Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-01-29 | 115 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ................................................. 85
4.1. Особенности исторического становления
русского государства........................................................... 88
4.2. Природа страны и народный характер.................................. 91
4.3. Русская община и национальный характер.......................... 94
4.4. Русское православие........................................................... 96
4.5. Многонациональный характер страны................................ 98
Глава 5
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ И ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.......................................................................... 106
5.1. Направление воспитания и направление движения
общества............................................................................ 106
5.2. Основные периоды и факторы развития духовности............ 109
5.3. Этнокультурная и универсальная функция
образования....................................................................... 116
Глава 6
ВОЗВРАЩЕНИЕ К РЕБЕНКУ................................................................. 130
Заключение.......................................................................................................... 141
Приложение 1.................................................................................................... 145
Приложение 2
ЦИТАТЫ ИЗ БИБЛИИ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В МОНОГРАФИИ......................................... 160
Цитаты о вере........................................................................... 160
Цитаты о любви......................................................................... 164
Литература......................................................................................................... 169
Именной указатель............................................................................................. 176
Предметный указатель..................................................................................... 179
Введение
|
|
ант, Питтак» (Диоген Лаэртский, 1979, с. 66). При этом он ссыла- ется на Пифагора, который считал, что мудрецом может стать тот, кто «изострил свой дух до предела». В основе мудрости лежат та- кие качества, как беспредпосылочное знание; знание вечных ве- щей, умозрительное знание причин существующего; навык души, помогающий нам определять качества людей (опытность); знание добра и зла; состояние, помогающее судить о том, что следует и че- го не следует делать, самодовлеющая творческая потенция (разум- ность) (Платон, 1994, с. 615–624).
В IV–III вв. до нашей эры на другом конце света, в Китае, вели- кий мудрец Лао Цзы писал: «Мудрый не размышляет, он постига- ет» (Лао Цзы, стих 47).
К качествам, обеспечивающим познание добра и зла, других людей философы обращались в разных странах уже с древних вре- мен. Высшей степенью познания выступала мудрость, которая свя- зывалась, прежде всего, с «изощренностью духа». Мудрость вы- ступала как единое качество, которое приобреталось с опытом лицами, наделенными определенными природными способнос- тями.
Дифференцируя мудрость, мы можем выделить в ней духовные способности, которые, в свою очередь, будут связаны с такими ка- чествами, как совесть и когнитивные способности, с общественной моралью и нравственными качествами человека. Именно данные
аспекты духовных способностей и стали предметом рассмотрения в данной монографии.
В многовековой истории психологии наблюдается смена этапов. На протяжении длительного времени психология в соответствии с этимологией этого слова была учением о душе, которая понима- лась как целостность. Проницательные философы замечали, что в ду- ше есть духовный компонент. В конце XIX столетия под влиянием естественно-научных дисциплин часть психологов решила отка- заться от исследования души, заменив ее «душевными явлениями» или «психикой», что позволило реализовать аналитические страте- гии. Понятно, что при этом до исследования духовного дело не до- ходило. В настоящее время возрождается интерес к духовным спо- собностям (Мазилов, 2019, 2020).
|
В теоретической части данной работы сделана попытка опреде- лить духовных способностей и показать место духовной составляю- щей в структуре общих способностей; установить отношения духов- ных способностей и духовных состояний; раскрыть функциональные проявления духовности. При этом мы исходили из авторского пони- мания когнитивных способностей, изложенного в работах (Шадри- ков, 2007, 2019). С учетом того, что, рассматривая духовные способнос- ти, мы часто говорим о нравственных качествах личности, в работе специально рассматриваются отношения между этими категориями.
В эмпирической части работы рассматриваются: вера, любовь и совесть как примеры духовных способностей человека в их про- явлениях в повседневной жизни. Может возникнуть вопрос: явля- ются ли эти качества способностями? Но что такое способности? Это качества, обеспечивающие познание. Совесть же обеспечивает познание самого себя, лежит в основе оценивания своих поступков. Недаром слово «совесть» – это со-весть, т. е. весть (известие) само- му себе о своем поведении и оценке его со стороны нравственных критериев. Поэтому еще Аристотель относил совесть к способнос- тям. Недаром и в Библии совесть определяется как нравственный критерий истинности знаний, как источник оценки истины (по- дробнее в главе «Совесть»).
Обращаясь к вере и любви, мы выходим за рамки чисто когни- тивных способностей. Эти понятия могут характеризоваться только с позиции «субстанции», как системные качества, в которых пред- ставлена и когнитивная составляющая. Верой мы познаем. Познаем окружающих, любимых, Бога. Через веру мы познаем себя.
Как утверждал С. Л. Рубинштейн, «любовь есть утверждение существования другого и выявление его сущности» (Рубинштейн, 1976б), т. е. познание другого.
Таким образом, мы можем заключить, что и совесть, и вера, и лю- бовь можно рассматривать как способности, но способности духов- ные, способности познания добра и зла.
Воспитание нравственных качеств личности осуществляется в системе нравственно-духовных качеств своего народа. Процесс этот начинается в семье и продолжается в школе. Отсюда вытекают важные требования к содержанию школьного образования и к ме- тодам обучения. Эти вопросы рассмотрены в главах IV и V.
|
В заключительной главе автор обращается к вопросам воспи- тания и развития духовности и духовных способностей в школь- ный период.
Стоит сказать и о том, что второе издание книги «Духовные спо- собности», существенно доработано. Это обусловлено тем, что за про- шедшие 22 года (с 1998 по 2020 г.) автор дополнил свое понимание способностей и одаренности, провел определенную работу в области изучения нравственных качеств. Это позволило продвинуться в по- нимании духовных способностей, определить их место в структуре общих способностей.
В заключение необходимо пояснить, почему в работе много ци- тат из Библии. Каждое исследование опирается на определенные источники: это могут быть результаты научных исследований, мифы, предания, художественные произведения. Мы в число этих источ- ников включаем и Библию. При этом мы исходим из того, что со- временная нравственность имеет своим истоком библейские тексты. И с этой точки зрения, цитируя Библию, мы фактически обраща- емся к истокам морали. Библия переведена на 1848 языков и издает- ся миллионными тиражами. С учетом электронных носителей Биб- лия доступна каждому*.
Автор благодарен М. А. Холодной, В. И. Панову, В. А. Мазило- ву за обсуждение отдельных проблем способностей и одаренности, А. Л. Журавлеву за неизменную поддержку в работе над проблема- ми деятельности и способностей, О. В. Борисовой за помощь в ра- боте с религиозными первоисточниками и за подготовку рукописи
* Цитаты из Библии по разделам «Вера», «Любовь» и «Совесть» подго- товлены О. В. Борисовой.
к печати, Н. В. Нижегородцевой и К. В. Макаровой за проведенное рецензирование.
Особую благодарность автор выражает Я. И. Кузьминову за со- здание условий для плодотворной работы по написанию настоя- щей монографии.
Глава 1
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!