Э. Нортон «Саргассы в космосе». — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Э. Нортон «Саргассы в космосе».

2020-12-07 83
Э. Нортон «Саргассы в космосе». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Архитектуру образно называют застывшей в камне музыкой. Но иногда эта крылатая фраза заметно не соответствует архитектурным творениям, придуманным фантастами. И всё же начнём наш обзор не с любопытных исключений, а с «эталона», как нельзя лучше соответствующего общему правилу.

«Дома поднимались амфитеатром по мере удаления от центральной площади, окружая её. Людей на площади мало, их фигуры не затеняют её. И потому на ней отчётливо выделяется симфония красок, разыгрываемая солнечными лучами…Стены невысоких зданий, глядящих непосредственно на площадь, изобилуют призмами, причудливыми выступами и гранями. Они отражают солнечные лучи, дробят их на узкие длинные радужные полосы. Многократно пересекаясь и соприкасаясь, лучи, подчинённые замыслу архитектора и цветокомпозитора, создают музыку красок. В одних местах, где цвета бледнее, она звучит тихо, порой едва слышно, почти угасая. В других – гремит торжествующими аккордами. Кое-где преобладают спокойные тона: синий, голубой. Местами ярко вспыхивают алый, оранжевый, жёлтый. Неуловимые многообразные переливы, переходы между цветами объединяют их. По мере того, как на небесном своде солнце изменяет своё положение. Одни цвета и оттенки переливаются в другие, каждое мгновение создаёт новые, и беззвучная музыка продолжается в солнечные дни от восхода и до заката, начинаясь на мажорных радостных тонах утра и кончаясь утомлённо-примирёнными вечерними нотами (А. Палей «В простор планетный»).

Цветомузыкальная архитектура нуждается в подсвётке в пасмурные дни и. возможно, в праздничные ночи; автор об этом умолчал. Но, признаться, не всегда подобные «этюды» и «симфонии» способны проливать целебный бальзам на эстетически утончённые души созерцателей. Приоритет эстетики перед практичностью может сыграть в архитектуре и отрицательную роль: «Дома лапутян построены очень скверно, ни в одной комнате нельзя найти ни одного прямого угла; эти недостатки объясняются презрительным их отношением к прикладной геометрии, которую они считают наукой вульгарной и ремесленной; указания, которые они делают, слишком утончены и недоступны для рабочих, что служит источником беспрестанных ошибок», - делится своими впечатлениями известный герой Дж. Свифта.

Поставить акцент на слове «застывшая» можно было бы после знакомства с архитектурой расы ардритов, чьи пневмоскрёбы высотой в 130 этажей легко строятся, а главное,- восстанавливаются после частых метеоритных дождей. Достаточно подать насосом особую быстро застывающую субстанцию (С. Лем «Звёздные дневники ИйонаТихого»). Нечто подобное представляет собой и так называемая «коралловая» архитектура», опыт применения которой накоплен в земных условиях. Здания в этом случае тоже растут как на дрожжах, но их типичный наружный облик не слишком соответствует классическим образцам: «Дом был высокий, этажей в двадцать. Но окон в нём было мало. И мало углов. Как будто кто-то взял напильник и обстругал дом. Он был переливчатого, перламутрового цвета. В некоторых местах строитель забыл загладить выемки и выпуклости, но потом Коля догадался, что это сделано нарочно. В выемках были балконы, а выпуклости были затянуты стеклом, словно стрекозиные глаза» (К. Булычёв «Сто лет тому вперёд»).

И, напротив, язык не повернётся произнести слово «застывшая» при виде вращающегося здания, построенного по проекту модерниста Вертибутылкина (Н. Носов«Незнайка в Солнечном Городе»).

Даже типовые пятиэтажки способны ходить ходуном стараниями нечистой силы (Л. иЕ. Лукины «Строительный»). Изобретение, называемое «психодом», изменяет свою конфигурацию в зависимости от изменения настроения своего владельца (Дж. Баллард«Тысяча грёз Стеллависты»).

Красоту или убожество некоторых из архитектурных творений можно объективно оценить только в определённом ракурсе. И хотя о вкусах не спорят, но никого не пленят наружные очертания «периметра», стены составленной из грубой каменной кладки вперемешку со стальными и бетонными плитами. Сквозь многочисленные щели и пробоины сыплется песок из лопнувших мешков. Вся эта «прелесть» опутана проволокой электрической защиты и сигнальными проводами (Г. Гаррисон «Неукротимая планета»). Так называемую «развёрнутую» архитектуру можно созерцать лишь с высоты, что объясняется необыкновенным расцветом воздухоплавания, изменившим весь уклад земной жизни. Всем как-то недосуг взглянуть на здания сбоку; вид в плане намного важнее (В. Хлебников «Мы и дома»).

Достаточно богат и разнообразен архитекторский опыт инопланетян. Но в земных условиях он нередко оказывается бесперспективным. Заведомо не подходят для людей здания похожие на большие скворечники (А. Кларк «Конец детства»). Те, кто их выстроил – умеют летать на собственных крыльях. А людям просто не выбраться из таких жилищ самостоятельно или без альпинистских принадлежностей.

Один из впавших в альтруизм инопланетян-оккупантов организовал строительство жилья для побеждённых землян, руководствуясь своими проектами, и с тех пор оно больше всего напоминает собачьи будки (Б. Олдисс «Переводчик»).

Но и подобные творения внеземного разума покажутся роскошными для коренных обитателей Тритона. Они духовно продвинулись так далёко, что полностью углубились в самосозерцание. Всё материальное для них второстепенно, а потому город на Тритоне состоит из многокилометровых, но простеньких металлических насестов (Э. Гамильтон«Поиск капитана Фьючера»).

Впечатляет Галактический Центр. Там царит «неоциклопическая» архитектура с её типично административным стилем. Это, прежде всего, плавающие в небе лестницы, сочетания вывёртывающихся кривых с исчезающими точками в промежутках. Но сложно поведать подробности об одной части Галактического Центра: рассказчика удручает явный недостаток земных аналогий. В то же время другая часть Галактического Центра (ай-ай-ай!) «содрана» с павильонов выставки компании «Дженерал Моторс» (Р. Шекли«Координаты чудес»).

Образ мышления давно вымерших галактических рас порой и вовсе кажется загадкой без разгадки, что подтверждают и их сохранившиеся архитектурные творения: «Здания с низкими потолками были сооружены из базальтовых балок почти квадратного сечения. Странная планировка угловатых помещений с девятью или десятью стенами не соответствовала никакой архитектуре» (Д. Уэбб «Чужая игра»).

Касательно количества стен здания следует отметить несколько более или менее обоснованных взглядов на этот счёт.

Только чудаковатому математику придёт на ум идея в целях экономии времени и средств построить дом с минимально возможным количеством стен – тремя (В. Лёвшин «Магистр Рассеянных Наук»).

В нашей повседневной практике используются, как правило, проекты четырёхстенных зданий. Это диктуется определёнными строительными технологиями.

Сама природа подсказывает решение в виде шестигранников пчелиных сотов, но реализуется оно вне Земли (В. Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»).

Однако вернёмся на родную планету примерно во вторую половину третьего тысячелетия. «Здания-шары, здания-деревья, здания-пирамиды, были уже пройденным этапом. Новым увлечением стали здания без окон. Строить их рационально, дёшево, быстро, - так уверяли авторы проектов. Телеэкраны во всю стену прекрасно заменяют окна, и видеть в них можно будет день не изо дня в день одно и то же, а пейзаж по выбору – море, горы и лес, Ниагару, Сахару» (В. Фирсов «Срубить Крест»).

При этом великолепии необходимо решить вопросы об установке надёжной вентиляции и аварийного освещения… Кстати, здание шар имеет одну бесконечную стену. Дома-пузыри встречаются на страницах повести Ф. Пола и С. Корнблата«Гладиаторы по закону».

В технотронные эры архитектурный облик городов во многом определяют особенности городского транспорта. Причудливое многоярусное образование – результат доминирования «капельного транспорта» (А.и С. Абрамовы «Принц из Седьмойформации»).

В романах И. Ефремова «Туманность Андромеды» и «Час быка» повсеместно от потоков шумного городского транспорта не осталось и следа. Пирамидальные и спиралевидные города-здания трансформировались в звездообразные посёлки в зоне умеренных субтропиков. Налицо рациональная перепланировка городов и их разукрупнение. Это возможно только при регулировке демографических процессов и космической экспансии человечества. В романе Ф. Карсака «Пришельцы ниоткуда» обе проблемы решены настолько, что у каждого гуманоида холостого или семейного есть собственный дом, отстоящий от всех прочих домов на порядочном расстоянии. Жилище может быть типовым либо оригинальным, но непременно удобным и красивым.

Обходной путь просматривается с выходом строительства в многомерное пространство, а в основу базовых архитекторских решений положен, например, гиперкуб (Р. Хайнлайн «Дом, который построил Тил»). Здесь без помощи специальных компьютерных программ, а может быть, и без использования искусственного интеллекта не обойтись. Есть риск вообще не вернуться из соседней комнаты.

Бывает так, что один и тот же дом строится сразу на нескольких планетах (Д. Симмонс«Гиперион»), и хорошо, если его фрагменты вписываются в особенности местности на каждой из выбранных планет и согласуются с местными традициями. Известны прецеденты сознательной мешанины стилей. «Региональный штаб Разведки представляет собой комплекс из пяти зданий, резко отличающихся друг от друга архитектурным стилем, старых и новых, привозных и местных. Хрустальная башня возвышается рядом с чисто функциональным блоком офисов, геодезический четырёхугольник соседствует рядом с готическим замком. Как написано в путеводителях, таким образом создавался общий эффект академического презрения к порядку и земному образу мышления» (Дж. Макдевит «Военный талант»).

На сегодняшний день вся земная архитектура подчинена силам гравитации. Конечно, теоретически можно выстроить здание, скажем, пятикилометровой высоты в форме перевёрнутого конуса, но нет материалов, способных выдержать собственный вес такой конструкции. Поэтому фантасты прогнозируют связь архитектуры с возможностями антигравитации. Отдельные дома, микрорайоны и целые острова, парящие в воздухе, стали обычным явлением в мирах В. Савченко («За перевалом») и А. Азимова («ШахПелеС»). В планировке и внешнем виде таких сооружений преобладает универсализация. Это позволяет быстро соединять отдельные секции домов в блоки или в гирлянды (Л.Панасенко «Гнев ненаглядной»). Поскольку каждый из фрагментов перемещается в воздухе сам по себе, за ночь облик города меняется до неузнаваемости (Ю. Медведев «Любовь к Паганини»).

АССИМИЛЯЦИЯ.

Ассимиляция – слияние народов и их культур. Процесс этот может происходить как в ходе мирного общения сторон, так и осуществляться насильственными путями в ходе войн и нашествий, в том числе и в случаях, когда захватчики перенимают более высокую культуру местного населения.

ЗЕМЛЯНЕ – ЕДИНАЯ РАСА БУДУЩЕГО?

«- И82, он же Мигель Андре фон Федригайло ибн Сидоров 405/812 плюс-минус бесконечность, - объявил этот голос с бесстрастностью, на которую способны только автоматы, -требует связи с Эолингом 38!»

В.Савченко «За перевалом».

Многие фантасты с оптимизмом смотрят на перспективу ассимиляции всего населения нашей планеты, несмотря на имеющиеся ныне расовые, религиозные и прочие различия спектра социокультур. При этом предпочтение отдаётся мирным путям ассимиляции, уж слишком разрушителен, смертелен, был бы здесь сценарий военный. После термоядерной войны попросту некому будет ассимилировать, кроме мутантов, да и, видимо, уже незачем. При лучшем исходе судьбы земного человечества непривычно звучат придуманные фантастами сочетания таких имён и фамилий как Рой и Генрих Васильевы, Акулина Лондон, Радж Трофимович Янг, Луис-Альберто Ковбасюк.

Объединение народов и регионов возможно из-за широкого осознания насущной необходимости осуществлять крупнейшие международные проекты – от преобразования родной планеты до космической экспансии. Такие перемены заметны хотя бы по краткой биографии героини романа «Большая глубина» А. Кларка, где идёт полномасштабное освоение океана. «… во мне почти поровну голландской, бирманской и шотландской крови. А родилась я в Японии», - сообщает героиня без всякой тени стеснения.

Очевидно, неотъемлемым спутником ассимиляции землян станут их миграции с целью найти для себя наиболее подходящий род трудовой деятельности, и, конечно, экономические факторы сыграют роль не меньшую, чем матримониальные намерения. Но и этим фактором не стоит пренебрегать при демографических дисторсиях в том или в ином регионе. Скажем, излишек мужчин заставит их искать женщин где-то за пределами своей исторической родины. А поскольку китайцы вообще составляют около четверти земного населения, то неудивительно, что рано или поздно, например, фамилия Чжан может стать универсальной.

Фантаст Л. Соучек как-то раз в интервью поделился своими представлениями об особенностях антропологических данных грядущих поколений землян. Полное слияние рас, по его мнению, приведёт к преобладанию смуглокожих и кареглазых людей, ибо таковы доминантные гены человека.

Но в фантастике не упущены и другие варианты ассимиляции нашего человечества. Персонаж романа Л. де Буссенара «Десять тысяч лет среди льдов», очнувшись от долгого анабиоза, поражён, обнаружив, что стал «белой вороной». На всей планете, изменившейся после глобального природного катаклизма, существует только одна общность, состоящая из ассимилировавших потомков китайцев и африканцев. Остальные представители землян вымерли…

После некоей Апокалипсисической битвы на Земле уцелело очень немногочисленное население, проживавшее в уголках планеты войной не затронутых. С тех пор у львиной доли землян в лицах проглядываются монголоидные черты. В общий генофонд удалось внести свой вклад лишь гавайцам австралийцам, израильтянам и исландцам (Ф. Х.Фармер «Грех межзвёздный»). Новая культура сформировалась со многими средневековыми пережитками.

Однако и при более благоприятных условиях для сохранения богатого генофонда не следует пускать процесс ассимиляции на самотёк. Необходим и важен контроль за «реализуемым» набором генов, их качеством и свободой передачи от поколения к поколению. Подбор родителей для будущего ребёнка в каждом конкретном случае должен исключать случайную передачу больных генов и генов, сочетание которых не отдалит вырождение человека как биологического вида. «В природе освобождение живых веществ от увеличивающейсяэнтропии и есть необходимость рождения от разных особей, происходящих из разных мест, то есть из разных наследственных линий», - пояснял И. Ефремов в романе «Туманность Андормеды». Далее эту мысль он же развивал в романе «Час Быка».

Во избежание вырождения имеет смысл следить за комбинациями «этнических корней», хранящимися в подробнейших записях индивидуальных «родословных». Такая мера станет в будущем необходимой По мнению И. Ефремова, на более поздних стадиях ассимиляции земляне будут всё еще разделяться на постоянно сближающиеся категории: «неандерталоидную – крепкую, с массивными костями, грубоватого телосложения; кроманьоидную - с более тонким скелетом, высоким ростом, более хрупкую психически и тонкую в чувствах».

Дж. Браннер когда-то посчитал, что гомогенизация земного населения начнётся уже в XXI веке («Рождённый под властью Марса»). Более того, писатель привязал этот процесс с освоением других звёздных систем. Нынешние реалии это не подтверждают, но любопытна сама идея в принципе. Происходит ассимиляция коренных землян с представителями их же дочерних цивилизаций, расселившихся в подходящих для этого мирах. «Медведиане» - беспечны, непостоянны, принимают жизнь такой, какой она есть. «Центавриане» - трезвомыслящие и заботливые. Существенная разница в психологиях, но не в физиологии берётся за основу рассматриваемого процесса. Никто не сомневается в общности антропогенеза на протяжении миллионов предшествующих лет. Но какие именно гены должны «отвечать» за темперамент человека? Может быть, они, наряду с целым рядом дополнительных генов, получены искусственно?

Пожалуй, самый экстраординарный случай ассимиляции происходит, когда люди образуют единую общность со вновь созданными искусственными существами. В повести А. Э. ВанВогта «Миссия к звёздам» половые отношения людей с практически неотличимыми от них самих роботами-андроидами дают возможность получить полноценное потомство. Такое возможно, если техника и биология начинают подчиняться одним и тем же законам. Если верить одному из переводов текста повести с английского языка, то техническая суть получения смешанного потомства называется «методом холодного давления». Неужели в обиходе эта терминология сохраняется?

ГУМАНОИДЫ ВСЕХ МИРОВ, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Существенные, а тем более, - несущественные различия в анатомическом строении представителей разных космических рас не всегда служат помехой для их ассимиляции. Герой «марсианского цикла» Э. Р. Берроуза, землянин по имени Джон Картер женился на марсианской принцессе, которая откладывала яйца при деторождении, но внешне с земными женщинами была очень схожа. В романе Ф. Х. Фармера «Грех межзвёздный» другой землянин стал отцом нескольких личинок, которые не появились бы без соответствующих усилий другой стороны – псевдогуманоида «лэйлиты» В данном случае автор обыграл известный из иудейской мифологии сюжет об Адаме и Лилит. Главный герой романа был введен в заблуждение уникальным случаем биологической конвергенции и исстрадался половым воздержанием. Но совсем иное дело, когда земная женщина самоотверженно полюбила инопланетянина с наружным скелетом в романе С. Снегова «Люди как боги». Без невероятной духовной близости преодолеть ксенофобию просто невозможно.

Всё это случаи любопытные, но единичные. Ассимиляция с размахом развернулась в романе А.Толстого «Аэлита», когда трёхглазые магацитлы – они же переселенцы из Атлантиды – потребовали для себя марсианок взамен на обещание быстро построить водохранилища, каналы и столицу-мегаполис. Очевидно, в спешке и суете миграции с планеты на планету атланты начисто забыли о женской половине своего социума или же, не ставя её ни во что, умышленно «сэкономили место» в своих космических кораблях.

В рассказе Р. Желязны «Роза для Экклезиаста» гордые марсиане отказались от реального и бескорыстного предложения землян пополнить свой оскудевший генофонд и тем самым предотвратить вымирание аборигенов и гибель их цивилизации.

Бывают ситуации, когда ассимиляция неизбежна и взаимовыгодна (У. Ле Гуин«Планета изгнания»), но порой лучше бы обойтись без неё, поскольку потомство, получившееся в результате процесса, просто ужасает (Ф. Дик «О, счастье бытьблобелом!»).

. В рассказе П. Андерсона «Поворотный пункт» пятеро землян случайно обнаруживают планету, обитатели которой очень схожие с ними гуманоиды. Разница заключается, прежде всего, в том, что, по земным меркам уровня интеллекта, все до единого аборигены гениальны! Открыватели как-то буднично, будто селекционеры в коровнике, желают поскорее организовать процесс ассимиляции землян и вновь открытой расы. Мнение аборигенов по этому поводу почему-то никого не интересует.

Завышенное самомнение землян начисто разбивается в обратной ситуации в рассказе А. Кларка «Воссоединение». Расу, именующую себя homo sapiens, принимают в обширное галактическое содружество. Оказывается, земляне там совсем не чужие. Но, как выясняется, им рады не больше, чем некогда потерявшемуся, а затем вдруг найденному родственнику с явными признаками слабоумия.

Ничто так не затрудняет ассимиляцию гуманоидов, как несовместимость их генетических кодов. Особенно это бывает досадно, когда носители разума в разных уголках Вселенной имеют одно и то же анатомическое строение, одни и те же критерии красоты. В романе И. Ефремова «Туманность Андромеды» получены сигналы от цивилизации «красных людей». С построением Звездолётов Прямого Луча пространство покорено и стали доступными самые отдалённые миры. Смешанные браки землян с красными людьми, к всеобщему разочарованию, оказались бесплодными, несмотря на все усилия генетиков («Час Быка»). Впрочем, необязательно разделять пессимизм нашего фантаста. Проблема несовместимости генетических кодов неведома самой древней из космической рас, у представительницы которой – красавицы Лилу обнаружены сотни тысяч пар хромосом (кинофильм «Пятый элемент»). В рассказе «Отставание во времени» П. Андерсон тоже оптимистичен: гуманоиды всей Галактики, в конце концов, слились в единую космическую расу. Но особенности и масштабы этого процесса фантасты видят по-разному.

В рассказе Р. Шекли «Забавыинопланетян» некие «доброхоты» осуществляют «космическую ассимиляцию на дому», предлагая всем желающим на первых порах создавать «пятиэлементные композиты» как с гуманоидами, так и с их химерическими партнёрами. Природе это не противоречит, а на переднем краю рассматриваемого процесса, скорее всего, окажутся «свингер-пары» и лица с нетрадиционной половой ориентацией.

Идея космического братства совсем иначе реализуется в новелле И. Макдональда«Убежище», где речь идёт о клейде – межзвёздной гиперцивилизации, состоящей из тридцати тысяч более или менее самостоятельных миров, порой с весьма значительными различиями форм жизни и культур. Но всё же клейд – это нечто целостное не только по каким-то чисто условным признакам, лежащим вне эволюции разумных видов существ, а потому он требует со стороны землян тщательного изучения.

АСТЕРОИДЫ.

«Число неблаговидных поступков и противозаконных действий быстро растёт с удалением от Земли, достигает максимума в поясе астероидов…»

А. и Б. Стругацкие «Стажёры».

Астероиды – малые планеты, не являющиеся спутниками планет больших. Главная особенность астероидов в фантастике очевидна: они концентрируют в себе разного рода неприятности, которые не замедляют реализоваться, как только те или иные персонажи оказываются в близком соседстве с этими коварными небесными телами. Искушённые читатели, интересующиеся старенькими книжными изданиями, найдут там целую обойму заглавий произведений красноречиво разъясняющих суть дела: «Трагический астероид» Л. Лагина, «Пленники астероида» Г. Гуревича, «Смерть на астероиде» Д. Уэстлейка

Согласно одной из научных гипотез, пояс малых планет в нашей Солнечной системе образован из осколков некогда существовавшей, но погибшей планеты Фаэтон. Словно какое-то могучее и древнее проклятье зависло над этим местом!

Во-1-х, вблизи астероидов нередко происходят космические аварии, и бывает транспортная неразбериха (Д. Билёнкин «Не разобрались»). Однажды даже пришлось изрядно поволноваться за жизнь школьников, находящихся на рядовой экскурсии в астероидный пояс, едва не омрачённую рискованным поступком молодого человека (С.Лем «Магелланово облако»).

Работа на астероидах подозрительно часто прерывается поломками оборудования и досадными простоями (Л. Хачатуръянц, Е. Хрунов «На астероиде»). И вообще, с точки зрения экстрасенсорики, в этом регионе очень много «негатива». Вспомним хотя бы о страданиях героя рассказа Р. Брэдбери «Уснувший в Армагеддоне». Его подсознанием завладела разрушенная ноосфера, которую породила, а затем искалечила местная цивилизация-самоубийца.

Во-2-х, пояс астероидов – излюбленное место базирования всевозможных авантюристов и тёмных личностей. Здесь по душе находиться и космическим пиратам . Азимов «Лакки Старр и пираты астероидов») и претенденту в мировые диктаторы . Билёнкин «Космический бог»). Нет ничего приятного в том, чтобы попасть в здешнюю общину сумасшедших учёных (А. Бестер «Тигр! Тигр!»). Вдобавок инопланетные «гастролёры» - то луиане, то акишлеки – приноровились похищать отдельных землян или их мелкие группы, попавшие на астероиды «с сюрпризом» (Б. Фрадкин «Тайна астероида 117-03; К. Булычёв «Пленники астероида»).

В-3-х, полной неожиданностью для землян оказалось наличие на астероидах волновой формы жизни. Аборигенам попросту мешает присутствие здесь белковых существ, и они известили об этом астронавтов (Г. Бенфорд «Тёмный заповедник»).

Не мудрено, что многие рассматривают скопление малых планет как неудобство и ратуют за превращение их если не в исчерпаемые сырьевые базы, то в полигоны для рисковых физических экспериментов (смерть-планеты в раннем творчестве братьев Стругацких).

Астероиды опасны не только для астронавигации. Они представляют смертельную угрозу для обитателей крупных планет, тех людей, что имеют к космическим полётам самое отдалённое отношение. Не исключено, что один из сравнительно мелких по размерам «булыжников» одним ударом покончил со всеми земными динозаврами. Эта история шестидесятипятимиллионной давности может повториться в случае нового столкновения космической глыбы с нашей планетой. Только в главной роли обречённых на гибель существ окажется уже наше человечество.

В повести У. Бартона «Палитра Титана» свершившимся историческим фактом стала попытка землян спасти свою цивилизацию от катастрофы, причина которой заключалась в столкновении нашей планеты с железоникелевым астероидом, имевшим поперечник всего в двадцать три километра. С помощью шести термоядерных зарядов незваный гость из космоса был разнесён на куски помельче. Но дюжина обломков всё-таки легла на прежнюю, гибельную для Земли орбиту. После серии ударов в земной атмосфере не осталось кислорода, а в земных недрах началась бурная вулканическая деятельность

К слову, предельно допустимая концентрация вулканов на родной планете Маленького Принца переходит все допустимые нормы. Тем не менее, точь-в-точь такую же планету, как в сказке А. Сент-Экзюпери, звездоплаватели обнаружили в рассказе Т. О.Брингсвярда «Барашек, роза и три маленьких вулкана».

Вообще редко кому придёт в голову пожизненно обосноваться на астероиде. К исключениям из правила относятся измученные парадоксами и гримасами своей цивилизации персонажи рассказов Р. Шекли «На берегу спокойных вод» и «Наконец-тоодни!». Удивительно, как они могут находить здесь своё маленькое и скромное счастье, ведь никаких «спокойных вод» на мелких обломках Мироздания нет и в помине. Что вообще можно найти на большинстве каменных глыб, кроме изнуряющих космических температур и их перепадов (А. Кларк «Лето на Икаре») или заброшенного робота (Ю. Ткачёв «Робот»)? В пояс астероидов, подальше от людей вынужден бежать, зная о своём разрушительном даре, персонаж рассказа В. Пирожникова «На пажитях небесных». Астероидную цивилизацию гуманоидов можно найти разве что в юмористическом рассказе Р. А. Лафферти «Девятьсот бабушек».

Пожалуй, астероиды дальнего космоса в целом подтверждают дурную репутацию своих околосолнечных собратьев. Однажды мутант по кличке Мул создал военную базу на малой планете диаметром всего в пять миль, и – пожалуйста! – сумел со своей армией завоевать большую часть Галактики (А. Азимов «Основание и Империя»).

Притчей во языцех стали злоключения нескольких сотен разумных существ на астероиде, используемым в качестве космической яхты (Г. Гуревич «В зените»).

От каменных туч Таирии лучше попросту держаться подальше, ибо там, возможно, ещё водится одичавший картофель, цепко хватающий своими побегами все пролетающие мимо звездолёты (С. Лем «Звёздные дневники Ийона Тихого»). Неимоверной величины одноглазый монстр – тоже обитатель одного из скоплений астероидов (А. Кларк «Конецдетства»).

Страшилки страшилками, а везунчик Соло Хан ухитрился спастись от преследования имперских истребителей лишь тогда, когда смертельно рисковал, направив свой космолёт прямо в гущу астероидов. С таким же успехом можно искать спасения от стаи голодных волков в пасти льва (Дж. Лукас «Звёздные войны»).

И всё же главный концентратор зол и напастей для землян расположен «на самом ходу». Объявление пояса астероидов заповедной зоной отпугнуло от этих мест откровенных негодяев, но взамен туристы довели малые планеты между Марсом и Юпитером до безобразного состояния (С. Лем «Спасём космос!»).

Прежде чем бросаться кого-то спасать, надо заранее определиться с тем, что должно входить в сферу экологических проблем, а что не должно. Астероиды определённо претендуют на роль космического «строительного мусора». Так не будет ли оптимальным вариант, предложенный в рассказе М. Муркока «Бегство от заката» - буксировка Луны в пояс астероидов, а затем сооружение из всего этого «подручного материала» новой планеты с подходящими размерами, нормальной силой тяжести, водоёмами и так далее. В предвидении бури негодования любителей лунных ночей, напомним таким романтикам, что речь в данном фантастическом произведении идёт о далёком будущем нашей цивилизации. Приблизительно в эти времена естественный спутник Земли неизбежно обрушится со своей орбиты. Луна – это по сути тот же астероид-переросток, так что же с него ожидать в дальней перспективе, кроме тех же неприятностей?

Один из эффективных способов утилизации астероидов просматривается в использовании их в качестве основы для постройки космических кораблей с корпусами естественного происхождения. «Элементарный случай» – временное использование астероида для экранирования обычного планетолёта – произошёл в рассказах А. Кларка«Лето на Икаре» и «Песни далёкой Земли». Следующий шаг – постройка космического корабля, частью которого служит малая планета, предложен Г. Гуревичем в рассказе «Функция Шорина». В данном случае астероиду отводится целый набор функциональных назначений. К. Борунь и А. Трепка стали авторами целой трилогии о полном опасностей полёте к Проксиме Центавра на корабле-астероиде («Загубленное будущее»).

Наконец, все помещения корабля предлагается разместить внутри полого астероида подходящих размеров. Многие километры естественных пород над головой космоплавателей послужат им прекрасной защитой от метеоритов и жёстких излучений. Вопрос только в том, как разогнать «орешек» до нужной скорости и выдержать заданное направление. Но для фантазии такая проблема – не помеха. Корабли-астероиды странствуют, например, в повести К. Булычёва «Пленники астероида» и в рассказе А. Дубаевой «Потерявшийорбиту».

В реальности астрономы определили, что один из спутников планеты Марс – Фобос – необычайно лёгок для своих размеров. А известный физик И. Шкловский даже высказал гипотезу об искусственном происхождении Фобоса. Ну, чем не корабль пришельцев, сумевших приспособить огромную глыбу для нужд астронавтики? И хотя первые крупные снимки этого спутника Марса разочаровали любителей сенсаций, идея И. Шкловского напрямую была использована в повести Л. Хачатуръянца и Е. Хрунова «Здравствуй,Фобос!». Живучесть гипотезы об искусственном происхождении предмета нашего рассмотрения поддерживают аномально большие размеры здешнего кратера Стикни, чьё метеоритное происхождение находится под большим сомнением. Больше всего этот кратер на Фобосе напоминает гигантскую дюзу или часть конструкции, в которой, как в глазнице помещался столь же исполинский отражатель…

На подозрении в принадлежности к астероидам-кораблям находится и Амальтея. Правда, уже не в реальности, а в фантастике. Герои повести А. и Б. Стругацких «Путь наАмальтею» не подтвердили следов деятельности инопланетян на этом спутнике Юпитера. Но сами земляне построили здесь научный городок, расположившийся на нескольких ярусах. Для этого людям и технике пришлось врубаться в лёд и делать изолирующие стенки из металлопласта. Сооружение движется вокруг Юпитера как орбитальная станция и это всех устраивает. Однако перевести такую станцию и на прямолинейную орбиту тоже представляется возможным, разумеется, с применением вспомогательных устройств. Нужно только с целью полёта определиться. На расстоянии слишком близком от Солнца ледяная глыба начнёт таять

Есть смелые предложения использовать в качестве движителя «чёрную дыру», помещённую на некотором расстоянии от корабля-астероида.

И, кто знает, может быть после рассортировки и тщательного изучения астероидов Солнечной системы и впрямь обнаружится уникум наподобие некоего Астероида Пушкина, внутри которого оказался укрытым нульпространственный переход в другие миры (Г. Бир «Бессмертие»).

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ФАНТАСТИКИ ОБ АСТЕРОИДАХ.

Азимов А. «В плену у Весты» (рассказ) \\ «Через солнечную сторону»:сборник рассказов о планетах Солнечной системы \\ М; Изд. «Мир», 1971 (серия «Зарубежная фантастика») с 185 -206

Под названием «Затерянные у Весты» \\ «И грянул гром…»: антология американского фантастического рассказа \\ М; Изд. «Молодая гвардия», 1976 с 303-323

Азимов А. «Лакки Старр и пираты астероидов» (роман) \\

Бенфорд Г. «Тёмный заповедник» (рассказ) \\ «Сирена-3»: избранная фантастика «Омни» \\ «Либрис», 1992 с 24-39

Брингсвярд Т. О. «Барашек, роза и три маленьких вулкана» (рассказ) \\ «Дорога воспоминаний»: сборник научно-фантастических произведений \\ М; Изд «Мир», 1981 (серия «Зарубежная фантастика») с 147-152

Брэдбери Р. «Уснувший в Армагеддоне» (рассказ) \\ «Звёзды зовут» \\ М; Изд. «Мир»,1969 (серия «Зарубежная фантастика») с 288-306

Булычёв К. «Теремок» (рассказ) \\ «Мир приключений»: альманах №13 \\ М; Изд. «Детская литература», 1967

Булычёв К. «Пленники астероида» (повесть) \\ Булычёв К. «Приключения Алисы в шести книгах» \\ Книга четвёртая «Заповедник сказок» – М; ИО «Культура», 1992 с 3-65

Григорьев В. «За метеором» (рассказ) \\ журнал «Искатель» №6 за 1962 год

Гуревич Г. «Здарг» (повесть) \\ «В мареве атолла» \\ М; Изд. «Мысль» 1973 с 7-173

Смотри также главу «Здарг» в повести «В зените» \\ Г. Гуревич «В зените» \\ М; Изд. «Молодая гвардия», 19 (серия «Библиотека советской фантастики)

Г. Гуревич «Пленники астероида» (рассказ) \\ одноимённый авторский сборник М; Изд. «Детгиз», 1962

Г. Гуревич «Прохождение Немезиды» (повесть)

Дубаева А. «Потерявший орбиту» (рассказ)

Дымов Ф. «Алёнкин астероид» (повесть) \\ «Мир приключений» (1981) Сборник фантастических и приключенческих повестей и рассказов \\ М; Изд. «Детская литература», 1981 с 17 -85

Кларк А. «Лето на Икаре» (рассказ) \\ Кларк А. «Лунная пыль» (сборник) \\ М; Изд. «Знание», 1965 с 290-301

Лагин Л. «Трагический астероид» («Атавия Проксима») роман \\ М; Изд. «Советская Россия», 1972, - 416с. 30 т.э.

Лапин Б. «Под счастливой звездой» (рассказ) 1978

Лафферти Р. А. «Девятьсот бабушек» (рассказ) \\ журнал «Если» №5-6 за 1994 год \\ М; Изд. «Московские новости» 1994 с 59-62.

Палей А. «Планета КИМ» (фантастический роман). 1930

Пирожников В. «На пажитях небесных» (повесть) \\ «Фантастика-85» \\ М; Изд. «Молод


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.