Хозяин погреба и его подручный — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Хозяин погреба и его подручный

2021-01-29 97
Хозяин погреба и его подручный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Хозяин винного погреба спустился в погреб, взглянуть на свое вино. Он заметил стоявшую возле кувшина с вином чашу и спросил своего подручного:

— Зачем здесь эта чаша?

Тот ответил:

— Всякий раз, входя сюда, я пью вино из этой чаши.

Хозяин погреба рассердился и подумал: «Он выпьет все мое вино».

И поставил над ним другого человека, присматривать, чтобы подручный не пил так много вина.

В следующий раз, зайдя в погреб, он заметил, что возле кувшина стоят две чаши.

Oн спросил подручного:

— Что это значит? Тот ответил:

— Одна чаша моя, а другая понадобится моему товарищу, которого ты поставил надо мною.

— О царь, ты дал своему сыну прекрасное царство, придется тебе поискать еще такое же для Леона, а то одного твоего царства на двоих мало.

Джумбер оскорбился его речью и рассказал притчу:

 

ЛУДИЛЬЩИК И ОСЕЛ

 

Жил на свете лудильщик. Он нагрузил на осла зерно для помола, отвез на мельницу, смолол и пустился в обратный путь. Посреди пути осел остановился. Когда оказалось, что лудильщик не может сдвинуть осла с места, он вынул из кармана нашатырь, истолок на камне и насыпал ослу под хвост — авось нашатырь начнет жечь н осел живо побежит дальше.

И в самом деле, осел побежал так быстро, что лудильщик ие мог его догнать. Он обеспокоился, как бы кто-нибудь не увел осла, как бы его не потерять. Поэтому он тоже слегка натерся нашатырем, рассчитывая таким образом догнать осла. Однако его стало жечь так неистово, что он не только перегнал осла, но пробежал мимо деревни и мимо собственного дома. Обернувшись, он крикнул жене:

— Нашатырь очень крепкий, не могу остановиться, присмотри за ослом!

 

— Ты тоже, Рукха, натерся нашатырем и несешься очертя голову. Иначе как посмел бы ты или кто другой так забыться перед царем!

Затем Джумбер поклонился, пал ниц перед отцом, поцеловал землю и сказал:

— Благословен создавший тебя, да пошлет он тебе удел высокий и счастливый, незабвенным вовеки да будет твое имя! Речь твоя проистекает от величия твоего смиренного сердца, я недостоин не только такой милости, недостоин созерцать тебя. Даже слышать твои милостивые повеления я почитаю величайшей из почестей. Если есть во мне что доброе, то только от тебя, ибо не бывало еще, чтоб кто-либо, посеяв просо, пожал пшеницу, посадив терновник, собрал хурму! Хорошее дерево приносит хорошие плоды, потому что хорошие плоды не родятся сами по себе без хорошего дерева. Дрянное дерево не станет лучше от поливки и ухода. Пословица гласит: «Ястреб выводит ястреба, коршун — коршуна». Не давай мне хвалиться тем, что есть во мне доброго, и не приписывай его мне. Если камеишик построил прекрасный дом, чья это заслуга: дома или строителя? Если наездник хорошо объездил жеребенка, кого следует похвалить: жеребенка или наездника? Я плоть от плоти твоей и воспитан Леоном. Не я источник моих достоинств. Природа моя от тебя, а образовал ее Леон. Не затем я говорю, что Леон недостаточно вами награжден или не удостоился высоких милостей, — он недостоин и десятой их доли, но у него много врагов, как бы его не оклеветали при дворе вашего величества.

И рассказал отцу притчу:

 

МЕЛКИЙ ВРАГ

 

Жили в Стамбуле христианин и богатый еврей.

Они враждовали друг с другом. Еврей, бывало, подкупал турок, они хватали христианина, иногда избивали его, а то бросали в темницу.

Однажды христианин спросил еврея:

— Сколько было пророков? Еврей ответил:

— Двадцать четыре. Христианин сказал:

— Напиши их имена.

Еврей написал. Христианин спросил;

— Почему ты не вписал Магомета? Еврей сказал:

— Когда же он числился в пророках?

Христианин из вражды к нему заранее позвал турка, чтобы иметь свидетеля этого разговора. Тот пошел и донес кадию.

Еврея схватили и удавили.

— Каждый враг ищет случая погубить своего противника.

Перед сильным врагом человек либо склоняется, либо бежит от него. Равному врагу человек дает должный отпор либо избегает столкновения с ним.

Мелкого и подлого врага человек должен остерегаться. Мелкий враг подобен скрытому под золою огню. Его не видно, но как разроешь золу, обожжешь руку.

Мелкий враг подобен незримо подкрадывающейся смерти: она приходит, и уже не избавиться от нее ни подкупом. ни силой, ни мольбою. Мелкий враг, улучив минуту, не выпустит противника из рук, пока не прикончит его.

Мелкий враг подобен прикрытой сеном яме. Ступишь и провалишься. Поэтому должно остерегаться мелкого врага, именно он и вовлечет в беду.

Погибнуть от руки подлого человека так же позорно, как и быть им облагодетельствованным, но и то и другое почетно, когда исходит от хорошего человека, потому что, если ты сам не дурной человек, ты не дашь дурному себя одолеть, и если ты не подлее его, не будешь просить о пощаде. Равным образом, если ты сам хороший человек, то хороший воздаст тебе добром, так как от доброго всегда родится доброе. Если же он причинит тебе зло, то это произойдет потому, что он, очевидно, превосходит тебя и добродетелью, и умом, и силой, оттого и победит тебя.

Однако высшая добродетель человека в том, чтобы не помнить зла и погашать его добром.

Рукха сказал:

— О царевич! Ты озабочен лишь одним: ты хочешь погубить меня, а Леона облагодетельствовать. Но из-за упорной неприязни ко мне с Леоном случится то же, что случилось с одним человеком.

И рассказал он притчу:

 

ДАРБАНДСКИЕ КОСАРИ

 

В деревне Дарбанди начался сенокос. Косари выехали верхом, с косами в руках. Заспорили о том, кому где косить. То тот, то другой втыкали косы рукоятками в землю и говорили:

— До этого места — мое! — Нет, это мое, вот межа.

Один из них пи за что не хотел уступать, косарище у него было короткое, и когда он. наклонившись с коня, воткнул его в землю со словами: «До этого места мое!» — острие косы скользнуло по шее и отрезало ему голову. И досталось его сено другому.

 

— Как бы и богатства твоего Леона не достались мне; смотри, как бы и он не кончил дурно.

Джумбер рассказал ему притчу:

 

МУЛЛА ИЗ ГИЛЯНА

 

Жил в Гиляне мулла. Было у него рисовое поле, но его опустошали дикие кабаны. Мулла вырыл большую яму поперек тропы, протоптанной кабанами, прикрыл ее тростником и ушел. Когда кабаны, повадившиеся ходить в эти места, пришли снова, на пути у них оказалась яма. Тростник подломился, и большой кабан упал в яму.

Пришел мулла и увидел в яме кабана. Он взял ярмо и принялся сверху бить кабана, осыпая его проклятьями.

Деревянный шкворень ярма зацепился за шею муллы, и он свалился в яму. Кабан стал бить его и терзать своими клыками и так обработал, что не осталось на мулле живого места. Чем больше взывал о пощаде мулла, тем злее кидался на него кабан.

 

— Так и ты упадешь в вырытую тобою же яму, и тщетны будут твои мольбы.

Рукха сказал Джумберу:

— Ты уподобил своего Леона свинье и доставил мне этим такую радость, как будто исполнились все мои заветные желания.

Рассказал Рукха притчу:

 

ДВА БОГАЧА

 

Жил на свете один очень богатый человек, по дошла

до него молва о необычайном богатстве другого человека.

Тогда первый богач, обладавший столь многим, сказал;

— Я не знаю счета своим сокровищам, даже цари не имеют столько, сколько я, неужели тот человек обладает большим богатством? Пойду взгляну на его сокровища, чем же он владеет?

Прибыл он к тому человеку и попросил его показать свою сокровищницу.

Тот повел богача, показал ему несчетное множество житниц, переполненных пшеницей и ячменем, и весело сказал: — Вот как щедро одарил меня господь!

Богач стал бранить его и тех, кто его так прославлял, и сказал ему так:

— У меня жемчуга столько, сколько у тебя пшеницы, но и это я ие почитаю богатством. И ушел.

В следующем году выпал такой неурожай, что хлеба не было и в помине. Голодали все.

Богач послал к человеку, владевшему хлебом, слугу с дарами, жемчугом и драгоценными камнями и просил продать ему зерно. Но человек этот ничего не ответил. Не видя спасения, богач послал к нему верблюдов, навьюченных несметным количеством драгоценностей.

Обладатель зерна возвратил присланное и приказал передать:

— Ни за какую цену я не продам тебе хлеб, но пришли мне свою жену и тогда бери, сколько хочешь.

Тот, услыхав это, очень опечалился и сказал:

— Если отдам жену, то что скажу моим друзьям и для кого же мне тогда покупать хлеб? Если же этого не сделаю, он не даст зерна и дети мои умрут голодной смертью.

Но так как другого исхода не было, посадил жену на коня и отослал ее.

Когда тот человек увидел прибывшую к нему жену богача, он сказал ей так:

— Ты — мать мне. Вижу, что твой муж, так высокомерно поносивший меня раньше, теперь совсем смирился, поэтому возьми сколько тебе угодно хлеба и отправляйся обратно.

Он дал ей много хлеба и отпустил.

 

— Если ты, о Джумбер, так презираешь своего Леона, что уподобляешь его собакам и свиньям, что же может теперь убить меня?!

Джумбер рассмеялся и сказал ему так:

— Да обернется горем твоя радость! Чем скверный мулла лучше свиньи? И если тебе это так приятно, я могу, согласно твоему желанию, назвать его еще раз свиньей. Но какой тебе от этого прок?

Рукха ответил:

— Назови только Леона свиньей, и я буду ему другом. Джумбер сказал:

— Почему у тебя, получеловека, тщеславия и гордыни на двадцать человек? Вот и крапивник — до того глуп, что, когда по небу прокатится гром, он кидается на спину. «Подпереть бы, — думает, — лапкой небо, чтобы оно не обрушилось и не погиб под ним мир». И журавль из гордости никогда не поставит на землю обе ноги разом. — боится, как бы под его тяжестью не провалилась земля. Что же ты мнишь о нечистой своей особе, кто ты такой?

И рассказал ему Джумбер притчу:

 

ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ

 

Лисица позвала к себе журавля, сварила чечевицу и вылила ее на медную тарелку. Принялись есть. Лисица лизала языком, по как журавлю есть с тарелки? Ему едва удавалось клевать по зернышку.

На следующий день журавль позвал лисицу, сварил гороху и налил в горшок с узким горлышком. Принялись есть. Журавль сунул клюв в горшок и ест. Но лисице не удалось всунуть морду в узкое горлышко, как ей было есть? Обиделась лисица и навоняла, чтобы насолить журавлю. Журавль тоже обиделся и напакостил ей прямо в глаза. Какова же цена таким любезностям и благоволению друг к другу или этакой злобе и вражде?

 

— Подобно этому, какой смысл в вашей дружбе и любви или во вражде и соперничестве? Иные люди приписывают милости, оказанные господином, не величию господина, а собственным заслугам. Ты — евнух, и надлежит тебе быть верным царю и не щадя сил служить ему денно и нощно. А тот юноша состоит при мне. Ему надлежит быть верным царю и воспитывать меня.

Из-за чего тебе враждовать с ним или из-за чего ему спорить с тобою?

Рассказал Рукха притчу:

 

КАДИЙ И МУЛ

 

Шли по дороге два человека. Один из них споткнулся о камень и помянул нехорошим словом черта. Другой сказал ему:

— Что тебе сделал черт? Не он же посоветовал тебе оступиться! Все, как и ты, ругают его зря.

Когда спутники расстались, черт пришел к своему заступнику и сказал:

— Ты меня защитил, и я хочу вознаградить тебя за это. Я обернусь добрым мулом, садись на меня и поезжай в город Халаб. Тамошний кадий собрался в Каабу, и ему нужен мул. Не продавай меня до тех пор, пока он не заплатит сто плури, а как получишь деньги, иди своей дорогой.

Черт обернулся мулом. Человек сел на него верхом и проехал мимо ворот кадия. Мул был холеный, в ярких пятнах, иноходец. Слуги кадия окликнули всадника. Тот сказал, что готов продать мула. Слуги тотчас же пошли и доложили кадию. Заплатили тому человеку сто плури и забрали у него мула, Кадию мул очень понравился, до того ему полюбился, что кадий приказал привязать его тут же, перед домом.

Спустя два или три дня разошлись как-то слуги по своим делам. Кадий с восторгом поглядывал на своего мула. Мул скинул недоуздок и оказался на свободе. Поблизости стоял рукомойник, и мул влез в кувшин.

Кадий стал кричать. Сбежались слуги, он все им рассказал. Те стали говорить:

— Кадий, видно, чего-то испугался и сошел с ума. Что он тут болтает? Как может мул влезть в кувшин, как может поместиться в нем?

Схватили кадия, долго его мучили и посадили на цепь. Кадий клялся:

— Не безумец я, говорю правду. Но кто стал бы его слушать? Сорок дней не давали ему спать. То заставляли плясать, то всячески терзали. Выбившись из сил, он сказал:

— Теперь я здоров.

Его отпустили. Сидел он как-то один, а мул высунул из кувшина ущи и тряхнул ими. Кадий закричал:

— Помогите! Он опять здесь.

Сбежались люди, схватили кадия и мучили его еще больше, чем в прошлый раз. Он снова сказал:

— Я здоров, теперь уже совсем здоров,

Его отпустили. Кадий сидел спокойно. Мул снова выставил уши из кувшина и тряхнул ими. Кадий сказал:

— Видеть-то я вижу, но ничего не скажу: боюсь, как бы не начали меня снова терзать.

 

— Тот кадий говорил правду. Он в самом деле видел мула, но никто ему не верил.

И я, подобно ему, вижу и говорю правду, по никто из вас меня не слушает. Что же мне делать? Рассказал ему Джумбер притчу:

 

КУЗНЕЦ ИЗ ШАМИ И ЧЕРТ

 

Был в городе Шами кузнец, который то и дело ругал черта. Черти обиделись и подстроили кузнецу ловушку. Один из чертей явился к нему в образе старика, привел

с собою юношу, сына своего, дал кузнецу двадцать плури и сказал;

— Выучи его твоему ремеслу.

Кузнец обрадовался, принял юношу в подмастерья и пообещал хорошенько его выучить.

Спустя два месяца черт обернулся хилым стариком, пришел к кузнецу, принес двести плури и сказал;

— Я очень состарился, силы мои на исходе. Вот тебе плата, возьми ее, переплавь меня и сделай из меня тридцатилетнего человека.

Кузнец помянул нехорошим словом черта и спросил:

— Разве человек может сделать такое? Но подмастерье сказал ему:

— Возьми деньги! Я сын литейщика и могу его переплавить.

Черт — мастер на всякую чертовщину. Скрутили они хилого старца, сунули в горн, обложили углями, развели огонь и стали раздувать мехи.

Старик кричал что есть мочи;

— Ой, горю, не сожгите меня!

Однако они продолжали раздувать мехи. Разве черта сожжешь? Прошло еще некоторое время, к вышел из огня мужчина лет тридцати.

Все очень изумились, и пошла молва:

— Этот кузнец такой мастер, он может переплавить двухсотлетнего старца в двадцатилетнего юношу.

Прослышал об этом и шамский кадий, который был очень стар. Он принес кузнецу двести плури и сказал:

— Переплавил бы ты и меня.

Кузнец обещал ему, так как думал, что в самом деле может его переплавить. Согнули старика в три погибели, сунули в огонь и стали раздувать мехи. Когда разрыли золу, то даже костей его не нашли, — сгорел кадий дотла.

Схватили бедного кузнеца и повесили. Вот как хитро провели его черти.

 

— Черт черта видит и может переплавить. Ты и есть черт и видишь черта. Тебе незачем в этом клясться, и без того всякий поверит.

Рассказал ему Рукха притчу:

 

ПЕРС И ИНДУС

 

Некий купец, перс, отправился в Индию и прибыл в город Кашмир. Пошел он к тому дому, в котором обычно собираются богатейшие купцы, проследовал прямо через всю палату, сел выше всех, снял чалму, положил ее рядом с собою и закинул ногу на ногу. Он сидел с таким гордым видом, как будто был здесь самым важным человеком.

Вы, верно, тоже слышали о том, как богаты индусы.

Какой-то человек за всем этим наблюдал со двора — один из тех людей, которые не удостаивались чести не только сидеть рядом с богачами, но даже входить в этот дом. Увидав, как расселся перс, он послал слугу спросить, сколько тысяч у него казны.

Спросили перса, и он хвастливо ответил:

— У меня триста туманов.

Услыхав это, индус, стоявший во дворе, возмутился и сказал:

У меня триста домов из янтаря, не говоря о других богатствах, у моих дверей валяется вместо камней восемь слитков серебра, чтобы прохожие могли присесть, и я все же не удостоился чести пойти в этот дом и приветствовать его хозяев. А вот этот бродяга вошел и сидит выше всех, и как дерзко он расселся!

Когда перс выходил, индус встретил его у дверей и сказал ему так:

— Ты не знаешь, как у нас торгуют. Если хочешь, я дам тебе ровно столько, сколько ты сам определил для торговли, будем торговать вместе и делить поровну барыши и убытки.

Перс обрадовался и согласился. Он дал триста туманов, индус тоже триста туманов. По совету индуса они купили на шестьсот туманов чесноку и луку, наняли склады и свалили туда свой товар.

Индус сказал:

Месяца через три все вздорожает, и мы выручим вдесятеро больше.

Прошло три месяца, по товар их почти весь сгнил. Перс сказал:

— Погибло все наше добро.

И слова по совету индуса они взяли деньги в долг, наняли рабочих, отобрали гнилые луковицы, а уцелевшие продолжали хранить. Индус сказал персу:

— Благодаря мне у тебя будут хорошие барыши: Прошло eщe три месяца, и все сгнило так, что не уцелело ни одной головки. Тогда перс стал плакать и обвинять индуса. Индус сказал ему:

— Что ты болтаешь? Ведь убытки и барыши мы делим пополам, пропало поровну и мое и твое.

Перс до того обнищал, что ему не на что было купить хлеба. Тогда индус пришел к нему, взял его к себе, показал все свое добро и сказал ему так:

— Вот какое у меня богатство, и я все же не удостоился чести побывать в том доме, а ты пришел, сел впереди всех, заложил ногу на ногу и сиял чалму.

Дал он ему еще триста туманов и сказал:

— Я потерял эти шестьсот туманов, брат, от досады, рассердившись на то, что ты сидел в собрании богатейших купцов.

 

— Подобно этому индусу и я, досадуя на Леона, совершу такие дела, что все будут удивляться.

Рассказал ему Джумбер притчу:

 

ГУСИ ВМЕСТО АИСТ0В

 

В одном месте водилось много белых аистов. Некий человек украл у аистихи яйца и подложил ей в гнездо гусиные. Аистиха вывела и вырастила птенцов, полагая, что это ее собственные. Когда они подросли, пришел аист-отец и увидел, что они совсем на него не похожи. Он собрал всех аистов, сколько их было в тех местах, и показал им птенцов. Они схватили невинную аистиху, убили ее и высосали у нее мозг.

 

— Чем обидел тебя Леон? Разве он— твоя жена и изменил тебе? Или враг и убил твоего сына? Или была у тебя жена и он насладился ею? Или он причинил тебе увечье? Что он тебе сделал? Скажи! Я его не защищаю и не предпочитаю тебе, клянусь головою царя! Но говорю тебе истинную правду: между вами нет ничего, из-за чего стоило бы враждовать.

Враждовать надлежит в трех случаях:

с соседом, когда он хочет переступить межу;

когда чьим-нибудь имением завладел другой, не погубив которого нельзя получить имение обратно;

когда один человек нанесет другому позорящее его оскорбление.

Рукха сказал: — Не скрываю, я враг Леону.

Джумбер сказал:

— В трех случаях не следует враждовать:

плывущему на корабле—с кормчим;

жителю долины — с жителем укрепленных мест; тому, кто живет у нижнего течения ручья, с тем кто

живет у его истока.

Рукха сказал:

— Ты ведь царский сын, так будь же ласков и услаждай нас.

Джумбер сказал:

— Услаждать друг друга надлежит в трех случаях:

тем, кто совместно владеет крепостью;

тому, кто при дележе имущества получил наибольшую долю;

тем, кто участвует в пиршестве. Рукха сказал:

— Тщетны все мои труды! Джумбер сказал:

— Тщетными бывают труды:

трусливого ночного сторожа;

человека, который пытается заставить мула рожать;

того, кто гонится за ветром.

Рукха сказал:

— Он упражняется в многословии.

Джумбер сказал:

— Многословными надлежит быть троим:

беззащитному нищему;

бродячему проповеднику;

спорщику и драчуну.

Рукха сказал:

— Убегу от руки твоей куда глаза глядят!

Джумбер сказал:

— Бежать следует троим:

тому, кого осудил народ на посмеянье;

мужу своенравной жены;

тому, кто изменил своему господину.

Рукха сказал:

— Хоть бы мне умереть! Джумбер сказал:

— Смерть призывают:

тот, кто жил порочной жизнью;

тот, кто болен продолжительной и неизлечимой болезнью;

тот, кто наверняка рассчитывает попасть в эдем. Рукха сказал:

— Ты, видно, хочешь меня изгнать? Джумбер сказал:

— Изгнанию подлежат трое:

виноградарь, который крадет виноград;

врач, не умеющий врачевать;

монах, не приносящий утешения.

Рукха сказал:

— Вижу, гневаешься ты на меня. Джумбер сказал:

— Возбудить гнев могут трое:

упрямый, непослушный сын,

сварливая женщина,

болтливый раб.

Рассказал Рукха притчу:

 

ФИЛОСОФЫ

 

Был великий, обладавший всей глубиной мудрости философ. Он отрекся от мира и ушел в далекую пустыню, поселился там и молился в одиночестве. И было еще шесть других философов, ученых и превеликих любителей науки. Они заспорили из-за какого-то слова, не могли прийти ни к какому решению и отправились к тому от-отшельнику.

Спросили его, по тот долго не отвечал. Они повторили свой вопрос, и он ответил им так;

— Вы расточили все свое состояние на то, чтобы выучиться многоглаголанию, я же отказался от своего состояния и от мира, чтобы пребывать в молчании, не разговаривать.

Он не сказал больше ни слова, и возвратились они посрамленные, без всякого ответа.

 

— Так же и я: хоть бы мне избавиться от вас, ради этого я отрекусь не только от мира сего, но и от того, вечного, и успокоюсь.

Рассказал ему Джумбер притчу:

 

МЕДВЕДЬ И ОХОТНИК

 

Охотились два товарища. В том месте был овраг, и они шли — один по эту, другой по ту сторону оврага. На одного из них напал медведь и подмял его. Тогда товарищ крикнул;

— Брось медведя, иди сюда, пора взяться за дела! Тот закричал в ответ:

— Медведь не пускает, а то бы я и сам давно его бросил!

 

— Ты сам не отстаешь и не даешь никому покоя, а между тем никому не приятна беседа с тобою и ни у кого нет охоты продолжать ее.

Рассказал Рукха ему притчу:

 

СИРОТА И ЕГО МАТЬ

 

Жил па свете ребенок, сирота. Когда он подрос, то спросил свою мать:

— У всякого человека есть отец, почему у меня его нет?

Мать ответила:

- Дитя мое, у тебя тоже был отец, да он утонул в реке.

Ребенок спросил: — Разве не было моста на той реке, которую ему нужно было перейти? Мать ответила:

— Был, но очень далеко.

Ребенок сказал:

— А если бы он до сих пор шел, неужели не дошел бы до того моста?

Мать засмеялась и сказала:

— Он бы, верно, не утонул, если бы столько обдумывал.

 

— Эту притчу я рассказал тебе к тому, что если ты столь взыскателен к слову, почему говоришь человеку неприятное, почему ты до сих пор не догадался замолчать?

Тут Леон раскрыл свои мудроглаголющие уста и сказал Джумберу сладкоречивым своим языком так:

— О царевич, ты — дитя, ты ищешь пути для слова и от чрезмерного желания найти все более теряешь его, подобно тому царю, который потерял то, что искал,.

Царь спросил:

— Как это было?

Рассказал Леон притчу:

 

ЛАНГАРУТСКИЙ ЦАРЬ И КУЗНЕЦ

 

Был в стране Лангарути царь, который долго и тщетно пытался отыскать в своем царстве философский камень или найти искусника, знающего его состав.

В том городе жил один кузнец. Он изготовил топор и продал его. Человек, купивший топор, пошел нарубить дров. Взмахнул топором и, промахнувшись, ударил о камень. Лезвие топора зазубрилось. Оказалось, что это и был философский камень. Стоит только прикоснуться таким камнем к железу, и оно превращается в золото. Человек посмотрел па топор, увидел, что он пожелтел, а лезвие все в зазубринах, рассердился и сказал:

— Кузнец обманул меня, продал медный топор.

Он пошел к кузнецу и вступил с ним в перебранку. Кузнец был человек умный. Он спросил:

— Отчего зазубрилось лезвие? Обо что ты ударил? Тот человек взял кузнеца с собою, показал пень и сказал:

— Я хотел расколоть этот пень, а ударил вон по тому камню.

Он потребовал у кузнеца уплаченные за топор деньги, отдал ему топор и ушел.

Взял кузнец этот камень. Стоило ему только прикоснуться камнем к куску железа, как оно превращалось в золото. Кузнец до того разбогател, что счет своим богатствам потерял.

Царь сказал: — Бог благоволит к этому кузнецу, много у него всякого добра, сосватаю я его дочь за моего сына.

Царь сосватал девушку, справили свадьбу. Кузнец подумал: «Что я могу дать ей в приданое ценнее и лучше этого камня?»

Он положил камень в золотой ларец, запечатал и отдал ей. И никакого другого приданого не дал.

Балкон царского дворца возвышался над морем. Царь сидел на балконе. Он сказал:

— Покажите мне приданое моей невестки, хочу посмотреть, что она принесла с собою.

Подали ему ларец и сказали:

— Ничего, кроме этого, она не принесла.

Царь открыл ларец, в нем лежал обыкновенный булыжник; царь оскорбился и сказал:

— Я сватал дочь крестьянина, чтобы он, обладая многим, дал ей богатое приданое.

И кинул камень в море.

Пришел к нему кузнец и все рассказал. Стали искать камень, по где же его найти?

Как страстно желал его царь, как легко приобрел и как легко и безрассудно лишился!

 

— Если ты ищешь мудрости, не утомляй свой язык беседой с ним. Если хочешь учиться вот Седрак, везир твоего отца, нет равного ему в мире. Если хочешь усвоить царские обычаи и нравы — вот царь царей, отец твой, подобный ему еще не рождался на свет. Если хочешь слушать рассказы о приключениях, то никто больше меня не видел радостей, горя и чудес в чужих странах. Зачем ты беседуешь с таким глупым, невежественным, мерзким, потерявшим человеческий образ человеком? Что правится тебе в нем? Как бы ты ни беседовал с ним, любя или ненавидя, все равно оставь его в покое.

Царь сказал Леону:

— Ты прав! Давно уже хотелось мне расспросить тебя о твоей жизни. Откуда ты родом, чей ты сын? Как прибыл сюда? Что видел в пути? Расскажи мне обо всем.

Леон рассказал ему:

 

НЕЛОВКИЙ ЦИРЮЛЬНИК

 

Я раньше докладывал уже вашему величеству, что не знаю, ни где родился, ни кто мои родители.

Направляясь сюда, я прибыл в одну деревню. Пятеро товарищей сидели и перекидывались шутками. Позвали и меня, усадили вместе с собою.

Им вздумалось обрить себе головы. В той деревне был плохой цирюльник, но он выдал себя за хорошего мастера и пришел к нам.

Он начал брить голову одному из этих люден, причиняя ему изрядные страдания.

Против того места, где мы сидели, заревел верблюд. Человек, которому брили голову, сказал:

— Видно, ему тоже бреют голову, вот он и ревет так горестно.

Мы засмеялись и заставили еще одного бриться. Измученный до крайности неловким цирюльником, он вынул пять бисти, дал ему и сказал:

— Знаю, живым мне от тебя не уйти. Не хочу, чтобы плата за твой труд осталась за мною и чтобы этот долг тяготел надо мною на том свете.

Цирюльник принялся за третьего. Он до крови порезал ему голову и приложил вату, чтобы остановить струящуюся кровь. Порезал еще в одном месте и снова приложил вату. Примерно в десяти местах изрезал он ему голову и всюду прикладывал вату. Когда цирюльник обрил половину головы, тот человек не позволил ему трогать другую половину и сказал:

— На одной половине моей головы ты посеял хлопок, оставь мне другую под дыни.

Мы смеялись и насильно заставили бриться всех, кто отказывался.

Он принялся брить четвертого. Когда тот дошел до крайнего изнеможения, я спросил его:

— Сколько вас, братьев?

— Шестеро нас, если этот человек отпустит меня живым, а если нет, останется пятеро.

Пятого он изрезал во многих местах и всюду прикладывал вату. Тот дал ему два гроша. Цирюльник оказался человеком остроумным и сказал ему так:

— Одной только ваты я истратил на твою голову на пять бисти. а ты даешь мне два гроша.

Мы смеялись, рассказывали друг другу пережитые приключения.

Цирюльник принялся брить меня; мне тоже пришлось нелегко, по я не показал виду. Когда он кончил, я дал ему сколько следовало и поблагодарил:

— Пусть души твоих родителей упокоятся так, как я был спокоен во время бритья.

Товарищи стали меня упрекать:

— Сухая ослиная шкура заревела бы от боли, а ты еще благодаришь,

Я ответил им так:

— Если бы я отказался бриться, вы бы все равно меня заставили. Этот человек сохранит ко мне признательность, а я ведь проклял его родителей.

Они спросили меня:

— Как так? Я ответил:

— Если души его родителей упокоятся так же, как я был спокоен во время бритья, какие же страшные муки предстоят им в аду?

Мы выпили вина, попировали всласть, и я отправился дальше.

 

ИТАЛЬЯНСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

 

Пришел я в один итальянский город. Увидел меня некий живописец и позвал к себе. Он был старшим среди всех живописцев. Пробыл я у него месяц. Приглашали нас всюду вместе.

Раз позвал нас один живописец. Он нарисовал на косяке окна чернильницу и в ней очинённое перо. Всякому могло показаться, что там и в самом деле стоит открытая чернильница.

Был там еще один очень хороший, гордый своим мастерством живописец. Хозяин сказал ему;

— Потрудись, брат, подай чернильницу, а другой раз и я тебе услужу.

Живописец встал, — он думал, что перед ним настоящая чернильница. — протянул руку, коснулся стены и очень смутился. Мы засмеялись.

В другой раз нас позвал к себе этот самый живописец. Тот, у которого мы были в прошлый раз, позабыл о происшествии с чернильницей. А нынешний наш хозяин нарисовал на стене раскрытую настежь дверь. Могло показаться, будто эта дверь ведет в другую комнату.

Мы пили вино, живописцы из-за чего-то заспорили. Хозяин сказал тому, который нарисовал чернильницу:

— Бросьте спорить, правда об этом написана в моей книге.

Тот спросил:

— Где эта книга? Хозяин указал на дверь и сказал:

— В той комнате, возьми поскорее и посмотри. Живописец поспешно встал, хотел войти в ту комнату,

но натолкнулся на стену и ушиб голову.

Хозяин сказал ему:

— Плоховато я тебя угостил, но выучиться рисовать такие чернильницы, как твоя, можно вот в такой комнате, как эта.

Мы выпили еще вина и разошлись.

Позвал нас еще один живописец. Он усадил нас, а рядом была у него еще другая комната. Там нa жести он нарисовал водоем. Взглянув, гость мог подумать, что он полон воды.

Хозяин подзывал живописцев одного за другим, совал стакан в руку и говорил:

— Поди, брат, зачерпни воды и дай сюда.

Входя, они думали, что перед ними и в самом деле вода. Стаканы ударялись о железо и разлетались вдребезги, а они, смутившись, тайком ускользали в другую дверь.

Был среди них один живописец, человек большого ума. Хозяин протянул ему стакан и послал за водою, но тот догадался, что за этим кроется какая-то хитрость.

Потрогал рукою — оказалась жесть. Тут же поблизости лежали кисти и краски живописца, и он нарисовал на жести собаку, будто бы утонувшую в водоеме.

Художник возвратился и сказал хозяину:

— Кто-то бросил в водоем дохлую собаку. Воду нельзя пить, поэтому я не зачерпнул.

Мы пошли, посмотрели, полюбовались. Пили вино. Мне очень поправилось их искусство.

Потом нас позвал еще один живописец. Он как-то увидел жену своего товарища и нарисовал ее портрет, так что его нельзя было отличить от нее самой. Мы уселись возле портрета. Затем он позвал ее мужа. Вошел тот и увидел — жена его сидит с нами. Человек оп был вспыльчивый, подумал, что это в самом деле его жена, и, ничего не соображая в ярости, кинулся, чтобы ее ударить. Размахнулся и попал кулаком в стену. Мы много смеялись.

И так мы провели там целый месяц.

 

— Покинул я эти места. Повстречались мне какие-то три человека. Они сидели среди поля на перекрестке. Оказалось, что они тоже впервые повстречались друг с другом и побратались. Они плакали и ругали своих жен. Я подошел к ним и спросил:

— Какая с вами приключилась беда?

Они ответили:

— Сойди с коня, присядь, мы тебе расскажем. Первый из них рассказал:

 

ЗАВИСТЛИВАЯ НЕВЕСТКА

 

Был у меня брат, любимый, послушный, милый моему сердцу. Его жена была красивее моей. Из-за этого моя жена стала злиться и враждовать с нею: «Зачем она кра-. сивее меня?»

Пристала она ко мне:

— Заставь брата прогнать жену или разделись с ними. Но брат не захотел отпустить жену, и мы расстались.

Теперь я скитаюсь, как нищий. Второй рассказал:

 

ПШЕНИЧНАЯ КАША

 

Нас было четверо братьев, все мы были женаты. Привязалась ко мне жена, говорит:

— Если ты разделишься с братьями, я приготовлю тебе хлеб с хлебом, вот какая я жена!

Она ни днем, ни ночью не давала мне покоя, Я отделился от братьев и сказал:

— Теперь приготовь мне хлеб с хлебом.

Она сварила пшеничную кашу, поставила передо мною, сунула мне в руку хлеб и сказала:

— Вот тебе хлеб с хлебом.

Я очень грустил, уйдя от братьев. Жена же стала меня упрекать, говоря:

— Я ненавидела твоих родных и отделалась от них, но ты-то зачем послушался меня и ушел от братьев?

Она меня же бранила, и тогда я покинул ее. Нет у меня братьев, и вот я пришел сюда, печальный. Третий рассказал:

 

ОГОНЬ «СЕЛ-ДА-ПЕРЕСЕЛ»

 

Было пас восемь братьев. Пристала ко мне жена:

— Разделись с братьями, и я тебя так возвеличу, что разведу тебе огонь «сел-да-пересел».

Не стало у меня сил ей противиться, отделился я от братьев. Дело было зимою. Усадила меня жена и разожгла огонь. Принесет соломы и кинет в огонь, солома — разгорится, я отодвинусь, а как станет холодно, снова сажусь поближе к огню. Вот как она со мною поступила. Спросил я ее:

— Что же это такое? Она ответила:

— Я же тебе сказала, что разведу огонь «сел-да-пересел», вот он и есть.

С тех пор я скитаюсь с мукою в сердце.

 

Сказали они мне:

— Расскажи-ка и ты про свою жену и братьев. Я ответил:

— У меня их нет.

Они обругали меня и прогнали:

— Зачем же ты слушал про наш позор?

Покинув те места, я пришел в город Муками. Увидел меня один врач, главный над всеми врачами. Он приютил меня, устроил пир в мою честь. Созвал всех врачей и сказал им:

— Кому из вас пришлось лечить или видеть тяжелейшую болезнь, расскажите моему гостю, может быть это его позабавит и будет ему приятно.

И первый рассказал:

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.264 с.