Лекция 6 Обучение чтению как вид речевой деятельности. Упражнения. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Лекция 6 Обучение чтению как вид речевой деятельности. Упражнения.

2021-04-18 104
Лекция 6 Обучение чтению как вид речевой деятельности. Упражнения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1. Требования гос.программы

2. Виды чтения

3. Методы и этапы обучения чтению

4. Система работы с текстом

5. Упражнения на проверку понимания текстов

6. Формы компрессии текстов

1. Чтение – самостоятельный вид речевой деятельности, а также средство обучения и контроля:

Чтение как средство обучения обозначает, что им пользуются для:

- расширения словаря учащ-ся;

- запоминания яз.материала;

- развития устной речи;

- развитии письменной речи;

Чтение как цель означает, что чтение – это одна из практических целей обучения в школе. Требования к нему указаны в гос.программе:

Начальный этап: В конце 6 кл. учащиеся должны читать вслух и про себя с полным пониманием текста на прогр. материале с 2-4 % незнакомых слов

Средний этап: В конце 9 кл. учащиеся должны владеть * чтением с извлечением полной информации (изучающее) текстов с 3-5 % незнакомых слов; * чтением с извлечением основной информации (ознакомительное) текстов с 2-3 % незнакомых слов; * чтением с извлечением частичной информации в просмотровом режиме.

Старший этап: В конце 11 кл. учащиеся должны уметь читать с извлечением полной (несложные оригинальные тексты общественно-полит., научно-популярного характера, адаптированные художественные тексты со словарем), основной (без словаря тексты с 5-8% незнакомых слов) и частичной (без словаря частично-адаптированные тексты (неспец школа) и неадаптированные (спецшкола) тексты) информации.

2. Виды чтения по целевой установке:

1 Просмотровое. Скорость 500 слов/мин. Получение общего представления о читаемом, нужно понять 15%.

2 Ознакомительное. Скорость 180 слов/мин. Чтение для себя, нужно понять 75%.

3 Поисковое. Чтение литературы по специальности, с целью найти конкретную информацию.

4 Изучающее. Скорость от 50-60 слов/мин. Полное точное 100% понимание прочитанного.

Виды чтения по участия голоса:

1 Чтение вслух

2 Чтение про себя

По участия родного языка:

1 Переводное

2 Беспереводное

По месту чтения:

1 Классное

2 Домашнее

По характеру работы:

1 Интенсивное – с исследованием содержания и языкового материала (стилистические и авторские приемы).

2 Экстенсивное – с исследованием только содержания.

3.Этапы обучения чтению.

1. Постановка механизма чтения

2. Развитие умения читать.

ЭТАП 1 - Учащиеся учатся читать с помощью 3 методов постановки механизма чтения:

1. Фонический (фонетический) – от буквы к звуку

2. По ключевому слову

3. Метод чтения структур

1. Фонический метод

1. Ознакомление с согласными буквами. Установка первично-фонемных соответствий.

2. Чтение гласных в различных типах слогов.

3. Чтение словосочетаний, предложений, мини-текстов.

4. Чтение более продолжительных фабульных текстов.

2. Метод «по ключевому слову»

1. Предъявление, объяснение. «Сегодня мы научимся читать букву..., которая стоит в закрытом/открытом слоге и читается звуком...как в слове...» пример буква «а» открытый [ei] как в слове name, закрытый [?] как в слове cat

2. Упражнения: - 1. Чтение слов в столбик, начиная с ключевого слова.

Cat                                      name

Man                                       flame

3. Упражнение 2. Чтение тех же слов в строчку

4. Упражнение 3. Чтение слов в строчку с добавлением слов по ранее изученным правилам.

5. Проверь себя. На уровне упражнения 3 + приводятся незнакомые слова на данное правило.

6. Упражнение 4. Чтение структур (предложения, вопросы). Структуры с расширением.

3. Метод чтения структур

1. Устное проговаривание предложения. T - Cl

2. Наглядное чтение целого предложения. T – Cl – P1 – P2 – P3…

3. Чтение с иллюстрацией целого предложения. This is an apple – вместо яблока – иллюстрация. Затем картинки можно менять – банан, груша, слива…..

4. Разбивка предложения на слова.

5. Чтение структур с расширением.

a. This is a cat

b. This is a big cat

c. This is a big black cat

d. This is my big black cat

ЭТАП 2 - развития умений чтения: три режима чтения.

1. Чтение вслух на основе эталона. Технология:

a. Прослушивается эталон с голоса учителя или диска

b. Паузированное чтение

c. Чтение индивидуальное

2. Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени.

d. Учитель дает установку и идет самоподготовка

e. Чтение в парах

f. Индивидуальный опрос

3. Чтение без эталона и без предварительной подготовки. Два варианта:

g. Контрольный опрос на скорость чтения.

h. Смотр знаний в конце темы (когда накопилось 3-4 текста, можно повторить материал на чтение)

Параметры оценки техники чтения:

1 Темп чтения

2 Соблюдение норм ударения

3 Соблюдение норм паузации

4 Использование правильных моделей интонирования

5 Понимание прочитанного

4.Системы работы с текстом

1. Дотекстовый этап. Цель: сформулировать задачу для чтения, снять трудности, замотивировать класс. Например: Догадаться о содержании текста по заголовку, ответить на вопросы по теме, но не по содержанию текста.

2. Текстовый этап. Цель: сформировать или развить умения и навыки чтения, проконтролировать их состояние.

3. Послетекстовый этап. Цель: Использовать текст как опору для речи.

Требования к учебным текстам:

1. Объем текста. 1) Только короткие тексты не дают возможность сформировать все умения. 2) Только длинные тексты утомляют. 3) слово или объявление на двери – тоже текст. 4) схематизация – тоже текст Следовательно, объем д.б. разный!

2. Место основной идеи. В начале текста или конце.

3. Тематика текста. 1) Соответствует программе УМК, 2) соответствует возрасту, 3) можно подключить тексты из других источников с целью полного отражения тематики УМК и интересов учащихся.

4. Проблематика текста. Имеет воспитательный потенциал, согласуется с интересами учеников.

5. Степень аутентичности. Нужно использовать аутентичные и частично аутентичные тексты.

 

5. Упражнения на проверку понимания текстов.

1. Упражнение при изучающем чтении. Закончите предложение по тексту. Ответьте на вопросы. Подготовьте реферат текста. Опираясь на текст расскажите о...

2. Упражнения при ознакомительном чтении. Согласитесь, опровергните. Составьте вопросы к тексту. Составьте план к тексту. Перескажите текст на русском языке. Расположите смысловые части в логической последовательности. Подготовьте резюме.

3. Упражнения при просмотровом чтении.  Зачитайте факты, которые относятся к... Подчеркните вывод. Выпишите факты, которые иллюстрируют тезис.

4. Упражнения при поисковом чтении. Найдите в тексте имена собственные, даты, места, связанные с…, события, соответствующие датам и т.д.

6. Формы компрессии текста

 Все формы компрессии текста применяются на старшем этапе.

1. Реферат – краткое, обобщенное представление содержания прочитанного (10-15 предложений по тексту).

2. Аннотация – предельно краткое изложение текста (3-4 предложения). 1 часть – о теме текста. The text deals with. 2 часть – основная идея. 3 часть – заключение.

3. Рецензия – аргументированное мнение о содержании исходного текста.

a. Прочитайте текст, определите основную идею.

b. Оцените содержание.

c. Определите позицию автора.

d. Обоснуйте его позицию.

e. Свой вывод

4. Резюме – выводы из содержания оригинала. 4-6 предложений текста в настоящем времени.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.