Нравственные ориентиры деятельности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Нравственные ориентиры деятельности

2020-12-06 287
Нравственные ориентиры деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для самопроверки.

1. В чем состоит сущность и значение Золотого правила нравственности?

2. Каково теоретическое и практическое значение морального выбора и моральной оценки?

3. Что такое нравственные ориентиры деятельности, какова их роль?

4. Что такое моральные ценности?

5. Каковы основные категории морали?

6. Как проявляется роль таких нравственных качеств, как совесть, честность, в различных видах деятельности?

 

Объясните смысл высказываний.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

М. Монтень,

французский философ, писатель

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью.

Д.С. Лихачев,

русский ученый

Конечное назначение человеческого рода состоит в наивысшем моральном совершенстве, которое достигается при помощи свободы человека, благодаря чему человек приобретает способность к высшему счастью.

И. Кант,

немецкий философ

Ученик спросил: «можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другому того, чего не желаешь себе».

  Конфуций,

древнекитайский философ

Этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

П. Гольбах,

французский философ

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

Л. Толстой,

русский писатель

Человек хуже зверя, если он зверь.

Р. Тагор,

индийский мыслитель

Совесть – это память обществ, усвоенная отдельным лицом.

Л.Н. Толстой,

русский писатель

Будь хозяином своей воли и слугой своей совести.

М. Эбнер-Эшенбах,

австрийская писательница

Задания для размышления.

1. Как вы думаете, мораль лишь принуждает человека действовать определенным образом или она дает свободу?

2. Ученые утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Обсудите это высказывание. Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

3. Академик Б. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, то характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?

Согласны ли вы с приведенным мнением? Аргументируйте свою позицию. Что такое порядочность, по вашему мнению?

4. Обсудите высказывание В.О. Ключевского: «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

5. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания? Каковы пути этого самовоспитания?

6. Жизнь с идеалом и жизнь без идеала – в чем тут разница? Объясните свою позицию.

7. Возможна ли чистая совесть? Есть два противоположных ответа на этот вопрос:

Невозможна, ибо совестливый человек должен мучиться личным несовершенством, несовершенством общества.

Возможна и очень нужна. Чистая совесть – это сознание того, что ты поступил справедливо, справился со своими моральными обязанностями, честно выполнил свой долг.

Каково ваше собственное мнение?

8. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил: «плохих – за то, что творят зло, хороших – за то, что позволяют им это делать». Оцени ответ Диогена с позиций морали.

9. Великому русскому писателю Л.Н. Толстому (1828 – 1910) принадлежит такое высказывание: «Разумное и нравственное всегда совпадают».

Как ты понимаешь смысл этого высказывания? Можно ли было в данной фразе заменить слово «нравственный» словом «моральный»? Свой ответ поясните.

10. Человек, выпив немного алкоголя, садится за руль автомобиля. Законы некоторых государств допускают такое поведение. Оцени поведение такого человека, используя категории «долг» и «совесть».

11. Долг врача – помогать больному. Как быть со своей совестью, если врачу приходится оказывать помощь террористу, повинному в гибели многих людей?

12. Наташа и Вика дружат с детства. Еще зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путевки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказаться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла ее навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.

Объясни с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек. Какой совет можно дать каждой из подруг?

 

Письменные задания.

1. Ответьте на вопросы теста:

Как вы думаете, с помощью чего осуществляется моральный контроль:

а) общественного мнения;

б) государства;

в) совести?

Какие принципы относятся к морали:

а) милосердие;

б) суверенитет;

в) гуманизм;

г) справедливость;

д) независимость?

Этика излагает свое содержание с помощью следующих понятий:

а) зло;

б) совесть;

в) потребности;

г) долг.

Этика утверждает, что оценивать моральное поведение людей можно по:

а) их собственным декларациям;

б) тому, что они сами говорят о себе;

в) конкретным делам.

Мы даем моральную оценку чему-либо с помощью понятий:

а) добро – зло;

б) честь – бесчестие;

в) максимум – минимум;

г) благородство – подлость;

д) порядочность – низость;

е) близкий – далекий;

ж) справедливость – несправедливость.

Общественное мнение регулирует поведение людей, основываясь на:

а) силе приказа;

б) силе морального авторитета;

в) силе закона.

Гарантией выполнения моральных норм может служить:

а) введение специальных государственных законов;

б) решение, принятое большинством голосов;

в) устранение имущественного неравенства;

г) формирование нравственной культуры каждого человека.

2. Отметьте знаком «+» поговорки, отражающие «добрую» нравственность, а знаком «-» «злую:

Бог-то Бог, да сам не будь плох.

Работа не волк, в лес не убежит.

Колотись да бейся, а все же найдется.

Женский ум лучше всяких дум.

Что хочу, то и ворочу.

Работа дураков любит.

Стыд не дым, глаза не выест.

Плюй в глаза – божья роса.

На всякое хотенье есть терпенье.

3. Каковы взгляды философов на соотношение понятий «мораль» и «нравственность»?

4. Заполните таблицу «Виды ценностей»:

Ценности, живущие вечно (назовите не менее трех) Ценности малозначительные, живущие короткое время (назовите не менее трех)
   
   
   

5. Назовите священные книги

иудеев _________________________________

христиан _______________________________

мусульман ______________________________

6. Если вы вам предложили объяснить, то такое добро и зло с помощью рисунков, что бы вы изобразили?

Образ добра                                              Образ зла

7. Укажите различия между государственным и моральным регулированием жизни человека и общества. Заполните таблицу:

Особенности государственного регулирования Особенности морального регулирования
   
   
   

8. Разгадайте шараду:

 


Первая клетка – слог.

Вторая клетка – сообщение.

Целое – моральный самоконтроль, выражение нравственного самосознания личности.

9. Установи соответствие понятий и их определения.

1) долг;

2) совесть;

3) честь.

а) способность личности к моральному самоконтролю;

б) осознание человеком своего значения и признание этого значения обществом;

в) совокупность объективно необходимых обязанностей человека.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.