Тема 10. Государственно-территориальное устройство — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 10. Государственно-территориальное устройство

2021-01-29 71
Тема 10. Государственно-территориальное устройство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 10. Государственно-территориальное устройство

1. Понятия и формы

2. Признаки унитарного государства

3. Федеративное государство

4. Федерализм

5. Адм.-терр. устройство РБ

 

5 мая 1998 Закон «Об адм.-терр. делении и порядке решения вопросов адм.-терр. устройства РБ»

1 дек. 1998 Указ «Об объединении районов и городов областного подчинения, имеющих общий адм.-терр. центр, в одну адм.-терр. единицу»

 

Гос.терр.устройство – организация территории государства, система взаимоотношений гос-ва с его составными частями

Формы: 1. Унитарная 2. Федеративная (Россия, США)

Унитарное гос-во –единое гос-во разделённое на адм.-терр.единицы,не обладающие какой-либо полит. самостоятоят-ю

Федератив.гос-во – состоит из госуд.-подобных образований или гос-в, имеющих свою систему зак.,исп.,суд. органов

Субъекты федерации – составные части федерации, имеют свои Кон-ции или основные законы, не назыв. Конституциями

Устройство государства:

· Простое (симметричное) все его части имеют равный статус (прав.статус                           

· Сложное (асимметричное) составные части имеют различный прав. статус

Признаки унитарного гос-ва

1. Единая конституция

2. Единое законодательство

3. Единая централизованная система органов исполнительной власти

4. Единая судебная система

5. Деление на адм.-терр. единицы, статус органов власти, которых определ-ся нормами общегосуд.права

Унитарное государство:

1.Централизованные (вся власть сосредоточена в центре)

2.Децентрализованное (исп.вл., конституционное разделение полномочий между центром и адм.-терр.единицами)

3.Сверхцентрализованные (гос-во,в кот. произошёл военный переворот, устанавливается военный режим, военные чиновники)

 

Признаки федеративного гос-ва:

1.Наличие обще федеративных органов зак., исп., суд. вл.

2.Целостность территории

3.Единые вооружённые силы

4.Единая денежная система

Способы возникновения федераций:

1.Договорный (самостоятельные гос-ва объединялись заключив договор об объединении, США 1777,Швейцария 1291, СССР 1922)

2.Конституционный (на основе конституции или иного констит. документа, в котором центр. вл. признаёт фед-ое устройство и автономию отдельных территорий. ФРГ 1949, Индия 1948)

Большинство ассиметричных.

 

Федерации:

1. Централизованные 2. Децентрализованные

 

Федерализм - принцип терр. организации гос-ва предполагающий его устройство в форме федерации.

Суть федерализма:

1.Характер внутренней структуры государства

2. характер связей центра и частей фед. гос-ва

3. специфика прав центра и субъектов федеративного государства

Все федерации – целостные суверенные государства

 

Субъекты федераций суверенностью не обладают

 

Координированный федерализм (не сущ. ни в одном гос-ве в чистом виде)

- разделение полномочий между федерацией и её субъектами

- оба уровня управления независимы друг от друга, обладают одинаковым статусом

 

 

Кооперативный федерализм (Австрия,Индия,США,РФ)

- взаимодействие, взаимосвязь федерации и её субъектов при осуществлении ими конституционных полномочий

- реализуется через вертикальное и горизонтальное сотрудничество

 

Договорный федерализм

- федерация возникает на основе договора

- объединение государств которые передают созданому ими государству часть своих полномочий

 

Дуалистический федерализм (СССР)

- двойственность суверенитета в федерации

- суверенитет федерации и суверенитет субъектов

 

Интервенция осуществляется в случае массовых беспорядков (по решению федеральных органов)

Институт интервенции (Лат. Америка, Бразилия, Мексика)

 

Ассоциированные государства – гос-ва по договору входит в др. гос-во остаются самостоятельными. Имеют своих представителей в органе (законад.) этого гос-ва

 

Адм.-терр. устройство РБ – деление нашей Республики на определённые части в целях организации гос. управления и местного самоуправления, обеспечение законности и правопорядка, реализации прав и законных интересов граждан РБ

Принципы:

1.Единство и неотчуждаемость территории РБ

2.Сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, прожив на соответствующей территории

3.Сочетание единой гос.власти с местным самоуправлением

4.Осуществление Местными Советами депутатов в пределах границ соответствующей территории

5.Равномерность развития адм.-терр.единиц

6.Включение в состав территории более крупных адм.-терр.единиц менее крупных адм.-терр.единиц

7.Примерное равенство размеров территорий и численности населения адм.-терр.единиц одного вида

8.Многообразие правовых статусов

9.Гласность и учёт общественного мнения при решении вопросов адм.-терр.устройства

 

Адм.-терр.единица – территория, в пространственных пределах которых в порядке предусмотренных законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы

Адм.-терр.единицы:

1.Область   2.Район 3.Сельсовет 4.Город 5.Посёлок городского типа

 

Территория РБ делится:

1. Территория столицы    2. Территория областей

Территория области делится:

1. Территория районов   2. Территория городов областного подчинения как адм.-терр.единиц

Территория районов делится:

1. Территория сельсоветов 2. Территория посёлков городского типа 3.Территория городов районного подчинения

 

 

Генезис союза РФ и РФ

26 июн. 1992 -дипломатические отношения РБ и РФ

6 янв 1995 – Соглашение о Таможенном союзе (РБ и РФ)

21 фев 1995 – Договор о дружбе (на 10 лет)

26 мая 1995 – ликвидация границ между между РБ и РФ

2 апр 1996 – Договор об образовании сообщества Белоруссии и России

2 апр 1997 – Договор о союзе Белоруссии и России

23 мая 1997 – Устав союза Белоруссии и России

Сент 1997 – Секритариат ООН зарегистрировал договор союза Белоруссии и России

Конец 1997 – принятие бюджета союза Б. и Р. На 1998 год

25 дек 1998 – подписание президентами Р. И Б. Декларации о единении Б. и Р.

8 дек 1999 - подписание Президентами Договора о создании союзного государства

 

Руковод.органы Союза Белоруссии и России:

1.Высший совет

2.Парламентское собрание

3.Исполнительный комитет

 

Рук.органы Союзного государства Белоруссии и России:

1.Высший Государственный совет

2.парламент (2+2+2)

3.Совет министров

· (1.Председатель;

 2.Главы прав-ств;

3.Гос. секретарь;

4.Министры иностр.дел;

5.Министры экономики и финансов;

6. Руководители основн.отраслевых и функционирующих органов управления)

4.Суд

5.Счётная палата союзного государства

 

Не участвуют в выборах (ст.64 КРБ)

1.Признаные судом не дееспособными

2.Лица,находящиеся в местах лишения свободы

3.Лица, в отношении которых в порядке, устан. уг-процесуальн.зак-вом, избрана мера пресечения - содержание под стражей

 

Избирательные цензы (в целом):

· Возрастной

· Оседлости

· Имущественный

· Образовательный

· Моральный

Виды избирательных систем:

1.Мажоритарная

2.Пропорциональная

3.Смешаная

· Мажоритарная система

Суть: в каждом избир.округе депутатские места достаются тем, кто набрал больше голосов

Подразделяется на:

1.Мажоритарная система относительного большинства

(Избран тот, кто получил наибольшее количество голосов, т.е. больше любого соперника (из 100.000, 40.000))

 

2.Мажоритарная система абсолютного большинства

(Характерна для РБ. Набрать 50%+1 голос)

 

3.Мажоритарная система квалифицированного большинства

(квалифицированое большинство всегда больше абсолютного, 2/3 от участвующих, либо 4/5)

 

· Пропорциональная система

(только в многомандатных округах)

Метод избирательной квоты:

5 мандатов в округе, 120.000 избирателей, участвовали из них 100.000, представители 20 партий, минимум для получения депутатского мандата 20.000 голов (100.000/5)

· Смешанная система

(применяется и мажоритарная и пропорциональная система)

Пример: в верхней Раде Украины 450 депутатов, 225-избирается по мажоритарной системе относительного большинства 225- избираются по пропорциональной системе

 

РЕФЕРЕНДУМ

-голосование граждан того или иного государства какой-либо территории, имеющих избирательное право для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни

 

 

Виды:

1.Императивный (его решение оконч. и обязательное. Приобр.силу закона,,м.б. отменено новым референдумом(ст77)     

 2.Консультативный (для выявления общ-ого мнения, учитывается органами гос.вл. при принятии закона или решения) 3.Конституционный (правовой характер принимаемых актов)

4.Законадательный (правовой характер принимаемых актов)

5.Обязательный (орган, его назначающий, обязан при наличии условия, опред.конституцией, назначить его проведение)

6.Факультативный (компетентн.гос.орг. по совему усмотрению решает? о проведении референдума)

7. Общегосударственный

8. Местный

Ст.74 КРБ «Республиканский референдум назначается президентом по собственной инициативе»

Ст. 111 Изб.К. «Референдум – способ принятия граждан РБ решений по важнейшим? гос. и общ. Жизни»

 

Предмет республиканского референдума: (ст.112 Изб.К.) важные вопросы государственной и общественной жизни

Предмет местного референдума: вопросы имеющие важное значение для населения,соответсвтующей ад.-терр.единицы и отнесённые к компетенции соотетсвующего местному совету депутатов и испольнительным органам

Не могут выносится на референдум вопросы:

1.Которые могут вызвать нарушение территориальной целостности РБ

2.Связанные с избранием и освобождением президента РБ, назнач.должностных лиц, назначение которых относится к компетенции президента и палат Нац.Собр.

3.Принятии и изменении бюджета, установлении, изменении налогов

4.Об амнистии и помиловании

 

Порядок проведения референдума по инициативе граждан:

1.Образование инициативной группы по проведению референдума (не менее 100.000)

2.Передача заявления в Центр.Комисию о регистрации инициат.группы и вопроса предлагаемого на референдум

3.Направл.док-ов,представленых инициативн.группой в Мин.Юстиции и Прокуратуру на соответствие вопроса закон-ву РБ

4.Регистрация вопроса предлагаемого на Респ.референдум с учётом заключ. Мин.Юст. и Прокуратуры

5.Выдача свидетельства о регистрации инициативной группы и образца листа для сбора подписей граждан

6.Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума членами инициативной группы (2 мес)

7. Сдача подписных листов в районный, городской Исполнительный комитет

8. Принятие решения райгорисполкома о результатах сбора подписей и направление его в облисполком Мингорисполком

9. Проверка достоверности подписей облисполкомом, Мингорисполкомом

10. Принятие решения Облисполкома,Мингорисполкома об итогах сбора подписей и направл.его в Центральную комисию

11.Составление инициативной группой заключительного акта о сборе подписей и представление его в Центризбирком

12.Проверка предоставленных документов в Центризбиркоме

13.Передача президенту заключит.акта инициативной группы вместе со своим заключением,протоколом

14.Издание президентом указа

 

Отклонение Центральной комисией предложения о проведении референдума:

1.Нарушен срок сбора подписей

2.Отсутствие требуемого колличества подписей

3.Выявление нарушений принципа добровольности

4.Более 15% предосталвеных подписей фальшивы

5.Установление иных нарушений

 

Решение может быть обжаловано в Верховном Суде РБ (в месячный срок), но жалоба должна быть подписана большинством от инициативной группы.

 

Повторное инициирование по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через 1 год(при отклонении), не ранее чем через 3 года (если уже проводился по этому вопросу)

 

В указе президента о назначении референдума:

1.Дата проведения референдума

2.Юридическая сила решения, принятого референдумом

3.Формулировка вопроса

4.Иные организационные мероприятия

 

Порядок проведения местного референдума такой же

Колличество человек в инициативной группе:

· Область и город Минск: не менее 50 чел.

· Район: не менее 20 чел.

· Сельсовет: не менее 10 чел.

Подписывается председателем местного исполнительного комитета

 

Вопросы не могут выносится на местный референдум:

1.ч.3 ст.112 Изб.К. (то что нельзя на республиканский)

2.Впопросы имеющие значение для РБ в целом

3.Вопросы связанные с назначением на должность утверждением в должности или освобождением от должности,относящиеся к компетенции местного исполн. И рапоряд. Органа либо его руководителя

 

Правовые последствия референдума:

1. Состоялся референдум,если в голосовании приянло участие больше половины граждан,внесён. В списки

2.Решение принято если за него проголосовало более половины граждан принявших участие в голосовании

3.Результаты устанавливаются на заседании Центральной Комисии составляется протокол

4.Протокол подписывается председателем комисии

5.Дата принятия – день референдума

6. В силу через 10 дней

Тема 14. Глава государства

1.Понятие и назначение института Президенства

2.Место и роль президента РБ

3.Порядок избрания

4.Компетенция

5.Исключительная компетенция

6.Компетенция в законодательном процессе

7.Отставка. Порядок досрочного освобождения от должности

 

Летом 1994 – изб. Президент

21 фев 1995 – Закон «О президенте РБ»

7 июля 1997 – Закон «О президенте РБ»

 

Президент – сидящий впереди

По толк.сл.Даля: старший член совещательного места

По Ожегову: руководитель республиканского гос-ва, а также некоторых крупных научных учреждений

· Первое в мире гос-ва, где появляется институт президентства США 1787

· Первое Европейское гос-ва, где введ. институт президентства:Франция, Швейцария

· Далее: после 1920 Австрия, Латвия, Польша, Турция, Литва

· Несколько позже: Филиппины, Сирия, Ливан

· После оконч.второй Мировой: Италия, Греция, Индия, Тайвань, Ирак, Иран, Пакистан, практ.все африк.гос-ва, ЧССР

90-е годы 20 века:

1.14 марта 1990 – СССР

2.Бывшие совет. республики

3. 15 марта 1994 – РБ

 

Совокупность факторов повлиявших на учреждение поста президента РБ:

1.Координальные изменения в полит.системе гос-ва, в результате августовских событий 1991

2.Вакуум исп.вл в стране после устранения с политической арены КПСС-КПБ

3.Приниц.изъяны парламентских структур и неспособность существующих институтов центральной власти разрешать политические и социальные проблемы и противоречия

4.Ограниченные возможности и уязвимость Советов как представительного органа власти по стабилизации полит. и соц.-эконом. Ситуации после ликвидации монополии партии на власть

5.Чрезмерное увеличение Верх.Совета РБ законотворческой деятельностью в ущерб распорядительной и контрольной функциям

 

Президент: 1.Высшее должностное лицо 2. Гос.орган

По конституции 15 марта 1994 Президент – глава гос-ва и глава исп.вл.

С 24 нояб 1996 – Президент – глава гос-ва

Президент не входит ни в одну из отраслей

 

Президентом может быть выбран человек:

1. Гражданин РБ по рождению

2.Не моложе 35

3.Обладающий избирательным правом

4.Постоянно проживающий в РБ не менее 10 лет перед выборами (ст.80)

 

Ст.81 КРБ (от 24 нояб 1996) Президент избирается на 5 лет, одно и тоже лицо не может быть президентом более 2-ух сроков

Ст.81 (от 17 окт 2004) Президент избирается на 5 лет

 

Выборы президента РБ:

1.Назначаются ПП не позднее чем за 5 мес и проводятся не позднее чем за 2 мес до истечения срока полномочий предыдущего президента

2.Кандидаты на должность президента выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100.000 подписей избирателей

3.Если должность президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не поздне 70 дней со дня открытия вакансии

4.Выборы считаются состоявшимися если в голосовании приняли участие более половины граждан,включённых в списки избирателей

5.Президент избран,если за него проголосовало более половины граждан РБ,принявших участие

6.Если ни один из кандидатов не набрал нужного количества голосов, то в 2-ух недельный срок проводится голосование по двум кандидатам получившим наибольшее количество голосов. Избранным считается тот, кто получил при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании

 

· Президент вступает в должность после принесения присяги (ст.83)

· Присяга приносится в торжественной обстановке, в присутствии депутатов ПП и членов СР, Судей Конст.суда,Верховного суда,Высшего Хозяйственного суда не позднее 2 мес  со дня избрания президента

· Ещё приглашаются: представители дипломатического корпуса, члены правительства

· С момента принесения присяги, полномочия предыдущего президента прекращаются

· Всё это проходит во Дворце Республики

 

 

Компетенция – совокупность прав и обязанностей органов, организаций, должностных лиц установленных НПА

Компетенция Президента РБ определяется конституцией Законом «О президенте» а также иными многочисленными законодательными актами.

Ст.84 КРБ – компетенция президента (30 пунктов)

 

Общая компетенция президента:

1.Назначает республиканские референдумы

2.Назначает очередные и внеочередные выборы в ПП, СР и местные представительные органы

3.Распускает палаты в случае и в порядке предусмотренных Конституцией

4.Назначает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республ.референдумов

5.Образует,упраздняет и реорганизует Администрацию ПРБ,др.органы гос.упр., а также консультативно-совещательные и иные органы при президенте

6.С согласия ПП назначает на должность Премьер-министра

7.определяет структуру Правительтсва,назнач.на должность и освобждает от должности заместителей Премьер-министра, министров и др.членов Праивтельства, принимает решение об отставке Правительства и его членов

8.с согласия СР назначает Председателя Конституционного суда, председателя Верховного суда,Председателя высшего хоз.суда из числа судей этих судов

9. с согласия СР назначает судей Верховного суда,судей высшего хоз.суда,председателя Центральной комисии по выборам и проведению республ.референдумов,Ген.прокурора, председателя и членов Правления НАц.банка

10.назначает 6 судей Конституционного суда и иных судей РБ

 

 

  Субъекты права законад.инициативы:

1.Президент

2.Депутаты ПП

3.Совет Республики

4.Правительство

5.Граждане (не менее 50.000)

 

Компетенция СР

1.Одобрение или отклонение приянтые ПП проекты законов о внесении изменений и дополнений в КРБ

2.Даёт согласие на назначение Президентом Председателя Конст Суда, Председателя и судей Верх.Суда, Предс.Центральной Комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генпрокурора

3.Избирает 6 судей Конституционного суда

4.Избирает 6 членов избирательной комиссии

5.Отменяет решения Местных советов Депутатов не соответствующих зак-ву

6.Принимает решение о роспуске местного совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения

7.Рассматривает выдвинутое ПП обвинение против Президента в совершении гос.измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании не менее 2/3 от полного состава – смещение президента с должности

8.Рассматривает указы президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, о полной или чатсичной мобилизации

 

Ст.104 КРБ Решения ПП принимаются в форме: законов,постановлений

По вопросам распорядительного и контрольного характера

 

Решения СР принимаются в форме: постановлений

· Решение палат принято, если проголосовало большинство от полного состава.

· Законы об основных направлениях внутреней и внешней политике, военной доктрине – явл. програмными (принимаются при условии если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава палат)

· Законы подлежат немедленному опубликованию после принятия, вступает в силу через 10 дней после публикации, если иное не прописано в законе.

 

Делегирование ПП и СР законодательных полномочий президенту

Ст.101 КРБ «ПП и СР законом принятым большинством голосов от полного состава палат по предложению президента, могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов имеющих силу закона. Этот закон должен определять:

· предмет регулирования,

· срок полномочия президента на издание декретов

Не допускается делегирование полномочий на издание декретов

 

Порядок деят-ти ПП и СР их органов, депутатов и членов, определяется регламентами палат (внутр.закон), который принимается на заседаниях палат в форме постановлений.

 

Формы работы Национального Собрания (ст.8 Закон «О Нац.Собр»):

1.Заседания (сессии)

2.Совместноые заседания палат Парламента

3.Парламентские слушания

4.Деятельность постоянных и временных комисий

5.Деятельность депутатских групп

6.Деятельность иных органов палат парламента

7.Деятельность депутатов в ПП, членов СР, в избир.окргах а также в иных формах в соответствии с зак-ом РБ

 

Основная организационная форма работ парламента – сессия

Первая после выборов сессия – созыв Центральной Комиссией и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов

 

Палаты собираются на 2 очередные сессии в год:

1-ая сессия – 2 октября (не более 80 дней)

2-ая сессия – 2 апреля (не более 90 дней)

 

Заседания правомочны, если 2/3 СР, и 2/3 ПП. Голосование в ПП и СР открытое, осуществляются лично депутатом «за» или «против» - воздерживаться нельзя

 

Тайное голосование может проводится только при решении кадровых вопросов.

 

ПП и СР могут созываться на внеочередные сессии:

1.По инициативе президента

2.По требованию большинства (2/3 каждой из палат)

 

Заседания палат парламента – открытые

Если затрагиваются интересы гос-ва – закрытые

 

1 заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов и ответов Правительства. Ответ на вопрос в течении 20 сессионых дней

 

Во время заседаний могут присутствовать:

· Президент (его представитель)

· Премьер-министр

Совет ПП и Президиум СР проводят заседания не реже 1 раза в месяц

 

Важная форма работы Нац.СОбр.- совместные заседания палат Парламента

Они проводятся в следующих случаях:

1.Заслушивание обращение президента с посланием к парламенту

2. Проведение парламентских слушаний

3. Ответов Правительства на вопросы депутатов ПП и членов СР

4. Обсуждение Совместных обращений, деклараций,заявлений палат НАц.Собр.

5. В др. случаях по рещению ПП и СР

 

Совместные заседания: открытые, закрытые

 

Парламентские слушания – заслушивание мнений или сообщений депутатов Пп,членов СР либо представителей гос.органов, общ.объединений или вопросов относящихся к компетенции ПП и СР. Проводятся по решению палат Парламента в порядке установленном регламентом палат

 

Право зак.инициативы

· Субъект права зак.инициативы разрабатывает проект и вносит его в ПП

Предварительное рассмотрение проектов законов

· Рассмотрение осуществляется:

o Руководство ПП

o Структурные подразделения секритариата

o Комиссии

o Совет Палаты, принимает решение выносить данный законопроект или нет

 

Ст.50 Зак «о Нац.Собрании» проект закона вносится в ПП на бел.и русск.языках с приложением док-ов:

o 1. Письмо и обоснование необходимости данного закона

o 2. Информация о согласовании проекта закона

o 3. Список лиц,подготовивших проект

o 4. док-т подтверждающий согласие Президента и Правительства на внесение преокта закона,если следствием его принятия может быть сокращение госсредств или увеличение расходов

o 5. док-т подтверждающий соответствие поручения Президента об объявлении проекта закона срочным

o 6. док-т подстверждающий согласие Президента на внесение проекта закона, если он расходится с временными декретами или указами Президента

o 7. Информация о назначении докладчика по проекту закона в палатах

o 8. док-т подтверждающий что Президенту напрвлены копии преокта закона и сопроводительных док-ов к нему

o 9. заключение НЦЗПИ и Научно-практичесокго центра проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры, а также иных экспертных заключений, если они давались

o 10. Информация о напрвлении в НЦЗПИ проекта закона

(Эти док-ты при внесении в ПП представляются субъектом права зак.инициативы или его уполномоченым представителем); Если проект закона без этих док-ов, то закон назад; Если в срочном порядке и чего то не достаёт, то по разрешению президента законопроект идёт дальше;

Головная комиссия выносит заключение в письменной форме, вместе с законопроектом, приложенными док-ами направляет в Совет Палаты

· Порядок прохождения в ПП

o 1. Экспертно-правове управление Секритариата ПП

o 2. Головная комисия

o 3. Постоянные комиссии и структурные подразделения Секритариата ПП для предварительного рассмотрения законопроекта

o 4. Головная комисси направляет Совету ПП

o 5. Совет ПП направляет законопроект на рассмотрение сессии

Согласно ст.51 Зак «О Нац Собр» Проекты законов подготовленных ПП 1,2 чтении направляются президенту, не позднее чем за 10 дней до принятия этого закона

 

Правительство по Закону РБ

ЗАКОН 1998 Явл колегиальным центральным органом гос управления РБ, осуществляющий в соответствии с КРБ исп вл в РБ и руков-во системой подчинённых ему органов гос управления и др органов исп власти ЗАКОН 2008 Явл коллегиальным центральным органом гос управления РБ, осуществляющий в соответствии с КРБ исп вл в РБ и руков-во системой подчинённых ему республиканских органов гос управления и иных гос организаций, а также местных исполн и распоряд органов  

 

 

Разница Гос Совета и Совета Министров – Совет Министров состоит из министерств и гос.комитетов. Их определяет ст.24 Зак «О Совете Министров»

 

В соответствии ст.84 КРБ структура Правительства определяет Президент

Президент назначает с согласия ПП назначает Премьер-министра

Президент назначаеттзам премьер-министра, министров, председателя гос.комитетов и др.

 

Решение о назначении Премьер-Министра принимается ПП не позднее 2-ух недельного срока со дня предложения кандидатуры. Если ПП 2 раза отказало, Президент вправе назначить врменнно исполняющего премьер-министра и распускает ПП

 

Ст.106 КРБ Правительство состоит из:

1.Премьер-министр

2.Его заместители

3. Министры

В состав правительства могут входить др руков-ли органов гос управл

 

В соответствии с указом № 289 (5 мая 2006) «О структуре Правительства» В состав Совета Министров входят:

1.Премьер-министр

2.Глава Администрации Президента

3.Председатель комитета Гос контроля

4.Председатель Правления Нац Банка (в настоящее время не входит)

5.Зам премьер-министра

6.министры

7.председатели гос комитетов

8.руковод. апарата СМ

9.председатель Президиума Нац Академии наук РБ

10.председатель Нац Статистического комитета

11. председатель правления Бел Республиканского союза потребительских обществ

 

До этого указа (№289) существовала трёхзвенная система:

1.Министерства; 2. Гос комитеты; 3.Комитеты при СМ РБ

Тема 18. Судебная власть РБ

1.Конст основы судебной власти

2.Констит основы суд системы РБ

3.Конституционный Суд РБ: задачи, принципы деятельности

4.Верховный суд РБ

5.Высший Хоз Суд: состав, задачи

 

Кодекс РБ «О судоустройстве и статусе судей» 29 июня 2006

 

Судебная власть - важнейший признак демократического гос-ва

Ст. 2 К «о с.с.с» «Судебная власть принадлежит судам, возникает в порядке установленном Конституцией и Кодексом о судоустройстве» Суд власть – только судам

Охрана граждан от произвола

Судебная власть играет важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной власти. Осуществление правового контроля их деятельности. Суд. власть обеспеч. Реализацию конституционных прав и свобод граждан, права труд. Коллективов, народа в целом

 

Специфические признаки суд.вл.:

1.Исключительность

2.Особый статус суд.вл., особый режим деят-ти судей, подчин. Только закону

3.Особ. система контроля за деят-стью суд.вл, которая может быть только правовой

 

Особый статус судей

- не могут заниматься предпринимательской деят-ю

- занимать оплачиваемые

 

Законность суд. решений, соблюдение судами прокуратуры их принятия.

Прокуратура – надзор за соблюдением законности

 

Судебная системасудебная власть разные вещи

Судебная система – совокупность всех судов страны

Судебная система РБ – совокупность взаимодействий между собой судебных учреждений РБ всех видов осуществляющих правосудие и иные правовые функции в процесуальных формах

Судебная система составляют:

1.Конституц. суд (орган суд.контроля за конст-ю НПА в гос-ве)

2.Общие суды (осущ.правосудие посредством гражданского, уголовного и админ. Судопроизводства)

3.Хоз.суды (осущ правосудие посредством хоз и адм судопроизводства)

 

Система общих судов:

1.Районные (городские), межгарнизонные военные суды

2.Областные (Минский городской), Военные суды

3.Верховный Суд РБ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

Комитет Гос Контроля (КГК)

КГК – гос орган, осуществляющий гос контроль за исполнением республ бюджета, использование гос собственности, исполнение актов ПРБ,Правительтсва, Парламента и др гос органов, регулирующих отношения гос собственности, хоз-ые,налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями ПРБ.

 

До этого – Контрольная палата

До 1991 – Органы Народного Контроля

60-61 – Органы партийно-гос контроля

1917- Рабочая крестьянская инспекция

 

КГК образуется ПРБ

Возглавляет КГК – председатель, кот назначается ПРБ

 

Система органов КГК:

1.Комитет гос контроля (центральный аппарат)

2.Территориальные органы КГК (

3.Территориальные органы финансовых расследований КГК

 

 

Структура органов КГК:

1.Департамент фин расследований

2.Департамент фин мониторинга с правами юр лиц

3.иные

 

Территориальные органы гос контроля явля Комитеты гос контроля областей и межрайонные КГК

КГК областей явля юр лицами

Межрайонные КГК не явл юр лицами, входят структуру КГК областей

 

Основные задачи КГК:

1.защита интересов гос-ва от посягательтсв в эконом сфере

2.проверка выполнения поручений ПРБ

3.осущ гос контроля за эффективным использованием организациями и инд.предпринимателей бюджетных средств и госсобственности

4.осущ гос контроля за исполнением актов ПРБ

5.проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений зак-ва и отрицательных тенденций в эк и соц сфере

6.выявление неиспользованых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развитие реального сектора экономики

7.предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в эк сфере

8.принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путём

9.ведение в установленном порядке административного процесса

10.выполнение иных задач

 

Функции:

1.исполнение респ и местн бюджетов

2.принятие мер по дебюрократизации гос аппарата

3.исполнение зак-ва по вопросам аренды приватизации

4.соблюдение зак-ва в области инвестиционной деят-ти

5.законное использование материальных ресурсов, приобретенных за счет гос средств

6.соблюдение зак-ва, регулирующего использование кредитных и валютных средств

7.фин-хоз деят-ть гос органов

8.соблюдение зак-ва при осуществлении деят-ти с редкоземными металлами, драгметаллами

9.поставка товаров для гос нужд

10.соблюдение зак-ва о ценных бумагах

 

Принципы деят-ти КГК:

1.законность

2.соблюдение и охрана интересов гос-ва, прав и зак интересов граждан РБ

3.единство системы органов КГК

4.открытость и гласность

5.презумпции добросовестности и невиновности организаций и граждан, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия

6.равенства прав и зак интересов всех проверяемых субъектов

7.ответственность КГК и его терр органов за нарушение зак-ва при осуществлении контроля

 

Система Советов в РБ

1.Облатсные Сов Деп

2.Районные Сов ДЕп

3.Городские Сов Деп

4.Сельсике Сов Деп

5.ПОслековые Сов Деп

 

В РБ установлено 3 территориальных уровня Советов и органов местного управления:

1. Первичный (сельские, поселковые, городские (районного подчинения) Советы)

 2. Базовый (городские(обл подчинения) Орша,Полоцк

3. Областной (областные Советы, Минский городской Совет Депутатов обладает правом базового и областного Советов!

 

Условия досрочного прекращения полномочий Совета Депутатов по решению СР:

1.В случае систематического или грубого нарушения КРБ

2. в случае если Совет не менее 3 раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительным причинам

3.если в течении 2 месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы

 

Иные условия досрочного прекращения полномочий Сов Депутатов:

1.По решению Совета (самороспуск) 2/3 от состава

2.По решению вышестоящего органа или ПРБ – в случае изменения адм-терр утсройства

 

Исполкомы осуществляют свою деятельность в соответсвии с: КРБ, Закон «о м.у.и.с.», иные законы

Обл и Мин Гор Совет – подконтрольны и подотчётны ПРБ, СМ – по вопросам входящим в его компетенцию

Исполкомы первичного и базового уровня – подотчётны и подконтрольны ПРБ и вышестоящим исп комитетам

Исполком о


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.328 с.