Можно ли полагаться на школу? — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Можно ли полагаться на школу?

2021-01-29 79
Можно ли полагаться на школу? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В выборе профессии – нет.

Пока нет.

Школьные профориентаторы не знают профессий. А без этого знания профориентировать нельзя, невозможно. Как врач должен знать болезни, так профориентатор должен знать профессии. Нельзя так рисковать судьбой своего ребенка, доверяя просто школьным психологам.

Профориентацией должны заниматься специально обученные люди. Они обязательно должны быть из полноценных психологов, но одну психологию знать мало, как бы широки ни были познания психолога в психологических науках. Нужно еще знать профессии. Специалистов по профориентации еще готовить толком не начали. Но делать это необходимо.

А можно ли полагаться на школу в образовательном отношении? Очень осторожно.

Как правило, я обнаруживаю незнание базовых, самых элементарных даже вещей. Дети (хотите верьте, а хотите – нет) сплошь обладают фрагментарными знаниями о мире. Я не только о троечниках говорю, об отличниках тоже.

Неужели физическая сила детского ума не позволяет десятикласснику знать, в каком веке жил Пушкин, кто такой Петр Первый и зачем организму кровь, где начинается Азия и кончается Европа, как вычислить площадь круга и каково строение атома.

Физическая сила мозга позволяет, но материал подавать надо, видимо, по каким-то иным методикам.

Я спрашиваю такого незнайку-старшеклассника:

– Во сколько ты приходишь из школы?

– В три часа дня.

– Боже! И что вы делаете в школе?

– Готовимся к ЕГЭ.

Было время, когда я бушевала: какое тебе высшее образование, если у тебя среднего нет!

Но пришла беда – отворяй ворота.

И я уже так не говорю, потому что незнание элементарного нынче становится системой. И все взрослые знают, что школьники ничего не знают. Правда, с английским языком у детишек все лучше и лучше.

Родителям делается стыдно, и я говорю: пожалуйста, не полагайтесь на школу. И время от времени проверяйте не знание конкретного параграфа, а общее понимание.

К сожалению, способ подготовки к ЕГЭ делает знания фрагментарно-винегретными и общую картину, например, двадцатого века, или организма человека, или расположения стран и морей на земном шаре, не дает.

Давайте откажемся все-таки от мысли, что все эти знания – лишние, что вашему ребенку-гуманитарию биология вовсе не нужна. Давайте будем считать, что какой-то базовый круг вещей знать необходимо. Зачем? Ну, хотя бы затем, чтобы производители лекарств в будущем не могли надурить вашего ребенка.

Что же делать?

Не полагаясь на школу, разговаривайте с ребенком. Вот папа поехал в Саратов. А вот карта. Вместе с ребенком подойдите к ней:

– Ну-ка, куда наш папа поедет? Найдем-ка! Давай-давай сам.

– А как искать-то? Вон сколько всего городов на карте!

– Пойдем логическим путем. Это Россия?

– Наверно.

– Да, детка. Саратов в России. Кстати, там родились многие известные люди. Вот, например, Олег Табаков и Евгений Миронов. И Чернышевский, писатель, тоже отсюда.

– Не знаю я никого из этих!

– Ладно. Даю подсказку. Город стоит на реке Волга. Где река Волга протекает?

– Не знаю.

– А вот тут она протекает. Длинная очень река Волга и широкая! Столько на ней городов стоит! И Нижний Новгород, и Кострома, и Тверь, и Ярославль. А помнишь, мы с тобой в прошлом году ведь были в Ярославле? Красиво! Помнишь?

– Помню. Так это Волга была? Пооомню!

– И Саратов тоже прекрасный город на Волге. Кстати, вот и он! Вот смотри-ка.

– А! Вижу!

– А впадает Волга воооот сюда. В Каспийское море.

Сколько времени займет этот диалог? Минут пять.

Преподают ли географию в школе вашему ребенку вот так, индивидуальным путем? Нет, конечно.

Все чаще я слышу, что в школе на уроке задают читать параграф. На следующем уроке – тест.

А знания ведь могут передавать только из рук в руки. Это закон природы обучения.

Время от времени нужно говорить с ребенком и на темы истории. Просто рассказывая ему о событиях истории или другой науки.

Вам, родители, тоже откроется много интересного в мире.

Ваши отношения от этих диалогов окрепнут, если, конечно, исключить террор с вашей стороны.

Разговор должен быть коротким и эффективным, с опорой на картинки. И в атмосфере дружбы.

Родители, понимая, что невозможно поступить в хороший вуз с плохими знаниями, нанимают ребенку репетиторов.

Этим они еще раз снимают с себя труды проверить знания.

Трудно детям, очень трудно. В обществе ценность знаний все ниже, а ценность денег все выше. Все хуже школьные учебники, все сильнее ураганы звуков и картинок, проносящихся через головы детей. Поберегите их умы от сплошного телевизора и соцсетей. Пусть айфон не лежит на столе, когда ребенок учит уроки.

Наблюдать и записывать

Память у человека избирательная и короткая. Когда читаешь свои записи о ребенке, с удивлением и радостью возвращаешься в те времена и сам себя благодаришь: хорошо, что записал, ведь ни за что бы не вспомнил этот эпизод!

Если в семье несколько детей, то в памяти у родителя все перепутывается – кто из детей, когда и что.

На запоминание очень влияют эмоции. Что-то запомнилось ярче именно потому, что вызвало яркие чувства. А если не вызвало ярких чувств, но было важным? Тогда и не очень запомнилось.

Случается, что родители не помнят, когда ребенок начал говорить, ходить, читать…

Память может еще и обмануть: помнится то, чего не было. Это связано с пристрастностью родителей. Иногда они помнят все плохое, а хорошее не помнят. Так бывает. Поэтому чтобы не искажать реальность в своей картине ребенка, нужны дневниковые записи.

Они позволяют не только вам вспомнить забытое и понять про ребенка, но и ребенку они помогут лучше понимать себя, когда вы прочтете ему эти записи. Совместное чтение дневников (а их накопится немало!) сближает вас с вашим сыном или дочерью. И открывает ваши сердца друг другу.

Что же именно записывать? Не только самые ключевые моменты (родился, пошел в садик, пошел в школу), но разные разности.

Итак, вот примерно что нужно запечатлеть в дневнике.

Как родился. Когда начал гулить, радоваться встрече с вами?

Как реагировал на чужих людей?

Какие игрушки нравились? Когда начал ходить?

Как вел себя в песочнице, в яслях, в садике?

Когда заговорил, какие слова и звуки были первыми? Когда начал читать?

Как ведет себя в споре? Ловок ли физически? Любит ли танцевать, петь? Как относится к неудаче, потере, успеху? Поддерживает ли вас? Чувствует ли вас? Хороший ли он товарищ? Как вливается в коллектив? Общителен или склонен к уединению? Берет ли ответственность на себя? Как выполняет задания по дому, что именно ему нравится и как идет «ход борьбы» за чистоту комнаты, ботинок, письменного стола? Во что играет? С чем любит иметь дело? Рискует ли? Стремится ли постигать суть вещей? Занимают ли его люди? Что читает? Что смотрит? Каковы отношения с растениями, с животными, с техникой? Выдвигает ли креативные идеи? Как обращается с деньгами? Понимает ли основные экономические категории? Чем увлекается? Какие достижения имеет в полугодии, в году? И так далее – все, что вам подскажет ваше родительское сердце.

Много ли писать? Да нет, два раза в неделю по пять минут.

Добавлю, что ведение этого дневника очень помогает самому родителю личностно расти.

Дневник вынуждает самого автора встать в осознающую позицию по отношению ко всей домашней ситуации. И поэтому мама или папа, автор дневника, скорее всего и сама (сам) начнет работать над собой. А работать над собой – это не книжки читать, а менять свои привычки.

Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился мыть свою обувь, вам придется стать терпимее и не дергать своего сына, если он «не так держит ботинок». Если вы хотите, чтобы ваша дочь была увереннее в себе, вам придется отказаться от привычки говорить ей «ты не сможешь».

Вместе

Ужинать. Вместе – значит вместе. Но без телевизора, без радио и телефона.

Просто соблюдайте условия: не критикуйте ребенка, расскажите ему случай из своего рабочего дня.

Расскажите о своем дне, что делали, какие были сложности, о чем думали. Спросите его мнение, если вам нужно чье-то мнение.

Во-первых, ваша открытость откроет и его для вас. Вашему ребенку станет очевидно, что вы сомневаетесь в чем-то, что вы человек.

Во-вторых, он ведь открывает так для себя мир взрослых, мир их труда. Во время ужина можно рассказать и о чем-то постороннем, и о важном, и о совсем не важном, но смешном. Делая это, вы передаете ребенку свои ценности.

И это отдушина: и для вас отдых, и для него.

Атмосфера ужина должна быть позитивной.

В позитивной атмосфере ужина и взаимного разговора формируется позитивный рефлекс у вашего сына или дочери лично на вас. А это важно – чтобы он в вас видел не как доисторического персонажа, а полноценного умного участника современной жизни.

При чем тут профессия и ее выбор? – спросите вы.

Отвечаю: это такой тонкий слой вашего влияния.

Готовить ужин (обед ли, завтрак ли) вместе тоже хорошее дело. Ребенок не только учится чистить картошку, резать овощи, смешивать муку с молоком… Он учится труду. А вы наблюдайте: ловок ли? Если не ловок, со временем станет ловчее. Чистить картошку надо не ради того, чтобы стать поваром, в конце концов. А для чего? Тонкие ручные навыки бывают важны во многих профессиях: хирург, ювелир, парикмахер, мастер маникюра, ученый биолог, химик… И вообще, физические действия, ну, вы уже знаете, стимулируют мозг.

Вместе можно и нужно смотреть кино. Вы таким образом и постигаете своего ребенка, и транслируете ему свои ценности и вкусы. Не вы один, конечно. Школа, улица и телевизор делают свои вклады. Но ваш вклад главнее, важнее, весомее.

Иной раз родитель спросит меня: ну, а если бы не я и не мое влияние, то каким бы был мой ребенок? Вот это же все от меня! Это законный вопрос: что будет, если взять и очистить вашего ребенка от вашего влияния? Но если бы вот ваш сын или ваша дочь – с их набором генов – стали бы воспитываться в другой семье – в семье, например, банкира или ученого филолога, или в крестьянской семье в Бразилии? Они бы впитали иные ценности и привычки. Нет, невозможно очистить ребенка от влияний его среды. В вашем ребенке ваши страхи, ваша история, ваша надежда, ваши слезы. Все в нем.

Предлагаю провести такой эксперимент. Отдельно друг от друга ответьте на вопросы. Что бы ты взял с собой на Марс: книги, растения и семена, животных, музыкальный инструмент, много красивой одежды, оружие, фотоаппарат, лекарства?

Можно взять все. Но требуется расположить в порядке важности для вас или для него. Потом сравните ваши ответы. Посмотрите, насколько сильно совпадают начало и конец списка.

Обсудить результаты можно вот каким образом: «Давай посмотрим, что у нас совпало, а что не совпало. Смотри-ка. Мы с тобой вот про это думаем одинаково. А вот тут по-разному».

Боже упаси, я не хочу, чтобы вы думали одинаково. Но я предполагаю, что ваши ценности сходны. И еще это отличный повод поговорить о главном, о вас и о нем.

Вот еще вам задание: напишите ответы на следующие вопросы:

Можно ли украсть, если очень нужно?

Можно ли не возвращать долги?

Как жить дальше, получив по наследству миллиард?

Как жить, оказавшись совсем без денег?

Размышляйте вместе. Слушайте вашего ребенка. Слушая его, вы обнаруживаете, что не на все вопросы есть готовый ответ. Думая над ответами, вы растете вместе с ребенком.

Читать. Да. Вслух читать. Вместе. Понемногу. По очереди – то вы читаете, то он. Странички две-три за вечер. В хорошем настроении. А что читать? Разное. Доступное ребенку. В восемь лет – «Денискины рассказы», в десять – «Муми-Троллей», в двенадцать – «Трех мушкетеров». (Посмотрите главу «Список книг».) И это вас объединяет эмоционально, вы дружите и чувствуете друг друга.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.