Проявления СДВГ и их возрастная динамика — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проявления СДВГ и их возрастная динамика

2021-01-29 96
Проявления СДВГ и их возрастная динамика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует целый список того, что считать СДВГ. В основе СДВГ лежит нарушение функционирования коры и подкорковых структур.

По определению Американской ассоциации психиатров и других специалистов, диагноз СДВГ ставится в том случае, если поведение ребенка характеризуется несколькими приведенными ниже критериями. Синдром характеризуется триадой признаков:

– дефицит внимания;

– гиперактивность;

– импульсивность.

Что же отнести к этим признакам?

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – это чрезмерная двигательная расторможенность, а именно:

1. Ребенок не может спокойно сидеть, когда это от него требуется, карабкается на шкафы, мебель, залазит под парту.

В более старшем возрасте такие дети часто выходят из класса, за что их ругают учителя.

2. Ребенок всегда готов двигаться, причем чаще бегать, чем идти.

3. Ребенок должен всегда что-нибудь делать. На уроке это заключается в том, что он рвет листы из тетради или постоянно разбирает ручку, пока не сломает ее.

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ – это неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени.

Это произвольное внимание организуется лобными долями.

1. Легко отвлекается на внешние раздражители.

2. Часто начинает заниматься следующим делом, не окончив предыдущего.

3. Часто переспрашивает, но в то же время не слышит, что ему говорят.

4. Часто теряет вещи: карандаши, ручки, книги, игрушки.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – неспособность «затормозить» свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам. У них часто меняется настроение.

1. Чрезвычайно возбудимы.

2. Трудно переносят время ожидания своей очереди, участвуя в групповых мероприятиях.

3. Часто отвечают на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца (поднимают руку, когда вопрос еще не задан).

4. Все время издают звуки во время игры или на уроке.

5. Перебивают того, кто говорит, и говорят много и импульсивно.

6. Легко срываются на опасные для окружающих физические действия.

Однако из практики хочется заметить, что достаточно двух критериев из этого списка, чтобы один ребенок «сорвал урок в школе». Но, к сожалению, таких в классе около 50%. Любой из пунктов, когда хотя бы один ученик говорит и говорит без умолку и без остановки, сводит старания учителя выдать урок на нет. Вот и получается, что учитель, согласно юридической норме, «выдает новый материал», а вот результат, «получил» ребенок этот урок или нет, – это уже другой вопрос.

СДВГ может проявляться либо только невнимательностью (не способностью сосредоточиться, повышенной отвлекаемостью), либо, значительно реже, только чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью), но чаще всего мы сталкиваемся с комбинированным проявлением всех этих особенностей. Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. У дошкольников – ранний отказ от дневного сна.

В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне, у них всегда смятая, скомканная простынь.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий.

Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение). К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

По результатам исследования нейропсихологов поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут.

Дети с СДВГ имеют «мерцающее» внимание, могут «впадать» и «выпадать» из состояния сосредоточения, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании».

Поэтому при письме у них не просто пропуски букв, а пропуски целых слогов. Например, пишем слово ЧЕРЕПАХА, ребенок написал слог «ЧЕ» и «выпал», но сам подсознательно твердит «РЕПА», «РЕПА» (т. е. продолжение слова ЧЕРЕПАХА), вдруг он очнулся и дописывает слог «ХА», в конечном итоге получается «ЧЕХА».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности, при этом у каждого ребенка может быть своя «стратегия». Например, отклоняться на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Один ребенок, делая домашнее задание, несколько раз вставал из-за стола и «садился» на диван вверх ногами, т. е. ноги были на спинке дивана, а голова свешивалась с сиденья дивана. Вот таким образом он достигал «равновесия в голове».

Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. По исследованиям нейропсихологов, отмечается, что для 50% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия и признаки дискалькулии. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того,

гиперактивность характеризуется слабым развитием

тонкой моторной координации и постоянными

беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия

и высоким уровнем адреналина в крови.

Для гиперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал, что возникновение симптомов или их нарастание происходит, как правило, в определенные возрастные периоды, связанные с посещением детского сада или школы, когда условия окружающей среды предъявляют требования в виде повышенной самостоятельности, сосредоточенности, целеустремленности.

Ребенок двух лет должен обладать базисными навыками. В четыре года отмечается становление и развитие тонкой моторики кисти, активно развиваются внимание, память, речь. В 6—7 лет появляются навыки письменной речи, целенаправленного поведения, произвольность внимания, что совпадает с началом обучения в школе, сменой режима дня и питания. Именно в этот период (5—10 лет) отмечается первый всплеск проявления синдрома (СДВГ). А второй – в возрасте 12—14 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности.

Возраст 5—7 лет и 9—10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

К семи годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

Активизация СДВГ в 12—14 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и на отношении к учебе.

Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и корригировать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Причины возникновения СДВГ

В 70—80 гг. ХХ в. было высказано предположение, что причиной возникновения нарушений может быть задержка развития нейронных сетей в головном мозге и нарушение в работе некоторых медиаторных систем [медиатор (биолог.) – вещество, передающее нервный импульс из нервных клеток на рабочий орган организма]. В норме работа этих медиаторных систем обеспечивает нормальное проведение импульса от нейрона к нейрону, от подкорковых структур к лобным прецентральным отделам коры больших полушарий головного мозга, обеспечивающим активное внимание и контроль поведения. В 1990 г. была опубликована работа [Barkley R. A., 1990 г.], в которой объясняется, что заболевание в большей степени может быть описано как дисфункция лобных долей мозга.

Исследования регионального метаболизма и кровотока у пациентов с СДВГ в сравнении со здоровыми испытуемыми показали, что у первых в высоком проценте (65% и только 5% у здоровых) случаев наблюдается значительное снижение функциональной активности во фронтальной и префронтальной зонах коры. Этот функциональный дефицит часто был выражен в левом полушарии. Различия становились более очевидными во время выполнения тестов, требующих внимания в процессе непрерывной умственной деятельности.

Синдрому ДВГ сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.