Человек и неблагодарная змея — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Человек и неблагодарная змея

2021-01-29 80
Человек и неблагодарная змея 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Шел по дороге человек. Видит — горит куст терновника, а на нем змея. Некуда змее ускользнуть, нет ей спасенья, она мечется и шипит. Увидал это человек, пожалел ее и сказал:

— Спасу — ка я эту змею, сделаю доброе дело.

Он подошел ближе и протянул конец копья. Змея обвилась, скользнула с копья на плечо, сомкнулась вокруг шеи человека кольцом и крепко сдавила ее. Человек спросил:

— Чем я тебя обидел, за что ты так со много поступаешь, ведь я спас тебя от смерти?

Змея сказала ему:

— Никто не воздает добром за добро, так же и я поступаю с тобою.

Человек стал умолять:

— Погоди, пойдем хотя бы к тон чинаре и спросим ее. Если дерево из жалости ко мне заговорит и скажет, что ты не права, отпусти меня, если же нет, делай со мной, что хочешь!

 

Змея чуть-чуть разжала свои кольца. Подошли к чинаре, и человек сказал ей:

— Я спас эту змею от смерти, и вот как она со мною поступает.

Чинара ответила ему так:

— Я расту одиноко средь этой знойной долины, единственное дерево, в тени которого может отдохнуть путник. И вот приходят ко мне, спасаясь от зноя, и я дарую им прохладу и тень. А потом ломают мои ветки, одни сжигают, из других делают ларчики и приговаривают при этом: «Какое же это хорошее дерево!» Никто не воздает добром за добро. Души его, змея!

Змея сдавила человеку горло. И снова он стал умолять:

— Отпусти немного, вон там пасется бык, спросим его.

Пошли, спросили быка. Бык сказал:

— Я пашу, бороню, молочу, работаю зиму и лето на людей, а они за это валят меня наземь и режут: гости, мол, пожаловали. Никто не воздает добром за добро. Души его, змея!

Змея сдавила человеку горло. Взмолился он:

— Повремени еще немного, вон там лиса, спросим ее. Подошли, спросили лису. Человек принес ей свою жалобу, змея изложила суждения чинары и быка. Лиса сказала змее:

— Лев, царь царей, назначил меня судьею. Ты обвила шею этого человека и в этаком виде требуешь от меня правосудия, — разве это допустимо? Освободи его, и станьте оба передо мною на колени — и ты и этот человек.

Едва только змея отпустила человека и соскользнула па землю, лиса ударила ее лапой по голове, убила и сказала:

— Вот праведный суд над змеею!

Но человек не пожалел лису, а задумал пронзить ее копьем: «Хорошая, мол, у нее шкура».

Лиса сообразила и убежала, укоряя себя:

— И ошиблась же я, что спасла его.

 

— Так и ты, Леон, душишь меня, подобно той змее. Что же мне делать? Теперь за тобою слово, Леон.

Рассказал Леон притчу:

 

ДОБРАЯ ЗМЕЯ

 

Шел по дороге бедняк. Видит — борются две змея, одна черная, другая красная; и черная одолевает красную. И сказал тот человек;

— Красная змея нуждается в помощи, вот я и помогу ей.

Подошел, ударил черную змею палкой и убил. Подползла к нему красная змея, поклонилась до самой земли, затем ухватила зубами за полу и потянула за собою. Человек последовал за змеею. Она привела его к скалистой пещере и указала ему клад — такие сокровища, каких не бывало и у царей. И разбогател этот человек.

— Каков ты сам, о Рукха, такова и змея, о которой ты рассказывал, а на самом деле разве воздает кто-нибудь злом за добро?

Рассказал Рукха притчу:

 

БЕДНЯК И БОГАЧ

 

Бедняк сидел дома и мечтал вслух:

— Дай мне, боже, пятьсот марчили, но только ровно

пятьсот. Я не приму, если ты мне дашь хоть одним меньше.

Какой-то богач ходил в это время по кровле, услыхал мольбу бедняка и сказал:

— Принесу — ка я ему деньги, испытаю, что этот человек сделает.

Пошел, отсчитал пятьсот марчили, отделил от них десять, запечатал остальные н кинул ему с кровли.

Бедняк сосчитал — десяти марчили недоставало. И сказал так:

— О боже, да будет благословенно имя твое! Если бы ты дал мне всего-навсего только один марчили, я и за то был бы тебе благодарен, а тут уж обижаться не приходится.

Спустился к нему богач и сказал:

— Я хотел испытать тебя, это мое серебро, отдай его обратно.

Бедняк и слышать об этом не хотел:

— У тебя я ничего не просил, я просил у бога, и он даровал мне.

Поспорили и пошли жаловаться к кадию. Дорогою бедняк сказал богачу:

Я совсем раздет, а ты наряжен так богато, дай-ка мне шубу, тогда пойду с тобою.

Богач оказал ему и это благодеяние — дал ему временно шубу. Надел тот человек шубу, пошли они дальше. Стали жаловаться кадию. В конце концов бедняк сказал:

— Этот человек такой сутяга. Увидите, он будет оспаривать у меня и эту шубу.

Богач сказал ему:

— Ведь я только что ссудил ее тебе!

Услыхав это, кадий рассердился. Богача изрядно наказали палками и прогнали. Вот как великодушно отплатил ему бедняк: обобрал и опозорил.

— Никто не воздает добром за зло. Не спорь! Рассказал Леон притчу:

 

ХАЛИФ И АРАБ

 

Багдадский халиф знал толк в лошадях и щедро платил за хорошего коня. Разнеслась об этом молва. Какой-то араб привел к нему коня и оценил его в две тысячи марчили. Халиф тотчас же послал за серебром.

Араб сказал:

— Насыпьте серебро в мешок, иначе как мне взять его? — Всыпали в мешок и отдали ему. Араб схватил серебро, вскинул мешок на спину копя, вскочил на него и умчался. все войско халифа погналось за ним на отборных конях, но его и след простыл. Опечаленные, воротились обратно.

На третий день араб пришел снова и привел с собою коня.

Его спросили:

— Зачем ты это сделал?

Он ответил:

— Живу я далеко, со мною не было вьючного животного, серебро тяжелое, самому мне его не донести — вот я и отвез его на коне, а теперь привел коня обратно.

Тогда ему сказали:

— Но ведь за тобою никто уже не гнался, тебя никто не знает, зачем же ты привел коня?

Араб засмеялся и осудил тех, кто нарушает слово.

— Если бы я так воздал за добро, то как бы поступил со мною господь?

 

— Если араб воздает добром за добро, кто же другой не сделает этого? Кто станет воздавать злом, если только он не грешник? Да и какое добро сделал тот богач бедняку или тот бедняк богачу? Бог отнял у богача и дал тому бедняку.

Рассказал Рукха притчу:

 

ПУТНИК И РАЗБОЙНИКИ

 

Ехал человек, молодой, смелый, сильный; у него была прекрасная сабля, да и все вооружение было превосходное. Он вез с собою жену, очень красивую и добрую женщину. Проехав часть пути он очутился в местах, где водились разбойники. Их было там пятеро, и многих они ограбили. Тот путник ехал беззаботно и ни о чем но подозревал, пока его не схватили. Ограбили его, связали руки и повели.

Одному из разбойников понравилась его сабля, и он сказал человеку потихоньку:

— Я сделаю так, что ты сам поделишь между нами свое оружие и прочее добро; если мне достанется твоя сабля, я верну тебе жену и отпущу вас.

Путник поклялся разбойнику:

— Если ты предоставишь мне дележ, я сделаю так, чтобы сабля досталась тебе.[3]

Отвели его в башню, стоявшую на холме, чтобы удобно было наблюдать за окрестностями, — там было, оказывается, их убежище. В башне лежало еще десять человек со связанными руками и валялось многое множество награбленного добра.

Тот разбойник, что сговорился с путником, сказал своим товарищам так:

— Путник, которого мы схватили сегодня, по видимому человек благочестивый, пускай он сам разделит между нами добычу.

Остальные согласились и развязали пленнику руки.

Он приступил к дележу. Вот одна доля — жена, вот другая доля—щит, и он положил на щит обнаженную саблю.

И тут он внезапно схватил саблю и щит, ударил прежде всего того разбойника, которому обещал саблю, и убил его. Убил еще одного, а трое убежали. Тогда он развязал тех людей, что лежали связанными, дал им сабли, они погнались за разбойниками и перебили всех до единого.

Тот человек взял свою жену зт свое оружие, все прочее добро отдал тем людям и сказал:

— Мне и этого достаточно.

 

— А ведь тот разбойник сделал ему столько добра: доверился, развязал ему руки, возвратил жену, — за что же он его убил? За добро никогда не воздавали добром. Ты все лжешь и придумываешь небылицы.

Леон сказал ему:

— Ты прекрасно делаешь, осуждая того человека за то, что он причинил зло разбойнику! Они отняли у него жену, ограбили, и когда он, улучив минуту, убивает разбойника, ты говорили, что он поступил дурно? Но я порицаю его за то что он вначале так оплошал. Если бы он и потом ничего не сделал, то был бы подобен тебе.

И рассказал Леон притчу:

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.