Поддержите ребенка в поражении — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поддержите ребенка в поражении

2021-01-29 83
Поддержите ребенка в поражении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жизнь трудна, а ваш ребенок неопытен. Что из этого следует?

Крепко запеленать пятиклассника и прижимать его к материнской груди?

Нет. Мы уже знаем, что этот путь ведет к социальному поражению ребенка в будущем.

Надо дать ребенку плыть самому. Но под присмотром все же. Под присмотром.

Но раз мы за ребенка ничего сами не делаем, то иногда он приходит домой с неудачей.

Неудачи бывают не только у неудачников, а и у каждого успешного человека.

Уинстон Черчилль сказал: «Успех – это способность двигаться от одной неудачи до другой без потери энтузиазма!»

Как поддержать сына или дочку, если они пришли к финишу последними, а этот заплыв был важным для них?

Ни в коем случае не начинать дискредитацию судей и тренера в глазах ребенка.

Эта стратегия приведет к плохому. Она выучит вашего ребенка искать причины неудач только в поведении других людей, их злокозненности.

А это ну совершенно никуда не годится!

Если человек усвоит эту стратегию, он не научится доверять своим действиям и своим силам. Он так и не поймет, где его система координат, лично его: где его ноль и где его десятка. Не стоит к этому стремиться.

Что же делать?

Стоит стремиться к тому, чтобы сын или дочь научились смотреть на себя критически без паники, без самоуничижения.

Научились сами себя адекватно оценивать: это я умею делать, а это пока нет.

Значит, после неудачи следует поработать над ошибками.

Это очень хорошо заземляет человека. Делает его адекватным.

Работа над ошибками помещает человека в систему координат на определенное место.

Пример.

– Ты проплыла хуже, чем в прошлый раз? Как ты думаешь, почему?

– Тренер просигналила «Финиш», и я остановилась и высунулась из воды. Это у меня забрало несколько секунд, и я приплыла последней.

– Как же быть в следующий раз?

– Я теперь знаю, что, если тренер говорит «Финиш», это значит, что осталось проплыть один бассейн.

– Ты этого раньше не знала?

– Нет, не знала.

– Какой же вывод для будущего?

– Внимательно слушать тренера, его инструкции.

– Что делать, если тренер не рассказал тебе вовремя о своих знаках?

– Ну, другие же знали. Значит, это я проворонила.

Родители, сделайте веселое задание. Вот какое. Возьмите одну из ваших неудач и выработайте десять уроков из нее.

Внимание. Уроки не должны быть обвиняющими кого-либо: себя, других и судьбу. Почему это задание веселое?

Потому что креативное, вы можете выдвигать неожиданные для себя версии, всячески крутя-вертя ситуацию в голове.

Если неудача постигла ребенка в незначимой сфере? В такой, в которой он и притязаний не имеет?

Например, тройку получила за шитье фартука девочка, которая не хочет быть заправской портнихой, этот предмет ей совсем не интересен.

Тогда, может быть, все же рассмотреть маме и дочери вдвоем изделие и самостоятельно оценить детали: ровный ли шов, не болтаются ли нитки. И поставить оценку по пятибалльной шкале.

И так всегда. Но, очень прошу, постарайтесь без занудства и пиления.

Вот вам на память несколько утверждений из замечательной книги, книги-лекарства «Успех в жизни» Р. Мардена.

«Что такое поражение? Не что иное, как воспитание; не что иное, как первые ступеньки к кое-чему лучшему».

«Невзгоды – это алмазная пыль, которой Небо шлифует свои драгоценные камни».

«Когда человек оскорблен и унижен каким-нибудь обрушившимся на него злополучием, ему немало нужно иметь мужества и душевной силы, чтобы искать в своем поражении элементы будущей победы. Однако это-то и отличает тех, кто достигает успеха, от тех, кто оказывается в конце концов неудачником».

«Первая крупная неудача молодого человека представляет большой интерес, являясь показателем его сил к достижению успеха и показателем всей его жизни. Тут интересна не неудача сама по себе, а то, как он отнесется к своему поражению. Бросит ли он начатое дело и схватится ли за что-нибудь другое или снова возьмется за то же самое с прежней решимостью».

Скажу от себя: поддержать ребенка в неуспехе – это значит вместе с ним проделать работу над ошибками и сообщить ему о своей вере в его силы.

Поддержите ребенка в успехе

Внимательному родителю успешным видится любое продвижение вперед (см. статью «Подвиг»), даже если оно малюсенькое.

Мудрый родитель замечает и эти мелочи. И он говорит ребенку об этом своем открытии.

А разве ребенок и сам не знает, что он продвинулся?

Да, может не знать. Ведь количество усилий переходит в качество умения незаметно.

Мама может сказать сыну так: я вижу, что ты свободнее теперь решаешь уравнения (говоришь по телефону/держишься на сцене/твои блины стали просто объедение, мне нравится, как ты слушаешь людей).

Это важно для ребенка – услышать обратную позитивную связь.

Я раньше говорила о необходимости делать работу над ошибками. Теперь я говорю о необходимости отметить достижения ребенка. В некоторых семьях делают отметки физического роста детей – отмечают на дверном косяке год от года. Дети радуются, видя, как они растут. Точно так же хорошо отмечать продвижения вперед по всем линиям, которые кажутся важными и вам, и детям в их развитии.

Может быть, эти линии (шкалы) стоило бы просто взять и нарисовать в альбоме.

Какие это шкалы? Пусть они будут связаны со школьными предметами.

Я думаю, они могут быть частью школьного предмета.

Например, такие одиннадцатибалльные шкалы – от –5 до +5:

– совсем не умел решать квадратные уравнения (–5) – великолепно умею решать квадратные уравнения (+5);

– совсем не заправлял свою постель (–5) – без напоминаний заправляю свою постель (+5);

– совсем не умел пришивать пуговицы (–5) – могу быстро пришить пуговицу (+5);

– совсем не читал (–5) – читаю двадцать страниц в день (+5).

И так далее, какие захотите шкалы. Только без формализма, пожалуйста. Без бюрократизма. И без фанатизма.

А кто судья, кто оценивает, кто сами шкалы придумывает?

Попробуйте вместе с сыном или дочкой обсудить и придумать шкалу и ставить потом оценку: каждую неделю. И замечать рост.

Если шкалу создать, а потом по ней не отмечать роста, не увидите ни прогресса, ни регресса.

Таков закон природы. Человек должен понимать, куда его устремили. Как выглядит совершенно конкретный желательный результат. Если он это видит, ему в сто раз легче жить. И в сто раз тяжелее, если вы просто канючите: ну, выучил, выучил?

Итак, растущий должен глазами видеть направление роста и скорость роста в этом желаемом направлении. Это вдохновляет и радует растущего, как игра.

И вот еще горстка соли с перцем. Знаю случаи, когда реальный успех, заслуженный успех сына или дочери вызывает у родителей скепсис: «Ну, это пустяки! Это никому не интересно!»

Например, мама сыну сказала после вручения медали: «Ну, это не совсем твоя заслуга. Я слышала, как про тебя ребята говорили, что твоя медаль незаслуженная».

Один Бог знает (и еще психоаналитик), зачем мама такое сказала.

Играйте с ребенком

На разных этапах жизни ребенка играйте в разные игры.

В первый год ребенок трогает предметы, пробует их на вкус и на зуб, рассматривает их. Хорошо, если он в 12 месяцев может собрать пирамидку. Начинается этап манипулирования с предметами. Тут вы, родители, должны понимать, что обучать ребенка чтению или математике в этом возрасте бессмысленно: физиологическое созревание мозга в этом возрасте еще не соответствует таким задачам. Мозг зреет постепенно, и это продолжается годы.

Позже, с двух лет вы можете ребенку давать карандаши и краски, кубики и конструкторы. Имейте в виду, пожалуйста, что ребенку надо показать, как именно действовать с этими предметами. Играйте вместе. Ребенок сам не может начать играть. Нужен взрослый. Взрослый предметы назовет, и именно он расскажет про их свойства. Из кубиков можно построить домик. В коробку можно положить зайчика спать. От взрослого ребенок узнает тайные свойства языка: «на диване», «над диваном», «под диваном», «за диваном», «через диван»… В два-три года здоровый ребенок эти грамматические структуры может освоить. В этом возрасте ребенок может понимать и символическое значение предметов: палка для него может быть лошадкой, он радостно скачет на ней. Прекрасно, если ваш ребенок так делает. Значит, мыслительные функции его развиваются.

Обязательно покажите вашей девочке, как играть с куклами, в ролевые игры. Просто один раз покажите. Очень многие дети не умеют этого делать, не умеют играть и мамы. Но, может быть, это не важно? Ведь это всего лишь куколки и зайчики! Может быть, есть вещи посерьезнее этого? Но нет. Игра – это ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО в психическом развитии ребенка.

Физические качества. В игре ребенок учится координировать свои движения, учится прыгать, знакомится с частями тела, укрепляет мышцы, учится не бояться влезть на забор, учится равновесию.

Познавательные качества. В игре развиваются воображение, понимание причинно-следственных отношений, умение сравнивать, внимание, запоминание, распознавание звуков, цветов, геометрических фигур, животных, растений, ориентация в пространстве.

1. Игра учит говорить, обогащает словарный запас.

2. Игра учит любознательности, будоражит познавательные интересы.

3. В игре ребенок учится творить, наизнанку вывернуть ситуацию, проявить артистизм, перевоплощаться. Вы можете переодеваться, краситься, перевоплощаться, танцевать под музыку.

4. Можно играть, сочиняя истории про несколько предметов, которые вам попались на глаза: про кастрюлю, подушку и фантик.

5. Игра учит правилам, нормам. Во многих играх (догонялки, прятки) есть правила. Ребенок учится себя подчинять правилам, инструкциям. Любая психическая функция – память, мышление, внимание – обладает произвольностью. Ребенок учится управлять своими психическими функциями. А это ох как необходимо и в школе, и в жизни.

6. Игра обучает ребенка важному навыку – умению поставить себя на место другого человека, учит себя оценивать адекватно.

7. Играя с ребенком, вы становитесь ближе.

Вот, например, вы можете безо всяких игрушек поиграть в «мне нравится, что ты…» (красивая, смелая, добрая, вежливая, великодушная, заботишься о сестренке, помогаешь бабушке, хорошо чувствуешь настроение другого человека, умеешь вести себя, радостная, смогла побороть свою лень, обаятельная, музыкальная, придумываешь новые слова, чувствуешь рифму, с богатой фантазией, быстрой реакцией, много читаешь, быстро считаешь, сам убираешь игрушки, можешь постоять за себя…).

Таким способом вы даете ребенку положительную «обратную связь»: он видит себя хорошим – вашими глазами, а вы обостряете свое зрение, умение увидеть хорошее в поведении ребенка в потоке жизни. Отрадные ростки нового увидеть труднее, чем очевидные промахи. Ребенок видит свое отражение в вас как в зеркале. Если он вам нравится, он понравится и себе. И еще: он научается обращать внимание на те свои качества, которые пока произвольно не выращивал. Так обогащается его представление о самом себе, усложняется представление, какие вообще бывают люди, как их оценивать.

Я назову вам несколько книжек с моей книжной полки для игр с детьми:

1) Джеки Спилберг «300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет»

2) Пенни Уорнер «150 развивающих игр для дошкольников от 3 до 6 лет»

3) Барбара Шер «Игры, создающие настроение. 300 способов развеселить и успокоить ребенка»

4) Джанни Родари «Грамматика фантазии»

Игры с детьми делают счастливыми и взрослых.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.