Лекция 5. Обучение говорению как виду речевой деятельности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Лекция 5. Обучение говорению как виду речевой деятельности

2021-04-18 212
Лекция 5. Обучение говорению как виду речевой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

I. Обучение диалогической речи

1. Психологическая и лингв- хар-ка диалогической речи

2. Требования к диал. речи учащихся

3. Пути и этапы обучения диалогу

4. Упражнения в обучении диалогу

II. Обучение Монологической речи

5. Лингвопсихологическая характеристика монол ричи

6. Требования к монолог речи учащихся

7. Пути и этапы обучения могологу

8. Упражнения в обучении монологу

III. Контроль умения говорить

I. Обучение диалогической речи

1.Диалог – обмен высказываниями в процессе разговора между двумя или несколькими собеседниками, отдельные высказывания реплики. Минимальная единица измерения – диалогическое единство.

Хар-ка:

1. Диалогическое единство – 2 или более смежные реплики, взаимосвязанные интонационно, по смыслу, лексико-грамматически.

2. Первая реплика – инициативная, вторая – реактивная.

Диал.ед-ва бывают двучленные, трехчленные и многочленные.

Виды реплик:

А) По характеру:

1. Вопрос

2. Ответ

3. Отрицание

4. Утверждение

Б)По коммуникативной форме подачи:

1. Запрос информации

2. Выражение отношения

3. Сообщение информации

4. Уточнение и дополнения информации

Виды диалогических единств по характеру реплик:

1. Воспросно-ответные

2. Утверждение – подтверждение

3. Сомнение – подтверждение

Виды диалога:

По степени подготовленности:

1. Полностью готовый, заученный, частично трансформированный

2. Собственный диалог на основе знакомых реплик

По целевой направленности:

1. Целевые = стандартные = типовые

2. Свободные

По количеству участников:

1. Парные

2. Групповые

3. «Управляемый диалог» A ask B what date it is today.(установка делается кем-то)

Психологические особенности диалога:

1. Реактивность или спонтанность (естеств. диал.речь невозможно заранее спланировать)

2. Контактность (речевое + неречевое поведение партнеров)

3. Ситуативность (учет ситуации, в которой диалог создается)

4. Эмоциональная окрашенность (нейтральные, умеренно-эмоциональные, повышенно-эмоциональные)

2.Требования программы к диалогической речи

Нач этап (на конец 6 кл.): приветствие, прощание, знакомство, просьба, согласие, несогласие, элементарный диалог в ситуациях повседневного общения.

4-6 реплик с каждой стороны.

Средний этап (на конец 9 кл): этикетный диалог в стандартных ситуациях, расспрос, просьба, дискуссия.

6-8 реплик с каждой стороны.

Старшая школа (на конец 11 кл):

Уровень А: полилог в форме дискуссий, диалог на основе изучаемой тематики.

Уровень В: полилог и диалог по расширенной тематике.

 

3. Пути и этапы обучения диалогу:

1. Индуктивный (путь снизу вверх)

2. Дедуктивный (путь сверху вниз)

Дедуктивный путь обучения (путь сверху вниз). Обучение начинается с целого диалога – образца, эталона для построения подобных. Диалог прослушивается и заучивается целиком наизусть, затем просто варьирует его лексическое наполнение.

Этапы:

1. День первый.(или урок 1) Цель – запоминание диалога образца.

- Учитель объясняет диалог-образец (с голоса, диска)

- Снятие трудностей

- Полный перевод

- Вопросы по диалогу на англ. языке

- Паузированное чтение диалога

- Повторение реплик в паузу при закрытых книгах

- Д.з. – выучить диалог.

2. День второй.(или урок 2) Трансформация диалога. Цель – запоминание структуры диалога.

- Прослушивание домашнего диалога (затем можно дать время на повторение)

- Опрос диалога

- Варьирование лексического наполнения (предлагаются слова для подстановки в диалог-образец)

- Прослушивание трансформированного диалога

3. День третий. (или урок 3) - Говорение в измененной ситуации.

Структура ситуации:

i. Что нужно представить себе (Imagine that your friend has broken a leg in the street (not has contracted the flu, как в образце))

ii. Что нужно сделать (Call “First Aid Station”, ask to send for a doctor, call an ambulance)

Индуктивный путь (путь снизу вверх). Путь от усвоения элементов диалога и самостоятельное его ведение на основе учебно-речевой ситуации. При этом пути необходимо достичь сформированности диалогических речевых умений, т.е. 1) формулировать запрос информации; 2) удовлетворять запрос информации; 3) адекватно отвечать на вопросы; 4) сообщать инф. Для её обсуждения; 5) выражать оценочные суждения.

Структура обучения по инд.пути.

1. Обучение грамматики вопроса.

2. Обучение вопросам по образцу учителя.

3. Обучение вопросам по наглядности в реальной ситуации.

4. Обучение логическим группам вопросов.

5. Обучение вопросам о предметах.

6. Обучения группам вопросов по теме.

(Примеры заданий при индуктивном пути обучения (Соловова)

1. Я буду зачитывать реплики. Ваша задача быстро отреагировать на них.

Как дела? Хотите пойти с нами в театр? Ведь вы уже читали эту книгу?

2. Составьте верные, ложные и спорные утверждения по тексту. Обсудите в парах.

3. Вспомните способы согласия/несогласия составьте мини-диалоги с этими репликами.)

4. Упражнения в обучении диалогу.

А.По книге учителя ИЯ                                                                    

1. Упражнения в обучении диалогической речи с использованием текста-образца. (Прочтите диалог по ролям, заполните пропуски в реплике диалога, расширьте реплики диалога, составьте из данных реплик диалог, составьте один диалог из микро-диалогов)

2. Упражнения в обучении диалогической речи при пошаговом составлении диалога (при индуктивном пути). Опишите ситуацию и составьте по ней реплику. Разбейте диалог на микро-диалоги. Заполните своими репликами середину диалога.

3. Обучение диалогической речи путем создания ситуации диалога. Создайте диалог к серии картинок, диалогизируйте прочитанный текст.

Б. Упражнения в обучении диалогу по Роговой:

1) для обучения подготовленной диал.речи:

- ответы на вопросы;

- постановка ситуативных вопросов;

- диалогизция прослушанного / прочитанного текста;

- составление диалога на заданную тему;

-дополнение и видоизменение данного диалога.

2) для обучения неподготовленного диалога:

- дайте аргументированные ответы на вопросы;

- управляемый диалог без подготовки;

- дискуссии, диспуты;

- вопросно-ответные игры. 

II. Монологическая речь

 

1. Монолог.речь – связное непрерывное изложение мыслей одним лицом.

Психологическая характеристика:

1 Контекстная (без учета внешней ситуации)

2 Непрерывна

3 Понятна без неязыковых средств

4 Последовательна и логична

5 Характеризуется полнотой изложения

6 Обращенностью

Лингвистическая хар-ка:

1 Не является эллиптичной, характеризуется полносоставными предложениями

2 Развернутое изложение мыслей.

Виды монологов по коммуникативной цели высказывания:

1. Монолог-сообщение

2. Монолог-описание

3. Монолог-рассуждение

4. Монолог-повествование

5. Монолог-убеждение

2. Требования в обучении монологу.

Начальный этап: описание, воспроизведение стихов песен, краткий рассказ по изучаемой тематике (6-10 предложений)

Средний этап: краткое сообщение, рассказ с оценкой, описание, характеристика людей, предметов, пересказ с опорой на текст (10-12 фраз), умение делать устное сообщение на 2-3 мин.

Старший этап:

Уровень А: монолог по изучаемой тематике, публичные выступления, характеристика событий. Говорение - 3 минуты.

Уровень В: Монолог по расширенной тематике, публичные выступления, представления социокультурного портрета своей страны и стран изучаемого языка, характеристика событий. Говорение 5 минут.(вспомните –экзамен на профильном уровне)

3. Этапы и пути обучения монологу:

1. Индуктивный (путь снизу вверх)

2. Дедуктивный (путь сверху вниз)

Индуктивный – это развертывание высказывания от элементарного предложения к законченному монологу.

1. Этап 1: задания, стимулирующие короткие высказывания. I like winter, and you?

2. Этап 2: уточнение, расширение высказывания. Say, why you like winter, what you like in it and what you do in winter.

3. Этап 3: самостоятельного развернутого высказывания. Explain why you like winter, may be you dislike smth in it. Compose a monologue about winter.

Дедуктивный. Исходная единица обучения – законченный текст, работа в три этапа:

1. Этап 1. Максимальное «присвоение» содержания текста (прочитать текст + ответить на вопросы + составить план текста и конкретизировать каждый пункт).

2. Этап 2. Пересказ исходного текста.

3. Этап 3. Говорение в измененных ситуативных условиях (исходный текст перерабатывается в текст – монолог на сходные темы).

 

4. Упражнения в обучении монологической речи.

1. Упражнения при обучении дедуктивным способом.

a. Сформулируйте главную мысль текста

b. Перескажите информацию текста, добавляя свою

c. Отметьте в тексте известную и новую информацию

d. Выберите ключевые слова

e. Расскажите о том, что подтверждает мысль о…

2. Упражнения при обучении индуктивным способом.

f. Упражнения на уровне фразы (назовите свои действия, попросите, поблагодарите, сделайте вывод, выразите мысль, опишите картинку, оцените поступок персонажа и т.д.)

g. На уровне сверхфразового единства (по ключевым словам расскажите о, расскажите и докажите правильность своих суждений, составьте высказывания на основе ситуации и т.д.)

h. Упражнения на уровне текста (опишите серию картинок по теме, прокомментируйте пословицу, составьте описание, расскажите о...по плану)

III. Контроль умения говорения

В международных и отечественных экзаменах используются задания 3 типов.

1. Первая часть – знакомство, вопросы с целью успокоения испытуемого, снятия эмоционального напряжения.

2. Вторая часть – задания на монолог с опорой (из серии реклам выбрать страну или город, куда вы хотите поехать и обосновать свой выбор) Составьте 5 минутный монолог: какое событие 20 века изменило жизнь людей, какой вам видится жизнь в 21 веке...(ЕГЭ!!!)

3. Третья часть – проверка диалогических умений (Выбрать общий подарок на день рождения друга, выберите подарок, обоснуйте свой выбор, выслушайте партнера). Контроль умения вести беседу, слушать, реагировать, приходить к общему решению. (ЕГЭ!!!)

 

                         

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.