Человек, не боявшийся смерти — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Человек, не боявшийся смерти

2021-01-29 67
Человек, не боявшийся смерти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Жил некогда царь, и поклялся он:

— Не дамся я смерти, не убив ее!

Чтобы дать смерти должный отпор, он всегда держал наготове боевые доспехи: панцирь, меч и щит. И вот, когда пришел его час и одолела его болезнь, он положил оружие возле себя. Когда ему стало совсем худо, он схватился за меч, потянул его из ножен, по вынуть уже не было сил.

Он стал ругать смерть и сказал ей:

— Какое же это геройство? Сначала отнимаешь у человека силу, а потом убиваешь его. Сразись со мною открыто, грудь с грудью, если ты в самом деле храбрая!

 

— Леон подобен этой смерти, а теперь, когда он увлек еще сына моего повелителя, — как же нам с ним спорить?!

Рассказал Джумбер притчу:

 

ВЛАСТЬ ВИНА

 

Султан Салим спросил своего везира:

— Есть люди, которые пьют вино, зачем им это? Ведь от вина и опьянения происходит всякое зло.

Везир отвечал:

— От вина происходит не только зло, но и добро. От излишне выпитого вина у слепого открываются глаза, безногий начинает ходить, нищий становится богачом.

Падишах приказал привести трех таких калек. Их посадили друг против друга и дали им вина. Упившись, слепец сказал:

— Господи, возвеличь повелителя, каким чудесным красным вином потчует он нас!

Безногий рассердился и сказал ему:

— С кем это ты разговариваешь? Клянусь солнцем повелителя, я тебя так толкну ногой, что переломаю все ребра.

Нищий сказал:

— Убей его, я заплачу за его кровь. И обратился везир к падишаху:

— Видишь, о счастливейший, все это сделало вино. Иначе как мог бы один увидеть, другой ударить, а третий заплатить за кровь?

 

— И ты, Рукха, такой же калека, как они, и, сдается мне, так же пьяи. Иначе что заставило бы тебя так разговаривать?

Рассказал Рукха притчу:

 

ЗЛАЯ НЕВЕСТКА И ЕЕ ДЕВЕРЬ

 

Жил на свете один несчастный человек, и была у него злая, сварливая невестка. Она бранила его и говорила:

— Поди укради что-нибудь и принеси домой.

Человек умолял не вводить его в грех. Но она не давала ему покоя.

Однажды невестка избила его, и он плача ушел из дому. Видит, стоят без хозяина семь навьюченных шелком верблюдов. Он увел их, спрятал в лесу и вернулся домой.

После этого повстречался ему человек, искавший этих верблюдов. Он сказал:

— У меня пропали семь верблюдов, если ты что-нибудь о них узнаешь, я отдам тебе вьюк с одного из них.

Тот человек ответил ему так:

— Я их не видел, но я волшебник, и такой, что ни одному магу со мною не сравниться.

А дело было в том, что он когда-то нашел старую, истрепанную книгу и носил ее в кармане на груди. Он извлек эту книгу, заглянул в нес и сказал:

— Я знаю, где они.

Повел его окольной дорогой и все время по пути приговаривал:

— Вон какие-то люди ведут их. И еще плел то одно, то другое.

Когда они приблизились к месту, где стояли верблюды, он сказал:

— Те люди почуяли опасность, бросили верблюдов и убежали, — так говорит моя волшебная книга.

Привел его, наконец, показал верблюдов и получил один вьюк с шелком.

Отнес он этот шелк домой. Невестка поблагодарила его и сказала:

— Ты хороший деверь, поступай так же и впредь. Как раз в это время у царя пропал камень несказанной

ценности, его повсюду искали и всех о нем допрашивали. Тот погонщик верблюдов пришел к царю и сказал:

— Недавно у меня пропали ваши верблюды, и один прорицатель нашел их.

Послали за ним и тотчас же привели во дворец. В большой палате сидело множество прорицателей, и этого нового прорицателя посадили в сторонке, самым последним. Книгу он спрятал.

Слуга обходил их с золотым ларчиком в руках и говорил:

— Тот, кто угадает, что в этом ларце, найдет и драгоценный камень.

Все пытались угадать. Один говорил, что в ларце — драгоценный камень, другой — что жемчужина, третий предполагал еще что-нибудь. Когда слуга подошел к новому прорицателю, несчастный, не зная, какой предмет назвать, вздохнул и сказал:

— О, горе мне, ни за что ты, невестка, меня погубила. Он сказал это от чистого сердца, но царь рассмеялся.

— Он угадал, это иносказание!

В ларце, оказывается, был кузнечик, и сказанное прорицателем поняли как иносказание.[1]

Вывели его, одели в царскую одежду, уложили спать в царской опочивальне, дали ему царскую постель, поставили вокруг сыновей знатнейших вельмож. Вот какие почести ему оказали. Но прорицатель надумал бежать, как только уснут его знатные телохранители.

Оказывается, драгоценный камень украл у царя один из слуг. Когда все люди уснули, вор с мольбой припал к его ногам:

— Это я украл, не выдавай меня. Прорицатель очень обрадовался и сказал ему.

— Я знал это уже утром, но ради юности твоей пожалел тебя и ничего не сказал. Теперь ступай в царский птичник, дай гусю проглотить этот камень, перебей ему крыло и ложись спать.

Едва рассвело, новый прорицатель весело вышел на середину площади. Прибыл царь со своим войском. Спросили прорицателя о драгоценном камне. Он вынул книгу, заглянул в нее и сказал:

— Пригоните сюда всех царских гусей.

Взглянул на гусей, но меченого среди них не было, его оставили в птичнике.

Тогда он сказал людям, которые пригнали гусей:

— Нет еще одного гуся, с перебитым крылом.

Все удивились и стали восхвалять его.

Пригнали и того гуся. Прорицатель сказал:

— Вспорите ему желудок, он проглотил драгоценный камень.

Вспороли гуся и вынули драгоценный камень. Обрадовался царь, щедро наградил его и подарил собственного своего верхового коня с золотой сбруей. Тот человек ни разу в жизни не садился на коня. А этот конь был приучен к тому, что царь, доехав до края площади, поворачивал обратно, Прорицатель сел на коня, но едва он доехал до другого конца площади, как копь повернул и поскакал назад. Тот человек не мог его сдержать, испугался и стал кричать:

— Помогите! Помогите!

Конь прискакал к конюшие и остановился, но в это самое время конюшня обрушилась, и все царские кони погибли.

Тут новый прорицатель сказал:

— Когда я был на том краю площади, я уже знал, что это случится, и стал звать на помощь, но никто из вас не пришел.

Он возвратил царю того коня, а царь подарил ему несметные сокровища.

Возвратясь домой, он поспешно собрался и бежал неизвестно куда. Он знал, что рано или поздно его обман откроется, и таким образом спасся.

 

— Точно так же, о царевич, было бы лучше и для твоего Леона, если бы он спасся бегством теперь же, не то раскроется его обман и придется ему от этого худо.

Рассказал Джумбер притчу:

 

ЛЖЕЦ И НЕВЖДА

 

Жили два брата. Один состоял при царе, другой трудился дома. Тот, что состоял при царе, был лжец и царь щедро платил ему за выдумки. Тот, что оставалс дома, был человек невежественный. Он сказал брату:

— Не хочу я больше кормиться твоим враньем! Если, царь награждает тебя за это, неужели же и я не могу придумать небылицу и рассказать царю, чтобы он и мне оказал милость?

Лжец сказал:

— Ему нравится то, что я рассказываю. И тебе я много всего приношу. Благодаря мне у тебя пет никаких забот, ведь я же ничем не попрекаю, сиди себе дома.

Однако тот не послушался, пошел к царю и сказал: А я слышал, как в небе лают собаки. Царь хотел казнить его: «как посмел он мне так солгать!»

Пришел лжец, его брат, и сказал царю:

— Это мой брат — пастух, невежда, но, возможно, сказанное им вовсе не ложь: орел, должно быть, подхватил щенка, унес ввысь, и брат услышал его визг; по глупости своей он не уразумел, в чем тут дело, и донес тебе, будто слышал в небе собачий лай.

Поправилось это царю, он помиловал глупца и подарил ему одежду.

Возвратясь домой, лжец сказал брату:

— Я спас тебя от смерти, теперь сиди дома, ты не умеешь как подобает разговаривать с царем.

Но когда брат лжеца нарядился в подаренную одежду, ему захотелось соврать еще раз да почище. Он пошел к царю и сказал:

Я кинул стрелу в оленя и отсек ему сразу ухо и ногу; он упал, сам собою изжарился в кислой подливе, и я съел его.

Царь снова приказал казнить глупца, — весьма обидела его такая ложь.

Лжецу стало жалко брата, он явился к царю и сказал:

— Уже в прошлый раз я осмелился доложить вашему величеству, что он грубый невежда и не умеет сказать как надо. Он метко кидает стрелы. Олень, оказывается, чесал ногою ухо. Он кинул стрелу и отсек ему разом и ухо и ногу. Олень упал. У стрелы же был стальной наконечник. Невдалеке от того места лежал кремень. Стрела ударилась о кремень и высекла искру. От искры загорелась сухая трава и опалила оленя. Тут же рос куст смородины, весь осыпанный ягодами. Падая, олень раздавил ягоды. Брат мой отведал его мяса, и ему показалось, что оно па кислой подливе.

Так он спас брата и отослал его.

— Даже если Леон лжет, царю приятны его речи. Какое тебе до этого дело? Пословица гласит: «Если твой господин любит змею — носи ее за пазухой».

Тот, кто состоит при царе, должен обладать тремя качествами:

 

Первое — не доносить на человека, которого любит царь. Любя его, царь не поверит доносу, и ты пострадаешь.

Второе — хвалить того, чьи слова нравятся царю. Если ты станешь его порицать, царь все равно будет милостив к нему, и ты потерпишь поражение.

Третье — попытаться привлечь к себе того, кто пользуется любовью царя, иначе дни твои сочтены.

Рассказал Рукха притчу:

 

ТРИ ТОВАРИЩА

 

Встретились три товарища: одни был родом из Испагани, другой из Гиляна, третий из Гянджи. Каждый из них восхвалял свою страну.

Тот, что был из Испагани, сказал:

— Вот какой мой край: положи прошлогоднюю и свежую дыни рядом, ни за что не угадаешь, которая из них прошлогодняя, которая свежая.

Тот, что был из Гиляна, сказал:

— А мой край таков: положи в одну постель покойника и живого человека, и, когда тот уснет, ни за что не угадаешь, какой из них живой, какой мертвец.

Тот, что был из Ганджи, сказал:

— А мой край таков: человек умрет и еще шесть месяцев ходит по свету и только на седьмом укладывается в могилу. Заболеет горячкой весною, а умрет осенью.

Ни одна из этих стран не была xopoшa, но каждому нравится свое.

 

— Этот твой Леон тоже очень дурной человек, но его дурные и хорошие свойства кажутся тебе одинаково хорошими, Отчего ты не даешь мне говорить с ним, а сам говоришь со много?

Джумбер сказал:

— Почему, когда тебя оскопили, у тебя выпали усы и борода и ни волоска не выпало вокруг оскоплепного?

Рукха ответил:

— Леон обворожил тебя и околдовал.

Рассказал Джумбер притчу:

 

ЗРЯЧИЙ И СЛЕПЕЦ

 

Шел по дороге некий зрячий человек, у него было двадцать марчили. На пути попался ему слепой нищий без поводыря, он шел, нащупывая дорогу палкой.

Зрячий сказал:

— Испытаю- ка я, что за человек этот слепой.

Он двинулся прямо на пего, столкнулся с ним и закричал:

— Кто ты такой, что толкнул и оглушил меня, слепца, у которого нет даже поводыря? Бога ты не боишься, если так поступаешь со мною.

Тот слепец ответил:

— Я тоже слепой, хожу с палкой и толкнул тебя нечаянно, извини меня.

Они сели и стали мирно беседовать. Зрячий сказал:

— Я насобирал двадцать марчили и не разберу, какие чистого серебра, какие фальшивые,

Слепец ответил:

— Я был серебряником и чеканил монету, пока не ослеп. Дай потрогаю, узнаю на ощупь, какие они, и скажу.

Тот передал ему все монеты. Слепец засунул их в кушак, крадучись ушел от зрячего и залег в борозду. Он думал, что спрятался.

Прождав некоторое время, зрячий стал звать:

— Где деньги, что ты с ними сделал и куда сам запропал? — И стал умолять его: — Не отнимай их у меня, слепого, я добыл их с таким трудом, столько мне пришлось бродить но миру, не бери греха на душу.

По слепой, уверенный, что тот и вправду не видит, продолжал прятаться.

Зрячий перестал его умолять, взял камень и сказал:

— О господи, если тот человек несправедлив ко мне и отнимает у меня деньги, пускай этот камень попадет ему в ногу.

Он кинул камень и попал в ногу. Слепой встал и улегся на другое место, полагая, что его уже не найти.

Зрячий взял камень побольше и воззвал к богу:

— Он украл у меня, слепого, то, что я скопил подаянием; если я прав, пускай поражу его в плечо.

Он кинул камень и попал ему в плечо. Слепой стерпел, не отозвался н на этот раз, потихоньку перебрался подальше и залег.

Зрячий взял третий камень и сказал:

— Господи, дал мне поразить его этим камнем в лоб. Слепой подумал:

«Дважды он попадал в то место, в которое целил, если теперь попадет мне в лоб, я умру, и кому же достанется это серебро?»

Он крикнул:

— О брат, чего ты беспокоишься, я только хочу отделить настоящие монеты от фальшивых и тогда отдам.

Зрячий осыпал его бранью и сказал ему так:

— Дурной ты человек. Ты, слепой, хочешь обокрасть меня, зрячего?

— Подобно ему, око твоего разума ослепло, и ты воображаешь, будто все подобны тебе.

Рукха сказал:

— Ты дитя и неразумен. Ты поддаешься соблазнитель иным речам Леона, не подвергая их испытанию. Но тот, кто не испытывает, неизбежно будет вовлечен в беду.

Рассказал Рукха притчу:

 

ОСЕЛ И ТИГР

 

Однажды измученный, худой осел, принадлежавший одному бедному человеку, убежал от своего хозяина. По селился он в некоей гористой местности.

Вот какое было это место: поблизости протекала большая река, но берегам ее росли прекрасные деревья, высились крутые скалы, зеленые луга пестрели цветами. Потом оказалось, что здесь обитал тигр. И тут-то пocелился осел.

Тигр был на охоте; возвратившись, увидал осла, очень изумился и нe меньше того испугался. Осел же, увидев тигра, принял его за вестника смерти, поднял торчком уши и во все горло заревел. На тигра напал такой страх и ужас, что он, не разбирая дороги, кинулся через скалы и скрылся.

Повстречался он с лисой. Она увидела, что тигр чем-то озабочен, низко склонилась перед ним и сказала:

— О царь зверей, куда держишь путь и чем ты так опечален?

Тигр отвечал:

— В моем царстве объявился неизвестный великан. Из страха перед ним я не мог оставаться и покинул те места. Вот отчего я так печален.

Лиса стала его расспрашивать. Тот все рассказал: какой у великана вид, какого он цвета, что у него четыре ноги, огромные уши, громкий голос, и обо всем, что его отличало.

Лиса сказала:

— Да это же осел. Me убегай, я его прогоню, и ты опять заживешь спокойно и беззаботно.

Тигр не послушался. Они вместе отправились дальше.

Попался им по дороге волк. Он склонился перед тигром и спросил лису:

— Почему он такой печальный и куда направляется? Лиса рассказала волку все. как было:

— Он испугался осла и спасается от него бегством. Я отговаривала, но он не послушался.

Волк сказал тигру:

— Не тревожься, это же готовый для меня обед; я сильно проголодался, пойдем вместе, и ты увидишь, как я с ним расправлюсь.

Тигр сказал им:

— Если вы не задумали предать меня и говорите правду, достаньте веревку, и мы обвяжемся — я посредине, а вы по обе стороны; пойдем вместе, и что бы ни случилось, пусть случится со всеми тремя.

Лиса украла где то веревку, принесла, все трое обвязались и пошли.

Когда осел увидел всех троих вместе, им овладел еще больший ужас, и он стал вопить и реветь.

Тигр испугался, не стал слушать своих советников, потянул веревку, задушил обоих, а сам убежал куда глаза глядят.

Прошло время, и тигр сказал: — Не могу я нигде жить, кроме тех мест. Пойду-ка к великану и попрошусь, чтобы принял меня в подданство. Авось пощадит, и я снова увижу родные места.

Он явился к ослу и с великим трепетом стал умолять, чтобы осел принял его. Осел боялся тигра, но еще сильнее тигр боялся осла. Осел приказал тигру:

— Раз уж ты стал моим подданным, я буду тебя хорошо содержать, назначу управителем моих владений, а если ты в чем провинишься, прощу до двух раз, но остерегайся провиниться в третий раз.

Так и зажили они безмятежно.

Иронию некоторое время.

Однажды осел спал, тигру захотелось порезвиться, он перепрыгнул через речку, хлестнул хвостом по воде и обрызгал осла.

Осел проснулся, рассердился па тигра и крепко разбранил его.

В другой раз ослу захотелось искупаться. Вода стояла высоко, осел упал и стал тонуть. Тигр кинулся на помощь и вытащил своего господина. Осел искал подходящего повода, чтобы избавиться от тигра, и гневно сказал:

— Я хотел наловить форели, зачем ты вытащил меня? Тигр испугался, как бы не провиниться в третий раз, и скрылся. Осел завладел тон страной.

 

— О царевич! Эту притчу я рассказал тебе вот почему: смотри, как бы ты не удавил своих советников, подобно тому тигру; не подчиняйся негодному человеку; не принимай решения, не вникнув в дело, не то впоследствии придется тебе раскаиваться.

Рассказал Джумбер притчу:

 

ИНДИЙСКИЙ ЦАРЬ И ЦИРЮЛЬНИК

 

Царь индийский купался в бане. Цирюльник брил ему голову. Oн поднес бритву к горлу царя и сказал:

— Отдай мне твою дочь в жены.

Царь удивился, но пообещал исполнить его просьбу. По выходе из бани царь спросил своих везиров:

— Как дерзнул он просить руки моей дочери? Те ответили:

— Видно, под ногами у него был клад, вот почему он решился сказать.

Разобрали пол в бане, и оказалось, что под ним полно золота и серебра.

— Рукха, либо и у тебя под ногами клад, либо господь осудил тебя на смерть — иначе зачем ты говоришь столь неподобное?

Рассказал Рукха притчу:

 

ПАХАРЬ, ТКАЧ И ПОРТНОЙ

 

Жили три брата — пахарь, ткач и портной. Старший из братьев, пахарь, был уже старик. У него умерла жена, и он задумал жениться еще раз. Братья отговаривали, но он не стал их слушать. Ничего не поделаешь, привели ему подходящую по возрасту старую женщину. Отпраздновали свадьбу.

В ту самую ночь к дверям этого дома подошел навьюченный драгоценностями верблюд. Братья убили верблюда, кинули его в яму, а вьюки припрятали. И сговорились: «Если кто придет искать верблюда, наплетем ему что-нибудь».

Свадебный пир окончился; пришел хозяин верблюда, увидел старшего брата, который пахал землю, и подошел к нему.

Пахарь сообразил, что это владелец верблюда,

Тот сказал:

— Здравствуй, пахарь!.. Пахарь ответил:

— Сею полбу.

Погонщик удивился, но сказал:

— У меня пропал верблюд, если ты что-нибудь о нем знаешь, скажи, я щедро тебе заплачу.

Тот ответил:

— Будь сейчас лето, можно бы под озимые и побольше вспахать.

Погонщик сказал: — Я тебя о верблюде спрашиваю, а не о пахоте. Тот ответил: — Бурый бык совсем отбился от рук.

Хозяин верблюда рассердился и ушел. Дошел он до околицы, видит — ткач трудится над основой. Подошел к нему и спросил о том же:

— Пропал у меня верблюд, не скажешь ли ты о нем что-нибудь?

Ткач ответил:

— Тку я быстро, могу за день два куска выткать. Погонщик сказал:

— Я про верблюда тебя спрашиваю, а не про ткань. Ткач ответил:

— Чужая, а то продал бы тебе. Погонщик впал в тоску и сказал:

— Что это за страна, куда я попал! — и побрел дальше.

Пришел в деревню и стал расспрашивать портного. Тот ответил:

— Зарабатываю шесть шаури. Погонщик сказал ему:

— Я о верблюде спрашиваю. Слышишь, о верблюде! Портной сказал:

— Я очень занят, отдай пошить другому.

Оставил и его в покое погонщик и пошел дальше. Спустился к реке и повстречался с только что обвенчанной старухой. Стал ее расспрашивать, она все ему рассказала и указала приметы:

— Так и так, к нам пристал какой-то верблюд, мой муж и девери закололи его. а добро припрятали.

Погонщик спросил ее;

— Когда же это случилось? Старуха ответила:

— Как раз в ночь моей свадьбы.

Тот человек сказал:

— Все с ума посходили в этой стране, и мужчины и женщины. Верблюд у меня пропал вчера, а старуха рас сказывает мне историю своей свадьбы.

Ушел и с пустыми руками возвратился домой. Старуха-то правду сказала, но он ей не поверил.

 

— И я тоже говорю правду. Но моя правда представляется тебе величайшею из всех неправд, и мое доброе слово ты принимаешь за самое дурное из дурных слов. Ты — юноша, а притязаешь на мудрость. Ты — повелитель, а ненавидишь евнухов. Ты — царский сын. но не признаешь никого, кроме одного-единственного человека. Если ты считаешь себя таким мудрецом, загадаю тебе загадку, разгадайте ее — ты и твой Леон.

Джумбер спросил:

— Какую?

Рукха сказал:

 

ВОЛК, КОЗА И СЕНО

 

— Я пeрекину узкий мосток, а ты переправь через него поодиночке на другую сторону волка, козу и вязанку сена, да так, чтобы волк не растерзал козу и коза не съела сена.

Царевич согласился.

Перекинул Рукха мосток. Привели волка и козу, принесли вязанку сена. Тогда пришел Джумбер, взял козу, перевел через мосток и оставил козу на той стороне. Возвратился, взял волка, перешел мост, оставил волка на той стороне н перевел обратно козу. Оставил козу, взял сено, перешел мост и положил сено на землю рядом с волком.

Возвратился eщe раз, взял козу и перевел ее на ту сторону.

 

И сказал он:

— Рукха, вот решение твоей мудрой загадки, а теперь выслушан меня. Я разрешил твою загадку на деле, а ты сделай то же на словах.

Рукха сказал ему:

— Какова же твоя загадка? Джумбер ответил:

— Поскольку ты евнух, ты создан охранять женщин, и разрешить эту загадку прямое твое дело.

 

МЕЛАС, МЕТУР И МАРАСАН

 

Три незнакомых друг другу человека встретились на берегу большой реки. С каждым из них была его жена. На реке они нашли одну только маленькую лодку, которая могла вместить всего двух человек.

Так  вот, перевези всех шестерых через реку так, чтобы ни один из мужчин не оставался наедине с женою другого и не мог ею овладеть.

Когда Рукха увидел, до чего трудна загадка, он очень опечалился, так как не мог ничего придумать.

И вот между царем, везиром и евнухом завязался боль шой спор.

— Это так! Нет, должно быть этак! — говорили они, но ни один из них не находил разгадки.

Рукха сказал:

— Клянусь, он придумал нечто неподобное! Ни один мудрец не перевезет их.

Джумбер сказал ему:

— О ты, заяц среди зверей, коршун среди птиц! А кто ты среди людей, про то знаешь сам и не заблуждаешься.

Рукха твердил свое. Тогда Леон стал заклинать Джумбера:

— Перевези их сам, и как бы ему не пришлось каяться в своей клятве!

Рукха не стал спорить. Джумбер сказал:

— Звали этих трех мужей: Мелас, Метур и Марасан, Мелас притянул лодку, сел, посадил свою жену, переправился на другую сторону, высадил ее на берег и возвратился обратно. Двое остальных посадили в лодку своих жен, и те переплыли к женщине, которая была уже на том берегу. Жена Меласа уселась в лодку и, переправившись обратно, вернулась к своему мужу. Метур и Марасан сели в лодку и переправились к своим женам. Метур сел в лодку, взял свою жену и возвратился к Меласу. Метур и Мелас оставили своих жен на том берегу, а сами сели в лодку и переправились к Марасану, Жена Марасана села в лодку и переправила на другой берег жену Меласа. Тогда лодку взял Метур, перевез свою жену, и все отправились. дальше.

Засмеялся царь и сказал:

— Не думал я, что этих женщин можно так перевезти через реку.

 

Седрак, везир, почтительно сказал царю:

— Итак, Леон — дурной человек. Не оставляй его в живых, убей его! Он воспитал твоего сына невеждой.

Отец родил подобного сына и доверил его подобному воспитателю! Сына, которого ты вымолил с таким смирением и приобрел по милости божьей и доверил воспитателю, указанному тебе в сновидении и отмеченному мудростью, — Леону! Нет Джумбера без Леона и Леона без Джумбера.

 

ДЕЛЕЖ КОЗ

 

В это время предстали перед царем трое братьев с жалобой. Они решили зажить врозь и поделили между собою все, кроме тридцати коз; насчет этих коз никак не могли сговориться.

Доложили они царю об этих козах:

— Десять из этих тридцати коз имеют каждая по козленку, десять других по двое козлят и десять остальных по три. А вы хотели разделить их так, чтобы ни один из братьев не получил больше других и чтобы не отнимать ни одного козленка у матери.

Начался спор, все заговорили. Никак не могли поделить коз. Спросили Джумбера, и он сказал:

— Всего у них тридцать коз и шестьдесят козлят. Те десять коз, у которых по двое козлят, отдайте старшему брату, — это составит десять коз и двадцать козлят. Из тех коз, что имеют по трое козлят, отдайте пять вместе с козлятами среднему брату и пять младшему, что составит по пяти коз и по пятнадцати козлят на брата. Из тех десяти коз, что имеют по одному козленку, отдайте каждому из тех же двух братьев по пять коз вместе с козлятами, и будет у каждого всего по десять коз и но двадцать козлят. Ни один из братьев не получит больше других, и ни один козленок не будет разлучен со своей матерью.

Царь остался очень доволен тем, как Джумбер разделил коз, изъявил благодарность Леону, одел его в царские одежды, посадил на своего собственного коня и подарил ему много сокровищ.

Рукха сказал:

— Леон научил Джумбера делить коз и овец, и за это царь оказывает ему такие почести. Если бы Леон обучил его тому, что надлежит знать царям и отважным воинам, царь отдал бы ему свое царство. Рассказал Рукха притчу:

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.