Ответственность. Трудолюбие. Взросление — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Ответственность. Трудолюбие. Взросление

2021-01-29 169
Ответственность. Трудолюбие. Взросление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответственность и трудолюбие можно отнести к характеру, а можно – к личности. И – сами догадайтесь – какие виды интеллекта тут работают?

Ответственный

Безответственный подросток так говорит: «а я забыл», «это не я», «я не знал, что это так серьезно», «да ладно вам, ничего ведь ужасного не случилось». Ответственный отдает себе отчет в том, что будет в результате его действия или бездействия.

В психологии есть понятие «локус контроля». Различают внешний и внутренний локус контроля. Внешний локус: человек причину неудачи своей видит в поведении других людей («это они виноваты, а не я!»), а не в своем поведении. Внутренний локус: человек причину неудачи ищет в себе («что же я такого сделал, что потерпел неудачу?»).

Внешний локус контроля – нередко источник конфликтного поведения. Внутренний локус контроля способствует росту личности человека и появлению ответственности.

Ответственность необходима для успеха в жизни. Это родителям надо четко понимать. Безответственность однозначно ведет к провалу в жизни. Безответственный человек не нужен работодателю, он и в школе не нужен, и в колледже, и институтам он не нужен тоже.

Родители говорят порой о своем ребенке: ну, почему он такой безответственный?! Ну в кого он такой?!

Безответственное поведение может быть результатом незрелости мозга или поражения мозга алкоголем или наркотическими веществами. Сами знаете, как ведут себя больные алкоголизмом и наркоманией люди.

Как же воспитать ответственность (внутренний локус контроля) у физически и неврологически здорового ребенка?

Чтобы ребенок не забыл положить питомцу корм в кормушку, он должен уметь испытывать к животному сострадание.

Или ребенок просто должен крепко усвоить, что с него будет спрос: «Ты покормил кошку?» И придется ему ответить на вопрос взрослого, ведь будет реакция – похвала или косой взгляд, укор.

Итак, два пути воспитания ответственности:

– путь гуманизма (сострадание к кошке);

– и путь страха, тревоги (с меня спросят!);

Путь гуманизма ведет к внутренней свободе человека: «я кормлю кошку, потому что без этого она будет голодна». Тут поступок и натуральное последствие не отделены друг от друга оценкой взрослого («ты не покормил кошку, ты поступил плохо»).

Путь страха ведет к зависимости от оценки взрослого.

Этот путь страха также приводит к ответственному поведению, но заодно он ведет к зависимости от мнения взрослого.

В действительности донести до сердца ребенка чувства кошки может только взрослый.

И взрослый может говорить ему о чувствах кошки и какое-то время руководить ребенком, который в определенный час дает кошке корм. Напомню, что положительное подкрепление желаемого поведения вашего ребенка обязательно (похвала, обсуждение в семье: вот какой он молодец, что ухаживает за кошкой!). Неоднократное повторение успешной связки «правильное поведение» и «правильное подкрепление» приведет к устойчивой привычке быть ответственным в кормлении кошки.

Из примера с кошкой видно, что ответственность прививается в труде.

Трудолюбие

Ко мне приходят замечательные родители и их замечательные дети.

Дети умеют печь пироги, разжигать костер, запрягать лошадь, скакать на ней, ставить палатку, они говорят на одном или двух иностранных языках, они рисуют, играют на музыкальном инструменте, полностью обслуживают себя. И делают они это радостно.

Как же так родителям удается таких детей получать?

Есть общее во всех этих случаях. Дети в этих семьях счастливы со своими родителями. Мамы, папы, дети все делают вместе. Волшебное подкрепление трудовых действий у них совершается счастьем совместного бытия, а не просто похвалами.

Дети и родители не зря проживают свои дни. Они узнают новое, они обсуждают совместную жизнь, решают вместе проблемы.

* * *

Соединяем трудолюбие и ответственность. Получается взрослый человек.

Труд я, конечно, имею в виду и умственный, и физический. Умственный-то труд потяжелее будет. И вот к нему надо тоже радостно приучать. Поддерживать. Только с привычкой к умственному труду могут вашему ребенку поддаться так называемые умные профессии (смотрите главу «Ваши дети и четвертая промышленная революция»).

Взросление

Современные городские дети из экономически благополучных семей взрослеют тяжело. Они много ездят по миру, многое знают, многое видели.

Но что такое быть взрослым?

Быть взрослым – значит быть ответственным за свои действия (а бездействие – это тоже действие). То есть понимать, к чему приведут твои поступки.

Быть взрослым – значит обладать набором внутренних и внешних социальных и ручных умений и навыков. Уметь себя обслуживать. Быть экономически грамотным, уметь обращаться с деньгами. Уметь понимать людей, понимать их намерения. Например, что человек устал, ему плохо. Или что другой по-настоящему опасен и может твою жизнь пустить под откос.

Для сравнения: в первобытных культурах дети раньше приобщаются к производственному процессу. Уже двухлетнему ребенку поручают несложную работу (чистить бананы). Маргарет Мид сообщала, что в первобытных культурах нет явления, называемого у нас кризисом подросткового возраста, ведь ребенок никогда не чувствовал себя отделенным от взрослой группы.

Сегодня дети в городах с внешней реальностью соприкасаются не сами, а только через родителей. Родители – прослойка, мягкая подушка – между миром и подростком.

Можно даже сказать, что ребенок весь живет обложенный толстыми подушками. Я полагаю, что медленное взросление связано с этой обложенностью подушками.

Как правило, не сам подросток утром убирает свою постель и не сам моет свои ботинки. Частенько родители смотрят на меня с недоумением: о чем это я? Разве это важно? При чем тут посуда, постель и ботинки, когда речь о выборе профессии?

На консультации я спрашиваю: сам ли ребенок застилает свою постель?

Родители: «Он сможет! Если захочет – он сможет!»

Я допытываюсь: «А все-таки было такое или нет? Мыл свои сапоги хоть раз?»

Родители с трудом могут вспомнить пример.

Я же настаиваю на том, что привычка к труду и самообслуживанию, организация своего пространства и времени – это тот базис, на котором стоит вся взрослая жизнь человека. В этом нет ничего грустного и печального. Напротив: если у человека автоматизированы умения чистить, мыть, то он, делая это, может не думать об этом. Голова его свободна для размышлений о чем-то более сложном и интересном.

Задания для детей

Не во всех школах сегодня есть уроки труда.

У одного мальчика спрашиваю: «Что вы делаете на уроке труда?».

Отвечает: «Едим. Играем».

Поэтому на школу и тут целиком положиться нельзя.

У вашего ребенка, начиная с пяти лет, а то и раньше, могут быть постоянные обязанности по дому. Маленькие обязанности, но свои. Например, вы можете их обязать убирать свои игрушки в коробку, в шкафчик, повесить свои штанишки на стульчик.

Ребенок, чтобы чувствовать себя уверенным, взрослым, должен был бы что-то полезное делать руками: пришить пуговицу, почистить картошку, вымыть посуду, полить растение, убрать за кошкой.

Как-то так устроено в головах у людей, что если они умеют делать что-то, их душа уравновешивается, успокаивается, она не мается, а находит утешение. Человек ведь не ангел, он земное существо. И ему хорошо в контакте с водой, деревом, тканью…

Дмитрий Иванович Менделеев собственноручно шил чемоданы и варил варенье, он придумывал новые рецепты варенья – химик же. Я думаю, что это все ему даже помогало в его основной работе. Когда активизируются разные участки мозга, в нем могут происходить удивительные вещи, открытия, озарения. Так устроен мозг. Он рад получить новые необычные задания.

Не лишайте своего ребенка возможности что-то уметь делать руками.

Работая руками, человек становится адекватен реальности, его самооценка уравновешивается, он лучше понимает себя. Он заземляется. А это невероятно важно – быть адекватным реальности.

Кроме этого, каждодневный ручной труд открывает человеку его новые возможности.

Это касается не только простого ручного труда, но и умственного тоже. И вообще любого труда. Например, рисование или игра на музыкальном инструменте тоже делается руками, но и головой, конечно. Невозможно совершить большой рывок ни в чем из этого, если каждый день не двигаться по шажку. Вот эти маленькие шажки можно назвать маленькими подвигами, если они двигают ребенка вперед.

Подвиги

Жизненная среда сложна и трудна для человека. От ребенка требуют что-то уметь, что-то выучить, что-то сделать. Например, нужно дружить с враждебно настроенными мальчиками (девочками), уметь не плакать, уметь молчать, дать сдачи, произнести непроизносимое «р-р-р»…

Спросите себя, родители: вы как справлялись с такими трудностями в вашем детстве? И какие трудности были у вас? Вам сложнее понять ребенка, если вы плоховато помните себя.

Ребенку приходится справляться с трудностями самому или с помощью взрослых.

Трудности социальные

Мальчик пришел в новый класс, и его там не приняли за своего. Он держался с достоинством, приобрел друга. Ему стало легче. Постепенно класс принял его, несмотря на другую национальность.

Трудности психологические

Матвею очень трудно было сказать «нет» другому мальчику, который толкал его на кражу в магазине. Но он сумел и отстоял свою позицию.

Трудности физические

Боря не умел завязывать шнурки, работать отверткой. Научился. Косте очень хочется быть красивым и стройным, но и есть тоже хочется. Научился сдерживаться в еде. Пошел в тренажерный зал. Похудел.

Трудности интеллектуальные

Вот Даня. Были у него проблемы с физикой. И он все лето занимался ею, решал задачи. И преуспел. Поступил в очень хорошую школу. Даня САМ решал задачи. Его никто не пинал ногой. Нелегко ему было – четыре часа каждый день заниматься физикой в течение всего лета. Но Даня смог.

Я считаю это подвигом. Даня сделал важное для самого себя, для своего будущего.

Кроме этого, такие подвиги укрепляют «волевую мышцу» и ребенок узнает о себе: я могу! Я могу справиться со своей ленью, своей глупостью, трусостью, тупостью, неспособностью!

Одна хорошая девочка очень хотела собаку. Родители справедливо ей заметили: а кто будет утром, в шесть часов, с нею гулять? Девочка воскликнула: Я!

Родители, опять-таки справедливо, заявили девочке: вот давай ты целый год будешь вставать в шесть и гулять с воображаемой собакой. Если ты это выдержишь, значит, ты и правда хочешь собаку. И мы тогда тебе ее купим.

Это похоже на фантастику, на сказку. Но девочка целый год вставала в шесть утра и гуляла с воображаемой собакой.

И родители наградили ее мужество, купили ей такую собаку, какую девочка хотела.

Слово подвиг родственно глаголу «двигать» и означает движение – вперед, конечно.

Подвижки могут быть очень и очень маленькими. Но если они даются волевым усилием, то это и есть подвиг.

Эти маленькие подвижки укрепляют волю, ведут к знанию и умению.

Когда я спрашиваю ребенка о подвигах, я не имею в виду спасение утопающего, а имею в виду преодоление себя и обстоятельств – в обычные дни преодоление своей лени, глупости, трусости, обжорства, недисциплинированности.

Совершая усилия над собой, человек растет. Это правда.

Усилия бывают не видны окружающим. Даже родителям они могут быть не видны.

Однако родители, вооружившись внимательностью, могут и должны замечать тонкие изменения в настроении и в поведении ребенка.

Эти изменения хорошо бы фиксировать в родительском дневнике.

Надо правильно относиться к препятствиям.

Вот несколько вдохновляющих цитат из книги Р. Мардена «Успех в жизни».

«Существует лишь один способ достигнуть превосходства – это упорный труд». (Сидней Смит)

«Прилежание есть мать удачи». (Франклин)

«Если я, созидая гору, прекращу работу перед помещением одной последней корзины земли на вершину, то я все равно не достиг своей цели». (Конфуций)

«Каждый молодой человек может быть в значительной мере тем, чем захочет». (Бэкстон).

«Я думал, что приближаюсь к поражению, но все же продолжал держаться». (Грант)

«Труд есть единственное действительное обеспечение истинного успеха. Боги все продают за него и ничего – без него». (Мардена)

«Совершенство создают мелочи, но само совершенство – не мелочь». (Микеланджело)

Привычки хорошие и плохие

Мудрые люди говорят: посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

Как же хорошие привычки сформировать? Создание привычек сильно зависит от подкреплений, в том числе эмоциональных.

Вот пример, довольно потешный. Отец приносил сыну еду во время совместного сидения смотрения телевизора. Заканчивалась еда на тарелке – отец снова что-то нес.

Это привело к тому, что сын теперь может смотреть телевизор не отрываясь – что бы там ни показывали.

Этот же папа, наказывая ребенка, ставил его в угол и давал ему книгу: «Читай! Ты наказан!» Неудобно читать стоя. Но это – часть процесса наказания.

Итак, две ситуации: в одной подкрепление позитивное, в другой – негативное. Развлекательное зрелище – с едой в обстановке принятия. И чтение как наказание.

Я отцу говорю, что на самом деле он сформировал два условных рефлекса: чтение закрепил наказанием, а смотрение телевизора пищей. Когда отец это вдруг понял – расхохотался, вскочил со стула и забегал по комнате: «Вот это да! Вот это да!» – приговаривал он.

Воспитание – это и есть формирование привычек, как умственных, эмоциональных, так и двигательных. Обвинять на каждом шагу – это привычка, чавкать во время еды, мыть фрукты перед едой, крутить педали велосипеда и не падать…

Привычка – это автоматизм. Но не всегда был автоматизм. Сначала действие было произвольным, контролировалось сознанием.

Великий театральный педагог Константин Сергеевич Станиславский знал разгадку: «Нужно трудное сделать привычным, привычное – легким». Если сделать так, как говорит К. С. Станиславский, появится умение и даже навык. Но давайте забудем, что можно всего добиться одними намерениями и сразу.

Мы здесь говорим о тех хороших привычках, которые ведут к успеху в жизни.

Я бы назвала такие:

– поисковая привычка (искать информацию и аргументы);

– привычка не верить на слово;

– привычка формировать свое мнение;

– анализировать причины своих успехов и неудач;

– привычка к чтению – 30 страниц в день;

– привычка учить уроки;

– привычка к физическим упражнениям;

– привычка к самообслуживанию;

– привычка полагаться только на себя;

– привычка смотреть в будущее с оптимизмом;

– привычка создавать вокруг себя круг доброжелательно настроенных людей.

Навоз и солнце

СмОтрите вы на своего ребенка и отмечаете: вот он сейчас какой – не читает, ничего не делает, не умеет того и сего. Вы в отчаянии.

Я спрашиваю:

– А вы в этом возрасте каким были?

И довольно часто мамы и папы отвечают так:

– Ой, да я таким был олухом! Я тоже неважно учился в школе.

– Ну, ведь вышли вы в люди, верно? – говорю.

– Да. Но я не хочу, чтобы он так мучился, – отвечает мама.

Насчет мучений я так скажу: нельзя не страдать и не спотыкаться, это необходимое условие роста личности. Необходимое!

Никто не развивается, если нет препятствий, падений и негативной стимуляции со стороны окружения (зависть, агрессия). Какое-то количество этой негативной стимуляции должно быть. Сколько-то навоза нужно для роста цветка, а не только вода и солнце.

Человек, а именно ваш родной сын и дочь – явление природное.

Природа снабдила его мощным инструментом выживания. В желуде заключено огромное ветвистое дерево, а в вашем ребенке заключен сильный человек, который сумеет и себя прокормить, и счастье найти, и вам помогать, когда понадобится.

Только надо ему сейчас помочь. Помогать надо с ранних лет.

Почему я так говорю? Потому что я в это верю, потому что любой хороший профессионал не был таковым в 13 и в 17 лет.

Некоторые в будущем очень жизнеспособные люди надежд таковых не подавали в детстве. Или взрослые не имели глаз, чтобы видеть.

Вы смотрИте не на школьные успехи, а на своеобразие ребенка, на его проявления жизнестойкости.

Одно из этих проявлений – умение трудиться, другое – умение любить, третье – умение быть ответственным, быть открытым миру, стремиться к красоте и истине, законности. Так говорил великий Абрахам Маслоу, гуманистический психолог, на которого я еще буду ссылаться в этой книге. Маслоу называл эти черты чертами хорошего человека. Он уточнил, что их надо воспитывать в человеке.

Много требуется от хорошего человека, правда?

Другой великий психолог Л. С. Выготский (СССР) так сказал: «Человек не завершен». Пока человек живет, у него есть шансы на рост и развитие, на изменения.

Это дает нам всем надежду, не правда ли?

Что через пятнадцать лет?

Вашему сыну или дочке сейчас 15 лет. Но пройдет еще 15–20. И…?

После школы тревожная суета: кто куда поступает. Слава богу, вот все пристроены, учатся. Студенческая жизнь! Праздник молодости! Счастливы те, кто выбирал профессию по своему усмотрению, взвешивал, мучился, готовился по-настоящему. Но вот и четвертый курс. Скоро конец вольнице и, видимо, придется работать. Многие начинают работать вполне осознанно и вдумчиво строить профессию. А кто-то с горечью понимает: не туда я попал! И тоже ищет работу, почти всегда на этой фазе жизни – что-нибудь… чтобы платили… Понятно. Не маленький, пора и зарабатывать: деньги нужны.

Но есть другие потребности, с которыми люди не сразу, но обязательно сталкиваются нос к носу – вдруг, неожиданно для самих себя.

Конечно, потребности – дело внутреннее, поэтому и столкновение происходит в душЕ. И это столкновение переживается как кризис.

Часто люди мне говорят: «У меня, видно, кризис среднего возраста». Они это говорят и в 28, и в 35, и в 45.

Самим человеком кризис ощущается безошибочно. Приходит некая новая внутренняя сила, и неизвестно, что с нею делать.

Эта возникшая новая сила и есть вдруг возникшие новые потребности. Они приходят и требуют к себе внимания, не дают спать.

Эти потребности обязательно приходят. Они неизбежны. Как неизбежно человек приходит на третью ступень лестницы, пройдя две.

Я это точно знаю от взрослых в моем кабинете.

Вот о каких потребностях идет речь: потребность в познании, в творчестве, в признании, в самовыражении, в перемене мест, в смене видов деятельности, в пользе, в общественной значимости деятельности, в свободе.

Эти потребности обычно в человеке не то чтобы спят, но они не говорят о себе в полный голос. До тех пор не говорят, пока человека не скрутит нечто противоположное: рутина, болото, несвобода, отсутствие развития…

Стоит про такие потребности высшего порядка иметь в виду, когда тебе 15 лет.

Очень жестко сталкиваются с самими собой люди, которые не имели в виду вот этого своего внутреннего психологического, смыслового уровня. Если они долго – до сорока лет – жили так, словно они биологические машины. И вдруг – бамс! – я, оказывается, человек, я помогать хочу, служить людям, изобретать, творить, совершить необычное, давать людям себя.

Ну, чтобы давать, надо иметь что дать. А давать можно разное – знания, радость, кров, еду, безопасность, идеи… Надо за жизнь скопить вот это богатство знаний и умений, чтоб было что давать.

И с 15 до 35 лет можно пойти правильной дорогой. Правильная дорога та, на которой ты найдешь вот эти самые гуманитарные ценности.

Боже упаси, я не предлагаю всем идти в гуманитарные профессии. Можно быть строителем кораблей и служить этим всем перечисленным ценностям.

Только не идите вы на кораблестроителя, если вы не инженер и не думали о кораблях никогда.

А если думали, то, идя по кораблестроительной дороге, вы построите корабль своего счастья.

Глава 2
Профессии

В этой главе попробуем разобраться, из чего состоит любая профессия, на что надо обратить внимание, когда начинаешь ее рассматривать и примерять к себе. И еще я скажу о современных профессиях и профессиях, которые будут востребованы.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.