Почерк, письмо и нарушение двигательной функции — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Почерк, письмо и нарушение двигательной функции

2021-01-29 163
Почерк, письмо и нарушение двигательной функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При поступлении в школу у многих детей выявляется статико-моторная недостаточность. Двигательная функция является результатом совместной работы различных мозговых звеньев единой функциональной системы. Каждое звено вносит свой специфический вклад в ее работу. Несформированность различных компонентов движений встречается у 80% детей с нарушением познавательских процессов. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности. Это выражается в трудностях переключения ребенка с одного движения на другое. При письме и рисовании у них выявляется сильный нажим и трудности автоматизации двигательного навыка. В результате при выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса. Когда ребенок сталкивается с задачей, требующей автоматических действий (а письмо – это автоматическое действие), он может выполнить ее двумя способами.

1. Первый пишет быстро, неаккуратно и неправильно. При этом почерк будет непонятным, корявым. Наблюдаются пропуски букв при письме, угадывающее чтение и смазанное произношение.

2. Второй способ – очень медленно, аккуратно, поэлементно и правильно. При этом такой нажим при письме, что остаются отпечатки написанного на нижнем листе, а страницы тетради поднимаются веером и сверху и снизу. Такой ребенок не будет успевать за темпом класса, ему некогда применять заученные правила, так как все силы уходят на процесс выписывания букв, а не на контроль грамотности. Однако оба способа одинаково неприемлемы в условиях школьного обучения.

Письмо является сложнейшим психическим процессом, включающим в свою структуру вербальные и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия, контроль над деятельностью.

Нарушение процесса письма является нарушением целостной психической системы. Словарное определение дисграфии звучит так:

«Дисграфик – человек с уровнем психического развития,

недостаточным для того, чтобы научиться писать».

Определение некорректное, потому что такие дети пишут, но пишут неграмотно. При письме они чаще всего пропускают гласные буквы. Согласные обычно есть, а гласных букв нет. Они не только не пишут их (гласные буквы), но также и не «слышат» их.

Слова «кот» и «кит» пишут «кт», причем если заставить их прочитать, читают правильно «кот» и «кит».

В результате коррекционных занятий начинают постепенно появляться гласные буквы. Происходит постоянное дополнение гласных, если их в слове несколько.

Тем не менее дисграфию детей часто рассматривают как речевое нарушение. В этом случае коррекционная работа логопедов носит локальный характер, она ориентирована на височную долю левого полушария и не является эффективной.

Процесс письма может быть затруднен при поражении (неразвитии) почти любого участка коры левого полушария мозга

– заднелобных;

– нижнетеменных;

– височных;

– задневисочных;

– переднезатылочных отделов.

Каждая зона обеспечивает определенное модально-специфическое условие, необходимое для протекания словонаписания.

Вот пример письма первоклассника с дисграфией:

 

Причем дисграфия заметна еще в дошкольном возрасте.

Именно поэтому необходима коррекционная работа в период подготовки к школе.

Лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма

как сложной речевой деятельности.

Они создают условия для программирования, регуляции и контроля над протекающей деятельностью. При поражении той или иной области нарушаются соответствующие компоненты, без чего невозможно полноценное осуществление процесса письма.

На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действием. Написание слова распадается для ребенка на ряд задач:

Выделить звук:

1) сначала мы вычленяем звук из потока речи;

2) представляем, какой буквой этот звук обозначается, как выглядит;

3) как располагается в пространстве.

Затем это представление реализуем в моторике, то есть пишем букву.

По мере развития письма психологическая и психофизиологическая структура навыка меняются: отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в сложную деятельность – письменную речь.

Психологическими предпосылками формирования письма у детей являются:

1) сформированность устной речи;

2) сформированность зрительно-пространственного восприятия;

3) сформированность двигательной сферы тонких движений;

4) формирование абстрактных способов деятельности;

5) сформированность общего поведения, контроля над действиями.

Если ребенок не умеет читать и писать, то при одновременном обучении этим навыкам, как это предусмотрено образовательной программой, не сформируется ни тот ни другой.

Более того, можно гарантировать стойкую дислексию и дисграфию. Последующая логопедическая коррекция часто приводит к тому, что дефекты остаются у ребенка на всю жизнь, так как они никак не связаны с собственно логопедическими отклонениями.

Обучение чтению должно предшествовать формированию навыков письма. Если у ребенка не сложился еще комплексный зрительно-звуковой образ слова, то при письме он будет кое-как переписывать буквы.

Давно известно, что мозжечок связан с координацией моторных движений, осанкой и походкой. Но только недавно стало ясно, что мозжечок также имеет отношение к скорости обработки информации. Возможно поэтому в нем так много нейронов (мозжечок составляет 10% от объема всего мозга, но в нем находится 50% нейронов). Если в мозжечке возникают нарушения, у человека, как правило, появляются проблемы не только с координацией движения, но и мыслей – его легко сбить с толку.

Проведенное учеными исследование показало, что с низкой активностью мозжечка связаны:

1) плохой почерк (координация).

2) беспорядок, неорганизованность на рабочем месте.

3) неуклюжесть и предрасположенность к несчастным случаям.

4) медленное мышление.

5) замедленная речь.

Низкая активность мозжечка обнаружена при аутизме, СДВГ и проблемах с обучаемостью, общая дезорганизация. Проблемы с запоминанием последовательности действий.

Поэтому в тренинговом курсе по книге «Обучение без стресса» в главе «Невербальный интеллект» так много упражнений именно на последовательность действий, что кроме всего прочего ведет к концентрации внимания, то есть развитию лобных долей мозга.

Плохой почерк связан также с тем, как ребенок держит ручку. Если ручка правильно зажата тремя пальчиками, то чаще всего и почерк более-менее «читаемый». Но в последнее время на это обращают внимание только тогда, когда почерк уже сформировался, а прочитать, что написано, очень сложно. В школе учитель просто не в состоянии следить за всеми учениками. Вот поэтому многие школьники держат ручку кому как удобно. У них один аргумент: «Я так привык».

Иногда у детей такой почерк, что прочитать просто невозможно. Когда их заставляют переписать, то они могут написать красиво и правильно, так как все внимание будет сосредоточено на письме.

При автоматизации письма, когда происходит распределение внимания на

– конкретно ПИСЬМО

– ГРАМОТНОСТЬ выполнения

почерк становится нечитаемым.

В Дании при обучении чтению и письму поощряется написание ребенком историй при помощи каракулей, которые может прочитать только он сам. И это письмо ребенок сам тоже может прочитать (приведенный пример письма первоклассника).

Так устанавливается эмоциональная связь между словом и образом.

Известно, что в лимбической системе память и эмоции связаны.

Контролировать одно действие такие дети могут, а следить за грамотностью в этот момент – нет.

Все дети начинают писать печатными буквами, поскольку такое действие не требует длительного непрерывного и плавного движения. При таком методе письма мелкие мышцы пальчиков успевают «отдохнуть» при переходе от буквы к букве. И для того чтобы перейти к «плавному» письму, каждому ребенку необходимо свое время, т. е. когда мозг будет готов к автоматическому действию.

Также за мелкую моторику, координацию движений, письмо и т. д. отвечает одна из зон мозга – базальные ганглии, которые управляют нервными импульсами между мозжечком и передней долей мозга.

Когда известно, какая часть мозга нуждается в помощи, можно оптимизировать его работу скорее и эффективнее. Существует огромное количество способов оптимизации работы мозга, в частности, физические и умственные упражнения, целевые поведенческие упражнения. Многие авторы считают, что нет универсальных способов лечения, которые подходят к каждому. Но вот интеллектуальные упражнения, направленные на развитие определенных зон мозга, способствующие их комплексному развитию, еще никому и никогда не вредили, что в конечном итоге гармонирует работу мозга.

Страх и тревожность

Многие думают, что тревожность и депрессия – результат неправильных психологических установок или слабой воли. Стоит взять себя в руки, и плохие ощущения исчезнут. Тем не менее эти расстройства часто являются следствием того, что мозг выпал из состояния баланса.

Воспринимая эти проблемы не как моральные, а как медицинские, их можно решить.

За состояние покоя или уровень тревожности отвечают

базальные ганглии.

Они контролируют тонкую моторику лицевых мышц и глаз, отражающих эмоциональное состояние. Кроме того, подавляют нежелательную двигательную активность и определяют базовый уровень тревожности.

Повышенная активность базальных ганглиев часто связана с тревожностью, напряжением, настороженностью и повышенным страхом. Недостаток активности базальных ганглиев вызывает проблемы, связанные с мотивацией, энергетикой и способностью действовать.

Базальные ганглии задают нашему организму режим, в котором он работает в состоянии покоя или тревожности.

Когда базальные ганглии гиперактивны (как это бывает у лиц с повышенной тревожностью), возрастает вероятность того, что для такого человека стрессовая ситуация окажется чрезмерной, а он сам и мысли его замрут. Людей со сниженной активностью базальных ганглиев именно стрессовая ситуация может подтолкнуть к действию.

Практически все мы страдаем от чрезмерных страхов, тревожности и депрессии, чаще всего необоснованных и не поддающихся объяснению.

То, как мы сейчас мыслим, определяет то, как мы себя сейчас чувствуем. Обычно именно негативные мысли заставляют нас чувствовать себя плохо, а позитивные – хорошо.

Знаете ли вы, что каждый раз, когда у вас появляется мысль, ваш мозг выделяет определенные вещества. Электрическая цепная реакция проходит по вашему мозгу, и вы осознаете эту мысль. Мысли реальны, и они реально воздействуют на то, как вы себя чувствуете и как вы себя ведете. Мысли, которые вы «упражняете», подобно мышцам, становятся сильнее. Они превращаются в убеждения, на которые вы полагаетесь – плохие или хорошие.

Всякий раз, когда вам приходят в голову злые, безнадежные, беспомощные, печальные или раздраженные мысли, ваш мозг выбрасывает соответствующие химические вещества, заставляющие вас чувствовать себя плохо. При раздражении у человека напрягаются мышцы, учащается сердцебиение.

При депрессии и расстройствах отмечается низкий уровень

дофамина, серотонина и норэпинефрина.

Низкое содержание серотонина часто приводит к чрезмерному волнению (без основательных причин), плохому настроению и раздражительности (что является сочетанием нарушений в работе глубокой лимбической и поясной систем).

Низкий уровень норэпинефрина и дофамина часто приводит к депрессии, сонливости, снижению концентрации внимания, дурному настроению и нечеткости мышления.

А когда вам в голову приходит счастливая, полная надежды, позитивная, добрая мысль, ваш мозг вырабатывает химические вещества, которые сопутствуют хорошему самочувствию (более подробно мы останавливаемся на этом в главе «Лобные доли мозга»). У человека, когда он счастлив, мышцы расслабляются, сердцебиение в норме, дыхание ровное, спокойное. Т. е. наше тело реагирует на каждую мысль, приходящую нам в голову, независимо от того, произносится эта мысль или нет. Если вы думаете о хорошем, у вас больше шансов и чувствовать себя прекрасно. Негативные мысли загрязняют ваш разум и ваше тело. Поэтому не следует верить каждой мысли, которая приходит вам в голову. Особенно страшно, если из уст семилетних детей звучат фразы: «Как сложно жить. В жизни одни проблемы», другой говорит: «Меня никто не любит, со мной никто не хочет играть».

Уже упоминалось, что до семи лет у ребенка хорошо развита только «внешняя» речь, он буквально мыслит вслух. Эти фразы говорят о его внутреннем тревожном состоянии. Но иногда дети не высказывают свои мысли, потому что взрослые не понимают их страха. Во взрослой группе был один молодой человек, который вспомнил свои детские страхи. Он всегда боялся, что его родители забудут где-нибудь – в магазине или на улице. Никогда не давал закрывать дверь в свою комнату, он боялся, что родители уйдут и забудут про него. А если в детском саду его забирали последним из детей, он испытывал не страх, а ужас, что все-таки про него забыли. И надо сказать, что семья была совершенно положительная с социальной точки зрения. И если ваши дети боятся оставаться одни или не дают закрывать дверь в свою комнату, стоит обратить на это внимания. А ранний стресс может привести к проблемам, которые будут преследовать человека на протяжении всей его жизни.

Если эти проблемы оставить без внимания, они могут сломать вам жизнь.

В журнале «Дошкольное воспитание» мне встретилась статья «Обучение без стресса», в которой ссылаются на цитату Р. Айзмана: «У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о „школьном шоке“. Дети в школе пребывают в состоянии хронического эмоционального, информационного и психологического стресса, истощающего иммунную систему».

Стресс, вызванный постоянными контрольными работами, снижает способность детей видеть решение проблемы, так как стрессоустойчивость зависит от индивидуального латерального профиля (глава «Обработка аудиальной информации»), изменить который не может никто, но путем целенаправленной интеллектуальной работы можно повысить самооценку, а следовательно, и увеличить стрессоустойчивость. В нашем городе год назад одна девятиклассница повесилась перед ОГЭ. Было проведено местное журналистское расследование. Оказалось, девочка жила в нормальной среднестатистической семье, родители на девочку не давили, отношения в классе и с учителями, и одноклассниками были нормальные. Однако страх перед ОГЭ привел к тому, что девочка пошла на суицид. Страх, который сидит внутри человека, связан с нарушениями в работе мозга. А уже потом человек начинает придумывать себе проблемы. Иногда психологи прописывают людям депрессанты, но это лишь на время успокаивает мозг, но не устраняет причины возникновения страха, депрессии и тревожности.

Концепция проста: когда мозг действует верно, то верно действуете и вы. Если мозг не работает верно, не можете действовать верно и вы. Смысл этой фразы очень глубок: наше поведение определяется работой различных участков мозга. То есть без оптимального функционирования мозга трудно рассчитывать на успех в какой бы то ни было области.

Агрессивность

Обычно нарушения в левой височной доле проявляются агрессивностью, мрачными мыслями, трудностью с подбором слов, с чтением и эмоциональной нестабильностью. У агрессивных людей часто наблюдается изначальная тревожность или напряженность, причем перед вспышкой раздражения тревожность усиливается.

Агрессивность, связанная с нарушениями в лимбической системе и нарушениями в левой височной доле, может проявиться по отношению к одноклассникам, друзьям, даже к родным. Агрессивное поведение – это очень сложный процесс, вовлекающий в себя несколько областей мозга. Когда и в какой ситуации проявится эта агрессивность, заранее предсказать не может никто. Иногда агрессивность и нестабильное эмоциональное состояние приводит к тому, что таких детей переводят на домашнее обучение, иногда по настоятельной просьбе родителей одноклассников переводят ребенка в другой класс или даже в другую школу. Однако это не решает проблему агрессивности ребенка. После исследований таких людей было выявлено, что у них нарушена активность левой височной доли. Некоторые исследователи полагают, что у агрессивных людей происходит спазм лимбической системы. Поэтому ученые сделали вывод, что поражение или дисфункция левой височной доли делает человека более подверженным раздражительности и агрессивности, т. е. височная доля, особенно левая, связана с проблемами характера. О лимбической системе нередко говорят, что эта часть мозга «отвечает за настроение, а нарушение ее функций часто приводит к тому, что настроение становится мрачным».

При нарушении левой височной доли нередко отмечаются трудности с чтением и языковые проблемы.

В главе «ПроЧтение» уже отмечалось, что височная область в значительной степени отвечает за способность читать, запоминать прочитанное и интегрировать новую информацию. Кроме того, нарушения в височных долях ведут к нарушениям в работе памяти, а также проявляются в нестабильности настроения.

Уже упоминалось ранее, что каждый раз, когда у вас появляется мысль, мозг выделяет определенные вещества (трансмиттеры). О работе трансмиттеров более подробно описано в главе «Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)». Электрическая цепная реакция проходит по вашему мозгу, и вы осознаете эту мысль. Мысли реальны, и они реально воздействуют на то, как вы себя чувствуете и как себя ведете. Когда человека охватывает гнев, у него напрягаются мускулы, учащается сердцебиение, потеют ладони, и он даже может ощущать легкое головокружение. То есть наше тело реагирует на каждую мысль, приходящую нам в голову.

Однако если префронтальная кора – глава руководства – работает нормально, то люди склонны вести себя вдумчиво, разумно и целенаправленно. Они могут эффективно контролировать свои слова и поступки. Здоровая ПФК помогает подавлять нежелательное поведение и первые импульсы.

Когда у людей проблемы с ПФК, они склонны к импульсивности, к необдуманным действиям. Кроме того, когда такие люди пытаются сосредоточиться, их префронтальная кора отключается, и отмечается значительное снижение активности в левой височной доле.

Снижение активности в префронтальной коре отмечается у людей, склонных к депрессии и страхам. Хронический стресс для членов семьи, связанный с этими проблемами (агрессивность и страх), может быть изматывающим.

Например, матери детей с СДВГ, агрессивностью и страхом часто жалуются на возникновение у них самих чувства безысходности, что они стали больше болеть и утратили остроту когнитивных функций.

Агрессивность и нарушение в височных долях описаны в многочисленных исследованиях. Теперь становится понятно, что когда поведение человека переходит допустимые границы, надо обследовать его мозг. Мозг – это орган, имеющий огромное влияние на поведение, мысли и чувства. Если у ребенка проблемы с поведением, необходимо искать причины девиантного поведения. Конечно, в школах часто отправляют к психотерапевтам, которые говорят родителям, что ребенок может вести себя хорошо, если он этого хочет. В нынешнем «просвещенном» обществе этот взгляд, как и сотни лет назад, остается самым распространенным.

Один из школьных психологов рекомендовал ученику в агрессивной ситуации рвать бумагу. Только вот возникает вопрос, сколько бумаги нужно носить с собой. Но если ребенок в данной ситуации «вспомнит» про бумагу, то он уже на полпути к выздоровлению. И еще «невылеченная» детская агрессия, как страхи и СДВГ, переходит во взрослую жизнь. Всякий раз, когда без внимания остаются нарушения работы мозга, это нередко порождает агрессию. Вот поэтому так много семейного насилия.

В медицине есть очень большое количество лекарственных препаратов для лечения мозга. Однако важно помнить и о том, каким мощным воздействием на химические процессы, происходящие в мозгу, обладают наши повседневные мысли и действия. И многие проблемы, раньше считавшиеся психиатрическими (депрессия, агрессия, панические состояния, синдром дефицита внимания), на самом деле являются медицинскими. Они поддаются лечению не только медицинскими методами, но и социологическими методами в сочетании с поведенческой терапией.

То есть при определенных условиях в организме человека вырабатываются эндорфины, вызывающие ощущение «хорошего самочувствия», спокойствия и уверенности в собственных силах.

Готовность мозга к работе

У нейрофизиологов есть утверждение, что реакция на раннее обучение может быть отсроченной и в дальнейшем проявится в различных отклонениях личностно-эмоционального характера, склонности ребенка к частым заболеваниям, заиканию и другим проблемам.

Опережающая нагрузка на зоны мозга коры больших полушарий (на кортикальные отделы мозга), которая неизбежна при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает другие зоны (субкортикальные зоны). Поэтому НЕПРАВИЛЬНОЕ раннее обучение детей знакам, цифрам и счету может спровоцировать дизонтогенетическое развитие!

Для ребенка одинаково вредным является как опережение, так и запаздывание в развитии. Дело в том, что энергия мозга конечна в каждый конкретный период, а для развития той или иной моторной или психической функции эволюционно заложены определенные сроки. Ранее развитие или обучение ребенка предполагают, что энергия мозга для этого отнимается у той функции, которая в это время должна активно развиваться. А «невостребованные» зоны мозга, т. е. не получившие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии. Вот что пишет в своей книге автор Эда Ле Шан: «Упор на ускоренное обучение в раннем детстве с неизбежностью связан с механическим накоплением фактов, так как умение рассуждать и оценивать зависит от степени зрелости и жизненного опыта, а этому маленького ребенка не научишь».

Современные молодые родители хотят дать ребенку «ВСЁ» и таскают его по различным кружкам и секциям.

Вот примерное расписание шестилетнего ребенка на неделю:

 

И скорее всего, вечером еще принимаются за обучение чтению. А к вечеру мозговая активность падает. Все знакомы с чувством усталости мышц, но мы не задумывается, что физиологические причины возникновения усталости нервных клеток точно такие же. Передача нервных (электрохимических) импульсов мышечным тканям или нейронам подразумевает быстрый обмен заряженными частицами (ионами), которые мы получаем из пищи. А «батарейки» подзаряжаются с помощью химической энергии, содержащейся в пище (об энергетической мощности в электрическом эквиваленте говорится в главе «Лобные доли мозга»).

Когда решается какая-либо проблема, между клетками головного мозга начинается активный обмен заряженными частицами. Для зарядки этих частиц требуется довольно много энергии, и если нервные клетки за короткий период времени передали слишком большое количество ионов, то они больше не могут с легкостью передавать нервные импульсы, потому что у них слишком мало энергии. Это и вызывает чувство усталости, которое выражается в повышенной раздражительности, неспособности концентрации, некоторой заторможенности и увеличении числа совершаемых ошибок.

Поэтому довольно трудно тренировать мозг в состоянии усталости. Вы можете выполнять сколько угодно упражнений при утомленном мозге, но информация все равно не попадает в те нейроны, где она должна принести максимум пользы.

Необходимо помнить, что накапливающееся утомление затрудняет осмысливание, систематизацию и запоминание информации.

При утомлении деятельность мозга настолько дезорганизуется, что разрушаются уже установленные, но незакрепленные связи. При этом забывается информация, которая, как казалось, уже давно усвоилась. Поэтому обучение должно быть в первую очередь направлено на РАЗВИТИЕ зон мозга, а потом уже на загрузку знаниями (см. главу «Лобные доли мозга»).

Лобные доли мозга

Мозг напоминает мускул: чем больше его используешь, тем сильнее он становится.

Дэниэл Дж. Амен

 

Большинство людей считает, что мы становимся взрослыми, когда нам исполнится 18 лет. Это лишь социальное определение, но оно неверно с точки зрения науки о мозге. Как известно, более всего делает человека человеком лобная (или префронтальная) кора. Эта часть головного мозга отвечает за предвидение, суждение, контроль над побуждениями, способность учиться на своих ошибках. Так вот, она полноценно формируется только приблизительно к 25-летнему возрасту.

По мере взросления мозга нервные клетки обрастают белым жирным веществом – миелином (процесс называется миелинизация). Точно так же, как изоляция защищает медные провода, миелин оберегает нервные клетки и десятикратно увеличивает эффективность их работы. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе. Миелинизация начинается с затылочной части мозга и продвигается вперед. Затылочные доли, задействованные в зрительном восприятии, покрываются миелином в первые несколько месяцев жизни, и это позволяет нам видеть более детально. Лобная кора полностью обрастает миелином, когда мы становимся уже значительно старше, т. е. в возрасте приблизительно 25 лет.

Одно из интереснейших открытий нейрологии заключается

в том, что мы способны создавать новые нейронные связи

в любом возрасте просто в результате процесса мышления.

Но есть и другие новейшие открытия. В центре магнитно-резонансных исследований Китайской академии наук группа ученых во главе с профессором Хао Лэем установила, что у интернет-зависимой молодежи отсутствует… белое вещество головного мозга в некоторых областях, а именно в тех, которые отвечают за эмоциональное состояние, скорость принятия решений, самоконтроль. Такие же изменения присущи алкоголикам, наркоманам и азартным людям. Но получить полноценного удовлетворения – ни эмоционального, ни интеллектуального – от общения с КОМПЬЮТЕРОМ нельзя. Поэтому «рецепторы» головного мозга «голодают». Все это ведет к тяжелым депрессиям, ощущению пустоты жизни.

Кора лобных долей (или префронтальная кора) у человека больше, чем у любого другого живого существа. Именно она делает нас человеком разумным. Префронтальная кора находится в самой передней части мозга. Эта область отвечает за способность сосредоточиваться, планировать, управлять нашими импульсами, а также принимать решения – удачные или неудачные.

Кору лобных долей называют исполнительным мозгом, поскольку в нашей голове она действует как правитель (т. е. исполнительная власть). Когда ее активность снижена, это аналогично ситуации отсутствия управления. При сниженной функции префронтальной коры возникают трудности с самоконтролем, с концентрацией внимания, способностью сосредотачиваться, с организованностью и доведением дела до конца. То есть

лобная кора помогает нам принимать решения и удерживает

нас на пути к нашим целям.

Проблемы с ПФК (префронтальная кора) выливается в проблемы ослабленного сознания, скудного суждения, импульсивного поведения, неустойчивого внимания, дезорганизацию, проблемы обучения, путаного мышления, плохого планирования времени и неспособность поставить себя на место другого человека.

Низкая активность этой части головного мозга часто

объясняется недостатком нейромедиатора дофамина.

Лобная доля контролирует мышцы по всему телу. Область моторных ассоциаций лобных долей отвечает за приобретенную двигательную активность. Передний центр зрительного поля контролирует произвольное сканирование глаз. Здесь же расположен центр Брока. В 1981 г. в Париже француз П. Брока демонстрировал мозг с поврежденной корой задних отделов левой третьей извилины – «депо» образов тех движений, которые обеспечивают артикулированную речь, впоследствии эту зону назвали зона Брока.

В 1874 г. была подтверждена связь психических функций с определенными территориями коры больших полушарий немецким психиатром К. Вернике, установившим, что «центр понимания речи» находится в задней трети верхней височной извилины слева.

Центр Брока переводит мысли к внешней, а затем и внутренней речи, которая развилась в процессе эволюции в той же зоне мозга, что и тонкая моторика рук. Связь этих зон мозга используется в коррекционной работе. Именно поэтому рекомендуется чтение с синхронной работой рук. Кроме того, хорошо скоординированные движения пальцев требуют активизации 60% коры головного мозга и включают в работу вербальные центры мозга.

Лобная доля контролирует социальное поведение, осуществляет синтез мыслей и эмоций через базальный ганглий лимбической системы и приводит к возникновению таких чувств, как сопереживание, любовь, благоговение перед жизнью.

Нормально развитая лобная доля собирает информацию со всего остального мозга и синтезирует ее в мышление.

Лобные доли отвечают за уровень развития личности, обеспечивают творческую активность. Особенно важно, что именно в лобных долях находится тот центр, который служит регулятором сложных форм человеческого поведения. Сейчас лобные доли коры головного мозга получили название дирижера (диспетчера, координатора) – учеными бесспорно доказано, что именно они оказывают огромное влияние на согласование множества нейтронных структур в головном мозге человека и отвечают за то, чтобы все «инструменты» в этом «оркестре» звучали гармонично.

Важная функция лобных долей – контроль и управление поведением. Именно из этой части мозга поступает команда, препятствующая выполнению социально нежелательных действий. При повреждении префронтальной области коры головного мозга или при недостаточном ее развитии нарушаются мышление, способность к умозаключению и прогнозированию, происходит искажение взглядов, суждений, самокритики, способности предвидеть последствия своих действий. Мышление становится импульсивным, конкретным и связанным с сиюминутными раздражителями. Страдают также функции, основанные на внимании: сосредоточение, беглость речи, способность подавлять неадекватные реакции, гибкость мышления. Такие люди поражают несоответствием между сохраненным интеллектом и полной потерей здравого смысла. Последствия поражения префронтальной области выражаются в изменении ЛИЧНОСТИ и поведения, однако, при этом сохраняется восприятие, двигательные функции и интеллект. Поражение (или неразвитие) лобных долей вызывает появление беззаботности, бессмысленных устремлений, переменчивости и склонности к неуместным шуткам. С утратой мотивации при атрофии лобных долей человек становится пассивным, теряет интерес к происходящему, часами остается в постели. Нередко окружающие принимают такое поведение за леность, не подозревая, что изменения в поведении есть прямое следствие гибели нервных клеток этой зоны коры головного мозга.

Таким образом, развивая клетки лобной коры, обеспечивая приток крови к этой области, человек приобретает возможность регуляции жизненно важных функций организма. При выполнении упражнений на зрительно-предметное восприятие (осознанное, адекватное восприятие информации) увеличивается кровоснабжение в лобной доле и усиливается работа нейронов.

Восприятие и узнавание предметов, обозначение их словом – функция средневисочных отделов левого полушария. Дифференцированное восприятие, вычленение существенных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представление – функция средневисочных отделов левого полушария, затылочных и лобных зон мозга. От лобных долей мозга также зависит способность сосредотачивать внимание на время, достаточное для формирования кратковременных воспоминаний. Если лобные доли «не справляются» с работой, это приводит к рассеянности (т. е. гиперактивности и дефициту внимания).

Поскольку (как уже повторялось неоднократно) лобные доли, служащие исполнительным центром управления человека, с возрастом теряют в объеме значительнее остальных частей коры головного мозга, то частично теряется способность к управлению. Когда вы берете тайм-аут, прежде чем последовать импульсу и сказать необдуманное слово, которое может повредить или даже разрушить вашу карьеру, то, по всей вероятности, вы сохраняете свою приверженность собственным жизненным ценностям. Сделать короткую паузу для того, чтобы продумать предполагаемую реплику или действие и решить, соответствует ли это поведение вашим целям – это функция коры лобных долей и основной ключ к успеху.

Кроме того, умение поставить себя на место другого человека – это тоже функция лобных долей мозга. Сколько инцидентов можно было бы избежать, если бы люди «умели» это делать. Здесь можно добавить еще об одной зоне мозга – ПЧПИ (передняя часть поясной извилины). Она тянется по всей длине глубокой части лобных долей и служит главной переключательной станцией мозга. Она позволяет быть гибким, изменяться и приспосабливаться, когда необходимы перемены.

Когда ПЧПИ в норме, человек чувствует себя спокойным, расслабленным, контактным. Если активность в области ПЧПИ повышена, человек теряет способность переключать свое внимание, становится тревожным, склонным к оппозиционному поведению, зацикливается на прошлых обидах и становится злопамятным.

А происходит это обычно из-за низкого уровня серотонина.

Если ПЧПИ перевозбуждена, возникают проблемы с переключением внимания. Человек становится жестким, упрямится, не идет на компромисс, застревает на неэффективных формах поведения, не идет на сотрудничество. Появляется «упертость», которая проявляется как эгоизм. Все это не способствует приспособлению к обстоятельствам и не позволяет увидеть различные возможности и перспективы в жизни.

Импульсивность – корень многих политических скандалов, семейных ссор, а также финансовой безответственности. Интеллектуальная деятельность действует на лобные и височные доли, как тренажер на бицепсы (не волнуйтесь, размер головы от этого не изменится).

Височные доли, необходимые для хранения основного опыта, с возрастом уменьшаются на 20%. Это означает, что при старении ухудшается способность запоминать услышанное.

Мозг напоминает мускул: чем больше его используешь, тем сильнее он становится. Как и мускул, мозг обладает собственной памятью. Нейрофизиологи своими исследованиями подтверждают – заметная активизация всех участков стабильно наблюдается при решении разного рода интеллектуальных задач.

Решающий прорыв в нашем понимании значения каждой конкретной клетки мозга произошел в 1989 году, когда в лаборатории Макса Планка в Швейцарии впервые в истории была снята на кинопленку живая клетка мозга. Она находилась в чашечке Петри и была снята с помощью исключительно мощного электронного микроскопа. Она, как и все клетки мозга, была занята поиском физических и информационных связей. То, что происходило под микроскопом, потрясло каждого видевшего эту картину. Это существо (а это действительно живое существо) было разумным, поразительно сложным и очень подвижным. Оно с завидным упорством обследовало свою микроскопическую Вселенную, не оставляя без внимания ни одного атома окружающего пространства. Отростки, с помощью которых оно изучало окружающую среду, напомина


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.