Что ищут и находят фантастические археологи? — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Что ищут и находят фантастические археологи?

2020-12-07 85
Что ищут и находят фантастические археологи? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«– Да. Это новое откровение науки, и я рад, что им окупается наш опасный рейс. Космическая мумия откроет новую страницу земной археологии».

А. Казанцев «Фаэты».

Арсеналы. Этот вид находок наиболее желанен для тех авантюристов, которые и сами не прочь воспользоваться эффективным вооружением (Р. Шекли «Абсолютное оружие»). Прочие относятся к залежам бесхозного оружия с опасением; иногда трагически гибнут при попытке вскрыть древний склад (И. Ефремов «Час Быка»), а иногда, рискуя жизнью, спасают земную цивилизацию от гибели (К. Булычёв «Лиловый шар»).

Артефакты. Это инородные или неестественные объекты, которые не могли быть произведены в древние эпохи. Чаще всего артефакты имеют инопланетное происхождение и подтверждают давние визиты пришельцев и ПАЛЕОКОНТАКТЫ. Атрибуты техники и планетолёты могут быть забыты или брошены второпях (М. Клименко «Ледяной телескоп»). Но есть предметы, которые в надёжном месте терпеливо дожидаются, когда земляне дозреют интеллектуально, чтобы предоставить важную информацию (В. Бережной «Археоскрипт»).

К редким исключениям, имеющим земное происхождение, принадлежит затерявшаяся в прошлом вещица из будущего в повести Г. Прашкевича «Только человек».

Гробницы. Привлекают жгучий интерес у «чёрных археологов», желающих нелегально или в частном порядке овладеть сопутствующими захоронениям кладами или магическими святынями. Признанные мастера своего дела здесь хорошо известны: Лара Крофт, практически все соперники Индианы Джонса…

Следы Атлантиды. Здесь важно установить принадлежность находок именно к культуре атлантов, а сделать это не так уж просто, учитывая, что точное место расположения Атлантиды не установлено. В руки археологов обычно попадают только косвенные источники информации (Г. Лавкрафт, «Храм. Рукопись, найденная на побережье Юкатана»)

Произведения искусства. Трудно поверить, чтобы какой-нибудь эстет вооружился лопатой или рискнул проникнуть в подземелье через узкий, обрушающийся лаз. Это становится уделом не только профессионалов, но и, увы, авантюристов. Оттого гибнет соляная статуя жены библейского Лота (Р. Э. Альтер «Мираж»).

Неожиданные находки. Диапазон находок здесь широк: от скромного на вид лорнета, позволяющего видеть прошлое глазами своего бывшего владельца (Т. Непомнящий «Казуаль») до собранных воедино ценностей капиталистического мира (И. Ефремов «Туманность Андромеды»).

Что касается побочных событий и приключений, сопровождающих обнаружения материальных следов давно исчезнувших культур, то перечислять их, наверное, столь же неблагодарное занятие, как наперёд пересказывать последние, самые захватывающие мгновения ещё непрочитанного детектива. Ради прохождения вместе с главными героями всей череды неудач и побед и читатель, и кинозритель готовы вновь сопереживать им, погружаясь в сюжеты циклов об авантюристах-археологах или даже пародийных фильмов из серии «Доспехи бога».

A PROPOS …

Казалось бы, к вышесказанному уже нечего добавить. Но есть ещё момент, мимо которого пройти трудно. Серия из трёх романов Ю. Гаврюченко («Кладоискатель и сокровища Ас-Сабаха»; «Кладоискатель и доспехи нацистов» «Кладоискатель и золото шаманов») сопровождается громким подзаголовком: «археологическая фантастика». Предоставим читателю самому разобраться в художественной ценности трилогии по цитате из уже имеющейся на неё положительной (?) рецензии. «Главные герои книг — кладоискатель Илья Потехин и его напарник, бывший офицер ВДВ Слава — малосимпатичны. За спиной обоих лагерные сроки, а потому не удивительно, что трилогия сильно смахивает на «Бандитский Петербург» с примесью индиана-джонсовского антуража…».

С таким же успехом роман Э. Хемингуэя «Старик и море» можно снабдить подзаголовком: «рыбацкие истории». А подлинным основателем поджанра «археологическая фантастика» считать Викторию Токареву с её брутальными «джентльменами», стырившими золотой шлем Александра Македонского.

АРХЕОПТЕРИКСЫ.

«Археоптерикс – это уже настолько птица, что она должна иметь свою весьма длинную историю».

Г. Чижевский «В дебрях времени».

Слой времени в сто пятьдесят миллионов лет отделяет нас от динозавров с задатками птиц. Слепки со слепков останков одной из разновидностей этих биологических видов, именуемых археоптериксами, красуются или пылятся во многих школьных кабинетах биологии. В фантастике эпоха существования археоптериксов растянулась на те же сто пятьдесят миллионов лет вперед.

Во-первых, узкому кругу энтузиастов удалось вывести птенца археоптерикса из обычного голубиного яйца. Для этого понадобился прибор под названием палеофиксатор (Г. Альтов «Шальная компания»). Смущает лишь размер исходного материала, явно тесноватый для выведения такого существа.

Во-вторых, раса разумных археоптериксов обитает в искусственной псевдотуманности в повести В. Бабенко «ТП».

Учёные-скептики полагают, что археоптерикс был ошибкой природы, тупиковой ветвью. И потому он не мог привести к образованию класса птиц, прапредка которых нужно ещё отыскать. Но это уже совсем другая история.

Литература.

«Диспут вокруг первоптицы» // журнал «Чудеса и приключения» №6 за 1995 год.

 

АРХЕТИПЫ.

«Он слышал только, что Юнг немало способствовал восстановлению дружеских отношений между интеллигенцией священниками»

Ф. Дик «Лабиринт смерти».

Оговоримся сразу: персонаж, мнение которого мы только что процитировали, чересчур упрощает и искажает истинное положение дел.

Архетипы – древнейшие психические представления, коллективный опыт всего человечества, передаваемые генетически и на уровне подсознания. В этом заключается мировоззренческая позиция некоторых исследователей, череду которых открыл швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Он систематически изучал сновидения и фантазии своих пациентов и подметил повторяемость образов, понятий, заключённых в подсознании, как оказалось, любого человека. Юнг сделал окончательный вывод: некие изначальные схемы в подсознании индивидуума относятся не только к его поведению, но и к формированию первобытного мышления, фольклора и мифологии человечества в целом.

Противников теории нашлось более, чем достаточно. Официальная позиция советских учёных, незыблемо стоявших на позициях материализма, была сформулирована и провозглашена вплоть до времён «перестройки». Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть в «Философский словарь», одна из редакций которого вышла в свет в1986 году. Читаем: «Иррационалистические, мистические стороны концепции Юнга были использованы для теологических спекуляций, для обоснования абстрактного искусства, доказательства демонического, бессознательного характера художественного творчества. Вместе с тем работы Юнга способствовали появлению исследований по сравнительной мифологии, получила известность его концепция психологических типов...»

Припечатали исследователя большим и раскалённым клеймом идеологического недруга, но не так чтобы насмерть. По аналогии с одной из ситуаций в «Золотом телёнке» И.Ильфа и Е.Петрова: будь у полярного лётчика Севрюгова слава поменьше мировой, то его бы моментально затоптали в «вороньей слободке».

Что касается «теологических спекуляций», то предъявлять данный ярлычок без комментариев просто некорректно. К. Юнг не стал ни автором религиозного апокрифа, ни адептом какого-либо священного писания. Любая из конфессий, скорее, пришла бы в замешательство, нежели в торжество, если бы заполучила союзника в лице швейцарского исследователя в той области, где наука пока не обзавелась приборами. Оккультная система взглядов всегда находилась где-то между наукой и религией. Единственным берегом, к которому она смогла прибиться, стала фантастика.

Прежде всего, подмеченные К. Юнгом архетипы прекрасно совпадают с символами (арканами) гадальных карт Таро, изобретателем которых считается Гермес Тримегистас, полумифический основатель оккультных наук. Фантастам позволительно. Разделяя или не разделяя чьи-либо взгляды, идти «параллельным курсом» с их сторонниками либо с противниками.

Начнём обзор с отечественной фантастики советского периода, где рассматриваемую тему, казалось бы, даже под микроскопом нащупать невозможно.

Необычные сны марсианки Аэлиты были навеяны генетической памятью, доставшейся ей от земных прародителей (А. Толстой «Аэлита»). В рассказе И. Ефремова «Эллинскийсекрет» (1966) речь идёт о современнике автора, в подсознании которого случайно всплыла «технология» прыжков в длину, которой пользовались древнегреческие атлеты. Позднее тему генной памяти можно найти в рассказах Ю. Никитина «Потомоквикинга» (1973) и Г. Шаха «Берегись, Наварра!» (1981), причём подопытные видели чёткие и связные картины исторического прошлого, но арканы Таро никоим образом не обыгрывались.

Похоже, тема архетипов настолько специфична, что и в зарубежной твёрдой фантастике при условии недостаточного знакомства с нею вряд ли отыщется большое количество подходящих произведений. Известно, что в романе Дж. Уайта «Сонное тысячелетие», (1974), пассажиры «звёздного ковчега» большую часть пути проводят всостоянии АНАБИОЗА (см.). Но, чтобы не деградировать умственно, их мозг «загружается» фактами земной истории. Однако на поверку та оказывается скорее «мифологией», поскольку спящих посещают образы, представляющие собой именно архетипы, некогда выявленные Юнгом. Видимо, таков эффект при «отключении» мыслительной деятельности.

Зато самостоятельная ветвь фантастики, именуемая фэнтэзи, распахнула свои объятия для архетипов гораздо шире. М. Муркок создал цикл, в который входят романы «РыцарьМечей», «Дама Мечей», «Король Мечей». «Мечи» - это одна из карточных мастей, известная у нас как «пики», а «рыцарь» - карта, занимающая положение по старшинству между валетом и дамою. Эти же образы, вынесенные в заглавия романов, соответствуют вспомогательным арканам (тайнам) Таро. Основных арканов насчитывается всего лишь двадцать два, а общее количество арканов равно семидесяти восьми. «Полное собрание» всех архетипов оживил Пирс Энтони… в своём романе «Тарот». На свой лад – с привязкой к жизни чуть наивной живой девочки – это сделано А. Зорич в повести «Королева кубков, королева жезлов». Заметим ещё, что карты Таро не остались в стороне от художественной литературы вообще (К. Гоцци«Зелёная птичка»; Х. Кортасар «Игра в классики»).

Чем же так привлекательна колода гадательных карт для фэнтези? Масть мечей (пик) символизирует борьбу, масть посохов (треф) – предпринимательство, инициативу. Масть кубков (червей) означает любовь, масть пентаклей (бубен) – деньги. Чем не своеобразный разрез человеческого бытия? Король и Дама Посохов – властелины стихии воздуха. Их всегда окружают узоры из сильфов и бабочек. Король и Дама Мечей – это эльфы, чья одежда и трон украшены цветами, львами и саламандрами, символизирующими стихию огня. Король и Дама Кубков властвуют над водой; их окружение волны и русалки. Наконец, Король и Дама Пентаклей напоминают о мире гномов – хранителей подземных сокровищ и искусных мастеров. Всё это знаковые роли для означенного поджанра фантастики.

Современная колода карт Таро синтезирует в себе элементы многих мифологий. Так, например, архетип Анимус – активное мужское начало – соответствует смыслу карты Маг; Анима – женское начало – аркану Жрица. В совокупности оба начала представлены в китайской мифологии в виде единого символа Инь-Янь. Диалектическое единство начал отражено в аркане Влюблённые, который находит трактовку и в древнеегипетской мифологии: богиня-мать Изида стоит, её сын и одновременно брат Гор обозначил первое движение. Так подчёркивается гармоничное соединение двух начал – женской потенциальной энергии и мужской реализующей энергии. Архетип Самость на языке общечеловеческой символики выражается фигурами креста, квадрата, круга и, по мнению К. Юнга связан как с древнеиндийской Мандалой, так и с картой Колесо Фортуны.

У фантастов не обошлось без прямых и косвенных шуток по поводу архетипов.

Инопланетяне, покопавшись в подсознании первого попавшегося землянина, архетипов там не обнаруживает, зато в изобилии присутствуют образы годные только для съемок в крутых порнографических фильмах (Л. Дилов «У родника»).

В романе Ф. Лейбера «Скиталец» к Земле приближается планета-звездолёт. В одной из фаз на поверхности планеты наблюдаются контуры областей, поразительно совпадающие с древнекитайским символом Инь-Янь, Но обитатели планеты Скиталец далеки от оккультизма, они, желая сделать своё обиталище «самым модным в Галактике», руководствуются только эстетическими соображениями.

Кинофильм «Десятое королевство» вряд ли запомнился многим именно той сценой, когда цыганка в колоде своих гадальных карт находит сразу несколько арканов, образованных от архетипа Шутник. Здесь соседствуют и Глупец, и Дурень, и Деревенский Дурачок…

Ф. Дик в повести «Лабиринт смерти» тоже придумал несколько совершенно оригинальных архетипов: Умство, Винство, Ведьмство, Прыгство, Стопство, Хлыстство. Сравните архетипы Самство и Самость, и некоторая преемственность между старыми и новыми арканами всё же обнаружится. Сам фантаст прояснил происхождение только архетипа Меккиество. У одного из древнейших народов Земли – хеттов – слово с корнем «мекк» означало «власть», а затем оно перешло в санскрит, оттуда в древнегреческий и латинские языки и, в конце концов, осело в современном английском, видоизменившись в machine(машина) и в mechanical (механический).

Фантастическая идея Ф. Дика предполагает появление новых архетипов либо со временем трансформацию архетипов старых. Каковы же могли быть самые изначальные архетипы? И на какой стадии эволюции они проникают в генную память челвека?

Существует предположение, что в тайниках нашего подсознания присутствует опыт не только органической, но и неорганической природы. А органическую и неорганическую составляющие Мироздания связывает между собой одна-единственная субклеточная структура – рибосома. Не в этом ли «узком месте» имеет место качественный скачок архетипов? В рассказе С. Ахметова «День Венеры» генетическая память пробуждается у небелкового кибернетического устройства с искусственным интеллектом! Человек-лес, человек-облако – этими сочетаниями не удивишь персонажей, познавших высшую истину бытия в повестях Г. Гора «Минотавр» и С. Ягуповой «В горелом лесу», рассказе Д.Билёнкина «Море всех рек». В условиях других планет (в чужих ноосферах?), по представлениям некоторых фантастов, могут проявиться «миражи подсознания» - от детских страхов (Р. Шекли «Призрак-5») – далее через фантасмагорические картины (Д.Билёнкин «Десант на Меркурий») – до воплощения образов из вещества (С. Лем«Солярис»).

Но и, не покидая родной Земли, можно добиться сходного эффекта, как это и происходит в рассказе М. Хьюза «Когда внутри закипит». Здесь ставится знак равенства между «коллективным бессознательным» и ноосферой нашей планеты. Исследователи имеют дело с лабиринтами взаимосвязанных архетипов – Пейзажей, Событий и Ситуаций, выбраться из которых можно, но только зная особые «оградительные напевы». Молитвы ли это, заклинания ли или другие кодированные сообщения – автор рассказа не уточняет. Похоже, что более сложные архетипы управляются архетипами менее сложными, зато более устойчивыми. По аналогии, слова меняются, а буквы алфавита остаются…

АРХИТЕКТУРА.

«Дело здесь не только в цвете, - вдруг громко сказал Рип. – Здесь и форма действует. Все углы и линии какие-то не такие».


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.