Аппаратура и источники питания устройств автоматики и телемеханики — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Аппаратура и источники питания устройств автоматики и телемеханики

2020-12-06 228
Аппаратура и источники питания устройств автоматики и телемеханики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

4. Принцип действия и классификации реле постоянного тока

В устройствах железнодорожной автома гики и телемеханики широкое применение получили контактные реле и бесконтактные элементы релейного действия. С помощью релейных элементов строятся системы автоматической блокировки, релейной и диспет­черской централизации.

Нейтральное реле постоянного тока (рис. 9, а) состоит из сер; дечника / и надетой на него катушки 4, подвижного якоря 2 и связанных с ним переключающих контактов 3

При отсутствии тока в катушке якорь реле находится в отпав­шем положении, отчего контактной пружиной 3 замыкается ниж­ний (тыловой) контакт ОТ.

На характеристике это положение соответствует точке с коор­динатами х=0, у=0.

При прохождении тока в катушке создается магнитный поток, под действием которого якорь притягивается к сердечнику, размы­кается контакт ОТ и замыкается верхний (фронтовой) контакт О—Ф.

Как показано на характеристике, срабатывание реле происхо­дит при таком значении входной величины Хг, когда выходная ве­личина скачкообразно изменяется до значения у\. При снижении тока до значения Х\ выходная величина у скачкообразно изменя­ется до нуля, т. е. происходит отпадание якоря реле и замыкание тылового контакта ОТ. Скачкообразное изменение выходной величины у от конечного значения входной величины х характери­зует элемент релейного действия.

Притяжение якоря происходит при прохождении в катушке тока любого направления, поэтому такие реле называют нейтраль­ными.

Рис. 9 Устройство нейтрального и поляризованного реле постоянного текз и их
рабочие характеристики                                                                                     ,;

17


Реле, переключающее якорь в зависимости от направления то­ка в катушке, называют поляризованным.


Поляризованное реле (рис. 9, б) состоит из сердечника /, на который надеты катушки 2 и 6 постоянного магнита 5, поляризо­ванного якоря 4 и контактной системы 3. При отсутствии тока в катушках якорь под действием магнитного потока постоянного магнита Фп (показан штриховой линией) удерживается в левом положении и замкнут левый (нормальный) контакт ОИ. С мо­мента включения обратной полярности тока в катушке создается магнитный поток катушек Фк (показан сплошной линией). В ле­вом зазоре магнитные поля действуют встречно Фп — Фк, в пра­вом— согласно Ф„ + Фк, якорь под действием более сильного магнитного поля переключается вправо, замыкая правый (переве­денный) контакт ОП. На характеристике срабатывание реле от тока обратной полярности показано правой пеглей.

При включении тока прямой полярности происходит измене­ние направления потока Фк, отчего в правом зазоре потоки вычи­таются, а в левом складываются и якорь переключается, замыкая левый (нормальный) контакт ОН. На характеристике сраба­тывание реле от тока прямой полярности показано левой петлей.

Включение реле характеризуется временем срабатывания /Ср и током срабатывания /ср, при которых происходит притяжение (переключение) якоря и замыкание контактов. При выключении реле характеризуется временем отпускания /От и юком отпуска­ния /0.

По надежности действия реле подразделяют на первый и низ­ший классы надежности.

Реле первого класса надежности характеризуется следующим: надежным отпаданием якоря при выключении тока за счет того, что якорь отпадает под действием собственного веса; несварива­емостью контактов, через которые включаются ответственные цепи автоматики, за счет изготовления контактов из разных материа­лов (металл-уголь).

У реле низших классов надежности отпадание якоря при вы­ключении тока происходит не под действием веса якоря, а под действием упругости контактных пружин.

Реле постоянного тока подразделяют на нейтральные Н, поля­ризованные П, комбинированные К. По времени срабатывания реле подразделяют на быстродействующие (время срабатывания» отпускания до 0,03 с); нормальнодействующие с временем сра­батывания до 0,3 с; медленнодействующие с временем срабатыва­ния до 1,5 с; временные с временем срабатывания свыше 1,5 с.

5. Реле постоянного тока

Нейтральные малогабаритные штепсельные реле типа НМШ

имеют электромагнитную и контактную систему (рис. 10, а), со­стоящую из сердечника 1 с надетыми на него катушками 2 и 3, Г-обр%зного ярма 8, якоря 4 с противовесом 5, контактной тяги 7, шарнирно соединенной с противовесом, фронтовых контактов Ф в виде бронзовых пружин с графитно-серебряными наклепками, ты-

18


ловых контактов Т в виде пло­ских пружин с серебряными кон­тактами и общих контактов О в виде переходных пружин, про­пущенных между штифтами 6 контактной тяги.

Рис. 10. Нейтральное малогабарит­ное штепсельное реле типа НМШ

При прохождении через ка­тушки реле тока намагничивает­ся сердечник и к полюсу притя­гивается якорь 4. Вследствие хо­да якоря противовес 5 и тяга 7 поднимаются вверх и, перемещая переходные пружины О, размы­кают тыловые и замыкают фрон­товые контакты. С момента вы­ключения тока якорь под дейст­вием противовеса 5 отпадает, и происходит обратное переключе­ние контактов, т. е. размыкаются

фронтовые и замыкаются тыловые контакты. Для штепсельного включения концы контактных пружин выводят наружу. Все части реле закрывают прозрачным колпаком с ручкой. Условные обозна­чения реле и его контактов, а также нумерация контактов показа­ны на рис. 10, б. Все контакты разделены на группы (тройники). Каждый тройник имеет фронтовой 12, тыловой 13 и общий 11 кон­такты.

Поляризованное импульсное реле типа ИР (рис. И, а) имеет следующие основные части: постоянный магнит 9 с полюсными надставками 5 и двумя парами полюсных наконечников 3, 4 и 6, 8 в виде винтов с нарезкой для регулирования смещения якоря; катушку Ю, внутри которой расположен легкий якорь 2, укреплен­ный на стойке /. Верхний конец якоря 2 соединен с контактной пружиной 7, которая замыкается с нормальным Н или переведен­ным П контактами.

При отсутствии тока в катушке действует только магнитныи поток постоянного магнита Фп и якорь удерживается в правом по­ложении. При пропускании тока через катушку 10 создается поток Фк, замыкающийся по двум цепям (показано штриховыми линия­ми). Направление потока таково, что в левом зазоре потоки скла­дываются Фк + Фп, а в правом вычитаются (Фк— Фп)- Так как (Фк + Фп)>(Фк —Фп), то якорь переключается влево и замыкает контакт П. Обратное переключение поляризованного якоря про­изойдет при изменении полярности тока в катушке.

Реле может иметь две регулировки якоря: нейтральную и с преобладанием. В случае нейтральной регулировки якорь реле переключается в нормальное положение при прохождении* через его катушку тока плюсовой (прямой) полярности, а в переведен­ное положение — если проходит через его катушку ток минусовой (обратной) полярности. При регулировке с преобладанием якорь

19


реле переключается в переведенное состояние, если проходит через его катушку ток только одной полярноеги (прямой и ж об­ратной). С момента выключения тока или прохождения гока дру­гой полярности, на которую регулировка с преобладанием не рас­считана, якорь возвращается в нормальное положение.

Условные обозначения реле и его контактов показаны на рис. И, б.

Комбинированное малогабаритное штепсельное реле типа КМШ имеет два якоря—нейтральный и поляризованный. Оно может находиться в трех состояниях: без тока, возбуждено током прямой или обратной полярности.

Основными частями реле КМШ (рис. 12, а) являются: сердеч­ник 2, на который надеты катушки 1 я 4, постоянный магнит 3, поляризованный якорь 5 с контактной Системой 6, нейтральный якорь 7 с контактной системой 5

При отсутствии тока в катушках нейтральный якорь, не связан­ный с потоком постоянного магнита, находится в отпавшем поло­жении, отчего замкнуты тыловые контакты О — Т; поляризован­ный якорь находится в левом положении и замкнуты контакты ОН. На рис. 12, б показаны условные обозначения реле и яко­рей. Нейтральный якорь притягивается к сердечникам при про­хождении тока любого направления через катушки реле, и замы­каются контакты О — Ф. Если через катушки проходит ток пря­мой полярности, когда плюс источника питания подается на вход «+» реле, то поляризованный якорь остается в левом положении.

После изменения направления тока с прямой на обратную по­лярность плюс источника подается на вход «—» реле, происхо­дит перемагничивание сердечников и поляризованный якорь, пе­реключаясь вправо, производит замыкание контактов ОП. На



С нейтральней   регулировкой якоря


 


 


Рис. И Поляризованное импульсное реле типа ИР


 Рис 12 Комбинированное малога*  баритное штепсельное реле тип» КМШ


20


1  г з             *

Условные обозначения репе КДР -1 и его контактов

О

_ с—

+


 

Условные обозначения реле КДР -3 и его контактов О     Ф


Рис. 13 Кодовые реле типа КДР

условных обозначениях реле прямая полярность показывается чер­точкой.

Кодовые реле типа КДР относятся к электромагнитным реле облегченного типг второго класса надежности и имеют следую­щие разновидности: нормальнодействующие с неразветвленной магнитной системой типа КДР-1, медленнодействующие с развет­вленной магнитной системой типа КДРЗ-М, медленнодействую­щие с усиленной разветвленной магнитной системой типов КДР5-М, КДР6-М.

Реле типа КДР-1 (рис. 13, а) имеет круглый сердечник 2 с на­детой на нею катушкой 3, Г-образное ярмо /, якорь 4, контактные пружины 6.

Переключение контактов производится бакелитовой пластин­кой 5, жестко связанной с якорем. При пропускании тока через катушку якорь притягивается к сердечнику, пластинка 5 и пружи­на 6 поднимаются вверх, размыкаются тыловые Т и замыкаются фронтовые Ф контакты. С момента выключения тока реле отпус­кает якорь под действием нажатия контактных пружин, размыка­ются фронтовые и замыкаются тыловые контакты.

Медленнодействующее реле типа КДР-3 (рис. 13, б) отличает­ся от реле КДР-1 тем, что имеет ярмо / П-образной формы и пря­моугольный якорь 4. Замедление действия реле на отпускание якоря при обесточивании достигается за счет разветвленной маг­нитной системы и медной гильзы, надеваемой на сердечник реле.

6. Реле переменного тока и кодовые трансмиттеры

Фазочувствителыюе двухэлементное штепсельное реле типа ДСШ (рис. 14) состоит из двух магнитных систем, называемых элементами. Местный элемент имеет сердечник / с катушкой 2, подключенной к местному источнику тока напряжением 110/220 В. Путевой элемент имеет сердечник 8 с катушкой 9, которая вклю­чается в рельсовую цепь. Между полюсами сердечников местного

21


и путевого элементов располагается алюминиевый сектор 4, кото­рый вращается на оси и при помощи коромысла -5 и тяги 5 управ­ляет контактами 6.

При пропускании переменного тока по катушке 2 создается переменный магнитный поток Фм, который, замыкаясь между по­люсами, пересекает сектор 4, индуктируя в нем непосредственно под полюсами путевого элемента вихревые токи.

Когда переменный ток проходит по катушке 9 путевого элемен­та, магнитный поток Фп вступает во взаимодействие с вихревы­ми токами в секторе, чем создается вращающий момент, переме­щающий сектор в верхнее положение. За счет поднятия сектора поворачивается коромысло 3, поднимается тяга 5 и вместе с ней пружина О, чем переключаются контакты — размыкаются тыло­вые Т и замыкаются фронтовые Ф. Движение сектора ограничи­вается роликами 7 и 10.

При выключении тока из обмотки путевого элемента усилие взаимодействия исчезает, и сектор под действием собственного веса перемещается вниз, производя обратные переключения кон­тактов. Реле ДСШ имеет штепсельное включение катушек и кон­тактов в действующую схему.

Маятниковый трансмиттер постоянного тока МТ-1 (рис. 15) применяют для вырабатывания импульсов тока в устройствах ав­томатики. Он состоит из сердечников / и надетых на них катушек, якоря 2, насаженного вместе с маятником 7 и гетинаксовыми ку­лачковыми шайбами 4, 5 и 6 на ось 3. При выключенном транс­миттере маятник 7 занимает нижнее положение и устанавливает якорь 2 по оси 0102. Кулачковая шайба 4 замыкает управляю­щий контакт УК, два других контакта разомкнуты. С момента включения трансмиттера в электрическую цепь его сердечники на-

..:ття оЪмотка 3


Рис 14. Реле типа ДСШ 22


Рис. 15. Маятниковый трансмиттер типа МТ-1


.«? /*~--> Путевая,/ тмотка


  кодовый трансмиттер типа кт -5

1 оборот ■= 7,8 с

Кодовый цикл, Кадобый цикл

к. ж 0,23

Кодовый цикл

  0,58

0,72

г   >

Рис 16 Кодовый путевой трансмиттер типа КПГ

магнпчиваются, и якорь 2 под действием магнитного поля перево­рачивается и раскачивает маятник.

Путем периодического прерывания тока в катушках контактом УК маятник раскачивается до определенной амплитуды, отчего периодически замыкаются и размыкаются контакты 31-32 и 41-42. Частота качаний маятника составляет 95—115 раз в минуту. Вре­мя длительности импульсов и интервалов одинаково и составляет 0,24—0,3 с.

Кодовый путевой трансмиттер КПТ переменного тока применя­ется для получения числовых кодовых сигналов.

, Кодовые трансмиттеры изготавливают без штепсельного вклю­чения (КПТ) и со штепсельным включением (КПТШ).

Трансмиттер КПТ (рис. 16, а) имеет следующие основные ча­сти: асинхронный однофазный электродвигатель 1, редуктор из шестерен 2 и 3, снижающий частоту вращения двигателя, и ку­лачковые шайбы 4, 5 и 6 с контактами. Кулачковые шайбы имеют по окружности разное число выступов и при своем вращении за­мыкают и размыкают контакты.

Кулачковая шайба 4 за один оборот создает три замыкания контактов, вырабатывая числовой код, состоящий из трех импуль­сов в цикле. В устройствах автоматической локомотивной сигна­лизации этот код называют кодом зеленого огня 3. Кулачковая шайба 5 создает два замыкания контакта, вырабатывая числовой код, состоящий из двух импульсов в цикле, — код желтого огня Ж. Кулачковая шайба 6 вырабатывает числовой код с одним им­пульсом в цикле — код желтого огня с красным КЖ. Характер импульсов, вырабатываемых трансмиттером типа КПТ-5 за один оборот шайб, показан на рис. 16, б.

23


7. Полупроводниковые приборы


В новейших устройствах железнодорожной автоматики широко применяются бесконтактные элементы: диоды, транзисторы, ти­ристоры, стабилитроны и др.

Транзистор типа р-п-р (германиевый) имеет три вывода: эмит­тер Э, коллектор К и базу Б (рис. 17, а). Транзистор работает в режиме переключения, находясь в двух состояниях: выход открыт (полное напряжение); выход закрыт (напряжение равно нулю). Для открытия транзистора на базу подается минусовый потенци­ал, отчего протекает ток по переходу эмиттер-база, а после откры­тия протекает ток по переходу эмиттер-коллектор. Для закрытия транзистора на базу подается плюс, отчего оба перехода и выход закрываются.

Транзистор типа п-р-п (кремниевый) имеет те же три электро­да (рис. 17, б), что и у германиевого транзистора. Для открытия транзистора на базу подается плюс, отчего протекает ток по пере­ходу база-эмиттер, а после открытия протекает ток по переходу коллектор-эмиттер. За счет падения напряжения в резисторе на­пряжение на выходе равно нулю.

Стабилитрон (рис. 17, в) используется для стабилизации на­пряжения. При заданном уровне напряжения +11& стабилитрон пробивается и пропускает ток в обратном направлении. Избыток напряжения +^б гасится в резисторе %ъ\ напряжение на нагрузке снимается с резистора Нп. При включении стабилитрона в прямом направлении он работает как обычный диод.

Тиристор (рис. 17, г) используется как управляемый диод. Нормально тиристор закрыт и ток от анода к катоду не проходит. Для открытия тиристора пропускается небольшой ток по управля­ющей цепи (управляющий электрод-катод). С момента открытия ток протекает по цепи анод-катод и после размыкания управля­ющей цепи. Закрытие тиристоров делается путем замыкания це­пи анод-катод, короткого замыкания между анодом-катодом, пе­реключения полярности анода с положительной на отрицательную.

Трансмиттерное бесконтактное реле (рис. 18) используется для передачи в рельсовую цепь импульсов кодового тока, которые вы­рабатывает трансмиттер КПТШ.

Реле состоит из двух тиристоров 77 и Т2, контактного реле Р, повторяющего работу контакта КПТШ. Если замыкается кон-

в)

х - 1    
       
      О
       

Сг

Рис 17. Полупроводниковые элементы 24


-V



тр - а


такт КПТШ, срабатывает реле Р и фронтовым контактом замыка­ет управляющие цепи тиристо­ров. При положительной поляр­ности замыкается управляющая цепь тиристора Т1: ПХ-220Д6КЗ — фронтовой контакт Р — переход КТ1) — фрон­товой контакт К — первичная об­мотка путевого трансформатора ПТ-ОХ-220. Затем открывается цепь Э-К, и тиристор пропускает положительную полуволну пере­менного тока в рельсовую цепь.

При отрицательной полувол­не переменного тока тиристор Т1 закрывается, и образуется управ­ляющая цепь тиристора Т2: ОХ-220 — ПТ ~ К — Д5 — Р — КЗ(У — К 12)ПХ-220. Че­рез переход Э-К тиристор пропу­скает отрицательную полуволну переменного тока в рельсовую цепь.

Симметричный триггер на транзисторах типа р-п-р (рис. 19, а) применяется как элемент релейного действия. Триггер со­стоит из двух транзисторов 11 и Т2, связанных между собой через резисторы /?С1, /?с2, и имеет два.устойчивых состояния: открыт транзистор 12, закрыт транзи­стор 11 (состояние 0), закрыт транзистор 12, открыт транзи­стор 11 (состояние 1). В состоя­ние 1 триггер переключается по входным цепям 5, в состояние 0 — по цепям /?.

Пр_и состоянии 0 открыт вы­ход (2, при состоянии 1 — вы­ход <2. Состояние триггера изме­няется путем подачи положитель­ных или отрицательных импуль­сов на входы х\,х°„,х°,х,1

Переключение триггера из со­стояния 0 в состояние 1 произво­дится подачей на вход х\ отри­цательного импульса или на вход


Рис. 18. Трансмиттерное бесконтакт­ное реле

выход Ц


Входы К


а)

2,м 7

-сз-миь

Т 2

Т 1

Рис. 19. Схемы триггеров


25


1


*о положительного импульса. В первом случае сначала открыва­ется 77 и затем закрывается Т2, и триггер переходит в состояние 1; во втором случае сначала закрывается Т2, затем открывается 77, и триггер также переходит в состояние 1.

Триггер из состояния 1 в состояние 0 переключается подачей на вход х% положительного импульса или на вход х° — отрица­тельного.

На рис. 19, б показан триггер, собранный на транзисторах ти­па п-р-п. Состояние 0 триггера определяется открытым выходом С}. Переключение триггера в состояние 1 осуществляется подачей на все входы 5 положительных импульсов, отчего запираются дио­ды во входных цепях, на базу 77 подастся плюс Иг и происходит его открытие, а затем закрытие Т2. С момента закрытия Т2 откры­вается выход Я, определяющий переключение триггера в состоя­ние 1.

Логические элементы. При построении логических схем уст­ройств автоматики выполняются заданные условия включения, переключения, отключения различных цепей. Эти условия опреде­ляются логическими зависимостями между отдельными элемента­ми, узлами, блоками автоматических устройств и называются ло­гическими зависимостями.

Выполнение логических зависимостей осуществляется с помо­щью логических элементов различных типов, определяющих ха­рактер зависимостей. Наиболее распространенными являются логические элементы типов И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ и ИЛИ-НЕ.

и

ИЛИ

 |

На рис. 20 с целью наглядно­сти построение перечисленных элементов поясняется соединени­ем контактов реле, а также пока­зываются условные обозначения логических элементов.

НЕ

Х 1

XI

Возбужденное состояние реле обозначается символом 1, обесто­ченное 0. Фронтовые контакты реле обозначают через хи Хг и т. д., а тыловые — через хи х2 и т. д.

И - НЕ

*2_ Хг

8.1 х, х 2

ИЛИ - НЕ

Элемент И реализуется путем последовательного соединения фронтовых контактов х\ и х2, от­чего цепь замыкается только при условии, если Х\ — 1 и Х2=\. Следовательно, на выходе эле­мента И появление 1 будет толь­ко в том случае, когда на его двух входах будут 1.

Отсутствие 1 хотя бы на одном
входе вызывает появление на вы-
Рис 20. Логические элементы        ходе 0. Операция И иначе назы-

26


вается логическим умножением и определяется произведением Х\Х%.

-Элемент ИЛИ реализуется путём параллельного соединения контактов Х\ и Хг, отчего цепь образуется при условии замыкания хотя бы одного из контактов схемы. На выходе логического эле­мента ИЛИ появление 1 будет в случаях, когда на одном из его входов будет 1; появление 0 будет в случае, когда на всех входах будут 0. Операция ИЛИ иначе называется логическим сложением, имеющим отличный знак по сравнению со знаком арифметическо­го сложения.

Элемент НЕ при подаче на вход значения 1(0) обеспечивает появление на выходе обратного (инверсного) значения 0(1). Логи­ческий элемент НЕ также называют инвертором.

Элемент И-НЕ сочетает в себе элемент И и элемент НЕ и обес­печивает при подаче на входы значений 1, на выходе значение 0. Контактная цепь с последовательным соединением фронтовых кон­тактов XI и Х2 элементом И-НЕ преобразуется в свою противопо­ложность, т. е. в цепь с параллельным соединением тыловых кон­тактов II И 12-

Элемент ИЛ И-НЕ сочетает в себе элементы ИЛИ и НЕ и обес­печивает при подаче на входы значений 0, на выходе значение 1. Контактная цепь с параллельным соединением фронтовых контак­тов Х\ и Х2 преобразуется в свою противоположность — в цепь с по­следовательным соединением тыловых контактов х\ и х%.

Путем использования полупроводниковых приборов и логиче­ских элементов в системах телемеханического управления и конт­роля строятся распределители, регистры, шифраторы, дешифра­торы

Распределитель Р (рис. 21, о) обеспечивает распределение по отдельным электрическим цепям серии импульсов, поданных на вход. Если на вход распределителя Р подаются импульсы /— 5, то с помощью счетной схемы, собранной на триггерах, эти импульсы в порядке последовательности распределяются по выходным це­пям распределителя.

Регистр РГ представляет собой устройство, служащее для за­поминания импульсов, поступающих на его вход. Элементами за­поминания являются триггеры с двумя устойчивыми состояниями 1 и 0.

Шифратор (рис. 21, б) является сложным узлом телемехани­ческой системы, с помощью которого шифруется кодовое сообще­ние и преобразуется в сигнал, передаваемый в канал связи. Для шифрации информация из источника сообщений ИС поступает в регистр РГ и запоминается.

Если в РГ хранится сообщение, при котором на его выходах /—5, как показано на схеме, присутствуют сигналы 1 и 0, то на первом выходе Р на оба входа первого элемента И поступает 1 и на выходе элемента также появляется 1. Через элемент ИЛИ эта 1 подается в модулятор М, где преобразуется в частотный сигнал, который передается в канал связи.

27


     



 

а) л'
Вход   лг
ЛЛЛЛЛ р л3

 

  л4
   

Рис. 21. Распределители, регистры, шифраторы и дешифраторы

На втором выходе распределителя совпадение входов второго элемента И не получается и на его выходе сохраняется 0. При дальнейшей работе распределителя процесс шифрации протекает аналогично.

Дешифратор (рис. 21, в) также является сложным узлом теле­механической системы и обеспечивает дешифрацию (расшифровы­вание) принятого из канала частотного сигнала.

При поступлении из канала частотного сигнала на выходе де­модулятора ДМ появляются сигналы 1 и 0. Сигнал 1 или 0 посту­пает на один вход элементов И, на другой вход поступает сигнал 1 от распределителя.

При поступлении на оба входа первого элемента И сигналов 1 на его выходе также появляется 1, которая передается в регистр РГ, где запоминается. При поступлении от демодулятора сигнала 0 очередной элемент И сохраняет на выходе 0 и в РГ сигнал не за­носится. Записанная в РГ информация хранится до поступления последнего импульса частотного сигнала, после чего реализуется,

8. Системы и источники электропитания

Системы питания автоблокировки. В устройствах автоблоки­ровки применяют две системы питания: смешанную с частичным или полным резервированием от аккумуляторных батарей и без­батарейную.

Основным источником питания в обеих системах является воз­душная высоковольтная линия ВСЛ, сооружаемая вдоль железно­дорожной линии.

На участках с электротягой строят одноцепную ВСЛ, которую и используют только для питания устройств автоблокировки. Ли­нейные потребители получают питание от резервной линии элек­тропередачи ЛЭП, подвешиваемой на опорах контактной сети. Линии ЛЭП используют для резервного питания автоблокировки в случае выключения основной ВСЛ. 28


На рис. 22, а показана схема по смешанной системе 'питания сигнальной установки автоблокировки. На силовой опоре ВСЛ установлен линейный понижающий трансформатор ЛТ типа ОМ-0,63, включенный в провода высоковольтной линии напряже­нием 6 или 10 кВ.

Пониженное напряжение 220 В от ЛТ по проводам через кабельный ящик КЯ и кабель подается в релейный шкаф на сиг­нальный трансформатор СТ и двигатель трансмиттера КПТ, а так­же в батарейный шкаф на путевой трансформатор, выпрямитель ПТВ типа ВАК-14Б и на сигнальный трансформатор-выпрямитель СТВ типа ВАК-13Б.

Для резервного питания рельсовых и сигнальных цепей приме­няют путевую батарею ПБ из одного аккумулятора на 2 В типа АБН-72 и сигнальную СБ из шести аккумуляторов общим напря­жением 12 В (АБН-72). Во вторичную обмотку трансформатора СТ включено аварийное реле А, которое нормально возбуждено, чем фиксируется наличие переменного тока от высоковольтной линии.

Фронтовыми контактами реле А включаются цепи С и МС для питания ламп светофора. В случае аварийного или профилак­тического выключения высоковольтной линии реле А выключается и переключает питание ламп светофора от резервной сигнальной батареи СБ.

На рис. 22, б показана схема питания сигнальной установки по безбатарейной системе. От линейного трансформатора ЛТ ос­новной высоковольтной линии напряжение 220 В подается в ре­лейный шкаф на аварийное реле А. При возбуждении реле А через его фронтовые контакты напряжение 220 В (провода ПХ и ОХ) подается на сигнальный трансформатор СТ, который понижает напряжение до 12 В и питает цепи МС и С светофорных ламп и



0)


ВСЛ


 


 


Рис. 22. Системы птании автоблокировки


29


дешифраторной ячейки ДЯ-ЗБ числовой кодовой автоблокировки. Одновременно напряжение 220 В подается на двигатель КПТ, блок питания линейной цепи БПШ (выводы блока обозначены ЛП, ЛМ), путевой трансформатор ПТ (ПОБС-ЗА) для питания рельсовой цепи.

Если происходит авария основной высоковольтной линии, то выключается реле А и переключает питание на резервную высоко­вольтную линию, которая подвешивается на опорах контактной сети.

В безбатарейной системе питания на участках с электротягой переменного тока для питания рельсовых цепей включают преоб­разователи частоты ПЧ50/25. Резервное питание автоблокировки осуществляется от дополнительной -линии ДПР напряжением 27,5 кВ.

Системы питания электрической централизации. На крупных станциях, оборудованных устройствами электрической централи­зации, для надежного электроснабжения предусматривают два независимых источника (фидера) питания. Одним источником мо­жет служить высоковольтная линия автоблокировки, другим — районные подстанции энергосистем.

При надежных источниках электроснабжения применяют без­батарейную систему питания. На промежуточных станциях, не имеющих достаточно надежных источников электроснабжения, применяют батарейную систему питания. В этой системе исполь­зуют батарею и статические преобразователи для питания стре­лочных электроприводов, светофоров и других объектов центра­лизации. На посту электрической централизации устанавливают два силовых трансформатора типа ТС-20/0,5, из которых один включают в основной фидер питания, другой — в резервный фидер.

Трансформатор ТС предназначен для питания устройств элек­трической централизации.

На первичную обмотку трансформатора подают напряжение питающего фидера, со вторичной снимают напряжение 220 В. Мощность трансформатора 20 кВ-А.

Трансформаторы, выпрямители, переключатели, предохрани­тели, контрольные измерительные приборы электропитания разме­щаются на щитовой установке. Эта установка обеспечивает рас­пределение питания по видам нагрузки, а также контроль потреб­ления энергии и автоматическое переключение фидеров питания. В случае надежного энергоснабжения предусматривают установ­ку электростанции в виде дизель-генератора ДГА с автоза­пуском.

Включение ДГА в нагрузку контролируется лампочками зеле­ного цвета на щитовой установке и табло.

При пробном пуске ДГА лампочки загораются мигающим све­том. С момента появления питания на одном из фидеров электро­станция ДГА выключается.


Глава III


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.