Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением

2021-01-29 161
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

 

 

Методическое пособие

 

 

Цифры, не относящиеся к тексту, являются номерами страниц с книги оригинала.

 

 

С.-Петербург "Образование" 1995


2

  Научный редактор: д-р биол. наук, проф. Л. М. Шипицына Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В. А. Феоктистова

Рецензенты: канд. психол. наук, доц. В. М. Сорокин, зав. кабинетом для детей с нарушениями зрения Городской межведомственной психолого-медико-педагогической консультации Комитета по образованию мэрии С.-Петербурга С. Б. Генкина

Пособие является коллективным творчеством и отражает многолетний опыт работы канд. пед. наук В. А. Феоктистовой, канд. психол. наук Т. П. Головиной, канд. пед. наук Л. В. Рудаковой, канд. пед. наук А. М. Витковской, главного специалиста Комитета по образованию мэрии С.-Петербурга Т. Т. Воробей, методического руководителя Центра абилитации дошкольников Л. А. Рудаковой, тифлопедагогов Центра Л. М. Егорминой, М. М. Денисовой, И. В. Пиминовой, детского сада № 133 Л. П. Ковалевой, детского сада № 95 Л. И. Киселевой и коллектива детского сада № 16 и дошкольного детского дома № 40.


3

ВВЕДЕНИЕ

В 1992 г. на базе яслей сада № 53 Санкт-Петербурга был открыт первый в России Косультативно-практический центр по абилитации детей со зрительной патологией (далее именуемый Центр). Его открытие было определено тем, что специалисты, занимающиеся проблемами детей-инвалидов, ставили ряд вопросов и выдвигали ряд проблем, которые невозможно было решить в условиях детского сада для детей с нарушенным зрением:

-     оставались без специальной помощи слепые и слабовидящие дети со сложными сочетанными дефектами;

- в детский сад поступали дети с 2—2,5 лет и тифлопедагогам приходилось заниматься коррекцией вторичных отклонений, уже сформировавшихся у малышей к этому возрасту;

- члены семей слепых и слабовидящих детей не имели целенаправленного систематического обучения и не могли своевременно включаться в процессы воспитания и развития ребенка;

- родители, переживавшие тяжелую стрессовую ситуацию, вызванную рождением больного ребенка, длительный период времени оставались дома в условиях вынужденной социальной изоляции, что усугубляло их состояние. Появилась необходимость в создании реабилитационного дошкольного учреждения нового типа.

Одна из новых форм обслуживания, появившихся в Центре, обслуживание слепых детей с момента рождения. Новорожденные дети и дети младенческого возраста с особо тяжелой патологией обслуживаются тифлопедагогом Центра на дому. Ведется большая и целенаправленная работа по обобщению опыта развития детей раннего возраста. При приеме каждого ребенка проводится комплексное психофизиологическое и офтальмологическое исследование ребенка, определяются прогноз и формы коррекционно-педагогической работы.

В структуру Центра входят стационарные и консультативные группы. Стационарные группы предполагают каждодневное или круглосуточное пребывание детей в Центре. Наполняемость групп -8-10 человек. В Центре работают учителя-тифлопедагоги и воспитатели. С детьми проводятся занятия по лечебной физкультуре в специально оборудованном зале, они получают физиотерапевтические процедуры, плеоптическое лечение, массаж. В Центре работают также педиатр, окулист, психоневролог, невропатолог, врач ЛФК, медсестра.

Консультативные группы предусматривают пребывание ребенка с родителями в Центре несколько раз в неделю (по расписанию). В этих группах работают тифлопедагоги и воспитатели, которые обучают детей игре, общению, проводят индивидуальные занятия, учат пространственной и социально-бытовой ориентировке, изобразительной деятельности. В консультативных группах дети занимаются в присутствии родителей, которые обучаются вместе с ними. С детьми работают логопед, психоневролог, невропатолог, которые проводят психокоррекцию детей, назначают медикаментозное и другие виды лечения, оказывают психологическую помощь детям и родителям.

Одно из новых направлений работы Центра - оборудование специальной библиотеки игр (лекотеки), где выдают специальную литературу и игрушки, развивающие игры и пособия на дом для работы родителей с детьми.

Сотрудники Центра консультируют родителей и детей, принимают участие в научно-исследовательской работе, являются авторами специальных пособий по обучению и воспитанию слепых детей. На базе Центра разрабатываются и апробируются коррекционные программы для слепых и слабовидящих детей.

Эффективное направление работы Центра - руководство деятельностью Городского методического объединения тифлопедагогов. Специалисты Центра курируют работу специальных детских садов, дают рекомендации по проведению открытых мероприятий, выезжают в регионы для консультирования.

Центр поддерживает тесную связь со специальными (коррекционными) школами и готовит детей к школьному обучению. Разработаны оригинальная система занятий и дидактический материал по подготовке руки к письму по системе Брайля.

Большое внимание сотрудники Центра уделяют работе с родителями. Родителей обучают общению со слепыми детьми, приемам психоразвивающей и коррекционной работы, проводят для них открытые итоговые занятия. При Центре действует родительский клуб «Надежда».

Учитывая очень тяжелый контингент детей и то обстоятельство, что аналогов подобного Центра в стране нет, содержание его работы постоянно совершенствуется и уточняется в процессе деятельности и накопления опыта. Это способствует созданию различных форм и методов работы, совершенствованию их содержания.

Результатом деятельности Центра явилось создание данного коллективного пособия, необходимость издания которого обусловлена потребностью развития в России системы специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелыми зрительными нарушениями (многие из этих детей являются инвалидами по зрению).

Пособие является первым изданием, в котором собраны и систематизированы разработанные авторами документы, методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в детских садах для детей с тяжелой зрительной патологией. Оно содержит современные научные знания по вопросам воспитания детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрением, опыт коррекции и компенсации зрительных функций ребенка и вторичных отклонений в его развитии, а также психолого-педагогическую концепцию профилактики недостатков, возникающих у дошкольников с нарушенным зрением в ранний период жизни.

В пособии содержатся разработанные авторами и апробированные в многолетнем опыте работы специальных детских садов Санкт-Петербурга методические рекомендации и программы по организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми с различной зрительной патологией (слепые и слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием). Они могут быть полезны для руководителей и педагогов специальных дошкольных учреждений, которые вынуждены сегодня использовать Положение от 1974 г. и инструкции для детских садов для детей с нормальным зрением.

Представленные в пособии материалы могут стать отправной точкой для анализа и накопления собственного опыта работы тифлопедагогов, воспитателей и способствовать определению путей совершенствования коррекционно-педагогического процесса с учетом условий работы специального дошкольного учреждения.

Пособие не претендует на освещение всех актуальных проблем, которые встают перед специалистами дошкольных учреждений для детей с нарушенным зрением. Оно затрагивает вопросы, которые не получили достаточного развития в современной литературе, что весьма осложняет организацию коррекционно-воспитательного процесса в детских садах для детей с нарушенным зрением.

Авторы будут благодарны за замечания и рекомендации, высказанные по содержанию пособия.


 

I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

(Пакет научно-методической документации)

ПОЛОЖЕНИЕ О ТИФЛОПЕДАГОГЕ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Общие положения

1.1.Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоническое, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с населением и дошкольными учреждениями по охране зрения детей.

1.2.В соответствии с действующим положением о специальном детском дошкольном учреждении тифлопедагогом может быть лицо, имеющее высшее дефектологическое образование (специальность - тифлопедагог); его работа направляется и контролируется заведующим учреждения.

1.3.Недельная нагрузка тифлопедагога составляет 20 ч. Оформление документации и подготовка к занятиям в рабочее время не входят.

Основными документами в работе тифлопедагога являются:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

- календарный план совместной работы с воспитателем на месяц с выделением основных направлений коррекционно-развивающей деятельности (по желанию план может быть раздельным) и недельные рекомендации по его реализации;

- карта индивидуального уровня развития ребенка;

- график работы.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Методист-дефектолог:

- определяет основные направления совместной работы тифлопедагога, воспитателя-дефектолога, воспитателя и родителей, оказывает методическую и практическую помощь сотрудникам специальных детских садов, организует семинары, знакомит с новинками специальной литературы, готовит тематические лекции для родителей, проводит с ними консультации и беседы, участвует в работе лекотеки;

- разрабатывает специальные коррекционные занятия с учетом возраста и характера нарушения зрения, оформляет образцы специальных пособий;

- обобщает опыт работы, собирает и систематизирует пособия и литературу по тифлопедагогике;

- разрабатывает методики и рекомендации по воспитанию детей со зрительной патологией, руководит работой коллектива по адаптации «Программы по воспитанию и обучению дошкольников»для детей с различными нарушениями зрения.

11

Психолог-дефектолог:

- изучает анамнез ребенка, составляет психолого-педагогическую характеристику, определяет прогноз его развития;

- проводит индивидуальные занятия с детьми, страдающими нервно-психическими заболеваниями, отстающими в психическом развитии;

- адаптирует существующие тесты психического развития ребенка для детей с нарушением зрения;

- ведет дневник наблюдений за детьми, отражая динамику развития ребенка в коррекционном процессе;

- оформляет дидактический материал для изучения и коррекции психического развития ребенка;

- оказывает помощь родителям, тифлопедагогу, воспитателям, посещает детей на дому, помогает организовать воспитание и обучение дошкольника в условиях детского коллектива и семьи и создать благоприятные условия в семье для развития ребенка с нарушенным зрением;

- совместно с тифлопедагогом разрабатывает индивидуальные задания для родителей с учетом сложности дефекта ребенка, его возраста и индивидуальных особенностей.

 

Музыкальный педагог:

- изучает состояние музыкально-речевого слуха детей, возможность выполнения ритмических движений под музыку, умение выполнять целенаправленные движения и ориентироваться в большом пространстве, определяет уровень координированное™ движений, выявляет слуховое внимание и слуховую память, состояние артикуляционного аппарата, определяет направления работы и адаптирует программу по музыкальному развитию детей к условиям специального детского сада:

- работает совместно с тифлопедагогом, воспитателем и психологом;

-  осуществляет эстетическое воспитание детей, прививает вкус к музыке, учит слушать и понимать ее, знакомит с лучшими произведениями народного творчества, обеспечивает подготовку и проведение различных праздничных утренников, вечеров досуга;

- ведет групповую и индивидуальную работу с детьми, консультирует воспитателя и родителей;

- подбирает и оформляет наглядные пособия для коррекционно-педагогической работы на музыкальных занятиях.

 

Врач-окулист:

 - составляет справку о состоянии зрения детей и прогнозе его развития;

- участвует в комплектовании групп детей по состоянию зрительной функции для Центра;

- обеспечивает лечебно-восстановительную работу в детском саду, направляет работу медсестер по ортопии, внедряет нетрадиционные методы коррекции зрения;

- осуществляет контроль за гигиеной зрения: правильным ношением очков, их чистотой, наличием маркировки, выполнением процедур, правильной посадкой детей, освещенностью помещения, использованием зрительных нагрузок и противопоказаниями для физических нагрузок;

- дает рекомендации специалистам детского сада по использованию остаточного зрения для развития познавательной деятельности, посещает занятия с целью наблюдения за рациональным использованием остаточного зрения у детей, периодически информирует коллектив о динамике развития зрения в процессе коррекции.

16

Работа со слепыми детьми

3.3.1 Перечень общих пособий:

- фланелеграф для фронтальной работы и индивидуальные фланелеграфы на подгруппу детей (2-цветные);

- фоны;

- подставки;

- указки;

- примерный список методической литературы по проблемам слепоты;

- специальные тифлологические приборы для развития компенсаторных способов познания мира и развития сохранных функций;

- приборы по тифлографике.

19

3.3.2.Пособия по развитию кистей рук и пальцев.

3.3.3.Пособия для коррекции и развития познавательной деятельности слепого ребенка:

 

- по развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у детей с остаточным зрением (цветные эталоны предметов и их изображение, эталоны формы, величины);

- по развитию осязательно-двигательного восприятия (различные виды поверхностей, тканей, материал на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал);

- по развитию слухового восприятия и представления (звуковые игрушки, сигналы, наборы пластинок с шумами);

- по развитию обоняния (бытовые запахи, запахи улицы и др.).

3.3.4.Пособия по формированию представлений об окружающем мире в соответствии с возрастом и программными требованиями, (натуральные предметы, игрушки-модели, барельефы, аппликации, рельефное изображение, выполненное разными способами).

3.3.5. Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию и алгоритмы развития последовательности действий слепым ребенком при обследовании предметов.

3.3.6.Перечень способов определения свойств и признаков предметов слепым ребенком.

3.3.7.Пособия по развитию неречевых и речевых средств общения:

 

- модели лица (мимика - объем, барельеф, контур и графическое их изображение);

- модели позы (объем, рельеф, контур и рельефное их изображение).

20

3.3.8. Пособия по обучению слепых пространственной ориентировке:

- модели игровых комнат (спальня, кухня, группа), планы этих помещений;

- планы окружающей местности;

- тифлотехнические специальные приборы для ориентировки (сигналы, ориентиры, адаптивные дорожки, следы, рельефное изображение помещений, знаковая наглядность у входа в помещение);

- пособия, формирующие представления об объектах, встречающихся ребенку за пределами детского сада (модели транспорта, включая метро, модели общественных мест - ателье, почта, аптека);

- модели основных типовых зданий, решеток и других объектов, встречающихся на улице.

3.3.9. Пособия по социально-бытовой ориентировке:

- предметы домашнего обихода натуральные и их модели-игрушки, плоскостное и контурное изображение;

- тифлотехнические приборы для быта слепого (дозаторы).

3.3.10. Пособия для подготовки ребенка к чтению и письму по Брайлю (прибор «школьник», подкладка от прибора Синявского, однострочные и многострочные брайлевские приборы, грифель для письма, колодки шеститочия, брайлевская азбука, букварь и пособия, готовящие руку ребенка для чтения и восприятия, воспроизведения точечного шрифта, карточки с точечным изображением, образцы рельефных орнаментов, различные рельефные изображения, выполненные разным способом (выкалывания, наклеивания, выдавливания).

Анкета для родителей

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата обследования -_______________________________________

Фамилия, имя, ребенка_____________________________________

Дата рождения-__________________________________________

Диагноз_______________________________________________

сопутствующие заболевания_________________________________

название_______________________________________________

острота зрения                                                                                

поле зрения_____________________________________________

цветовое зрение                                                                               

В каком возрасте ребенку поставлен диагноз?                                       

Кем и где впервые было обнаружено нарушение зрения                           

родителями_____________________________________________

в роддоме _____________________________________________

врачом-педиатром во время патронажа                                   

в детской поликлинике__________________________________

в другом месте________________________________________

Предполагаемые причины нарушения зрения                        

II. АНАМНЕЗ

От какой беременности ребенок?                                             

Как протекала беременность?                                                            

(токсикоз 1,2 половины беременности, хронические заболевания, психические травмы, инфекционные заболевания и др.)                               

                                                                                                    

Роды (нормальные, стремительные, обезвоженные, стимулированные, наличие травм, родовспоможение)_______________________________

____________________________________________________

Ребенок родился в срок или недоношен (количество недель) ___

____________________________________________________

Резус отрицательный, совместимость                                        

Вес при рождении_____________________________________

Рост_________________________________________________

Перенесенные заболевания, до 1 года _____________________

после 1 года. __________________________________________

Инфекции ____________________________________________

ушибы и травмы мозга, глаз _____________________________

Назначения медиков___________________________________

 

III. СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Мать________________________________________________

Дата рождения ________________________________________

Отец ________________________________________________

Дата рождения                                                                       

 Родственники _                                                                  

Сведения о здоровье родителей и родственников (ближайших)         

Условия воспитания ребенка в семье:______________________

нормальные__________________________________________

гиперопека_______________________________________________

25

недостаточное внимание к ребенку (причина) _______________

Отношение родителей к дефекту ребенка ___________________

Домашний адрес ______________________________________

Телефон_____________________________________________

 

Анкета для ребенка

Исследование внимании

1. Найти различие в объектах при сравнении (две куклы)                          

2. Сравнить две картинки, установить сходство и различие                       

3. Указать недостающие или лишние детали на объекте (картинке)            

4. Обнаружить скрытую фигуру (учитывается время)                              

Исследование памяти

1. Исследование зрительной памяти;

запомнить изображения, расположение предметов (3—6)                         

найти изменения в ряду предметов, изображений (3—6 предметов) ________

запоминание предметов путем графического ассоциирования (5 слов) (опосредованное запоминание) 

33

34

2. Исследование слуховой памяти:

запомнить стихотворение (4—8 строчек)

запомнить слова_______________________________________

запомнить слоги_______________________________________

запомнить пары слов, связанных по смыслу, не связанных по смыслу

                                                                                                    

3. Исследование моторной памяти:

запомнить расположение предметов_______________________

найти изменения в ряду обследованных предметов (лишние предметы, недостающие предметы)____________________________________________

Заключение:

вид памяти тип памяти                                                               

объем памяти                                                                              

скорость запоминания                                                                

Исследование мышления

1. Обобщение понятий (овощи, фрукты, мебель, транспорт, посуда)

                                                                                                    

                                                                                                    

то же - на слух (3—4 понятия)                                                   

                                                                                                    

                                                                                                    

2.Образование эквивалентных групп                                        

3.Методика Р. Хилл (Брунер Д.) __________________________

____________________________________________________

(наглядный и буквальный вариант) _______________________

4.Исключение понятия (4-й лишний):                                        

____________________________________________________

наглядно_____________________________________________

на слух ______________________________________________

5.Понимание сюжетной картинки, ее называние                      

                                                                                                    

35

называние фона_______________________________________

перечисление объектов.________________________________

перечисление действий _________________________________

установление системы причинно-следственных связей ________

____________________________________________________

6.Классификация геометрических фигур:                                 

                                                                                                    

по цвету _____________________________________________

по форме                                                                                     

по величине                                                                                 

7. Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате)

8. Отгадай загадки                                                                      

Исследование общения

1. Особенности речи:

не говорит____________________________________________

говорит отдельные слова________________________________

говорит простые предложения___________________________

использует в речи сложные предложения и грамматические конструкции     

речь интонационно бедна_______________________________

речь выразительна, экспрессивна                                              

темп речи быстрый замедленный, средний                               

2. Особенности общения:

При общении со взрослыми и сверстниками:                           

проявляет активность, интерес___________________________

отвечает на активность других________________________________

проявляет негативное, агрессивное отношение при попытке

общения с ним________________________________________

не вступает в общение_____________________________________

В процессе игры:

предпочитает играть один                                                         

ищет партнера в игре                                                                 

Общее заключение:                                                                  

                                                                                                    

                                                                                                    

                                                                                                    

                                                                                                    


Примерная схема специального занятия тифлопедагога в детском саду для детей с нарушенным зрением

1. Тип занятия. Тема занятия.

2. Программное содержание.

Формирование сенсорных эталонов:

- расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов;

- формирование представлений и их уточнение;

- обучение использованию эталонов при анализе свойств и качеств предметов;

- развитие сенсорных операций, систем исследовательских действий.

Формирование способов обследования и предметных представлений:

- расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира;

- формирование способов обследования предметов;

64

Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Вадлспбср1а

- формирование мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

- развитие речи.

Развитие предметности восприятия:

- уточнение предметных представлений;

- обучение детей узнавать предметы в разных модальностях;

- обучение способам выделения признаков опознания;

- совершенствование способов обследования.

Развитие восприятия сюжетных изображений:

- формирование способов восприятия картины (целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов и др.);

- формирование знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет;

- обучение детей выделять признаки в сюжетном изображении с установлением логических связей;

- развитие монологической и описательной речи.

Развитие восприятия глубины пространства:

- формирование нестереоскопических способов восприятия глубины пространства;

- обучение детей переносить знания в практическую деятельность в свободном пространстве;

- формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве) и развитие точности восприятия;

- развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе.

Развитие навыков ориентировки:

- формирование пространственных представлений;

- обучение ориентироваться на основе представлений;

- расширение опыта ориентировки в окружающем.

3. Структура занятия:

- продолжительность занятия;

65

- количество и виды заданий детям (в младшей группе - 3—4 задания, в средней - 4—5, в старшей - 5—6, в подготовительной- до 7—8);

- логическая последовательность заданий.

4.Соблюдение режима зрительных нагрузок на занятии, средства развития зрительных функций, интенсивность зрительной деятельности детей.

5. Использование на занятии специфических методов и приемов обучения детей.

6. Использование приемов максимального учета индивидуальных особенностей детей и усиления активности на занятии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА

Работа специализированного детского учреждения направлена на решение задачи системного подхода в лечении и воспитании детей с тяжелой зрительной патологией. В отечественной литературе имеются публикации о работе офтальмолога в школах для слепых и слабовидящих детей (А. И. Кальман,В. И. Белецкая, А. Н. Гнеушева) и в детском саду для детей с косоглазием и амблиопией (Л. И. Медведь, Э. С. Аветисов и др.). В них показана необходимость работы врача-окулиста и многообразие видов его деятельности в специализированных учреждениях данного профиля.

Прежде всего, следует обратить внимание на изменившийся контингент детей, поступающих в специальное дошкольное учреждение. Раньше в ясельную группу специального детского сада принимались дети с 1,5-2 лет, когда у слепого (слабовидящего) ребенка уже формировались стойкие вторичные отклонения. Кроме того, члены семьи слепого малыша не имели целенаправленного систематического обучения и не могли своевременно включиться в процесс раннего воспитания и развития ребенка. С 1992 г. в созданном в Санкт-Петербурге Центре абилитации дошкольников организованы консультативные группы, куда принимают детей со зрительной патологией уже в возрасте 3-6 мес., а также дошкольников с комбинированной патологией. Это слепые и слабовидящие дети с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, с серьезной соматической патологией, с нарушениями интеллектуальной и психоэмоциональной сферы, которые не могут быть приняты в специальный детский сад, но нуждаются в регулярных консультациях и занятиях с педагогами.

В 1993 г. среди 45 детей, посещавших консультативные группы Центра, выявлено 35 человек с серьезными заболеваниями нервной системы, 25 с задержкой психического и психомоторного развития,10 с неврозами, 12 с нарушениями костно-мышечной системы, 13 с соматическими и др. заболеваниями. По заключению врача-психиатра, 10 - 15% детей имели тяжелые нарушения психики. Данные о сочетанной патологии у слепых и слабовидящих детей имеются также в литературе, поэтому совершенно 'обоснованным является наличие в штате Центра врачей-специалистов - невропатолога, педиатра, психиатра, врача лечебной физкультуры. Комплексный подход к обследованию и терапии детей позволяет осуществить принцип лечения не болезни, а больного. Окулист имеет возможность в тесном контакте с невропатологом назначать и проводить такие виды лечения, как свето-, электро- и магнитостимуляцию. В то же время назначения других врачей, занятия ЛФК. массаж, прививки, физиотерапевтические процедуры проводятся обязательно с учетом рекомендаций офтальмолога.

Характер лечебно-восстановительной работы обусловлен возрастом детей и патологией, структура которой представлена в таблице 2. Из приведенных данных видно, что Центр посещает 59 слепых детей (33 из них имеют остаточное зрение), 35 слабовидящих и 6 детей с косоглазием-амблиопией. Слепота чаще всего обусловлена ретинопатией недоношенных (РПН), затем атрофией зрительных нервов, катарактой, преимущественно осложненной микрофтальмом, нистагмом и др. Слабовидение вызвано врожденной высокой миопией, затем РПН и нистагмом.

 

 

Г.

 

Незрячие

Слабовидящие

Всего
  0-5 л. 5-7 л. 0-5 л. 5-7 л.  
Миопия высокая - - 7 6 13
Гиперметропия - - - 1 1
Глаукома 1 - - - 1
Катаракта, афакия 4 5 2 - 11
Атрофия зрит, нервов 9 3 2 - 14
Дегенерация сетчатки - 2 - - 2
Ретинобластома - 1 - - 1
Ретинопатия недоношенных 15 14 3 4 36
Нистагм - - 4 3 7
Другая врожденная патология 4 1 1 2 8
Амблиопия - косоглазие . . . . 6
Всего 33 26 19 16 100

68

Анализ литературы и собственный длительный опыт работы с дошкольниками со зрительными нарушениями показывает, что за последнее десятилетие изменилась структура патологии - значительно увеличилось количество детей с РГЩ. Так, в 1984 - 1986 гг. на 130 — 150 слепых и слабовидящих детей специального детского сада № S Ленинграда приходилось 7-12 детей с РПН, в настоящее время в Центре их 36 из 100. Можно отметить и качественные изменения в течении данного заболевания, характеризующиеся более частым развитием осложнений таких, как дистрофические изменения роговицы, повышение ВГД, прогрессирующая отслойка сетчатки и др. Особенно тщательное наблюдение требуется за детьми, имеющими единственный зрячий глаз.

Поскольку РПН - заболевание недоношенных детей, следует отметить, что проблема рождения младенцев с чрезмерно малой массой тела, т. е. менее 1000 г и гестационным возрастом 22— 26 недель, в настоящее время становится одной из актуальных. В декабре 1992 г. в нашей стране принято постановление «О переходе на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения и мертво рождения», согласно которым живорожденным считается любой новорожденный, имеющий хотя бы один из признаков жизни (дыхание, сердцебиение, пульсацию пуповины, мышечные сокращения), независимо от срока беременности и массы тела при рождении. Это привело к увеличению числа новорожденных с массой тела от 500,0 до 1000,0г.

В мировой неонатологической практике уже накоплен определенный опыт по выхаживанию этих детей. Исходы в плане выживания улучшаются, что, однако, не определяет решения проблемы, так как эти дети нуждаются в длительном медицинском наблюдении и лечении в связи с высокой частотой тяжелой неврологической патологии - 28%, бронхолегочной дисплазии и нарушения зрения -20%. От 33 до 68% этих детей нуждаются в дальнейшем в обучении в специализированных школах (Г. М. Дементьева).

Основными видами работы офтальмолога специального дошкольного учреждения является лечебно-восстановительная, профилактическая работа с родителями, организационная, методическая и др. Необходимо подчеркнуть, что большинство направлений врачебной деятельности тесно связаны с коррекционно-педагогическим процессом. Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста.

69

Лечебно-восстановительная работа направлена на сохранение и поддержание зрительных функций, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей. Обследование ребенка обычно начинается с определения зрительных функций. Важно учитывать наличие даже незначительного остаточного зрения. Опыт работы со слепыми детьми свидетельствует о том, что и при таком низком зрении дети продолжают опираться на него как на основную афферентацию в быту, на занятиях трудом, физкультурой, ориентировкой. Дети с остаточным зрением могут научиться анализировать зрительную информацию: отделять главные признаки объектов от второстепенных, интерпретировать увиденное. Если из учебно-воспитательного процесса полностью исключается остаточное зрение, то не реализуются потенциальные возможности психического развития ребенка. При обследовании детей Центра абилитации в 1993-1994 гг. выявлено, что из 58 человек 33, т. е. бо


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.