К учебнику Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебникова и др. «Обществознание». Ч.1. 10 кл. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

К учебнику Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебникова и др. «Обществознание». Ч.1. 10 кл.

2020-12-06 258
К учебнику Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебникова и др. «Обществознание». Ч.1. 10 кл. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая тетрадь

По обществознанию

К учебнику Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебникова и др. «Обществознание». Ч.1. 10 кл.

1-е издание

г. Тобольск, 2012

Рабочая тетрадь по обществознанию

К учебнику Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой,

А.Ю. Лазебникова и др. «Обществознание». Ч.1. 10 кл.

Рабочая тетрадь по обществознанию, 10 класс. / Сост. Княжева В.В. – 1-е изд. – Тобольск, 2012. – 54 с.

Рабочая тетрадь разработана с целью организации самостоятельной работы обучаемых в аудитории и дома для проверки знаний обучаемых, полученных в ходе теоретического изучения учебного материала.

Рабочая тетрадь является учебным пособием и основывается на учебнике Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебникова и др. «Обществознание». Ч.1. 10 кл.

Предлагаемые задания составлены в соответствии с действующей примерной и рабочей программами по обществознанию для обучаемых начальных профессиональных и студентов средних специальных учебных заведений, а также могут использоваться для учащихся общеобразовательных школ 10 класса. Задания различны по уровню сложности, сгруппированы по разделам и главам тем курса «Обществознание».

 

 

Содержание

Вводная глава

§ 1. Общество и общественные отношения………………….4

§ 2. Человек. Индивид. Личность………………………………8

 

Раздел I. Деятельность в жизни человека и общества

Глава I. Что такое деятельность?

§ 3. Сущность человеческой деятельности………………...12

§ 4. Многообразие деятельности……………………………..14

§ 5. Деятельность и общение…………………………………15

§ 6. Социальные нормы и отклоняющееся поведение…...17

§ 7. Право в системе социальных норм……………………..19

 

Глава II. Познание как деятельность

§ 8. Познавательная деятельность человека………………22

§ 9. Истина и ее критерии…………………………………...…23

§ 10. Научное познание…………………………………….…..24

§ 11. Ненаучное познание……………………………………..25

§ 12. Социальное познание……………………………………26

§ 13. Самопознание……………………………………………..28

 

Глава III. Духовный мир человека и деятельность

§ 14. Деятельность в сфере духовной культуры………..…29

§ 15. Нравственные ориентиры деятельности…………..…33

§ 16. Мировоззрение, убеждение, вера………………….….38

 

Глава IV.Материально-производственная деятельность человека

§ 17. Трудовая деятельность………………………………….39

§ 18. Изобретательская деятельность……………..………..41

§ 19. Экономическая деятельность…………………………..42

 

Глава V. Социально-политическая деятельность и развитие общества

§ 20. Свобода в деятельности человека…………………….44

§ 21. Исторический процесс и его участники…………...…..47

§ 22. Политическая деятельность……………………………48

§ 23. Политическая идеология……………………..…………49

§ 24. Общественный прогресс……………………..………….51

Вводная глава

Общество и общественные отношения

 

Вопросы для самопроверки.

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

2. Какова взаимосвязь общества и природы?

3. Назовите основные сферы общественной жизни общества. Покажите их взаимосвязь.

4. Какие отношения можно считать общественными?

5. Какие науки изучают общество?

 

Объясните смысл высказываний.

Человек вне общества – или бог, или зверь.

Аристотель,

древнегреческий философ

Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником.

И.Фихте,

немецкий ученый

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

В.Г. Белинский,

русский литературный критик

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

А.Н. Толстой,

русский писатель

Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности. Если живет отшельником.

И. Фихте,

немецкий ученый

Задания для размышления.

1. Джон Адамс эмигрировал в другую страну и принял новое гражданство. Ему приходится приспосабливаться не только к иному климату и государству, но и к обществу.

Какой смысл в данном примере вкладывается в следующие понятия?

Страна _____________________________________

____________________________________________

Государство ________________________________

____________________________________________

Общество ___________________________________

____________________________________________

 

2. Прочитайте текст и выполните задания.

Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему приспособлены, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять жать, молоть, варить, ткань, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для ее блаженства.

Б. Спиноза,

нидерландский мыслитель

Задания к тесту:

1. Озаглавь текст.

2. В чем, по мнению, Б. Спинозы, проявляется значение общества для человека?

3. Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека?

4. Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему приспособлены, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа.

5. Б. Спиноза подчеркивал, что искусства и науки «в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для ее блаженства». Объясни, как ты понимаешь эту мысль.

 

3. Напишите сценарий фильма, действие которого происходят на нашей планете в 2200 г. Ваша задача – дать представление об отношении людей к природе и о его последствиях.

Название фильма __________________________________

Основные действующие лица ________________________

__________________________________________________

Сюжет ____________________________________________

__________________________________________________

 

4. В разные исторические периоды в человеческом обществе господствовали различные взгляды на природу и отношение к ней. Прочитайте два основных утверждения:

- Природа – это храм.

- Природа – это мастерская.

Как вы понимаете эти высказывания? С каким утверждением согласны и почему?

 

Письменные задания.

1. Джон Адамс эмигрировал в другую страну и принял новое гражданство. Ему приходилось приспосабливаться не только к иному климату и государству, но и к обществу.

Какой смысл в данном примере вкладывается в следующие понятия?

Страна ___________________________________________

Государство _______________________________________

Общество _________________________________________

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

а) племена, народности;

б) республика, монархия;

в) философия, религия;

г) издержки, прибыль.

3. Установи соответствие между данными примерами и сферами общественной жизни:

1) выборы главы государства;

2) съезд правящей партии;

3) церковное богослужение;

4) предоставление кредита.

а) духовная;

б) политическая;

в) экономическая.

4. Совместите в таблице понятия и определения.

1. Общество А. Исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему
2. Страна Б. Сфера общества, включающая в себя производство, распределение, обмен и потребление
3. Политическая сфера общества В. Социальная организация страны, основанная на социальной структуре
4. Государство Г. Сфера общества, включающая центральные и местные органы власти, армию, милицию, налоговую и таможенную службу, а также политические партии
5. Экономическая сфера общества Д. Территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом
6. Социальная сфера общества Е. Сфера общества, включающая в себя культуру, науку, образование и религию
7. Духовная сфера общества Ж. Политическая организация страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру управления
8. Мировое сообщество З. Сфера общества, охватывающая классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом
9. Глобализация И.

Подчеркните понятие, определение которого отсутствует. Попробуйте сформулировать это определение и впишите его в таблицу.

5. Завершите схему «Признаки общества».

 

 

 


6. Все сферы общества взаимосвязаны и влияют друг на друга. Обозначьте стрелками на схеме направления влияния. Приведите конкретные примеры взаимосвязи сфер общества.

 

 

 


Человек. Индивид. Личность

 

Вопросы для самопроверки.

1. Какие сущностные черты свойственны человеку?

2. Как менялись философские воззрения на сущность и бытие человека?

3. Что известно науке о происхождении человека?

4. В чем различие понятий «индивид» и «индивидуальность»?

5. Что такое бытие человека?

 

Задания для размышления.

1. Древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам Афин. На вопрос «Что ты делаешь?» он ответил: «Ищу человека». В каком значении Диоген употреблял слово «человек»?. Свой ответ поясните.

2. Попробуйте составить перечень обстоятельств, которые активно влияют на формирование личности человека.

3. Прочитайте фрагмент исторического текста и выполните задания.

Наполеон Бонапарт родился на острове Корсика в 1769., через три месяца после перехода острова во владение французов. Его отец был дворянином. Он признал французское владычество и стал фаворитом французского наместника. В 1779 г. отец отправил Наполеона на учебу в Британскую военную школу. Затем его перевели в Парижскую военную школу. Наполеон плохо знал французский язык, что создавало проблемы в обучении. После учебы он начал военную службу в чине артиллерийского поручика. В обществе он проявлялся редко из-за недостатка средств, читал военную и политическую литературу. Участвовал в революционных событиях, а после удачного штурма Тулона (1793) по приказу Конвента был произведен в генералы. Когда Конвент пал и власть поменялась, Наполеону пришлось искать расположение новой власти.

Подумайте, какие события и факты оказали влияние на формирование личности Наполеона?

4. Подумайте, правомерно ли говорить об однозначно отрицательном или положительном влиянии какого-либо факта на развитие личности? Свое мнение обоснуйте.

5. Прочитайте высказывание известного английского писателя С. Смайлса и выскажите свое мнение.

Каждый из нас сам вычеканивает цену собственной личности, человек бывает мал или велик в зависимости от собственной воли.

6. Прочитайте текст и выполните задания:

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф пришел в баню и увидел, что там много народа.

- Почему ты обманул меня? – закричал он на Эзопа.

- Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. – Он лежал у порога, все спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.

В каком значении употреблено понятие «человек»? Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

7. Проанализируйте высказывание немецкого философа И. Канта (1724 – 1804): «Личность – это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам.

Как вы понимаете смысл этого высказывания? Согласны ли вы с этим высказыванием?

8. В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Результат опроса приведены в диаграмме. Внимательно изучи диаграмму и ответь на вопросы.

 

Вопросы к диаграмме:

1. Какой ответ выбрали большинство опрошенных?

2. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?

3. Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека?

4. Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека?

5. Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности.

 

Письменные задания.

1. Установи соответствие между понятиями и их определениями.

1) индивид;

2) индивидуальность;

3) личность.

а) человек как социальное существо с присущими ему чертами;

б) отдельно взятый представитель человеческого рода;

в) неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы отличительные признаки человеческой деятельности?

2. Как соотносятся между собой цель и средства ее достижения?

3. Каким образом в поведении человека проявляется его отношение к другим людям?

4. В чем заключается связь потребностей и интересов? В чем состоит отличие между ними?

 

Задания для размышления.

1. И.В. Гете писал: «Поведение – это зеркало. В котором каждый показывает свой лик».

Как соотносятся деятельность и поведение? Приведите примеры различного поведения в процессе одной и той же деятельности. Как в этих случаях проявляется личность?

2. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899 – 1961) говорил: «Каждый человек рождается для какого-то дела». Как вы думаете, под словом 2дело» здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните.

3. Составьте список своих потребностей за прошедшую неделю (1 – 15).

4. Подумайте над проблемой: удовлетворение всех потребностей – это благо или зло для человечества?

5. Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Старик жил со своей старухой у моря в ветхой избушке, и ничего у них не было, кроме старого корыта. Однажды он поймал золотую рыбку, которая могла выполнить любое желание. Сначала старуха попросила у рыбки новое корыто, потом – избу. Затем ей захотелось стать столбовой дворянкой, потом – царицей. И наконец – владычицей морской и хозяйкой золотой рыбки. Последнее желание старухи рыбка не выполнила, наоборот, она отняла у старухи все полученное.

Вопросы к тесту:

1. Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи.

2. Перечислите, какие потребности не возникли.

3. Какие выводы можно сделать из сюжета сказки?

 

6. Внимательно посмотрите на фотографии. Определите, об удовлетворении каких потребностей идет речь.

 

 

 

Многообразие деятельности

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы основные виды деятельности? Как они связаны между собой?

2. В чем состоят особенности творческой деятельности?

3. Что общего между трудом, учебой и игрой? Чем они отличаются? Какое значение в жизни человека имеют эти виды деятельности?

 

Задания для размышления.

1. О каком виде деятельности идет речь в следующем высказывании академика И.П. Павлова: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединил «голову с руками»?

2. В греческом мифе дочери царя Даная за убийство мужей после смерти были осуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве. Как вы охарактеризуете такую деятельность? Что означает выражение «бочка Данаид»?

3. Как вы понимаете выражение «зарыть талант в землю»?

4. Н.В. Гоголь писал: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». А французский писатель Р. Роллан заявлял: «Все радости жизни в творчестве».

Как вы думаете, почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость? Как в таком случае понимать выражение «муки творчества»?

 

Деятельность и общение

 

Вопросы для самопроверки.

1. Могут ли телевизор и компьютер заменить общение с людьми? Аргументируйте сове мнение.

2. Каковы основные точки зрения на соотношение деятельности и общения? Какой точке зрения на соотношение деятельности и общения вы отдаете предпочтение? Почему?

3. Что такое коммуникация? Приведите примеры коммуникации, проанализируйте их с точки зрения содержания информации, способа ее передачи, характеристики участников коммуникации.

4. Какой вид общения представлен в следующем отрывке? Знакомо ли вам произведение, из которого взят отрывок? Какие еще необычные примеры общения встречаются в этом произведении?

 

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

А.С. Пушкин

Задания для размышления.

1. В известном произведении Джонатана Свифта «Путешествие в Лилипутию» рассказывается о войне между могущественными империями – Лилипутией и Блефуску. Эти государства воюют в течении 36 лун. Поводом к войне послужили следующие обстоятельства: император Лилипутии выпустил указ о том, что вареные яйца надо разбивать только с острого конца. В ходе войны, которая велась с переменным успехом, Лилипутия потеряла 40 линейных кораблей и огромное число мелких судов с 30 тысячами лучших моряков и солдат, потери Блефуску были еще значительнее.

Как вы думаете, в реальной жизни непонимание и неумение договориться может привести к таким серьезным последствиям?

Письменные задания.

1. Определите, к какому виду общения относятся предлагаемые ситуации:

- Два приятеля разговаривают о прошедшем рок-концерте, один очень доволен, другой считает, что организация была плохая.

- Родители уговаривают сына поехать на выходные с ними на дачу. Сын-восьмиклассник хочет остаться дома, пообщаться с друзьями.

- Мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице и помогает ей выйти.

- После окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.

2. Заполните таблицу «Правила общения», указа не менее трех позиций по каждому положению.

При общении необходимо При общении недопустимо
   

3. Письменное общение – важная форма общения между людьми. Напишите дружеское послание воображаемому или реальному другу, содержащее описание вашей жизни и вопросы о его делах (10 – 12 предложений).

 

Вопросы для самопроверки.

1. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Свой ответ обоснуйте.

2. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

3. Какой человек может стать преступником? Почему?

4. В чем социальная опасность преступности?

5. Каковы последствия алкоголизма и наркомании для личности, семьи, общества? Какие способы борьбы с этими пороками могли бы предложить вы?

 

Задания для размышления.

1. Как вы понимаете высказывание английского историка Г.Т. Бакла (1821 – 1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из СМИ.

2. По вопросу о борьбе с преступностью возникала дискуссия.

Одна точка зрения: нужно ужесточить наказания. Посмотрит на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками – высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует.

Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное – неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится. А что по этому вопросу думаете вы?

3. В 1989 г. был проведен опрос 5861 учащегося школ и профтеучилищ об их отношении к наркотикам. 90,7% из них выразили уверенность, что наркотики оказывают вредное влияние на здоровье человека, 70,1% - что они приводят к вырождению личности. Наркомана считали нормальным человеком 5,9%, больным – 44%, морально опустившимся – 46,5%, преступником – 19,9%. Как вы думаете, если бы опрос был проведен сегодня, то в каком направлении изменились бы ответы?

4. Вдумайтесь в следующие цифры: за период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, - на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.).

Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?

 

Письменные задания.

1. Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведенные в школах одного из регионов в 2009 г., обнаружили следующие мотивы (сохраняются лексические особенности ответов):

- они помогают отвлечься от личных неприятностей;

- это приятно, от них балдеешь;

- все друзья пробуют, не хочется быть белой вороной;

- употреблять наркотики – это круто;

- на дискотеке надо делать то, что делают все.

Составьте краткое обращение к своим сверстникам, ссылающимся на любую из этих мотиваций, и объясни, почему наркотики принимать нельзя.

2. При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм. Приведите аргументы за и против этого мнения. Каково ваше мнение по данной проблеме?

3. Опираясь на личный социальный опыт, заполните таблицу:

Виды норм Примеры
Нормы дозволения  
Нормы предписания  
Нормы запрета  

 

Вопросы для самопроверки.

1. Объясните, что такое право, права человека?

2. Почему право – это «моральный минимум»?

3. Какова структура системы права? Как соотносятся между собой ее элементы?

4. На какие группы отраслей разделяют систему права? Какие вопросы регулирует та или иная отрасль права?

5. В чем особенности частного и публичного права?

6. Откуда мы черпаем знания о праве? Каковы источники знаний о нем?

7. Какой из источников права самый распространенный у нас в России? Почему именно этот?

 

Задания для размышления.

1. В чем основной смысл права: запрещать, разрешать или наказывать? Свой ответ обоснуйте.

2. Почему нельзя считать правонарушением мысли, чувства, взгляды, даже если они, как принято говорить, «черные», «дурные», «грязные», «реакционные» и т.д.?

3. Вам знакомы два близких понятие – моральная и юридическая ответственность. Проанализируйте их и укажите, что между ними общего, а что – различного. Поразмышляйте: почему общество не может ограничиться только моральной или только правовой ответственностью? Почему необходимы оба вида ответственности?

4. Одни называют право мерой свободы, другие – мерой несвободы. А какова ваша позиция?

Письменные задания.

1. Заполните таблицу из двух колонок, где в одной будут указаны черты, сближающие мораль и право, а в другой – характеризующие их как самостоятельные регуляторы.

Моральные нормы Правовые нормы

Общие черты морали и права

1.

2.

3.

Различные черты морали и права

1. 1.
2. 2.

 

2. Составьте схему иерархии нормативных актов РФ.

3. Завершите схему:

Два смысла понятия «право»

 

 

 


4. Сравните понятия «проступок» и «преступление». Заполните таблицу:

 

Проступок Преступление

Сходство

   

Различия

   

5. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки (1) и преступления (2):

Грабеж (), незаконная сделка (), кража (), невыполнение договора (), безбилетный проезд в транспорте (), вымогательство (), повреждение телефона-автомата ().

6. Завершите схему:

Виды правовой ответственности

 


7. Какая из графических моделей точнее отражает соотношение права и закона? Свой вывод обоснуйте.

8. Что из перечисленного относится к признакам правого государства:

а) наличие законов;

б) верховенство прав;

в) всенародное избрание президента;

г) наличие двухпалатного парламента;

д) разделение властей;

е) незыблемость прав и свобод человека;

ж) отделение церкви от государства?

 

Вопросы для самопроверки.

1. Как мы обретаем знания?

2. Какую роль играют знания в жизни людей? Возрастает ли их значение с ходом исторического развития человечества? Ответ обоснуйте.

3. Каковы основные источники знаний человека о внешнем мире и о самом себе?

4. В чем особенности чувственного познания? Каковы его формы?

5. Что представляет собой рациональное познание? В каких формах оно происходит?

 

Задания для размышления.

1. Раскройте существо спора эмпириков и рационалистов. В чем сила и слабость их аргументов?

2. В чем, на ваш взгляд, смысл и значение следующих фактов?

Известны случаи, когда дети с врожденным повреждением почти всех органов чувств (слепоглухонемые) при надлежащем психолого-педагогическом руководстве становились полноценными людьми, способными осуществлять разнообразные виды деятельности, в том числе и интеллектуальную.

Известны и описаны в литературе факты, когда отдельные люди в силу уникального стечения обстоятельств в младенческом возрасте были изолированы от человеческого общества (например, дети, похищенные дикими животными). Эти индивиды, даже возвращенные в лоно цивилизации, не могли восстановить утраченную способность к познанию.

3. Исследователи отмечают, что наиболее творческие познавательные способности сохраняет человек, который может и в зрелые годы воспринимать мир и мыслить как ребенок. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть этот вывод.

 

Истина и ее критерии

Вопросы для самопроверки.

1. Почему некоторые философы и ученые отрицают возможность познания мира?

2. Какие знания являются истинными? Что может служить критерием истины?

3. Существуют ли абсолютные истины?

4. В чем причины относительности наших знаний?

5. Что понимается в философии под объективностью истины?

 

Задания для размышления.

1. Сравните два высказывания. Определите свое отношение к ним.

«Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения» (В.Г. Белинский).

«От светлых лучей истины не всегда исходит тепло. Блаженны те, кто не заплатил за благо знания своим сердцем» (Ф. Шиллер).

2. Согласны ли вы с высказыванием Ж.-Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один»? Свой ответ аргументируйте.

 

Научное познание

Вопросы для самопроверки.

1. Чем отличается научное знание от любого другого?

2. Каковы особенности научного познания?

3. Чем научный закон отличается, к примеру, от юридического закона?

4. Каковы основные способы и методы научного познания?

5. Влияет ли научная картина мира на наше мировоззрение?

 

Задания для размышления.

1. Существуют два противоположных взгляда на соотношение науки и религии:

- наука и религия непримиримы, успехи науки подрывают религиозные мировоззрения;

- религия и наука могут совмещаться в мировоззрении личности как два независимых начала, относящиеся к различным сферам духовного мира.

Какая точка зрения вам представляется более убедительной? Cвой ответ обоснуйте.

2. Как вы думаете, можно ли считать научными следующие представления, разделяемые многими:

- электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам, только быстрее;

- пространство – это огромный контейнер, в котором появились некогда время и материя, время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит;

- наука – источник истины, но периодически устанавливается, что добытые ею знания ложны, и тогда происходит научная революция, которая открывает дорогу истине? Свой ответ аргументируйте.

3. Л. Пастер утверждал: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности. Подтверждается ли это утверждением ходом истории?

 

Ненаучное познание

Вопросы для самопроверки.

1. Всегда ли познавательная деятельность ведет к научным результатам?

2. В чем проявляется многообразие путей познания мира человеком?

3. Какие пути познания мира, помимо научного познания, существуют? Что их объединяет? Чем они различаются?

4. Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

5. Чем отличается результат познания средствами искусства от иных результатов познавательной деятельности человека?

 

Задания для размышления.

1. Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

- Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.

- Иному горе – ученье, иному – мученье.

- Не испортив дела, мастером не станешь.

- В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

2. Как бы вы определили свое отношение к паранауке: имеет ли право на существование такого рода знание? Можно ли доверять сведениям, выходящим за рамки принятого в науке (например, согласны ли в с тем, что таинственное явление полтергейст – факт, не вписывающийся в современные научные представления из-за несовершенства последних)? Свой ответ аргументируйте.

3. На примере одного из биографических мифов определите, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции.

 

Письменные задания.

1. Подумайте, какие уроки можно извлечь из древнего мифа.

Урок первый Урок второй Урок третий
     
     

 

Социальное познание

Вопросы для самопроверки.

1. Как вы думаете, о чем исследователям труднее добывать истинное знание: о природе или об обществе?

2. Может ли ученый, изучающий общество, быть абсолютно беспристрастным в оценке событий?

3. Какие возможности в социальном познании открывает конкретно-исторический подход?

4. Что такое социальный факт?

5. Как происходит интерпретация и оценка социального факта?

6. Чем социальное и гуманитарное знание отличается от естественно-научного?

 

Задания для размышления.

1. Г. Гегель говорил, что история никого ничему не научила. В.О. Ключевский писал, возражая Гегелю: «Если это даже и правда, истории нисколько не касается как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но это и неправда: история учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение».

Так существуют уроки истории или нет? Учит она чему-либо государственных деятелей, политиков, полководцев ил не учит? Каково ваше мнение? Приведите доказательства.

2. Ученые часто повторяют выражение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Как вы его понимаете? Какое суждение можно считать истинным: «Наиболее эффективна армия, основанная на всеобщей воинской обязанности» или «Наиболее эффективна профессиональная армия»?

3. Можете ли вы согласиться с утверждением: «Монархия сыграла в общественном развитии отрицательную роль2? Аргументируйте свой ответ.

4. Каким образом можно точно установить, какие газеты предпочитают читать старшеклассники вашей школы? Как правильно интерпретировать этот факт, если он будет верно зафиксирован?

5. Как вы понимаете следующее высказывание русого историка Р. Виппера: «Факты проявляются и исчезают в различных исторических представлениях и картинах. Факты существуют для одного глаза и отсутствуют для другого»? Можно ли установить на основании этих слов, как Виппер понимает соотношение описания и объяснения факта? Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

 

Самопознание

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое самопознание? Чем познание себя отличается от познания других объектов?

2. Объясните, как формируется образ «Я». Что такое «Я-концепция»?

3. Можно ли считать представления о собственной внешности истиной? Ответ аргументируйте.

4. Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?

5. Какое значение в самопознании имеет самоисповедь?

 

Задания для размышления.

1. Упражнения на развитие фантазии:

Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

Если бы вы могли на неделю поменяться местами в кем-либо, то кого бы вы выбрали для этого? Почему?

Если бы вы в течение дня были невидимкой, то как бы этим воспользовались?

Если бы вы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле или даже во Вселенной или же в любую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?

2. Какие особенности в процессе самопознания удалось отразить в следующих стихотворных строках поэту Н. Заболоцкому?

Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной, -

Не я один. Нас много. Я – живой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.279 с.