Тема 13. Конституционные принципы разделения властей — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 13. Конституционные принципы разделения властей

2021-01-29 73
Тема 13. Конституционные принципы разделения властей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Сущность разделения властей

2.Разграничение функций

3.Основные принципы

 

Ст.6 КРБ разделение властей

 

Разделение властей – конституционный принцип организации управления гос. жизни и объективно выражается в специализации гос. органов по видам деят-ти, кот наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга

 

Принцип разделения властей характерен для демократичных государств

 

Ст.1 К США «Законадательные полномочия принадлежат парламенту,конгрессу»

 

Система сдержек и противовесов – дополняющая принцип разделения властей система, позволяющая не только разделить три власти, но и конструктивно их уравновесить

Впервые Монтескьё «О духе закона»

 

Ст.6 КРБ «гос.вл. в РБ осущ.на основе разделения её на зак.,исп.,суд. государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживать и дополнять друг друга

 

Важные элементы системы сдержек и противовесов:

1.Срочность полномочий должностных лиц различных уровней

2.Несоместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления

3.Право вето на законопроекты

4.Право роспуска парламента

5.Контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов

6. Конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента

7. Независимость судебного корпуса

 

Парламент (Национальное Собрание)

· Контрольные функции

· Законодательные функции

Правительство (Совет Министров)

· Подотчётно президенту

· Ответственно перед парламентом

Местные органы управления – государственные органы, входящие в органы исполнительной власти

 

Основные принципы:

1 принцип (характерен для Советской системы)- принцип верховенства представительных органов (Верховенство Советов)

Суть: на всех уровнях представительные органы занимают главенствующее положение; имеют прав принять к рассмотрению любой вопрос, отнесённый к ведению гос-ва или соотв.территории

 

2 принцип – представительные органы не имеют верховенства, рассматривают вопросы, которые находятся в их ведении

 

Содержание принципа разделения властей:

1.Законы должны обладать высшей юр.силой и приниматься только законодательными органами

2.Исполн.вл. должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подчинённой или главе гос-ва или парламенту

3.Между зак.и исп.органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра влатсных решений или даже всей полноты власти на одного из них

4.Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно

5.Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в компетенцию другой власти

6.Спорные вопросы о компетенции должны решаться только конституционным путём и через правовую процедуру, т.е. конституционным судом

 

Тема 14. Глава государства

1.Понятие и назначение института Президенства

2.Место и роль президента РБ

3.Порядок избрания

4.Компетенция

5.Исключительная компетенция

6.Компетенция в законодательном процессе

7.Отставка. Порядок досрочного освобождения от должности

 

Летом 1994 – изб. Президент

21 фев 1995 – Закон «О президенте РБ»

7 июля 1997 – Закон «О президенте РБ»

 

Президент – сидящий впереди

По толк.сл.Даля: старший член совещательного места

По Ожегову: руководитель республиканского гос-ва, а также некоторых крупных научных учреждений

· Первое в мире гос-ва, где появляется институт президентства США 1787

· Первое Европейское гос-ва, где введ. институт президентства:Франция, Швейцария

· Далее: после 1920 Австрия, Латвия, Польша, Турция, Литва

· Несколько позже: Филиппины, Сирия, Ливан

· После оконч.второй Мировой: Италия, Греция, Индия, Тайвань, Ирак, Иран, Пакистан, практ.все африк.гос-ва, ЧССР

90-е годы 20 века:

1.14 марта 1990 – СССР

2.Бывшие совет. республики

3. 15 марта 1994 – РБ

 

Совокупность факторов повлиявших на учреждение поста президента РБ:

1.Координальные изменения в полит.системе гос-ва, в результате августовских событий 1991

2.Вакуум исп.вл в стране после устранения с политической арены КПСС-КПБ

3.Приниц.изъяны парламентских структур и неспособность существующих институтов центральной власти разрешать политические и социальные проблемы и противоречия

4.Ограниченные возможности и уязвимость Советов как представительного органа власти по стабилизации полит. и соц.-эконом. Ситуации после ликвидации монополии партии на власть

5.Чрезмерное увеличение Верх.Совета РБ законотворческой деятельностью в ущерб распорядительной и контрольной функциям

 

Президент: 1.Высшее должностное лицо 2. Гос.орган

По конституции 15 марта 1994 Президент – глава гос-ва и глава исп.вл.

С 24 нояб 1996 – Президент – глава гос-ва

Президент не входит ни в одну из отраслей

 

Президентом может быть выбран человек:

1. Гражданин РБ по рождению

2.Не моложе 35

3.Обладающий избирательным правом

4.Постоянно проживающий в РБ не менее 10 лет перед выборами (ст.80)

 

Ст.81 КРБ (от 24 нояб 1996) Президент избирается на 5 лет, одно и тоже лицо не может быть президентом более 2-ух сроков

Ст.81 (от 17 окт 2004) Президент избирается на 5 лет

 

Выборы президента РБ:

1.Назначаются ПП не позднее чем за 5 мес и проводятся не позднее чем за 2 мес до истечения срока полномочий предыдущего президента

2.Кандидаты на должность президента выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100.000 подписей избирателей

3.Если должность президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не поздне 70 дней со дня открытия вакансии

4.Выборы считаются состоявшимися если в голосовании приняли участие более половины граждан,включённых в списки избирателей

5.Президент избран,если за него проголосовало более половины граждан РБ,принявших участие

6.Если ни один из кандидатов не набрал нужного количества голосов, то в 2-ух недельный срок проводится голосование по двум кандидатам получившим наибольшее количество голосов. Избранным считается тот, кто получил при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании

 

· Президент вступает в должность после принесения присяги (ст.83)

· Присяга приносится в торжественной обстановке, в присутствии депутатов ПП и членов СР, Судей Конст.суда,Верховного суда,Высшего Хозяйственного суда не позднее 2 мес  со дня избрания президента

· Ещё приглашаются: представители дипломатического корпуса, члены правительства

· С момента принесения присяги, полномочия предыдущего президента прекращаются

· Всё это проходит во Дворце Республики

 

 

Компетенция – совокупность прав и обязанностей органов, организаций, должностных лиц установленных НПА

Компетенция Президента РБ определяется конституцией Законом «О президенте» а также иными многочисленными законодательными актами.

Ст.84 КРБ – компетенция президента (30 пунктов)

 

Общая компетенция президента:

1.Назначает республиканские референдумы

2.Назначает очередные и внеочередные выборы в ПП, СР и местные представительные органы

3.Распускает палаты в случае и в порядке предусмотренных Конституцией

4.Назначает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республ.референдумов

5.Образует,упраздняет и реорганизует Администрацию ПРБ,др.органы гос.упр., а также консультативно-совещательные и иные органы при президенте

6.С согласия ПП назначает на должность Премьер-министра

7.определяет структуру Правительтсва,назнач.на должность и освобждает от должности заместителей Премьер-министра, министров и др.членов Праивтельства, принимает решение об отставке Правительства и его членов

8.с согласия СР назначает Председателя Конституционного суда, председателя Верховного суда,Председателя высшего хоз.суда из числа судей этих судов

9. с согласия СР назначает судей Верховного суда,судей высшего хоз.суда,председателя Центральной комисии по выборам и проведению республ.референдумов,Ген.прокурора, председателя и членов Правления НАц.банка

10.назначает 6 судей Конституционного суда и иных судей РБ

 

 

  Субъекты права законад.инициативы:

1.Президент

2.Депутаты ПП

3.Совет Республики

4.Правительство

5.Граждане (не менее 50.000)

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.