Муж у которого похитили жену — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Муж у которого похитили жену

2021-01-29 79
Муж у которого похитили жену 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я — перс и был богатым, именитым купцом. Была у меня жена такой красоты, что утренняя заря уступала ей в своем блеске. Ее косы были подобны аркану, и стройна она была, как тростник. Я поселил жену в доме, поистине достойном ее.

Слава о ней дошла, как оказалось, до сына эдесского царя. Нарядившись богатым купцом, он пришел ко мне и сказал:

— Давай побратаемся, поклянемся друг другу. Продай с выгодой мои товары, помоги мне нажиться, и я уеду, преисполненный благодарности.

Я принял его речь за правду, оказал ему великий почет, поселил его в доме по соседству со мною.

Но он разыскал старуху ворожею и стал засылать ее ко мне в дом. Женское сердце податливо, и он обольстил мою жену. Женщина предпочла быть царицей, а не женою купца и дала согласие.

Царский сын вырыл ход от своего жилья к моему дому. Он взял у моей жены серьгу, принес ее мне и сказал:

— Я только что купил ее, какая ей цена?

Я тотчас же узнал серьгу, но не подал виду и сказал: —.Хорошо купил!

Я поспешил домой посмотреть, где серьги. Однако, прежде чем я успел возвратиться, он, пройдя подземным ходом, отдал серьгу моей жене. Я пришел домой и попросил ее показать мне серьги.

Она принесла их, и я изумился, Я рассказал жене, что видел только что такую же серьгу. Но в сердце своем она таила дьявольские козни и ответила мне так:

— Драгоценности так же похожи друг на друга, как человек на человека.

На следующий день он принес мне ожерелье. Я узнал ожерелье жены опять пошел домой и увидел его. Жена сказала мне то же, что вчера, и я подумал, что и в самом деле тот человек купил другое, схожее ожерелье. Он показывал все новые и новые предметы, которые принадлежали мне, но я не подозревал обмана. Однажды он сказал:

— Я купил женщину и хочу взять ее в жены. Приходи посмотреть: если она понравится нам обоим, я женюсь на ней.

Я пришел, взглянул — и ужас объял меня. Я сказал самому себе: "Он ведь показывал мне вещи, схожие с моими, поэтому может статься, что и эта женщина похожа на мою жену; если я скажу хоть одно слово и потом она окажется дома, мне будет стыдно".

Я сказал, что женщина мне нравится, и поспешил домой. Пока я дошел, моя жена успела возвратиться подземным ходом. Оказалось, что над отверстием хода было постлано ложе, — мог ли я догадаться, что существует этот путь? Я вошел, она была дома; я удивился и рассказал о сходстве с нею той женщины. Она оскорбилась и сказала мне так:

— Даже утренняя заря не сравнится со мною. Верно, вид распутной девки замутил твои глаза, и ты уподобляешь ее мне!

Я вышел из дому, тот человек простился со мною и сказал:

— Будь моим дружкой, сопровождай меня!

Я снарядился в дорогу, оставил жене деньги на обычные расходы. Он вывел женщину, взял меня с собою как дружку, и мы отправились в путь.

Я ни о чем не догадывался, пока не возвратился домой. Что мне было делать? Разве мог я после этого оставаться дома? Я пришел сюда. Посуди теперь сам, я ли не знаю горя?

 

Восьмой сказал:

 

НЕСЧАСТЛИВЫЙ ЦАРЕВИЧ

 

Я — сын валашского царя. Меня воспитывали так, как положено у царей. Мой отец сватал за меня дочь одного знатного человека, но она умерла во время сватовства. Он посватал другую, и эта умерла тотчас же после обручения. Посватал третью — царскую дочь; позвали меня на пир — умерла и царская дочь. Отец посватал четвертую и привел ее. Красотою она была подобна Сатурну. Щеки се были прекраснее граненого яхонта, глаза соколиные. Но и она умерла сейчас же после свадьбы. Оп обвенчал меня с пятой, которая была еще красивее. Она зачала, родила младенца, и оба они умерли. Отец сказал мне так:

— Что же мне делать, сын мой, я готовил тебя в цари, но судьба твоя так превратна. Кто в силах распутать ее узел? Твой жребий никому не постичь. Уйди от меня.

Я пришел сюда. Посуди теперь сам, я ли не знаю горя?

 

Девятый сказал:

 

БУГДАНСКИЙ ВЕЛЬМОЖА

 

Был я вельможей в Бугдане- Было у меня девять сыновей, и не знал я счету своим богатствам. Была у меня неприступная для врагов крепость. Никого, кроме бога, я не боялся, ни от кого не ждал измены и нападения. Восемь моих сыновей были покорны мне, и только девятый был очень строптивый и злой.

Болезнь закралась в мой дом. Она погубила мою супругу, дочерей и восемь покорных сынов. Остался мне тот непокорный и проклятый, но он был мне сын, не мог же я убить ^ ею? Он роздал мои сокровища чужим людям, привлек их на свою сторону, а меня изгнал. Мне нельзя было оставаться там, и я пришел сюда. Посуди теперь сам, я ли не знаю горя?

 

Десятый сказал злобно:

 

— Если ты царь, зачем покинул свое царство и без толку скитаешься по свету? Если у тебя есть стыд, не-

ужели не пресытился столькими позорными речами? Пристойно ли царю слушать их? Уходи! пока я жив, не расскажу тебе моей истории, и никто не заставит меня это сделать, Лучше иди управляй своим царством.

Тогда один из них сказал:

— Если ты царь, зачем покинул свое царство?

Царь ответил:

— Я искал человека, который не знает горя. Второй сказал:

— Если ты царь, почему же ты такой невежда? Нет среди рожденных женщиною человека, не знающего горя.

 

Царь ответил:

— Мой везир много толковал об этом, но я не стал его слушать.

Третий сказал:

— Если у тебя такие разумные слуги, предоставь им управление царством и повинуйся им.

Четвертый сказал:

— Потому-то и пошел ты скитаться ради столь прекрасного царственного дела, что не слушался своих везиров!

Пятый сказал:

— Если ты скитаешься из-за столь недостойных дел, почему твой отец не сделал тебя скороходом?

Шестой сказал:

— Если бы ты не был нищим, ты не позволил бы себе скитаться и бродяжить без дела!

Седьмой сказал:

— Если бы он был царем, он послал бы на поиски слуг, а сам спокойно сидел бы дома.

Восьмой сказал:

— В чем вы его обвиняете и зачем вы досаждаете ему? Нечего ему было делать, вот он и ушел. Есть такая пословица: "Дурная работа лучше дурного безделья".

Девятый сказал:

— Дай вам бог испытать такое же гостеприимство, какое вы оказали ему! Царь пожаловал к вам, а вы его укоряете.

Десятый сказал:

— Он достоин поношения, а вы только укоряете его? Царь покинул те места и возвратился в свое царство.

Он осыпал почестями своего везира и рассказал ему все, что с ним произошло.

 

Леон сказал царю:

— О царь, нет на свете человека, который не знал бы горя. Если каждый раз, когда тебя одолевает горе, ты не выслушаешь человека, что же с ним будет и что он скажет потом о тебе?

В царях богу угодны три добродетели: кротость, смирение и великодушие. Приемлет господь благосклонно от царей: неподкупное правосудие, великое милосердие и любовь ко всем.

Народы ожидают от царей: справедливой суровости, чистосердечной правды и неистощимой щедрости.

Вельможи ценят в царях: достойное, ласковое обращение, сочувствие в горе и в радости, приятные пиры.

Воины желают от царей: быстрого коня, надежного оружия и признания заслуг.

Нищие жаждут от царей: широко раскрытых дверей, обильной милостыни и доброго напутствия.

Слуги домогаются от царей: уставленного яствами стола, своевременного вознаграждения и пренебрежения к наветам.

Везиры хотели бы от царей: внимания, готовности выслушивать их и согласия следовать их советам.

Просители добиваются от царей: благосклонности к жалобам, неторопливости и нелицеприятия.

Купцы ожидают от царей: уменья судить о драгоценных камнях и тканях, расплаты сообразно стоимости и запрещения брать бесплатно.

Путешественники ищут у царей: защиты от разбойников, взимания пошлины согласно закону и безопасности Б караван-сараях.

Оклеветанные умоляют царей: об очной ставке с клеветниками, о приговорах, выносимых без гнева, и о праве защищать себя.

Узники взывают к царям: о прощении вины, о милосердии вместо гнева и разрешении лицезреть царя.

Это и есть закон для царей, это и есть их дар народам, это и есть надежнейшая опора их войска, это и есть защита их городов. Кто это исполнит, тот вместе со страной своей утвердится на прочном основании.

Рукха, евнух, сказал Леону:

— Если ты знаешь столько хорошего об обязанностях царей, разве не лучше было бы выучить этому Джумбера, вместо того чтобы избивать его и морить голодом?

Рассказал Леон притчу:

 

БЕЗБ0РОДЫЙ И КАДИЙ

 

Жил в одной деревне безбородый человек, видом своим напоминавший скопца, и был он очень беден. Была у него только одна хорошо откормленная корова. Он сказал своей жене:

— Продам я корову, может быть удастся купить одежду для себя и для тебя.

Погнал он корову в город; и встретился ему по пути другой безбородый. Тот стал с ним торговаться и предложил за корову три марчили, а хозяин коровы требовал четыре. Так им и не удалось столковаться,

Тогда безбородый горожанин ушел, обегал все рынки и сказал мясникам;

— Безбородый человек ведет на продажу хорошо откормленную корову. Говорите ему все в один голос: «Это коза, мы и заплатим за нее столько, сколько стоит коза».

Потом отравился к кадию, рассказал ему о безбородом, пообещал коровью шкуру.

Мясники, как увидели приближающегося к ним человека с коровой, стали предлагать ему полмарчили.

— Продай нам эту козу, — говорили они. Безбородый обиделся и ответил им:

— Корову величиною с верблюда вы норовите купить по цене козы!

Те отвечали:

— Это и есть коза.

Поспорили и пошли к кадию, пусть он рассудит. Но кадий подтвердил, что это коза. Он ведь рассчитывал получить шкуру на обувку, и кто позволил бы рассуждать безбородому?

Дали ему полмарчили, отобрали корову и закололи ее. Безбородый, опечалившись, сказал:

— Пословица гласит: «Хозяину козла и хвоста не досталось», отдайте мне по крайней мере хвост.

Взял он хвост и ушел.

Спустя некоторое время у кадия умерла жена. Безбородый прослышал об этом. Он взял у своей жены шаль и платье, переоделся женщиной, опоясался пол платьем коровьим хвостом и пришел к дверям кадия. Кадий вышел, увидел женщину и принял ее за просительницу. Она сказала ему так:

— Я не просительница, я вдова, осталась без опоры и хочу наняться к тому, кто станет меня кормить.

Кадию это было весьма на руку, потому что он остался без жены. Он ввел ее в дом и сказал слугам;

— Ступайте на эту ночь по домам, отдохните.

Он хотел лечь с нею.

Когда они остались одни, женщина сказала кадию:

— Разденься догола, иначе я с тобою не лягу, — такая уж у меня привычка.

Кадий дался в обман и разделся догола. А безбородый снял коровий хвост и сказал ему:

— Кадий, чей это хвост?

Кадий отвечал:

— Koровий.

Безбородый сказал:

— Зачем же ты заставил меня продать корову по цене козы?

Сказав это, он кинул кадия на землю и избил его хвостом до полусмерти. Слуги были далеко, помочь было некому.

Безбородый покинул дом и удалился.

Поутру слуги долго ждали, но кадий не появлялся. Они вошли в дом и видят: лежит кадий весь опухший, женщины же при нем нет. Они с большим трудом привели его Б сознание и узнали обо всем, что произошло.

Поправившись, кадий собрался в баню, чтобы натереть избитые места целебным бальзамом.

Безбородый узнал об этом, пришел к содержателю бани и сказал:

— Я весьма искусный цирюльник, позволь мне здесь прислуживать.

Содержатель бани с приятностью выслушал его и сказал:

— Экой ты счастливец, ведь сегодня сюда пожалует кадий!

Безбородый опоясался под передником коровьим хвостом и стал ждать.

Пришел кадий. Цирюльник всячески старался угодить ему. Кадий остался доволен и потребовал, чтобы тот умастил его. Цирюльник сказал слугам:

— Сейчас я начну его натирать. Но если он будет стонать и кричать от боли, пусть никто из вас не входит, я сам выйду и скажу, если он чего-нибудь пожелает.

Так он обманом удалил слуг, вытащил коровий хвост и спросил кадия:

— Чей это хвост?

Кадий умолял, клялся щедро одарить, но безбородый все-таки избил его до полусмерти.

Затем цирюльник вышел и сказал слугам:

— Он спит, не входите, не будите его… Л я принесу еще лекарств.

Безбородый оделся и ушел. Когда слуги вошли, то увидели, что кадий вовсе не натерт мазями, а лежит избитый и весь распухший. Его подняли, положили на войлок, отнесли домой и уложили в постель. Придя в сознание, кадий сказал:

— Не будет мне здесь житья от этого безбородого. Он снова заманит меня в какую-нибудь опасную ловушку. Наймите верблюдов, я уеду в Каабу.

Они принялись искать, а безбородый уже нанял у кого-то верблюдов на три дня и сам провел их мимо ворот кадия. Его спросили насчет верблюдов, и он ответил:

— Я ищу кого-нибудь, кто бы их нанял.

Слуги обрадовались, доложили кадию и наняли тех верблюдов. Пристроили к спине одного из них сиденье; кадий уселся и, забрав все свое имущество, пустился с путь. Погонщик верблюдов рассказывал ему в пути сказки, кадий был доволен.

Кадий приказал слугам:

— Идите вперед в деревню и приготовьте ночлег, ячменя, соломы и чего-нибудь поесть. Л мы с погонщиком не спеша поедем вслед.

Когда слуги удалились, безбородый рассказал ему в виде сказки обо всем, что произошло между ним и кадием. Кадий сказал:

— Я уже не раз это слышал, расскажи мне что-нибудь другое.

Безбородый ответил:

— Но я буду говорить о том, от чего болит мое сердце, какое мне дело до другого!

Он сбросил кадия с верблюда и бил его коровьим хвостом до тех пор, пока тот не испустил дух, потом, повернув обратно, захватил с собою верблюдов и все имущество кадия и удалился.

 

— Знаю я, царь, что твой Рукха готовит мне нечто подобное; так избавь меня теперь же от него и отпусти.

Рассказал царь притчу:

 

СИЛА ЕДИНЕНИЯ

 

Жил некий великий царь. Было у него тридцать сыновей. Когда пришел час его смерти, он позвал к себе сыновей, приказал подать тридцать стрел, перевязал их крепко накрепко и попробовал согнуть, — они гнулись, но не ломались. Тогда он стал гнуть их поодиночке — и переломал все до единой. Он сказал сыновьям:

— Если вы будете держаться друг друга и жить в согласии, врагу так же не удастся сломить вас, как мне — связанные стрелы. Но если вы разделитесь, враг сокрушит всех поодиночке и истребит вас самих, ваших родичей и доброжелателей.

 

— Так и с вами. Если вы будете жить в согласии, то и царство мое будет незыблемым. Но так как вы враждуете, то погубите мое дело.

Правила для везиров; они должны быть единодушны, сколько бы их ни было; разум и совет одного, каким бы мудрым он ни был, без совещания с товарищем не могут быть безошибочны; невозможно не совершить хотя бы одного тяжкого промаха, а от одного промаха может произойти много вреда. Вот почему всегда следует предпочесть совет двоих или троих, Везиры должны любить друг друга. Не годятся везиры, которые враждуют и полны неприязни к людям.

Если везир предан государю, он должен обратить своего врага в друга, должен простить ему хотя бы тяжкое оскорбление; они должны объединиться сердцами, и царство их повелителя будет незыблемым.

Везир должен хранить тайны. Если между везирами вспыхнет вражда, они, взаимно враждуя, выдадут тайну. Они начнут клеветать и обвинять друг друга: «Вон тот, нет, вон этот раскрыл ее».

Всякий везир должен стремиться к тому, что более всего полезно для повелителя и его царства.

Если царь окажет милость одному, другой, его недруг, станет изменником.

Везир должен быть благочестив, должен быть советником, исполненным благоразумия и мудрости, но когда человек видит своего врага, сердце его закипает, и он теряет разум и cooбразительность.

Везиры должны взвешивать каждое слово другого и принимать наилучшее решение. Люди, враждебные друг другу, никогда не взвешивают чужих слов. Стоит им взвесить их, и они сблизятся.

Везиры могут укрепить царство, но могут погубить и царство и царя.

Леон сказал царю:

— Ваше величество изволит изрекать истину. Но этот конец заставил меня пожалеть о том, что я имею честь состоять при тебе.

И рассказал Леон притчу:

 

ВОЛК В КУЗНЕЦАХ

 

Однажды волк напал на осла и хотел его сожрать. Осел сказал ему:

— Знаю, ты съешь меня, но исполни мое последнее желание: у меня в копыте застрял осколок гвоздя, вытащи его.

Волк разинул пасть и потянулся к ноге осла, чтоб вытащить осколок. Осел лягнул обоими копытами и выбил ему зубы. Таким образом, волк уже не мог съесть осла.

Волк сказал:

— Отец-то мой был чувячником, нечего мне было лезть в! кузнецы.

Рассказал Рукха притчу:

 

СЫН ТАВРИЗСКОГО ВОРА

 

Был в окрестностях Тавриза вор; когда ему ничего нe попадалось под руки, он выкапывал мертвеца, снимал саван, красил его и сбывал.

Жители той страны так тяжко от пего страдали, что стали желать ему смерти.

Умер этот человек, остался после него сын. И стал он таким вором, подобного которому не было на свете: он выкапывал мертвеца из могилы, снимал саван, а мертвеца сажал на кол.

Жители той страны стали добром поминать его отца: тот, говорили они, снимал саваны, но по крайней мере не сажал покойников на кол.

— Клянусь головою царя, ты заставишь нас поминать добром твоего отца, ибо ты превзошел его. Рассказал Леон притчу:

 

ЗЛОВРЕДНЫЙ ПОКОЙНИК

 

В одной деревне, в стране Кларджети, был глашатай, человек злой, раздражительный, враждовавший со всеми. Он притеснил деревню и вконец разорил ее: измышлял какую-нибудь вину, доносил татарам, и те взыскивали с жителей много серебра.

Но вот настал день его смерти. Он созвал к себе всю деревню и сказал так:

— Во многом я виновен перед вами, и так как вы при жизни моей не могли мне отомстить, то заклинаю вас богом: — когда умру, накиньте мне на шею веревку, выволоките из дому и повесьте на дереве.

Жители поддались на его уловку и, когда он умер, поступили с ним так, как он завещал. Какой-то татарин, увидев висевшего на дереве глашатая, пошел и сказал кадию:

— Повесили нашего глашатая.

Татары послали своих людей в деревню и взыскали с жителей тысячу марчили. Все стали бранить глашатая:

— Он грабил нас при жизни, а после смерти совсем разорил.

 

— Ты хочешь, подобно ему, загубить меня, пока жив, а мертвый повредишь и того хуже. Знаю, мне не спастись от тебя.

Рукха сказал Леону:

— Не стремлюсь я к тому, чтобы тебя умертвили или изгнали. Я хочу лишь наилучшего для своего царя; но если ты останешься при нем, это причинит большой вред.

Рассказал Рукха притчу:

 

ЖЕМЧУЖНИЦА И РАК

 

Когда жемчужница плавает в море, она раскрывает рот, увидав же рака — тотчас его закрывает.

Рак, подплыв к жемчужнице, приставляет клешню к самому ее рту. Стоит ей слегка приоткрыть рот, и рак тотчас же засовывает клешню, постепенно забирается внутрь и выедает все, что есть в ней живого.

— Ты желаешь того же, но еще не нашел жемчужницы с раскрытым ртом, вот почему в твоих словах столько кротости.

Рассказал Леон притчу:

 

ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ И ПАСТУХ

 

В городе Багдаде был такой обычай: кто придет к торговцу фруктами и даст два гроша, может есть хурмы, сколько ему захочется.

И вот пришел пастух, живший за городом, дал продавцу, сколько полагалось, уселся и съел хурмы на пол-марчили.

Продавец сказал ему:

— Не ешь так много, у тебя, брат, заболит сердце. Пастух ответил:

— Не беспокойся обо мне, я знаю, у кого от этого болит сердце.

 

— Так вот, я тоже хороню знаю, кому мое пребывание здесь вредно или полезно, приятно или неприятно.

Царь сказал Леону:

— Вижу, что ты красноречив и сладкоречив, и вы с приятностью проводите время в беседе. Но я до сих пор не ведаю, какие знания приобрел мой сын. Покажи мне его.

Леон ответил:

— О царь, пошли за ним, вели ему прийти, расспроси — обо всем и узнаешь.

Послал царь паличника, приказал позвать своего сына Джумбера, но тот не пришел.

Он послал начальника царских палат, но царевич не пришел и с ним.

Послал старшего стольника, но и с ним он не пришел.

Послал везира, но царевич не пришел.

Тогда он послал хранителя казны.

И вот Джумбер сел на слона и прибыл. Он сошел со слона, развязал пояс, кинул его на слона, собрал в одну руку пригоршню земли, в другую взял камень, поднес и то и другое отцу и, склонившись перед ним, облобызал его руку.

Сказал царь своему сыну;

— О жизнь моего сердца, свет моих очей! Я послал за тобою паличника, почему же ты не пришел?

Джумбер ответил:

— Я не чувствовал за собою никакой вины. Царь сказал:

— Я послал за тобою начальника палат, и ты не пришел. Джумбер ответил:

— Я не раб, он не властен надо мной. Царь сказал:

— Почему ты не пришел со старшим стольником? Он ведь знатнейший из моих князей.

Джумбер ответил:

— Кто же тут хозяин, если мне идти за стольником, приглашающим гостей?

Царь сказал:

— Почему ты не последовал за моим везиром? Джумбер ответил:

— Разве я домогаюсь престола? Боже меня сохрани, везир должен находиться при царе. Царь сказал:

— Почему же ты пришел с хранителем казны, ничтожным слугой и негодным воином?

Джумбер почтительно сказал:

— Для других он ничтожен, и к ним посылать его не следует, но за мною нужно было послать хранителя cокровищ: я ведь твое сокровище, твой клад, твое богатство.

Царю понравились эти слова, и он спросил Джумбера:

— Почему ты прибыл ко мне на слоне? Джумбер ответил:

— Этого требует достоинство, потому что человек царского рода и вельможа должны сидеть высоко.

Везир сказал ему:

- Почему ты снял пояс и оставил его на спине слона?

Джумбер ответил:

— Когда царь или вельможа поспешно покидают свое место, они должны оставить там, где сидели, знак своего величия и помнить, что место это — превыше звезд; в противном случае его покинут все окружающие.

Пословица гласит: «Камень тяжел, пока лежит на месте, сдвинешь с места — и станет легким». Отец сказал ему:

— Почему ты поднес мне землю и камень? Сын отвечал:

— Земля означает: каким бы великим и могущественным царем ты ни был, знай: ты — прах и в прах обратишься; угодное богу ты должен предпочитать угодному людям. Камень же означает: если ты не пользуешься своими сокровищами, тогда для тебя нет никакой разницы между золотом и камнем.

Рассказал Джумбер притчу:

 

БЕСПОЛЕЗНОЕ БОГАТСТВО

 

Некий человек зарыл в землю очень много золота. Каждый день он приходил взглянуть на это место. Заметил это другой и сказал:

— Пойду-ка я и разрою то место, куда этот человек так часто наведывается, посмотрю, что там.

Он пришел ночью, вырыл золото, yнec его, а вместо него зарыл большой камень.

Тому человеку захотелось полюбоваться на свое золото, стал он рыть и увидел вместо золота камень.

Он горько заплакал. Пришел к нему тот, который украл, и спросил:

— Почему ты плачешь? Он ответил:

— Я зарыл здесь золото, не желая его тратить. И вот украли у меня золото и вместо него положили камень.

Сказал ему тот человек:

— Горе тебе! Почему же ты плачешь? Не все ли тебе равно, золото или камень лежит в земле, раз ты не хотел его тратить?

 

— О царь, так же и с сокровищницей. Все равно, что сохраняется в ней, если не будешь тратить свои сокровища и не употребишь их па благо.

Отец сказал ему:

— Значит, ты полагаешь, что сохранять достояние вовсе пе следует?

Джумбер ответил:

— Не иметь достояния плохо, но еще хуже — плохо владеть им.

Рассказал Джумбер притчу:

 

НАСЛЕДНИК-ПРОПОЙЦА

 

У одного богатого купца был сын. Умирая, отец дал сыну надлежащее наставление. Но триста литр свинца он доверил одному из своих слуг, наказав сохранить и пе говорить сыну, где свинец, до тех пор, пока не явится в нем надобность,

Купец умер.

Сын его был пьяница и бражничал с пьяницами. Он промотал все нажитое отцом и даже продал драгоценности своей жены. Он обнищал; н когда слуги увидели, что у хозяина ничего не осталось, потеряли к нему всякую любовь.

Тогда он вспомнил о свинце и спросил слугу:

— Куда ты его запрятал? Отец доверил тебе триста литр свинца, принеси его сюда.

Пошел слуга, возвратился плача и сказал:

— Я зарыл свинец в землю, но мышь съела его. Тот не поверил, но собутыльники подтвердили:

— Так оно, верно, и случилось. Сын купца совсем обнищал. Хотелось ему пображничать с товарищами, но у него не было ничего, чтобы, идя к ним, взять с собою. Тогда он пошел, снял лечаки с жены, продал, купил на эти деньги хлеба и немного сыру, захватил с собою и то и другое и отправился к товарищам.

Те пили, расположившись в саду. Когда он подходил к воротам, ему захотелось помочиться. Он положил па землю хлеб и сыр, а сам загляделся на пирующих собутыльников.

В То время как он мочился, подошла собака и съела и хлеб и сыр.

Он вошел в сад к своим товарищам. Но те позабыли и его гостеприимство и сколько он на них потратил, не выказали никакой благодарности и стали его бранить:

— Почему ты явился без приношения? Ему стало стыдно, и он ответил им так;

— Я нес хлеб и сыр, но собака все съела.

Слуга, бражничавший вместе с ними, засмеялся и сказал:

— Он лжет! Как могла собака сожрать все это? Человек заплакал и ответил ему:

— Да поразит тебя гнев господень! Если мышь съела триста литр свинца, отчего бы большому псу не одолеть и не сожрать хлеб и немного сыру?

И, заплакав, вышел.

Тогда слуга встал, догнал его и сказал:

— Теперь ты понял, насколько ты был неразумен? Зачем ты расточал свои богатства? Кто отблагодарит тебя за это? Отныне слушайся меня и больше пе бражничай. Опомнись! Ведь тот свинец все еще у меня, Я знал, что наступит этот день; н если бы я отдал его тебе раньше, ты бы и его промотал. А впредь дан тебе бог употребить свое добро с пользой для себя.

И сын купца стал отныне разумно пользоваться своим добром. Выучившись торговать, он снова сделался богатым купцом.

 

— Хорошо иметь много добра, если человек разумно им пользуется, в противном случае нищий лучше неразумного богача. Испокон веку говорится: «Бедняк сказал: и лучше всяких царей, потому что мне достаточно того, что у меня есть, и я вполне этим довольствуюсь; а цари, пусть даже завладеют всею землею, все равно никак пе удовлетворятся и не насытятся».

Царь спросил его:

— Поскольку ты полагаешь, что можешь поучать мудрости, скажи мне, что для человека самое приятноe и что для него самое неприятное и трудное?

Рассказал Джумбер притчу:

 

БЛАГ0РА3УМНЫЙ ЦАРЕВИЧ

 

Был славный царь, и было у него трое сыновей. Царь сказал:

— Испытаю сыновей: кто из них обладает разумом, необходимым, чтобы править царством?

Он спросил всех троих:

— Что самое красивое, что самое тучное и что самое быстрое?

Старшин сын отвечал;

— Красива моя жена, упитан мой конь, быстр мой сокол. Лучше их нигде не найти.

Отец сказал:

- Не видать тебе трона.

Второй сын хотел польстить ему и сказал:

— Нет на свете никого красивее царицы, упитаннее царского коня и быстрее царского сокола.

И ему также отвечал царь:

— Не тебе выпадет жребий быть царем. Затем он спросил младшего, и тот ответил:

— На земле нет ничего прекраснее весны, ничего тучнее осени и ничего быстрее взгляда.

Понравилось это царю, и он избрал его своим наследником.

 

— Знаю, ты меня испытываешь. Но если бы даже я был не годен — где у тебя другой сын или брат, чтобы стать наследником?

Царь сказал:

— Ты прав — в таком случае и следовало бы сделать выбор.

Джумбер ответил:

— На краткое мгновение нет ничего слаще греха, но в конце концов он превращается в яд и погибель. Грех приносит в начале радость, а в конце раскаяние. Нет на свете ничего труднее милосердного и доброго дела, но, когда приступишь к нему, оно становится легким; берешься за него с неохотою, но потом oнo тешит и дает великую радость. Злое и дурное деяние завершается быстрым и гибельным концом, доброе и благое — нескончаемо вовеки.

Рассказал Джумбер притчу:

 

ЛЮБЯЩИЕ БРАТЬЯ

 

Жили два брата. Старший был женат, имел детей, младший же был холост. Они разошлись, не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно сохранялось, оказались у старшего по одну сторону тока, у младшего — по другую сторону тока.

Старший брат украдкой брал зерно из собственной ямы, ссыпал его в братнюю яму и говорил:

— Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать. А у моего брата нет никого. Пускай этот хлеб достанется ему, пусть он его ест.

Но и младший брат также брал тайком зерно из своей ямы, высыпал его в яму старшего брата и говорил:

— Один я на земле, куда бы ни забрел, мне легко найти себе пропитание; но у брата маленькие дети, ему больше моего нужно. Пускай этот хлеб достанется ему.

Так и прожили они всю жизнь. Бог приумножил добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевало.

Бог способствует процветанию благих и добрых деяний.

Сказал ему царь:

— Зачем же они брали зерно украдкой и ссыпали его в яму, а не отдавали открыто друг другу? Кто бы воспрепятствовал им в этом?

Джумбер рассмеялся и ответил так:

— Сердца человеческие мелки и ограниченны, дележ имущества сеет вражду, и они не стали бы явно делать друг другу добро. Кроме того, доброе дело лучше совершать тайно, потому что тогда оно и перед богом большего стоит:. если человек окажет тебе услугу и начнет потом хвастать и кичиться, это покажется тебе обидным. Рассказал Джумбер притчу:

 

ЦАРЬ, брошенный в яму

 

Воевали два царя. Один победил другого, взял его в плен и бросил в яму.

Протекло время. Пришел туда человек, знавший о том, что случилось. Он хотел вытащить царя из ямы и помочь ему бежать. Крикнул он в яму:

— Xopoшo ли я сделаю, если помогу тебе убежать? Царь поблагодарил его.

Тот спустил веревку, вытащил царя и снова спросил;

— Хорошо ли я сделал, что вытащил тебя? Царь снова поблагодарил его.

В третий раз спросил тот человек царя:

— Хорошо ли я сделал?

Царю это надоело, и он крикнул:

— Эй, кто здесь, этот человек хочет помочь мне бежать!

Подошла стража и схватила обоих. Спросили царя;

— Почему ты выдал себя и не убежал? Он ответил:

— Этот человек надоел мне напоминанием о благодарности, еще когда тащил из ямы, Прежде чем мы дошли бы до дому, он бы совсем меня уморил. Я и предпочел остаться здесь.

— Доброе дело надо всегда совершать так, чтобы оно было либо угодно богу, либо приятно человеку.

Царь сказал ему:

— Мне очень нравится твоя доброта. Но откуда ты, ребенок, знаешь все это?

Джумбер почтительно ответил:

— Все от бога, и, кроме того, есть еще три причины: первая — я плод доброго дерева, вторая — меня взрастил искусный садовник, третья—меня доверили бдительному наставнику.

Царь спросил:

— Кто же это? Сын ответил:

— Дерево — это вы, породивший меня; садовник — Седрак- везир, вырастивший меня; наставник — Леон, поучающий меня.

Тогда выступил вперед Рукха и сказал Джумберу;

— Дважды ты сказал правду, один раз солгал. Джумбер спросил:

— Которая же ложь?

— О дереве и садовнике ты сказал правдиво и хорошо, о наставнике — лживо и дурно.

Джумбер ответил:

— Если из трех раз я солгал однажды, то все же у меня из трех остаются две правды. Ты же порочен дважды: ты женственен в мужественности своей и, будучи женственным, — не женщина.

Рукха сказал ему:

— Тебя подучил Леон. Рассказал Джумбер притчу:

 

ГЛУПЫЙ ОСЕЛ

 

Верблюд и осел побратались; у обоих были жестоко ободраны спины, и они убежали тайком от своего хозяина, отправились на летние пастбища и прекрасно откормились в горах. Они забыли о том, какими тощими некогда были и как изъязвлены были их спины. Осел сказал верблюду:

— Хочу, брат, попеть. Верблюд стал его отговаривать:

— Не делай этого, брат, неужели ты забыл, как мы страдали? Поблизости могут оказаться люди, они услышат твой голос, уведут нас и придется нам худо!

Осел не послушался и заревел. Уж очень он громко хватил! Поблизости оказались путники, у которых пали верблюды и ослы. Они услышали рев, очень обрадовались и сказали:

— Пойдем поглядим, там либо какое-то жилье либо стоит караван. Может быть, удастся нанять жеребца.

Пришли они и увидели: пасутся верблюд и осел, оба хорошо откормленные и без хозяев. Путники увели их и навьючили на обоих тяжелую поклажу.

Дорога дальняя, осел притомился, стал и ни с места. Люди подняли осла и взвалили его на верблюда вместе с поклажей.

Двинулись дальше и вышли на узкую тропинку, пролегавшую над скалистым обрывом. Верблюд сказал ослу:

— Хочется мне, брат, встряхнуться, поплясать и попрыгать.

Осел ответил:

— Нашел место плясать! Верблюд сказал ему:

— Твоему пению и пляска на таком месте под стать! Поднялся он с досады на дыбы и сбросил осла. Осел упал со скалы и убился.

 

— Такой же ответ под стать твоим речам. Ведь все знают, что я обязан своими познаниями Леону.

Рукха сказал:

— О, горе мне! Леон, даже когда был один, искал моей гибели. Теперь он привлек нa свою сторону царского сына, воспитал его так, как хотел, что же со мною станется?

Рассказал Рукха притчу:

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.307 с.