознание – это главный программный процесс, контролирующий и поддерживающий все. Настраивающий нас на работу, на победу… или нет. Как описывает Сигел, сознание «управляет потоком энергии и информации наших тел и наших отношений, последовательным и самоорганизующимся процессом, дающим импульс нашей умственной деятельности, такой как эмоции, мышление и память». Наше сознание обрабатывает все происходящее в каждый момент, позволяя нам справляться с обстоятельствами или нет.

Поэтому нам недостаточно просто быть «в отношениях» или «иметь друга» для перехода на следующий уровень. Любой здесь не подойдет. В ходе правильных отношений должна происходить позитивная настройка нашего внутреннего оснащения, нашего разума, контролирующего нашу жизнь и нашу деятельность, для полноценного взаимодействия с внешним миром. Лишь такое развитие обеспечивает способность мыслить качественно иначе, чувствовать качественно иначе, контролировать себя и показывать лучшие результаты. Мы должны концентрироваться не только на построении отношений, но также на создании оснащения для нашего разума, который и будет приводить в движение нашу результативность. По ходу книги я не раз буду напоминать об этой важной особенности. Да, отношения важны, но это должен быть тот тип отношений, который создает хорошее оснащение – если хотите, технологии в вашем мозгу, повышающие результативность.

Лучшие результаты будут достигаться в результате усовершенствования устройства – говоря языком компьютеров, процессора и программного обеспечения, – движущего рабочий процесс. «Двигателю» вашей деятельности и вашей способности управлять процессом надо добавлять лошадиных сил. Подобные улучшения происходят через определенный социальный опыт, энергию и информацию, получаемые от совместной работы. Ваши тело и мозг, ваш опыт социального взаимодействия и ваше сознание будут трудиться над всем этим сообща… или не будут. Взаимоотношения, «силу других», нельзя исключать из формулы подъема на следующий уровень. Им здесь отведена центральная роль. Физическое, социальное и ментальное работает вместе, но в действительности создается в отношениях.

Моя цель – помочь вам осознать, что наши привычные действия для достижения или улучшения результата – такие как работа по повышению квалификации, коррекция образа мыслей, развитие инициативности, коммуникационных навыков, уровня ответственности, выносливости, адаптивности и так далее – конечно, нужны, но их недостаточно. Проблема в том, что вы просто не сможете изменить все это в одиночку.

С имеющимся оснащением вы и так уже находитесь на пределе. Однако ваши возможности возрастут, а оснащение улучшится, когда эти способности начнут развиваться в ходе отношений определенного рода.

Чтобы подняться на следующий уровень результативности, вы, конечно же, должны научиться думать по‑другому, обрести иное сознание, ваш мозг должен начать по‑другому реагировать. А чтобы развить эти возможности в своем сознании и мозге, оснащением которого являются обитающие в нем мысли, чувства и модели поведения, вам нужно подключиться туда, где вас смогут «подпитать».

 

Нетаинственное превращение

 

Я встречался с генеральным директором одной национальной компании, чтобы спустя полтора года совместной работы проанализировать эффективность наших обучающих семинаров.

– Интересно, – указал он. – Я поражен произошедшими переменами. Не могу поверить, насколько по‑другому я стал мыслить в бизнесе и в текущей ситуации благодаря этому тренингу. И в профессиональном, и в личном плане сегодня я нахожусь не там, где был, когда мы начинали, а в той точке, которую прежде не смог бы даже разглядеть. В этом есть тайна, что‑то, чего я не понимаю.

– Что же это по‑вашему? – спросил я.

– Ну, вы много спрашивали о моем образе мыслей. Откровенно говоря, вы не то чтобы говорили мне, что думать и что делать. Иногда, уходя отсюда, я хотел иметь более структурированный список задач. Чтобы вы сказали мне что‑то вроде «иди и сделай это». Я хотел бы продвигаться в процессе дальше, быстрее, уметь становиться лучше.

Я рассмеялся.

– Над чем вы смеетесь? Что я такого сказал? – поинтересовался он.

– Я смеюсь над тем, как работает механизм роста или перехода на следующий уровень. Это не тот процесс, что мы можем контролировать или привносить в жизнь волевым усилием или просто выбирать… даже если вы и хотели бы уметь это, не так ли? Мы оба знаем, что вы любите контролировать ситуацию. Но стать лучше не значит просто «пожелать» иметь лучшие результаты. Это означает стать кем‑то, кто действует лучше и действует по‑другому. Это означает сменить оснащение.

Он оценил юмор. Его рост был результатом процесса, а не разового усилия воли или ежедневного прорабатывания большого списка дел. Конечно, он работал и над отдельными конкретными вещами, как я ему рекомендовал, и даже над многими вещами. Однако перемены, которые он обнаружил, на самом деле во многом произошли вне его контроля, а возможно, и вопреки его желанию. Как и многие большие руководители, он действительно любил контролировать и структурировать вещи. Но самосовершенствование – это длительный процесс. Его рост происходил и в ходе наших взаимоотношений, и вследствие привнесения в свою работу других взаимоотношений. Результатом стали изменения в нем самом и, как следствие, в его результативности. Изменилось его оснащение.

– Это процесс, – объяснил я. – Просто продолжайте делать то, что делали. Мы продолжим работать над конкретными задачами – что вы принимаете, от чего уклоняетесь. Продолжим прорабатывать это способами, которые мы обсуждали, и вы продолжите меняться… Вы будете по‑другому думать, поскольку изменится ваша «думалка». Вы получите новые лошадиные силы. Поверьте. Это работает.

Он подтвердил мои слова свежим примером. Он вспомнил, как на недавней встрече директоров председатель донимал его условиями сделки, которую он только что завершил. Председателя интересовало, насколько эффективно директор отстаивал позиции компании перед конкурентами. Звучало это так, будто председатель сомневается, действительно ли генеральный директор имеет планы на будущее и просчитал ли он методы защиты компании от наступающих конкурентов.

– Прежде я немедленно начал бы думать о защитных мерах, которые необходимо предпринять для борьбы с конкурентами, попытался бы показать, что планирую выстроить хорошую оборону, – рассказал мой клиент. – Но в этот раз я повел себя по‑другому. Почему‑то я действительно был спокоен и ответил: «Это вообще не проблема, но я предпринял шаги, чтобы убедиться, что нагнать нас конкурентам будет более чем трудно». Далее я обрисовал наступательную стратегию, которую я начал реализовывать, чтобы заставить конкурентов полностью скрыться из вида. Я даже изначально не думал об игре в защите. Я думал совсем по‑другому, мои мысли были о наступлении. Я поместил нашу компанию на совсем иную позицию на рынке, отличную от той, что мы занимали прежде… просто перейдя от игры в защите к игре в нападении. Это был совсем другой ход мыслей – и я не говорил себе, как надо мыслить, все происходило само собой. И я понимаю, что этот процесс продолжается. Я мыслю другими категориями.

– Эти способности будут только продолжать развиваться, – заверил я его, – по мере того, как вы будете расти. Вам не придется «заставлять себя» выступать лучше. Вы будете выступать лучше просто потому, что улучшится ваше внутреннее устройство. Вы будете действовать по‑другому.

 

Сильные открытия

 

Представьте, что вы не пытаетесь контролировать ваши реакции на последствия стресса, а попросту не реагируете, не чувствуете стресса от тех причин, что способны вызывать его сейчас. Представьте, что не пытаетесь мысленно редактировать то, что собираетесь сказать кому‑то, а из ваших уст просто слетают такие ответы, что вам не приходится прикусывать язык в попытке аннулировать прежние слова. Именно к таким результатам приводит настоящий рост – к качественно иному способу нашего образа действий. Вы обнаружите, что такой тип роста происходит в ходе важнейших взаимоотношений, что, если они есть, вы будете расти, меняться и наращивать свой потенциал. Это результат использования силы другого.

Насколько же сильное воздействие оказывают отношения? Вот лишь несколько показателей, на которые социальные связи оказывают кач<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.