Глава V . Социально-политическая деятельность — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава V . Социально-политическая деятельность

2020-12-06 183
Глава V . Социально-политическая деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И развитие общества

Свобода в деятельности человека

Вопросы для самопроверки.

1. Почему мы стремимся к свободе? Что ограничивает нашу свободу?

2. Как связаны между собой понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»?

3. Какое общество можно считать свободным?

4. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?

5. К чему может приводить неограниченная свобода выбора?

6. Как свобода трактуется в христианском вероучении?

7. Какое общество можно считать свободным?

 

Объясните смысл высказываний.

Нет ни одного человека, который не любил бы свободы; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый для себя.

Л. Берне,

немецкий публицист

Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами.

У. Уайт,

американский писатель

 

Задания для размышления.

1. Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе?

2. Как вы понимаете выражение: «Свобода – это выбор»?

3. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующие утверждения: «В период новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?

4. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:

а) свобода – это отсутствие всяких преград и помех;

б) свобода – это осознанное следование необходимости;

в) свобода (свободная воля) – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;

г) свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения?

5. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?

6. Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.

7. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона… Законы – это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов».

Прокомментируйте это высказывание.

8. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В социальном смысле это означает полную независимость от каких-либо норм или ограничений. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо,

Губернатора убьем,

Платить подати не будем,

Во солдаты не пойдем.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свои рассуждения примерами.

 

Письменные задания.

1. Составьте план сообщения на тему «Свобода слова».

2. Прочитай текст и выполни задания:

Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, - это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «все дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится или антисоциальным типом, или глубокого несчастным. Но, с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внтуреннего «хочу» и внешнего «надо»…

В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг – внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности – свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

Т.В. Мишаткина,

современный ученый

Задания к тексту:

1. Озаглавьте текст.

2. Автор называет выбор между «можно» и «нельзя» одним из самых острых и коварных. Почему?

3. Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.