Индуизм и буддизм и ее взаимодействие с наукой — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индуизм и буддизм и ее взаимодействие с наукой

2020-12-06 105
Индуизм и буддизм и ее взаимодействие с наукой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Индуизм и Буддизм был направлен на ощущение трансцендентного. Буддизм и индуизм учат об уменьшении зависимости личности от материального мира, и осознания своей связи с богом или космосом происходило через специальные техники, йоги, чтение мантр и медитаций. Например, Будду вообще не волновали вопросы, почему мир произошел? Тем более его не волнует как, Потому что это не имеет значения для достижения нирваны.

И тем самым своей философией, отсутствием социального развития из-за кастовой системы люди, как бы ослепили самих себя. И это могло привести в свою очередь к некому саморазрушению.  Потому что наука в древней Индии имела хорошее развитие, развивалась астрономия, математика и медицина с химией, развивалась духовность, в книге [1] описана золотая эпоха царя Ашоки. А в современной Индии некоторые люди находят эстетику постапокалиптической фантастики. Индия - это и есть постапокалипсис. Когда знания затерялись, мудрость рассеялась, на развалинах технологических городов живут нищие, не помнящие своего прошлого. Подобное знакомство с Индией описал В.С. Найпол в своей книге «Территория тьмы» [19]. Ему абсолютно не понравилось современное состояние этой страны, история страны, которая привела страну к этому состоянию разрухи. 

Тем не менее, культура этой страны в современное время играет огромную роль, постоянно происходит культурный обмен между странами, происходят различные мастер классы по йоге, медитациям и сами направления школ индуизма, буддизма претерпевают различные изменения под современное время. Например, Междунаро́дное о́бщество созна́ния Кри́шны также известное как Движе́ние Ха́ре Кри́шна, или Движение сознания Кришны — вайшнавская религиозная организация, основанная бенгальским монахом Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1966 году в Нью-Йорке. Под влиянием восточной культуры зарождались новые ветви психологии, как гештальт-терапия и трансперсональная психология.

Рассмотрим три аспекта этих культур:

1. Социально-культурное взаимодействие европейской и восточной культур

В книге «Классическая веданта и неоведантизм» индолога и философа Костюченко В.С. можно найти интересный отрывок, который сопоставляется с основой идеей всей статьи: это объединение двух культур и необходимость возрождения духовности:

«Поскольку культура у неоведантистов трактуется обычно в виде своего рода «центрального ядра» (или «сердца») соответствующей цивилизации, то вопрос о культуре оказывается тесно связан и с вопрсоом о социально-историческом процессе в целом. При этом крупнейшие представители неоведантизма выступают как принципиальные противники «разведения» и «обособления» цивилизаций Востока и Запада как в духе «расхожих», вульгаризированных колониальных установок (Киплинг), так и в духе новейших философско-исторических концепция (Шпенглер).

Для них характерно, во-первых, отстаивание общей «генеральной» схемы всемирной истории (сменяющие друг друга «царства» брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр у Вивекананды,  эпохи символизм, типизма, конвенционализма, индивидулазима, субъективизма у Ауробиндо и т.д.).  Во-вторых, признание взаимодействия культур (и цивилизаций) в рамках данной схемы.  В-третьих, преимущественная соотнесенность максимальная степень «самовыражения» определенных культур на тех или иных ступенях исторического развития (так для Запада считается наиболее типичным в этом смысле «царство вайшьев» или «эпоха индивидуализма»). Наконец, в-четвертых, приписывание культуре Востока (Индии) особой роли в далеком прошлом человечества и его будущем (спасение от «самоубийственных» тенденций европейской культуры) [20, с. 223-224].

2. Влияние восточного мировосприятия и философии на науку и научное мышление

Вот какими размышлениями делиться американский физик Фритьоф Капра в книге «Дао физики»: «Более того, теперь я чувствую себя гораздо увереннее, поскольку параллели с восточными мистическими учениями обнаруживаются не только в физике, но и в биологии, психологии и других науках. Изучая взаимосвязи между физикой и этиминауками, я обнаружил, что понятия современной физики могут бытьперенесены и в другие области посредством теории систем. Изучение понятия "системы" в биологии, медицине, психологии и общественных науках, которое я предпринял в книге "Поворотный пункт", показало, что подход с позиций теории систем значительно усиливает параллели  между современной физикой и восточным мистицизмом. Помимо  этого, новая биология систем иновая психология систем обнаруживают другие совпадения смистическими учениями, лежащие за пределами предмета изученияфизики. В моей второй книге рассматриваются представления освободе воли, о смерти, о сущности жизни, мышления, сознания иразвития. Принципиальное сходство этих представлений, описанныхв терминах теории систем, с соответствующими положениямивосточного мистицизма, убедительно свидетельствует в пользумоего утверждения о том, что философия мистических традиций, или "неувядающая философия" - это наиболее последовательное философское обоснование современных научных теорий». И далее автор в книге более подробно и глубоко описывает, что такое индуизм, буддизм, даосизм и другие школы и, как они сопоставляются с современными научными познаниями, в частности, квантовую физику. И рассказывают про гипотезу того, что существует некоторая связь и взаимозависимость сознания и материи: «Он считает, что сознание и материя взаимосвязаны и взаимозависимы, но между ними нет причинных связей. Они представляют собой вложенные друг в друга проекции более высокой реальности, которая не является ни материей, ни сознанием в чистом виде» [21, с. 6].

Похожие исследования и размышления производили другие ученые, например, математик Ричард Л. Томпсон в книге «Механистическая и немеханистическая наука». В ней он аналогично сопоставлял научные данные о сознании и отдельно изучил бхакти-йогу. И тоже приходил к выходу, что это взаимозависимость существует. Есть что-то материальное или вещественное и нечто более высшее.

3. Рассмотрим кришнаитов в индуизме и понятие Нирваны в буддизме, эти понятия пригодятся в следующем разделе.

Кришнаизм учит, что в любом человеке живет сознание Кришны и через специальные техники (чтение мантр) можно пробудить в себе этого Бога. Так сказать стать, подобно Иисусу и, действительно, некоторые исследователи видели в кришнизме альтернативу христианству.

Кришнаиты учат, что, познав Кришну и подружившись с ним, можно будет уйти в совсем другой мир, который находится, как бы вне материального мира.

Материальный мир представляет собой искажённое отражение духовной реальности Вайкунтхи. В вайшнавизме считается, что тот, кто достиг высшего духовного совершенства, по милости Вишну попадает на планеты (план) Вайкунтхи и освобождается из круговорота самсары. Вайкунтха описывается в Пуранах, в частности в «Бхагавата-пуране». Там говорится, что выше материальных вселенных находится духовное небо. Подобно тому, как над Землёй находятся сотни тысяч высших планет, над ними, в духовном небе, плавают миллионы и миллиарды духовных планет Вайкунтхи [22].

Также необходимо подчеркнуть, объяснить, что такое нирвана. Она не заставляет полностью отрекаться от внешнего мира, а наоборот даже в некоторой степени помогает жить в ней, но не зависимо от нее.  Человек достигший Нирваны освобождается от эмоций, зависимостей и способен воспринимать мир, таким какой он есть. Он всегда готов к новым знаниям, он всегда наблюдает, ибо осознан и видит все.

 «Большинство людей слышало об окончательной реальности буддистов – нирване. Однако существует некоторое непонимание даже среди самих буддистов относительно того, что же такое нирвана. Считается, что это состояние вне досягаемости обычного человека и предназначается только для тех, кто отрекся от мира. Но нирвана не что-то такое, что уводит нас от мира, она просто освобождает от него. Она подобна лотосу, стоящему над водой и все же существующему в воде. Можно спросить, освобождает нас от чего? От семейных уз? От неравенства и различий? Очень немногие подумают об освобождении от хватки «я», но пока нет освобождения от нашего ложного отождествления – нет настоящей свободы. У вас может быть некоторая свобода действий, но вы все еще порабощены желаниями и представлениями, вы не свободны» [23, с. 160].


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.